Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Поздравляем с Праздником Крещения Господня!


Информационный Канал Subscribe.Ru

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…»

Крещение Господне. Новгородская икона XV в.
Крещение Господне. Новгородская икона XV в.

В полдень 18 января, в Навечерие Богоявления (Крещенский Сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Истринского Арсения совершил чин Великого освящения воды в нижней церкви Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя.

Чин Великого освящения воды совершается в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) и в самый день праздника Святого Богоявления – Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Чтобы освятить воду в большом сосуде (более полутора метров в диаметре и более двух метров высотой) со специальной системой циркуляции воды, Святейший Патриарх взошел на специальную лестницу. При пении Крещенского тропаря Его Святейшество совершил троекратное погружение Честнаго и Животворящего Креста в воду. Затем Святейший Патриарх окропил народ Божий освященной водой.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил богомольцев с Крещенским сочельником.

Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru

Слово Святейшего Патриарха по совершении чина Великого освящения воды в Храме Христа Спасителя

Поздравляю всех вас, Преосвященный владыка, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, с Крещенским сочельником, с преддверием великого праздника Богоявления Господня – праздника, положившего основание великому и спасительному Таинству Крещения, через которое мы все стали членами Церкви Христовой.

Каждого из нас принимали воды Иордана, каждый из нас, православных верующих, получил в Таинстве Крещения благодать Святого Духа, которая помогает нам на нашем жизненном пути, дает нам силы и возможность молиться вместе в наших православных храмах. Господь сказал: "Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреде них" (Мф. 18. 20). И мы верим: Господь с нами. Мы получаем благодать Господню Таинствах Церкви Христовой, в общей церковной молитве. Церковь молится за каждого из нас с момента Крещения и до того момента, когда провожает православного христианина "в путь всея земли".

Сегодняшний день и день завтрашний – праздник Крещения Господня – напоминает нам не только о нашем Крещении. В эти дни освящается вода, которую мы несем домой и которую принимаем как святыню в болезнях, жизненных испытаниях и тревогах. Этой водой освящаются наши жилища и освящается наш жизненный путь. Я молитвенно желаю, чтобы каждый из вас унес благодать святой воды в свой дом, в свои семьи, и этой святой водой укреплялись бы духовно наши близкие и родные.

Поздравляю всех вас с великим праздником Богоявления и желаю, чтобы, вспоминая Крещение Господне, мы вспоминали бы и своем Крещении, о тех обетах, которые мы сами дали, если крестились в уже сознательном возрасте, или же принесли через наших восприемников от купели, и прежде всего – об обете быть верными Христу на протяжении всего совершаемого нами земного пути.

С праздником всех вас!

Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru

Богоявление

1) в Свящ. Писании и богословии — имевшие место в истории явления Бога человечеству (Теофания);

2) в литургической жизни Церкви — один из древнейших праздников христианского календаря (греч.— Epiphaneia, Theophania).

Возникновение праздника Богоявления следует датировать не позднее III в. Первоначально он был посвящен Воплощению, Рождеству и Крещению Христовым (это отражено, например, в проповедях святителей Григория Неокесарийского, Григория Богослова, в древних Лекционариях и проч.); датой праздника было 6 января. В IV в. сначала на Западе, а к конце века и на Востоке праздник Рождества Христова выделяется в самостоятельное торжество; содержанием праздника Богоявления остается Крещение Господне.

В настоящее время повсеместно Рождество Христово и Крещение (под названием Богоявления) празднуются раздельно (в Православной Церкви состав богослужения на эти праздники имеет много общего); лишь в Армянской Церкви с VIII в. в содержание праздника Богоявления включается также и Рождество Христово. Дни между праздниками Рождества и Крещения считаются святыми и радостными и отмечаются отсутствием поста (Святки).

Литература:

Braendli G. La f?te de l’?piphanie, son origine et ses rapports avec le bapt?me de J?sus. Gen?ve, 1899; Скабалланович. Типикон. Вып. 1; он же. Рождество Христово. К., 1916. (Христ. праздники; кн. 4); Talley T. J. The Origins of the Liturgical Year. N. Y., 1986.

«Православная энциклопедия», том V. С.550.

Водосвятный молебен на Святом озере (Соловецкий монастырь)
Водосвятный молебен на Святом озере (Соловецкий монастырь)

Агиасма

(Греч. «agiasma» – святыня; церковнослав. – святая вода)

М. С. Желтов, А. Ю. Никифорова

1. Греч. слово «agiasma», искусственно созданное при переводе Ветхого Завета и не встречающееся у античных авторов, в Септуагинте передает, как правило, еврейское «miqdas» в значениях «святое место, святилище» (Исх 25, 8 – о скинии; 2 Пар 20, 8; 30, 8; Пс 77, 69; Ис 63, 18 и др. – об Иерусалимском Храме; Исх 15, 17 – о горе Сион), «священное приношение, святыня» (Исх 29, 34 — о елее священного помазания). Авторы I–VIII вв.— Филон Александрийский, Климент Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Дидим Слепец, Феодорит Кирский, Феодор Студит — употребляли эту лексему в основном в тех же значениях. Словарь «Суда» (X в.) толкует слово «Агиасма» как храм. Однако уже в III–IV вв. стали появляться новые смысловые оттенки, например, Климент Римский метафорически именовал Христа «Агиасма знания» (Paedagogus 3. 13 // PG. T. 8. Col. 677a); словом «Агиасма» (часто во мн. ч.) называют Святые Тайны святители Василий Великий, Григорий Чудотворец, Григорий Нисский, прп. Иоанн Дамаскин (Lampe. Lexicon. P. 17).

2. В более узком значении «св. миро, св. вода» слово «Агиасма» начинает употребляться византийскими авторами: Кирилл Скифопольский (VI в.) в «Житии святого Евфимия» сообщает о помазании миром от раки с мощами на могиле св. Евфимия (52, 54), свт. Фотий, Патриарх Константинопольский (IX в.), в «Библиотеке» приводит рассказ Ефрема, Патриарха Антиохийского (VI в.), о чудесном источнике св. мира; встречается Агиасма в эпиграмме Христофора Митиленского (XI в.): «На честные останки святого Пантелеимона, источающие агиасму» (Die Gedichte des Christophoros Mitylenaios / Ed. Kurtz E. Lpz., 1903. N 59. S. 56); свт. Григорий Нисский так называет мощи святых; в сочинениях, приписываемых Иоанну IV Постнику, Патриарху Константинопольскому (VI в.), и в Номоканоне Агиасма называется св. водой (Lampe. Lexicon. P. 17), а в трактате «О церемониях византийского двора» имп. Константина VII Багрянородного (X в.) Агиасма обозначает воду источника храма Богородицы во Влахернах и богоявленскую воду (De cerimoniis… / Ed. A. Vogt. T. 1. P. 131). В богослужебных книгах словом «Агиасма» обозначается св. вода. Однокоренное слово «agiasmos» (от греч. agiazo — освящать) стало terminus technicus для чинов освящения воды греч. Евхологиев (см. Богоявление, Крещение, Водоосвящение). Отсюда новогреч. agiasma — св. источник.

Иоанн Предтеча. Ярославская икона XVI в.
Иоанн Предтеча. Ярославская икона XVI в.

Церковнославянский язык воспринял это слово в значении «святая вода»: «Агиасма еже есть освященая вода» (Дубенский сборник, XVI в.). Обычно Агиасма обозначает святую воду только великого водоосвящения; часто употребляется сочетание «великая Агиасма». Иногда встречающееся новообразование «малая Агиасма» (НКС. Т. 4. С. 651) обозначает святую воду малого водоосвящения.

Великая Агиасма, т. е. богоявленская вода, или вода таинства Крещения, является одной из главных святынь Православной Церкви и имеет широкое литургическое употребление. Великую Агиасму пьют в случае канонических или иных препятствий к Причащению Святых Таин. Современный Требник предписывает в этих случаях вкушать натощак Агиасму и антидор (см. чин исповеди, послеисповедное увещание; архиеп. Вениамин. Новая скрижаль. С. 371, 478). В Чиновнике новгородского Софийского собора предписано не вкушать на литургии после Причащения даже теплоты и антидора до окончания чина водоосвящения в день накануне Богоявления, с тем чтобы вкусить великой Агиасмы натощак. Великая Агиасма, остающаяся после совершения таинства Крещения, выливается в «место непопираемое» (Номоканон при Большом Требнике, ст. 199). В XV–XVII вв. на Руси существовал особый чин Причащения богоявленской воды, «егда несть леть причаститися животворящих Христовых Таин, Плоти и Крови», совершавшийся «по совету духовного настоятеля, егда время повелит». О чудесных свойствах богоявленской воды упоминает уже свт. Иоанн Златоуст: «В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год… Существо этой воды не портится от продолжительности времени, но… целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников» (De Baptismate Christi // PG. T. 49. Col. 366b; Типикон. Т. 1. С. 192).

Литература:

Goar. Euchologion; Требник. Ч. 1–2. С. 85; Требник Большой. Л. 291 об.; E?col?gion t? M?ga; Алмазов. Тайная исповедь. Т. 2. С. 138–152; Голубцов А. П. Чиновник Нов-городского Софийского собора. М., 1905.

«Православная энциклопедия», том I, С.250-251

Крещение Господне. Фреска XVI в. Хилендарский монастырь
Крещение Господне. Фреска XVI в. Хилендарский монастырь

Слово на Богоявление святого священномученика Ипполита Римского

Все, что сотворил Бог и Спаситель наш, все, что только видит око и о чем размышляет душа, что исследует ум и осязает рука, что объемлет мысль и вмещает природа человеческая — все это хорошо, и весьма хорошо. Ибо что прекраснее небесной тверди, что разноцветнее земной поверхности, что быстрее течения солнечного, что приятнее лунного сияния? Что удивительнее многосложной стройности светил небесных? Что плодотворнее благовременных ветров? Что прозрачнее дневного света? Какое из животных превосходнее человека? — Так, все, что сотворил Бог и Спаситель наш, весьма хорошо.

Равным образом, какой дар столько необходим для нас, как вода?

Водою все омывается, и питается, и очищается, и орошается. Вода поит землю, производит росу, утучняет виноград, приводит в зрелость колосья, истребляет горечь в виноградных плодах, умягчает маслину, услаждает пальму, украшает розу, испещряет цветами фиалку, питает лилию в прекрасной оболочке. Но для чего говорить много? Без воды ничто из видимого нами не может существовать: вода столь необходима, что когда прочие стихии имеют жилище под сводами небес, она получила для себя вместилище и над небесами. Об этом свидетельствует сам Пророк, взывая: «Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес» (Пс. 148, 4).

Но не только этим ограничивается значение воды. Оно – и в том, что Сам Творец всех вещей — Христос нисшел, как дождь (Ос. 6, 3), познан был, как источник (Ин. 4, 14), распространился, как река (Ин. 7, 38), и крестился во Иордане. Ибо Иисус, придя к Иоанну, крестился от него во Иордане (Мф. 3, 13), чудное дело! Бесконечная Река, веселящая град Божий (Пс. 45, 5), омывается немногою водою. Необъятный Источник, произращающий жизнь для всех людей, Источник, не имеющий пределов, покрывается скудными, скоро иссякающими водами. Тот, Который везде присутствует и все наполняет, Тот, который непостижим для Ангелов и невидим для людей, грядет ко Крещению по собственному благому изволению. Слыша это, возлюбленный, ты не просто понимай сказанное, но созерцай здесь тайну нашего спасения. По этой причине и от естества водного не скрылось то, что Господь по Своему человеколюбивому снисхождению совершал втайне: ибо «видели Тебя воды и убоялись» (Пс. 76, 17). Они едва не выступили, и не побежали от берегов своих. Поэтому Пророк, еще задолго созерцая это событие, вопрошает: «Что с тобою, море, что ты побежало, и (с тобою), Иордан, что ты обратился назад?» (Пс. 113, 5). Воды отвечают: мы увидели Творца всех вещей в образе раба, и не понимая этого таинственного домостроительства, подвиглись от страха.

Но что касается нас, то мы уже познали это домостроительство Господа и прославляем Его милосердие, ибо Он пришел спасти, а не судить мир. Почему Иоанн, Предтеча Господень, прежде не знавший этого таинства, но после познавший, что Иисус истинно есть Господь, воззвал к тем, которые шли к нему креститься: «Порождения ехиднины!» (Мф. 3, 7). Что вы так внимательно смотрите на меня? «Я не Христос» (Ин. 1, 20). Я служитель, а не Господь; я овца, а не пастырь; я человек, а не Бог. Рождением своим я разрешил неплодство матери, но не оставил девства неплодным. Я от нижних, а не от вышних. Я связал язык моего отца (Лк. 1, 20), но не изъяснил божественной благодати. Я узнан был матерью еще во чреве, но не предзнаменован звездою (Лк. 1, 24). Я беден и ничтожен, но «Идущий за мною... стал впереди меня» (Ин. 1, 27). («За мною» — в отношении ко времени, а «впереди меня» — в отношении к неприступному и неизглаголанному свету Божества). «Идущий за мною сильнее меня: я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3, 11). Я нахожусь под властию, а Он имеет власть самобытную. Я грешник, а Он — истребляет грехи (Ин. 1, 29). Я проповедую закон, а Он предносит свет благодати. Я учу как раб, а Он судит как Господь. Мой одр земля, а Он обладает небом. Я крещу крещением покаяния, а Он дарует благодать усыновления: Он крестит вас Духом Святым и огнем. Что вы устремляете на меня свои взоры? Я не Христос!

Когда таким образом Иоанн говорил к народу, который с нетерпением ожидал увидеть какое-либо необыкновенное зрелище, и когда диавол трепетал при столь важном свидетельстве Иоанна, является сам Господь, в простом виде, один, без украшения, без спутников, облеченный плотью человеческой и скрыв под нею достоинство Божества, чтобы так утаить его от козней духовного дракона. Он не только приступил к Иоанну, как Господь, сложивший с себя царское величие, но и как простой, повинный греху человек, преклонил свою голову, чтобы принять от него крещение. Поэтому Иоанн, увидев столь великое смирение, изумился, начал удерживать Его и сказал ему: «Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко Мне?» (Мф. 3, 14). Что Ты делаешь, Господи? Ты неправильно учишь — одно я возвещал о Тебе, а другое Ты совершаешь. Одно слышал диавол, а видит другое. Ты крести меня огнем божественным: чего ожидать Тебе от воды? Ты просвети меня Духом, что Тебе можно получить от твари? Крести меня — Крестителя, чтобы познали Твое достоинство. Я, Господи, крещу крещением покаяния, и отнюдь не могу крестить приходящих ко мне, если прежде не исповедуют грехов своих. Пусть бы я и крестил Тебя, что же Ты будешь исповедовать передо мною? Ты истребляешь грехи и, однако, хочешь креститься крещением покаяния? Пусть бы я дерзнул крестить Тебя, но самый Иордан не дерзнет приблизиться к Тебе. «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»

Что же отвечает ему Господь? — «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). Оставь теперь, Иоанн; ты не мудрее Меня. Ты смотришь, как человек, а я сужу, как Бог. Прежде Мне Самому надлежит делать и потом уже учить. Я не делаю ничего недостойного, ибо Я облечен благолепием. Удивляешься ли ты, Иоанн, что Я не явился в блеске Моего достоинства? Я исполнитель закона, и ничего не хочу оставить в нем без исполнения, чтобы после Меня Павел мог сказать: «конец закона—Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10, 4). «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». – Крести меня, Иоанн, чтобы никто не презирал крещения. От тебя, раба, Я крещаюсь, чтобы никто из сильных не возгнушался принять крещение от смиренного священника. Допусти Меня сойти в Иордан, чтобы услышали свидетельство Отца и познали могущество Сына. «Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,— и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 15—17).

Видишь, сколь многих и великих благ лишились бы мы, если бы Господь, уступив убеждениям Иоанна, отрекся от крещения! До сих пор небеса были заключены; вышняя область оставалась неприступной.

Но один ли Господь крестился? Нет! Он в то же время обновил ветхого человека и возвратил ему Царственное право усыновления. Ибо тотчас отверзлись небеса (Мф. 3, 16). Последовало примирение видимого с невидимым: возвеселились небесные лики, исцелились земные немощи, открылось сокровенное, уничтожилась вражда. Небеса отверзлись ради трех чудных вещей. Ибо во время, когда крестился Жених-Христос, небесные чертоги должны были раскрыть свои сияющие врата. Подобным образом надлежало, чтобы врата небесные возвысили верхи свои (Пс. 23, 7), когда Дух Святой сходил, как голубь, и гремел глас Отца. И вот отверзлись Ему небеса и глас с небес, глаголющий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Возлюбленный рождает Любовь, и Свет невещественный рождает Свет неприступный. «Сей есть Сын Мой возлюбленный» — Сын, Который явился на земле, не оставив недр Отца. Он явился и не явился. Ибо Он был не тем, чем казался. Иначе, если судить по внешности, то крещающий имеет преимущество перед Крещаемым. Поэтому Отец ниспослал с Небес Святого Духа на Крещаемого.

Ибо как в Ноевом ковчеге человеколюбие Божие изображалось посредством голубя, так и здесь Дух, нисходя в виде голубя и как бы неся масличную ветвь, почил на Том, о Ком было свидетельствовано. Для чего так? Для того, чтобы познали силу Отеческого гласа и поверили давнему пророческому предсказанию. Какому же предсказанию? — «Глас Господень над водами; Бог славы возгремел. Господь над водами многими» (Пс. 28, 3). Какой глас? «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», Сей, названный сыном Иосифа, есть Мой единородный Сын по божественному существу. «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Хотя Он алчет, но питает тысячи; труждается и упокоивает труждающихся; «не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8, 20) и содержит все в своей деснице; страждет и врачует немощи; терпит удары (Мф. 26, 67) и дарует миру свободу; прободается копием в ребро (Ин. 19, 34) и исправляет ребро Адама.

Но прошу вас еще приложить внимание: ибо я хочу обратиться к Источнику жизни, хочу созерцать Источник, источающий исцеление. Бессмертный Отец послал в мир бессмертного Сына и Слово – Сына, который пришел к людям, чтобы омыть их водою и Духом, и, возродив нас к нетлению духовному и телесному, вдохнул в нас Духа жизни и облек в нетленное всеоружие.

Итак, если человек сделался бессмертным, то он сделается и причастником Божественного естества (2 Пет. 1, 4). Но если он, после возрождения водою и Духом Святым, полученного им в купели, делается причастником божественного естества, то и после воскресения из мертвых становится сонаследником Христовым (Рим. 8, 17). Итак, гласом проповедника взываю: придите все народы к бессмертию, даруемому в Крещении. Я благовествую жизнь вам, сидящим во тьме неведения. Придите от рабства к свободе, от тирании к царству, от тления к нетлению. Но как, скажете, мы придем? Как? — Водою и Духом Святым. Эта вода, соединенная с Духом, есть та самая вода, Которою орошается рай, утучняется земля, прозябают растения, рождают животные, словом, которою оживотворяется возрожденный человек, в Которой крестился Христос, на которую Дух Святой сошел в виде голубя.

Это тот самый Дух, который первоначально носился над водами (Быт. 1, 2), которым движется мир, сохраняется творение и все оживотворяется — который действовал в пророках (Деян. 27, 25), сходил на Христа (Мф. 3, 16). Это тот Дух, который дарован был апостолам в виде огненных языков (Деян. 2, 3). Это Дух, которого желал Давид, когда говорил: «И Духа Твоего Святаго не отними от меня» (Пс. 50, 13). Об этом Духе возвещал и Гавриил Пресвятой Деве: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1, 35).

Этим Духом святой Петр изрек то блаженное слово: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 16). Этим Духом утвержден камень Церкви (Мф. 16, 18). Этот Дух — Утешитель (Ин. 14, 26) посылается к тебе с той целью, чтобы показать тебе, что ты чадо Божие. Итак, приступи, человек; возродись, чтобы получить усыновление Богу.

Каким образом? — Если не будешь прелюбодействовать, убивать, служить идолам; если не будешь побеждаем удовольствиями, если не будет господствовать над тобою страсть гордости; если истребишь в себе нечистоту и свергнешь с себя бремя греховное; если совлечешься всеоружия диавола и облечешься в броню веры, как говорит Исайя: «Омойтесь... ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное,— как снег убелю; если будут красны, как пурпур,— как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» (Ис. 1, 16, 17—19).

Видишь, как предсказал пророк очистительную силу Крещения? Ибо тот, кто с верою входит в эту баню возрождения, отрицается сатаны и сочетается со Христом, отвергает врага и исповедует Христа своим Богом, совлекается рабства и облекается в усыновление. Он возвращается от купели крещения — светел, как солнце, блистая лучами правды, что же всего важнее — возвращается сыном Божиим и сонаследником Христа. Ему слава и держава со Всесвятым, Благим и Животворящим Духом Его, ныне и присно и во все веки веков. Аминь.

Настольная книга священнослужителя. Том 5. С.466-470


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.spg2004
Отписаться

В избранное