Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ВЕРНОСТЬ


Интервью

 

ВЕРНОСТЬ

 

А за окном – то дождь, то снег. Распускаются и падают листья. Поспевает малина, потом груши. Меняется все – настроение, здоровье, память.

-А есть ли что-нибудь постоянное? – спрашиваю протоиерея Георгия БРЕЕВА, настоятеля двух Богородичных храмов – в Царицыно и Крылатских Холмах.

-Конечно, есть, – отвечает батюшка. – Жизнь на земле идет постоянно – с того момента как Господь дал бытие вселенной и человеку. Без постоянства был бы хаос, об этом говорится вначале Библии.

-А верность – тоже постоянство?

-Не только. Слово «верность» все-таки происходит от веры. Вера – это прозрение в духовный мир, жажда узнать, что он существует. Как наши глаза видят мир, который нас окружает, так духовный человек видит мир высший – Божественный.

Люди в подавляющем большинстве – все-таки верующие, они не отрицают бытия Божия , хотя отношение к личности Бога, к своему призванию у них складывается по-разному. Христиане руководствуются в жизни Священным Писанием, нехристиане – своими представлениями. А верность проявляется в том, что человек, однажды поверив, хочет всегда держаться того, что ему открылось, чтобы оно в нем жило.

Вот мы читаем в Священном Писании: бесы верят и трепещут.

-И, честно говоря, это приводит в недоумение.

-Да, как можно верить – и творить зло? Человек имеет тело, и он им, как завесой, отделен от духовного мира. А бесы – духи, духовный мир им открыт. Но они не принимают Бога, не хотят принадлежать Ему.

-Потому и трепещут?

-Господь сравнивал веру – с зерном. Если появляются условия, добрая почва, зерно начинает расти. Верность – это то, что хранится в зерне веры. Из него в человеке вырастает нечто могучее, способное само приносить плоды.

Из Священного Писания мы знаем о жизни святых – патриархов, пророков, и видим: все их служение проходило в духе верности Богу.

В «Апокалипсисе» Христос говорит о Себе: «Я есть верный свидетель». Он подчеркивает здесь, что непреклонно верен воле Бога Отца – до смерти, и смерти крестной.

Мне кажется, когда Господь объясняет всем, что в Царство Небесное входят узким путем, Он имеет в виду верность. Это и есть узкий путь. А у пророка Давида в псалме читаем: «За словеса устен Т воих аз сохраних пути жестоки».

-«Пути жестоки» – это, наверное, тяжелый, скорбный путь?

-Целеустремленный. С точки зрения земных удовольствий, он даже кажется жестким, потому что связан с самоограничениями – ради верности Заповедям Творца. Пророк Давид сохранил им верность, не скрыл своего греха и неправды перед Богом. Не уклонился в «словеса лукавствия ».

Верность – удивительное качество. Посмотрите на апостолов. Господь избрал их, доверил им Благовестие – и они откликнулись на это всей жизнью.

Дальше в истории христианства мы видим мучеников, исповедников. Они свидетельствовали о Христе, а это может сделать только тот, кто верен. Так что верность – это, в конечном счете, победа над собой и косной человеческой природой.

-Хотя от мучеников требовалась-то вроде ерунда – поклониться идолам, то есть бросить щепотку ладана в огонь. Им даже не предлагали отречься от Христа.

-А они не могли отступить от верности Ему: приняли Господа – и пошли путем, на который Он благословил их, спокойно глядя на все, что им встречалось.

-Научиться бы такому спокойствию хоть чуть-чуть.

-Но давайте обратимся к нашей обычной жизни. В ней тоже все держится на верности. Вот жених и невеста заявляют о своей любви, потом обручаются, венчаются и этим свидетельствуют о том, что хотят соединить свою жизнь и всегда быть верными друг другу. Без верности нет настоящего таинства брака.

Воины принимают присягу, обещают быть верными своему долгу, даже жизнь отдать за Родину, если потребуется. Может ли воин быть неверным? Это исключено.

Врачи дают клятву Гиппократа. Недавно у нас в храме отпевали врача, проработавшего 40 лет! Он с верой, самоотверженно служил людям. На отпевание пришли сотрудники больницы и его пациенты, которых он спас от болезней.

-Священники тоже приносят присягу?

-Мы, священнослужители, накануне рукоположения перед Крестом и Святым Евангелием даем клятву быть верными Православной Церкви, ее догматам, многовековой традиции. Не уклониться ни вправо, ни влево, не избрать самочинные пути.

Когда я учился в Духовной Академии, нас, студентов, часто навещал Святейший Патриарх Алексий I . В то время одна за другой выходили пасквильные статьи о Церкви и священниках. Патриарх понимал, что мы будем служить в атеистическом окружении, его душа болела за нас, и однажды он сказал: «Если вы будете иметь человеческие немощи, то Бог и народ все вам простят. Только одного не простят: если вы будете неверными».

Эти отеческие, теплые слова меня потрясли. Видите, как все просто. Так что верность – это еще и удивительная высота, на которую нас возводит вера.

Она рождает человека, а он, принимая ее, понимает: можно быть только верным, иначе нельзя. И Господь обещает: будешь верен в малом – над многим тебя поставлю.

-Что тут имеется в виду?

-Великие подвижники говорили ученикам: «Ты не бери на себя много, а возьми только то, что тебе по силам, но будь верен в этом малом – и спасешься».

В святоотеческой литературе описан интересный случай. К известному подвижнику отправился за наставлениями молодой человек и получил совет, с чего начинать духовную жизнь. Прошло много времени. Друзья не раз упрашивали его опять посетить благодатного учителя, но он отказывался.

-Почему?

-Говорил, что еще не исполнил прежнюю заповедь. Видите, как он верен в исполнении слова учителя!

Примеры из жизни святых показывают: верность нужна каждому из нас. Без нее наша молитва будет неживой, безвкусной, как пища без соли. Если мы проявляем верность в молитве, то Бог нас всегда слышит.

-Всегда-всегда?

-Без сомнения. И остается только сказать: «Господи, я знаю, что ты меня слышишь и любишь! Что еще мне надо от Тебя? Я верю Тебе!» Верность в малом – это залог того, что Бог никогда не отвергнет, не отвернется от нас.

-Противоположность верности – измена. Это слово всегда имело отрицательный смысл.

-Измена – это перемена к худшему. Человек изменился, перестроился, отказался от себя как личности, избравшей высокие, достойные жизненные или духовные принципы. Если супруги изменили друг другу, они теряют тот венец, то царское достоинство, которое дано им Богом. Потом-то, конечно, можно покаяться и вымолить у Господа прощение.

-И возвращение потерянного ?

-Да. Измена равносильна убийству. Вот представьте, вы кого-то любите. И изменой убиваете его в своем сердце.

-Может быть, я категорична, но мне кажется, если не хранишь верность, просто перестаешь быть человеком.

-Конечно! Душа этим живет: Бог же верен. Сколько бы у меня не было грехов, Он их искупил, ради меня пострадал, дает мне спасение, говорит: «Чадо, избери благо, не делай зло принципом своей жизни!»

Верность – такое качество, которое помогает человеку быть самим собой, а нашей божественной душе – вмещать в себя Божие слово.

-Сейчас на виду люди неверные, у которых было по три, пять, десять браков. Церковь благословляет только два?

-Второй – с покаянием, третий – уже с разрешением Патриархии, если речь идет о венчании.

-То есть тут разбирают особые обстоятельства: и психические болезни, и неверность супругов.

-Но самое горькое то, что сейчас стираются представления о супружеской верности. Вот приходит молодая девушка на исповедь и жалуется. Ей в монастыре задали такой вопрос: «Вы собираетесь вступать в брак, а со сколькими мужчинами сожительствовали до него?» И она даже не сумела сосчитать, со сколькими.

Нет, мы не осуждаем грешников и не ругаем их. Но удивляет то, что у людей совсем нет понятия о целомудрии, как будто оно вообще не нужно. Наоборот, считается, что до брака необходимо приобрести «опыт», который человека изнутри опоганит и даже приведет к болезням. Иногда смотришь на лица и думаешь: «Такой молодой (или молодая), как же ты себя не пожалел, зачем так беспорядочно живешь?»

-Но вы благословляете этих людей на брак?

-Да, потому что для них это – как последняя соломинка, за которую пока можно ухватиться. Хоть человек и недостоин, чтобы на него надели царский венец, но все-таки пусть придет в разум, поймет, что Бог не отвергает его, принимает как неразумное дитя и хочет ему спасения.

-Меня восхищает подвиг русских княгинь – Евдокии Московской, Анны Кашинской . Умирал или погибал князь – и они хранили верность ему.

-Подобных примеров много. Такие люди есть и сейчас, но они редки. Недавно ко мне приходила женщина, у которой умер муж. К ней посватался порядочный человек, но она ему ответила: «Нет, не хочу и не могу выходить замуж! Я люблю своего мужа и хочу остаться верной ему!»

Это здоровая душа, она понимает, что брак по своей природе таков: люди на земле соединились – и вместе будут в Вечности. Ну, судил Бог мужу раньше уйти. Что ж теперь?

В наше время заметно стремление восстановить образ первохристианского благочестия – в жизни, Богослужении. Из посланий апостола Павла, текстов древней Литургии мы узнаем о том, что тогда был чин вдовиц.

-Что это такое?

-Женщины-христианки, оставшиеся вдовицами, твердо решали остаток дней посвятить служению Богу. И во время Богослужения они стояли рядом с епископом, пресвитером, диаконом, входили в церковный клир. Вот на какую высоту возводит человека верность избранному образу жизни.

Вот мы посмотрели на разные виды человеческой деятельности и увидели: только тот, кто сохраняет верность своему призванию, отдает избранному делу все силы, достигает значительных успехов.

 

Беседу вела Наталья ГОЛДОВСКАЯ

 

 


В избранное