Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ВРЕМЯ ЖИТЬ


  

Интервью

 

ВРЕМЯ ЖИТЬ

 

В Оптину пустынь поступил послушник. Дали ему работу – и начал он ее делать. Старается, недосыпает. А все равно не успевает.

Увидел это настоятель. Позвал послушника к себе и сказал:

-А ты не спеши!

И тот стал успевать. Что за странная категория – время?

 

-Оно было всегда? – спрашиваю священника Михаила ПОТОКИНА.

-Нет, его сотворил Господь. А все созданное Богом – благо, как мы читаем о первых днях творения. Значит, время – благо для человека.

-Хорошо для нас?

-Безусловно, хорошо. Но время – обширное понятие, его можно рассмотреть с разных точек зрения: духовной, физической, нашего восприятия.

-И что получится?

-Времен много.

-И они относительны?

-Относительность времени, его связь с пространством и материей физики установили в ХХ веке. До этого время представлялось им как нечто незыблемое. Для ученых, настроенных анализировать мир прагматически, исходя только из опыта, это было серьезным открытием.

Мы воспринимаем время как периоды. На первый взгляд кажется, что один год не отличается от другого: то же количество дней, те же 24 часа в сутках, 60 минут в часе. Но год на год не похож – по насыщенности событий. Один пролетает так, словно его не видели. Второй мучительно тянется, ждешь не дождешься, когда же он закончится.

-Что происходит?

-С духовной точки зрения время имеет для нас разную продолжительность, разную меру. Но вот что, по-моему, определяет отношение ко времени. Есть такой прекрасный молебен на новый год. Там читается отрывок из Евангелия от Луки о том, как Христос вошел в синагогу, взял книгу пророка Исаии и прочитал: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать плененным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу. Проповедовать лето Господне благоприятное» (18-19).

-«Лето» и есть время?

-Да. Ветхий Завет не знал благоприятного времени. Смертность человека вызывала тоску. У Екклесиаста есть такие рассуждения: умрем мы, умрут те, кто будет после нас, и после них все тоже умрут. Время течет от рождения – к смерти, приближает то, чего люди боятся.

А Христос открывает нам новое время. Апостол Павел правильно воспринимал его и говорил: «Я хочу разрешиться от тела, чтобы жить со Христом». Для него время течет в обратную сторону, отмеряет срок до встречи с Господом.

-До вечности. Но вера-то у нас – маленькая!

-Поэтому время в нашем понимании – все-таки неблагоприятное (смеется). То, что каждого из нас ждет в конце жизни, – неизвестно, закрыто Богом. Нам дорого то доброе, что есть здесь, пусть самое маленькое: наши отношения, люди, которые нас окружают, радостные минуты. Все это скапливается в сокровище, оно наше!

С другой стороны, мы смотрим на историю и понимаем: время – как покров, который прикрывает собой вечность. Священная история человечества – это единое целое, а не разрозненные события. Оказывается, время может не только отнимать у нас близких людей, юность, молодость, годы, но и духовно связывать целые поколения – в некую последовательность, которая выявляется не сразу.

Поэтому в разные отрезки жизни мы воспринимаем время по-разному. В 17-18 лет я смеялся, когда слышал: «Молодой человек 30 лет». Это же старик! В юности жизнь кажется бесконечной. Потом, в основном через смерть близких людей, нам открывается ее ограниченность – и величие того, что совершается в нашей судьбе. Потому что совершается оно – однократно.

-Единственно?

-Мне совершенно непонятна теория реинкарнации у индуистов. Чудо жизни – в уникальности каждого мгновения. Одна юность, молодость, зрелость, старость. Наша любовь, семейные отношения драгоценны именно во времени. Оно придает им глубину.

Да, мы часто принимаем время как нечто худое. Но в нем исполняется замысел Божий о человеке. Сам Господь вечен, вне времени.

-А Царство Божие – внутри нас? Это тоже вневременность, вечность?

-Да, опыт вечности. В душах святых он одинаков – и в IY веке, и в XIX . Значит, для духовного мира времени не существует. Да ведь и человечество не меняется со временем!

-Что вы имеете в виду?

-Те же характеры, достоинства, пороки сохраняются тысячелетиями. Но время является синонимом обновления. Мы же знаем умирание осенью, зиму. А потом возникает весна. И это не плохо.

-Получается, время и вечность на земле сосуществуют?

-Да. Время, повторю, это некое покрывало, оболочка, которая прикрывает то, что находится внутри. Внутреннее иногда открывается, мы прикасаемся к вечности – и без нее не можем. Потому-то уже в нашем мире существует то, что переживает время. Например, человеческие таланты. Биологическое время Гоголя закончилось, а его книги живут. Здесь мы чувствуем, что принадлежим вечности.

