Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ЗАПОВЕДИ ХРИСТА


 

ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

 

Многие люди мучаются: что им сказать на исповеди? Но это же нам открыто: то, что мы имеем, проявляется во всем. Не оправдывай себя, не принижай. Приди на исповедь и скажи: «Все-таки украл, над своим другом глумился, предал...». Не добавляй: «Чуть-чуть, каплю, мелочь!». Ведь капля неверия уже означает: до конца не верю.


Самая малая нераскаянность мешает нам измениться. «Неверный в малом, не верен и в большом». А вот когда появляется сопереживание, не внешнее, а внутреннее, тогда человек будет меняться. Тут опять важно не что мы делаем, а как. Любое дело может быть во благо, даже когда мы спотыкаемся. Потому что споткнулись — и появляется повод одуматься, а то никогда бы не поняли, что творим.
Там, где присутствует зло, нет сущности, существования. А там, где Бог, все сущее, все во благо. Тогда и внешняя сторона жизни тоже становится во благо.


Мы ошибаемся, если думаем, что способны любить. Вот когда человек поймет, что давно влюблен в себя, всех обобрал, обокрал, «использовал» в своей жизни, — и скажет: «Прости!», перед ним откроются удивительные возможности. Тот, кому много прощается, будет много любить. Единственная возможность встретиться с любовью — признать, что мы ее предали. Что она возвращается нам милостью Бога.


Кто может помиловать? Только тот, кто любит. Если меня помиловали от вечной смерти, вечной жадности, вечного презрения к ближнему, гнусной, наглой лжи о добре и зле, то как же мне тогда хочется, чтобы всех остальных помиловали тоже!


А тот, кому мало прощается, мало любит. Это признак, о котором говорит Господь.
Тут часто возникает вопрос: а как же тогда по природе добрые люди? Они же есть. Но посмотрите на эту доброту и вспомните слова апостола: взирайте на концы учителей ваших. Если доброта была всю жизнь, а перед смертью закончилась, не хватило малого, то это больше похоже на видимость. А существует только то, что существует вечно. Остальное — призрак и обман.


Если думать, что предыдущие поколения ушли навсегда, то истории нет, она стерта. История есть, когда люди, которые были здесь, — живы.


Кстати, раньше меня мучила мысль: были же в какие-то дремучие времена неизвестные люди. Похоронили их где-то на дальнем севере или юге, цивилизации они не послужили. Был ли смысл в их жизни? И уж потом стало понятно: если одного, малого, откинуть, сказать, что он не важен, то я уже неверен в большом. Все необходимы. Иначе не было бы этой жизни, мир стал бы меньше.


Слава Богу, настанет Страшный Суд и все соберутся. Воскресением будут поставлены в свою силу. И не в ту земную, незаметную, а воскреснут своими желаниями, упованиями. Будут восполнены Богом — без всякого недостатка. Он верен во всем. Просите, стучитесь. И там, где мы стучимся (не только рукой или лбом, а своими желаниями, надеждами, незаметно для нас, а заметно для Господа), ничего не умрет, Он воскресит все.


Протоиерей Алексий ПОТОКИН


В избранное