Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ЗАПОВЕДИ ХРИСТА


Азы

 

ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г .)

 

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Над этой заповедью блаженства мы продолжаем размышлять сегодня.

 

Наша вера состоит в том, что Христос пришел на землю ради нас, людей, и ради нашего спасения. Спасение – это Его милость, которая избавляет нас от зла. Но что значит – «ради нас»? Тут говорится о той милости, которой Он дарует нам С вою жизнь, делает богами. Согласитесь, мало избавить человека от зла, надо еще наполнить его добром, благом. Дом нужно вычистить, но нельзя оставлять пустым. Потому-то Господь говорит нам не только «покайтесь», но и «просите».

Честный взгляд человека на свою жизнь, самого себя показывает: мы всегда пребываем в милости. Бог о нас думал, когда мы еще не родились, даже когда люди не были сотворены. Разве это не удивительно?

 

Заповедь о милости органично продолжает следующая заповедь: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». О ней можно сказать очень коротко, не объясняя долго. Когда падший человек станет чист сердцем? После того, как оно будет вновь в нем сотворено? Церковная молитва объясняет это так: «Сердце чисто созижди во мне, Боже!».

 

Наше сердце создается, творится заново, потому что оно разрушено. Грех – не грязь, которую можно смыть. Потрачена, ушла в небытие некая часть меня. Я не могу быть цельным, полным. Именно поэтому Христос подходил к некоторым людям и говорил: «Будь целым». И человек создавался заново.

 

Сердце не станет чистым, пока мы не обратимся к милости. Потому-то невозможно попросить Господа: «Будь любезен, очисти меня!». А можно молить – только о милости. Вспомните, люди, которые шли за Христом и просили о прощении грехов, так и говорили: «Помилуй нас!».

 

Божия милость к падшим прощает плохое и одновременно созидает благо. Блаженны те, кто обратился к милости и узнал ее действие, силу. И если Бог создаст во мне чистое сердце, то оно будет Его видеть. Подобное видит подобное. Другого пути нет.

 

Жизнь так устроена, что мы учимся, получаем профессию, а потом пользуемся ею, пожинаем плоды. В вере совсем не так: когда я принимаю дар, то не говорю за него спасибо, не вручаю ответный подарок, не оказываю какой-то знак внимания, а всегда удивляюсь Тому, Кто вручил мне дар. Даже после смерти.

 

Так же происходит и с милостью. Недостаточно помнить о том, что она мне оказана. Я нищ сердцем и знаю, что не умею жить достойно – даже помилованным. Поэтому со мною всегда – сокрушенный дух: «грех мой предо мною есть выну».

 

Давайте немножко отвлечемся, чтобы понять, почему святые люди, исихасты, учились непрестанно молиться Иисусовой молитвой. В одной части эта молитва покаянная: «Помилуй мя, грешного!» Человек, даже когда молится, понимает, что он не прав: делает это не до конца, не от всего сердца, и вера вообще может уйти. Просит: «Господи, прости меня, сейчас неверного, холодного, который борется с Тобой». Духовная нищета святых всегда пребывала с ними. Значит, с ними всегда пребывали милость, чистота сердца. И они зрели Бога.

 

Эта заповедь, с одной стороны, ясна и проста, даже как бы легка. Но она абсолютно недоступна для человеческих сил, трудов, праведности, а доступна только для милости.

 

Протоиерей Алексий ПОТОКИН

(Продолжение в № 11)

 


В избранное