Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ЗАПОВЕДИ ХРИСТА


 

 

Азы


ЗАПОВЕДИ ХРИСТА
(Продолжение. Печатается с № 10. 2004 г.)


Мы говорили о третьей заповеди блаженства: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Но потом сделали длинное отступление, обсудили, что же значит: «Неверный в малом, неверен и в большом». И сегодня возвращаемся к «основному вопросу» - о кротости.
Земля может расти, плоть – быть пронизана духом и светиться. Но относиться к ней нужно милостиво, не «брать от жизни все». Хотя нам и кажется иногда, что у нас ничего не будет, если не схватим, не присвоим, не отнимем.


Только милостивое отношение приносит большой плод. Вы спросите: какой? Раскрываются внутренние возможности человека. Доброе, вольное взаимное расположение согревает, рождает такие энергии в совместной жизни, что действительно все преображается.


Настоящее наследование всегда происходит в смирении, кротости. Само слово «наследство» означает: я вхожу в труд другого, получаю то, чего не имел. Мне это предоставляют, доверяют моей чуткости, заботливости, благодарности. Радости и взаимности. Наследство –шаг к пониманию, что такое милость. Оно не заслужено, не куплено, не заработано.


Когда человек впервые сильно влюбляется, он становится чуток к любимой (любимому). Боится обидеть, задеть, даже добрым, например, избытком заботливости. Это и есть признак любви: постоянное внимание к другому, к тому, готов ли он отвечать на чувство или еще нужно ждать. К сожалению, мы быстро теряем такое состояние и потом никогда не вспоминаем о нем.
А ведь наша кротость должна проявляться всегда и во всем. В отношении к природе, чтоб ее не нарушить, в науке, искусстве. В любом деле.


Подлинная жизнь – только в кротости и чуткости. Такой она будет после второго пришествия Христа. Но даже теперь интуитивные люди знают: если мы кого-то по-настоящему уважаем, то этот человек отвечает нам доверием, впускает нас в свой мир. Почему? Да потому что уважение содержит в себе кротость, которая старается не учить, не навязывать другому свое мнение. Принимает человека таким, как есть, не переделывая.


Помните, в евангельской притче отец надел перстень на палец своего блудного сына и тем самым дал ему власть над всем, что имел. Отец знал: сын уже не будет это растрачивать, продавать, смешивать с грязью. Он вернулся домой в кротости.


Только плач, всегда сокрушенный дух может позволить человеку сберечь и развить кротость – эту высокую добродетель. Когда она появляется, мы начинаем видеть, слышать – и беречь то, что нам открылось.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение в № 12.2006 г.)


В избранное