Мы не можем сделать себя моложе ни на одну неделю. Время не идет назад. Но воспоминаниями, чувствами иногда возвращаемся в любой отрезок жизни. Если попадаем в места, где прошла наша молодость, состоялось какое-то событие, все внутри переворачивается: мы как бы возвращаемся к тому состоянию духа, которое было в нас 5, 10 лет назад. Значит, во времени существует тело, а душа может в нем перемещаться.

Многие говорят, что у тела и души – разный возраст. Помните у Пушкина: «Смешон и юноша степенный, смешон и ветреный старик»? Тут начало понятия о вечности: на земле время имеет непреложное значение, а в ином мире – не так.

-Время – благо. Почему тогда говорится, что оно лукаво?

-Вероятно, потому, что мы его не ощущаем. Голод, холод, тепло чувствуем. А время – нет. Забудемся – и оно пролетает.

Но это сказано еще и о духовных временах, чтобы мы время – испытывали, наполняли внутренним смыслом. Понимали цель жизни, помнили о смерти, думали о своем внутреннем состоянии. А не просто проводили или убивали.

-Какое слово точное!

-Оно ясно говорит о том, что происходит. Человек фактически теряет жизнь. Бесполезно, бесцельно.

-У святого праведног о Иоа нна Кронштадтского я прочитала, что враг ворует время, которое нужно для нашего спасения.

-Да и само время в Священном Писании часто называют вором. Господь в Евангелии говорит, что не надо нам собирать себе богатства на земле, где воры крадут. Эти воры – время. Оно все делает незаметно – и ты не можешь от него защититься.

Воры уносят у нас не только вещи, но и молодость, силы, здоровье.

Интересно сказано в Евангелии: сеющий семя не видит, как оно растет. Это скрыто временем. И открывается, когда мы смотрим в прошлое: минули годы, я стал старше, изменилось здоровье…

-Родились дети!

-И так далее. Но вот что плохо: можно жить во времени – и при этом быть мертвым. Эти периоды всем знакомы: опустошения, страха, уныния, отчаяния, когда часы не важны. Это безвременье.

-Но и радость тоже вне времени?

-Все духовные состояния выше него. Мы можем время терять, а можем приобретать, что-то получая для души. Оно становится благоприятно для нас.

-Сейчас все говорят: «Время летит, его не хватает!»

-Наверное, сказывается ритм жизни. При одном образе жизни оно течет размеренно, спешки нет. Когда жизнь эмоциональна, напряжена, то время напрягается. Но это восприятие субъективное. В Москве приезжие говорят: «Здесь бегают, как сумасшедшие!». А москвичу в маленьком городке кажется, что все спят. Но это же не так! Разный ритм, разная нагрузка на одинаковый временной интервал. И нельзя сказать, где лучше, где хуже.

Это наша реальность – и надо научиться в ней достойно жить . Собирать, а не расточать. Проходит месяц, год – и нужно осознать, что собрал.

-Стоит заспешить – и теряешь чувство красоты, полноты, глубины.

-Да, потому и говорят: «Поспешай, не торопясь».

-Наше личное время в какой-то момент закончится.

-К сожалению.

-Вечность – это тоже протяженность?

-Я не могу ее осознать. Думаю, недаром для нас эта тема закрыта. В Евангелии Господь говорит ученикам: «Не ваше дело знать времена и сроки». И все предположения – всего лишь предположения. Под ними нет основания. Мы должны устроить свою жизнь здесь.

-В книгах, журналах, газетах много пишут о том, земля все быстрее вертится. Неугасимые лампады горят дольше, чем прежде. Да и физики что-то там насчитали.

-Ну и что? Какая разница? Надо ли нам помириться с соседями?

-Обязательно!

-Правильно! Это главное. Мир всегда полон слухами. Зачем на них сосредотачиваться?

В «Грозе» Островского суеверные люди приходили в ужас: «Литва на нас упала!». Однако ж ничего, живем! Вот и теперь на эти якобы научные разговоры не нужно обращать внимания. Все, что нам необходимо, открыто в Священном Писании. У нас есть семьи, близкие люди, есть время, в котором мы живем. Нельзя обвинять его в том, что оно плохое. Всякое время дает человеку все, чего он хочет. Ищет конфликтов – найдет. Ищет катастроф – будут. Но если ищет блага, добра, мира, тоже найдет их. И друзей, и любовь, и семью.

Да, когда болит зуб, это время не очень приятное. Но боль уходит, на душе опять покой и радость. И время хорошее. Благоприятное.

 

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

 

 


В избранное