Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета КРЕСТ С КУЛИКОВА ПОЛЯ


Информационный Канал Subscribe.Ru

Взгляд
КРЕСТ С КУЛИКОВА ПОЛЯ
Уже есть мнение, что Куликовской битвы - не было. Письменные свидетельства о ней поздние. Археологические находки на поле - скудные. Церковным источникам предвзятые критики не доверяют. Ставится под сомнение достоверность житий Сергия Радонежского, Димитрия Донского, всей житийной литературы. Экстремисты требуют кардинального пересмотра церковного предания и истории.
В средние века жития святых и летописи составляли монахи, которые понимали свою ответственность перед Богом и людьми. О наших поражениях и междоусобных бранях они писали не меньше, чем о победах. Общеизвестная дата Куликовской битвы - 8 сентября 1380 года. Повесть о решающей схватке с татарами есть в составе Московского летописного свода (ее относят к 1409 году). “Задонщина” датируется концом XIV века. О Куликовском сражении сообщают русские и иноземные источники XV-XVII веков. Древние манускрипты (поздние списки) отдалены от оригиналов на десятилетия и более, так как оригинал, написанный в единственном экземпляре, почти не имел шансов уцелеть.
Ученый монах Епифаний жил в Троицкой обители 17 лет при преподобном Сергии. Через 1-2 года после кончины преподобного в 1392 году начал собирать материалы для его жития. Через 26 лет завершил труд, в котором Куликовской битве посвящена особая глава. Епифаний почил в 1420 году. Обретение мощей и канонизация преподобного Сергия произошли в 1422 году. Окончательная редакция жития Сергия Радонежского сделана в 30-е годы XV века. Таким образом, сообщения о Куликовском сражении появились в русских письменных источниках еще при жизни его современников и участников, что исключает возможность мифа.
Археологическим находкам на Куликовом поле посвящена целая книга. Недавно там нашли ценную деталь доспеха. Думают, что подобных предметов должно быть больше. Однако на местах средневековых баталий сохранилось немногое. Время быстро стирает следы. В 1945 году поля России были завалены боевым металлом. Но сейчас, спустя полвека, такие находки - редкость. А что будет через 600 лет? Впрочем, об одной находке на Куликовом поле надо сказать особо.
Осенью 1925 года вечером Димитровской родительской субботы лесной объездчик Василий Сухов возвращался домой через Куликово поле. Димитровская суббота - ближайшая ко дню памяти великомученика Димитрия Солунского, установлена в 1380 году для поминовения воинов, павших в Куликовской битве. Затем в этот день стали поминать всех усопших.
Ехал Сухов с поминальной трапезы от родственников со станции Птань. Пять часов пополудни. Секла ледяная крупа. Вдруг конь Василия остановился перед рытвиной, заполненной водой. В воде что-то мерцало. Сухов сошел с коня, поднял из рытвины старинный крест со следами удара чем-то острым. Подумал: это крест павшего ратника, и лучше бы переслать его бывшему местному помещику Средневу Егорию Андреевичу, который любил собирать на поле исторические древности. А в 17-м году барин уехал в Сергиев Посад, поближе к Троице.
Оставить крест у себя Василий не решался: времена лихие, отнимут, надругаются. И тут подходит к нему Старец - “такой лик священный, как на иконе писаный”. Говорил Старец на правильном церковно-славянском и, казалось, угадывал мысли Сухова. Шел он “вотчину свою проведать”… в Сергиев Посад. Согласился передать крест доброму барину. На прощание сказал:
- Скоро увидимся!
Огляделся Василий. Небо расчистилось. Закат багровый. Поле красное. И лужи красные, как кровь.
В апреле 1926 года довелось Сухову рассказать об удивительной встрече бывшему царскому следователю по особо важным делам. Следователь скрывался от новых властей, вскоре обстоятельства вынудили его перебраться в Москву, а в конце лета он поехал в Сергиев Посад, переименованный в Загорск. Цепочка “случайностей” - и следователь нашел Среднева, который с дочерью Ольгой жил в домике покойного друга профессора истории В. О. Ключевского. И вот что выяснилось.
Осенью 25-го года вечером Средневы услышали три осторожных стука в окно и голос: “С Куликова поля”. Вошел Старец. Благословил:
- Радуйтесь благовестию. Раб Божий Василий, лесной объездчик, знакомец и доброхот, обрел сей крест Господень на Куликовом поле…
Ночи они не заметили. Время словно остановилось. Утром обнаружили: Старец ушел неслышно, следов не оставил. На столе, на белом листе бумаги лежал сияющий крест как бы с отметиной от удара саблей.
Воцерковленная Ольга осталась в уверенности: приходил сам Сергий Радонежский. Она узнала его по иконописному лику. Барин недоумевал. А следователь, человек верующий, произвел небольшое дознание. Установил, что Старец принял крест от Василия на Куликовом поле в 5 вечера на Димитровскую субботу и почти в одночасье доставил в Сергиев-Посад за сотни километров. Документальные подтверждения этому - дневниковая запись Ольги и корешок продуктового талона на пшено и подсолнечное масло со штампом 7 ноября по новому стилю, то есть 25 октября по старому. Пайку дали по случаю 8-летия Октябрьской революции. Утром того дня Ольга была в церкви, поминала усопших близких. А вечером смогла наконец засветить лампаду на этом подсолнечном масле (лампадного масла давно не было). День Димитрия Солунского всегда празднуется 26 октября ст. ст. В 1380 году суббота, ближайшая перед ним, тоже была 25 октября.
Это событие, вернее - знамение, многое подтверждает. Была великая битва у Дона и Непрядвы. Была наша победа. Чудесный Старец - несомненно, преподобный Сергий - прямо указал место, где сшибались в смертной схватке русские и ордынцы.
А некоторые сомневаются. Читают “новую хронологию” нового академика Фоменко. Этот “историк” от математики переместил битву на берег Яузы, где якобы столкнулись два ордынских войска, отождествил Димитрия Донского с Тохтамышем, а имя Мамай вывел от слова “мамочка”. Вот “ученое” наваждение, от которого только Крестом и можно защититься.
Василий Сухов умер в сентябре 26-го и действительно скоро встретился с Сергием Радонежским в новой жизни. Средневы в декабре покинули Посад внезапно. Царскому следователю удалось эмигрировать. Во Франции он познакомился с писателем Иваном Шмелевым, ему все рассказал. Теперь и мы это знаем. Конечно, не случайно.
Владимир ПРИЛУЦКИЙ,
кандидат медицинских наук


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.spg2004
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное