Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета СНИСХОЖДЕНИЕ


Информационный Канал Subscribe.Ru

Интервью

 

СНИСХОЖДЕНИЕ

 

Когда-то давно протоиерей Георгий БРЕЕВ сказал:

-Евангелие - это великое снисхождение Бога к людям. Вот и мы должны быть снисходительны друг к другу.

Эти слова просты и вроде бы очевидны. Но надо прожить долгую жизнь, чтобы понять и принять их правду. А уж тем более - донести до других.

 

Отец Георгий - настоятель двух Богородичных храмов Москвы в Царицыно и Крылатских Холмах.

 

-Рождество Господа Иисуса Христа, Его схождение к людям - один из главных праздников, - рассказывает батюшка. - Мы называем Рождество событием. Но дать ему точное определение - выше человеческих возможностей.

Апостол Павел сказал о Рождестве: «Велия (великая) благочестия тайна: Бог во плоти явися». Апостол обратил нас здесь к Священному Писанию, его Божественной премудрости.

Вот представьте айсберг в океане. Мы видим только его малую часть, остальное - скрыто в воде. Так и с Рождеством. Можно любоваться его красотой. Но чтобы понять, надо погружаться в очень большую глубину.

Рождество имеет как бы два разных измерения. Первое - историческое.

-И это отмечено в календарях: наступила новая эра. Время теперь исчисляется «от Рождества Христова».

-Но есть и духовное измерение. Апостол Павел говорит об этом: «Пришла полнота времен». То есть некая завершенность. Господь благоволил единородному Сыну Своему воплотиться в нашем мире. Бог стал близок нам, доступен для нашего восприятия. Открыл Себя, Свою жизнь - через земное служение.

Читая Евангелие, мы узнаем, как произошло Рождество, как возрастал Спаситель. Вникаем в содержание - и начинаем понимать, ради чего Господь воплотился. Он пришел дать нам высочайшее знание, постижение Бога.

Природа духовных явлений такова: человек изнутри приобщается к тому, что хочет сказать ему Бог через то или иное событие. Бог все делает из глубины. Вот почему мы можем не просто принять это как информацию, а открыть в себе что-то новое, приобрести силы, вдохновение, радость, наполнить жизнь смыслом.

-Так что же нужно увидеть в Рождестве?

-То, что Бог принес с Собой небесное благоволение нам, земным. Вот смотрите. Пещера приютила в себе странников - праведного Иосифа и Пречистую Деву Марию. Родился Христос. Все безмолствовало на земле. А Небо не могло скрыть торжества. Ангелы пропели Божественный гимн: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках - благоволение».

Часто люди проводят долгую жизнь в поисках счастья, радости, внутренней твердости. По существу - внутреннего мира. И этот мир возвещен Небом на Рождество, отныне стал нашим достоянием.

Бог пожелал настолько приблизить к Себе человека, что принял на Себя нашу природу, стал нам родным. Апостол Павел объяснил в послании к Евреям, что Богочеловек Христос «не стыдится называть нас братьями Своими»!

Помните, одна из слушательниц Спасителя воскликнула: «Блаженно чрево, Тебя носившее!» А Господь ей ответил: «Блаженны те, кто слушает слово Божие».

-И через века эти слова пришли в наше время.

-Бог воплотился, дал нам Свое откровение - и хочет, чтобы Его полнота, благодать и сила принадлежали человеку. Чтобы мы выполняли Его заповеди.

Мы иногда помогаем кому-то в беде. Приходим, делаем что-то, а потом часто теряем этих людей из виду. А Бог - постоянно с нами. Это Его желание. И Рождество открывает нам возможность совместной жизни с Ним - в нашей истории, в наших трудностях, в нашем кресте.

Творение стремится к единению с Творцом. Но оно было бы невозможно, если бы Бог не пошел навстречу этой высочайшей жажде человечества.

Рождество Христово совершилось для нашего спасения. И мы должны стремиться к тому, чтобы оно стало смыслом и содержанием нашей христианской жизни, помогало бы творить добро, не терять надежды в самых немыслимых перипетиях. Всегда иметь уверенность: Господь нас никогда не оставляет, всегда с нами.

-На Рождество Господа приветствуют пастухи-простецы, а потом - волхвы-мудрецы.

-Нет, сначала ликует Небо, потом звезда ведет мудрецов, а потом уже Ангелы обращаются к пастухам и говорят: «Есть великая радость, в Вифлееме родился Спаситель мира. Идите и убедитесь в этом сами». Инициатива исходит от Ангелов. Ведь Рождество Христово не имеет никакого подобия на земле.

-И люди не знают, как себя вести.

-Но мудрецы и пастыри, по-видимому, внутренне были готовы увидеть и принять Господа. По толкованию святителя Иоанна Златоуста, Рождественская звезда - это Ангел, который разумно вел волхвов к яслям Христа. Видимо, мудрецы всеми силами души, сосредоточенно искали истину и знамения, которые открыли бы им Бога в нашем мире. Знали Библию и пророческие возвещения о рождении Спасителя. И Господь сподобил их стать свидетелями Рождества Христова.

А пастухи - люди простого сословия. Но у них была особенность: они дни и ночи проводили в бодрствовании у своего стада. А в псалмах сказано: «День дню открывает глаголы, ночь ночи возвещает разум». И, вероятно, пастухи имели глубокую внутреннюю чистоту, которая позволила им увидеть явление Ангелов и услышать их указание.

Господь идет навстречу человеку, когда человек хоть малый шаг делает навстречу Ему. Одна из заповедей Священного Писания говорит: взыщите Бога - и жива будет душа ваша.

Этому же учили пророки: имейте веру Божию - и получите то, чего жаждали.

Этот закон действует во всех областях жизни. Если человек честно, принципиально ищет ответы на свои вопрошания, прикладывает много сил, он непременно обретает ответы, удовлетворяющие его.

Думается, Господь для того и пришел, чтобы зажечь в нас искру живого отношения к вечности. Хорошо сказал Достоевский: вера в Бога - это вера человека в себя и в бессмертие своей души. Есть Бог - значит, и я бессмертен. Это нераздельно.

Но главное - Господь пришел, чтобы стать доступным для нас, быть подобным нам во всем, кроме греха. Показав Свою любовь, дать основание всем сторонам личной и общественной жизни людей.

-Показать, какой должна быть эта жизнь?

-Явить ее нам. Бог не может молчать о Себе. И Рождество открылось всей Вселенной. Причем началось с простого.

-С простецов.

-Но Евангелие - Благая Весть - не навязывается человеку насильно. Бог дает нам подлинное счастье, блаженство. Но хочет нашего отклика: «Да, Господи, Ты есть!»

-К сожалению, на свете много людей, которые не хотят знать Бога.

-Недавно я перечитывал книгу о преподобном Силуане Афонском, нашем соотечественнике. В памяти ярко запечатлелся один эпизод его подвижнической жизни. Однажды преподобный Силуан молитвенно погрузился в сердечный плач, перешедший в безысходную скорбь о пагубном состоянии современников:  о безбожии, распущенности нравов, неверии, отступничестве от Господа. И так продолжалось немалое время.

В одну из ночей является ему Спаситель и говорит: «Что ты все плачешь? Я помилую всех, кто хоть раз в своей жизни обратится ко Мне и принесет покаяние от всего сердца».

Преподобный спросил: «Для чего же мы, монахи, оставили мир, день и ночь пребываем в труде и молениях, если достаточно лишь однажды обратиться к Тебе и покаяться?»

Господь ответил: «Те, кто ради Меня приняли на себя разного рода подвиги, будут Моими друзьями».

Вот какая потрясающая разница: помилованный - и друг! Быть другом Божиим - высочайшая честь. А быть помилованным -привлечь к себе спасающую силу Божию.

-Думаю, это многих утешит.

Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их», - благовествует Ангел Господень праведному Иосифу (Евангелие от Матфея, 1, 21).

Рождество Христово открывает перед каждым человеком возможность обрести беспредельную милость Божию. Спаситель призывал нас быть совершенными и милосердными, как Отец Небесный. Потому что и солнце не избирает, на грешника ему светить или на праведника.

-И дождь поливает грядки у всех подряд...

-Вот и в милосердии Божием есть такая полнота, которая не зависит

ни от чего. От человека нужно только одно - иметь живую веру Богу.

Опасно то, что каждую минуту мы можем переменить строй своих мыслей, ощущений. Сколько раз я за собой замечал: «Боже мой, только час назад был другим человеком, радовался, молился, а сейчас все не так! Что же произошло?»

И тут нужен внутренний подвиг человека: «Господи, дай мне сохранить себя в добром устроении!» Я уж не говорю - в высоком. Но чтобы не было злобы, агрессивности. Чтобы сохранялось желание любить людей - и каждый человек был мне мил и дорог.

Беседу вела Наталия ГОЛДОВСКАЯ


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.spg2004
Отписаться

В избранное