Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Иконописание от А до Я по труду монахини Иулиании Соколовой ВТОРОЙ ЭТАП Подготовка основы под грунт Материалы Грунтовка


Информационный Канал Subscribe.Ru

"ВТОРОЙ ЭТАП. (Подготовка основы под грунт. Материалы. Грунтовка.)
ОБРАБОТКА ДОСКИ ПОД ГРУНТ;
Подготовка доски .под грунт заключается в следующем: лицевую сторону доски если она очень гладкая, следует потревожить. Существует специальный инструмент1. похожий на обыкновенный рубанок, но его лезвие имеет мелкие зазубрины. Когда таким инструментом проходят по доске, зазубрины оставляют на ней бороздки, те есть снимают ее гладкость. Делается это для того, чтобы паволока и с нею и грунт держались крепче. Такой инструмент в примитиве легко сделать каждому. Надо запастись пилками от лобзика, подыскать обтесанный кусочек бруска, наподобие рубанка, и загнать в одну его сторону пилку, оставив наружу только лезвие. Если под руками нет такого инструмента, лицевую сторону доски можно просто неглубоко поцарапать в разных направлениях каким-нибудь острием — шилом, кончиком скальпеля или ножа (глубоких царапин надо избегать, они потом могут в этих местам вызвать в грунте трещины). Если на поверхности доски, особенно если доска из- под старой, утраченной иконы есть какие-нибудь глубокие выбоины, выпавшие сучки, прожженые места — все такие изъяны следует удалить; выпавшие сучки и глубокие выбоины лучше всего заделать вклейкой хорошо подогнанных кусочков дерева; или массой просеянных и смешан-ных с клеем опилок, или густой кашицей мела с клеем; в последнем случае это место надо сначала проклеить горячим клеем и просушить. Прожженные места необходимо тщательно вычистить до дерева и также заровнять. Если в новой доске на лицевой поверхности есть сучки, (особенно часто они бывают в кипарисовых досках), их необходимо выбрать и заделать деревом на клею. У сучков есть свойство: при ссыхании древесины (сами они не ссыхаются), выпирать из поверхности доски. Если их оставить, как они есть, впоследствии они, выступая, выбьют и грунт.
МАТЕРИАЛЫ.
Из материалов, нужных для дальнейшей обработки доски под левкас, необходим прежде всего клей. Обычно пользуются клеем животного происхождения: ил" столярным, или рыбьим.
КЛЕЙ СТОЛЯРНЫЙ.   Получается вываркой костей, кож, сухожилий и других органов животных. Он имеет разные сорта и названия: кожный, шубный, мездровый. костный, столярный, малярный. Недавно появился в продаже "гранулированный" клей — разновидность столярного клея, в несколько иной выработке. Все они различны по своей склеивающей силе и эластичности.
Старые иконописцы предпочитали для грунтов мездровый клеи, отличающийся особой крепостью и белизной. Встречается он и теперь, но прежде чем применять его, необходимо на опыте проверить его свойства. То же самое надо сказать о гранулированном клее. Более известен по своим свойствам столярный клей в плитках.  Он то прозрачен (это свойство малярного клея), то полупрозрачен, с более или менее темной окраской, в зависимости от степени очистки. Клей этот размягчается и разбухает даже в сыром воздухе, скрывается плесенью и, загнивая, теряет свою крепость; эти процессы скорее развиваются в его водных растворах. Наиболее стойким в этом отношении является мездровый клей
ЖЕЛАТИН. Получается вываркой овечьих шкурок и шкурок молодых животных, имеет два вида: пищевая желатина, совершенно бесцветная, и техническая. Склеи-вающая сила ее уступает силе лучшего сорта кожного клея. В некоторых случаях пригодна для грунта.
РЫБИЙ КЛЕЙ. Лучший сорт этого клея добывается из плавательных пузырей хрящевых рыб: белуг, осетров, стерляди и других — путем очистки и обработки пузырей щелочным раствором, промывки и просушки на солнце. Хороший сорт его обладает большой вяжущей силой и эластичностью!; кроме того, почти бесцветен. Сорта низшего качества получают из кишок рыб, кожи, чешуи, костей и прочего. При пользовании им, особенно в грунтах, необходима осторожность, так как высокая клеящая сила его превышает желатину и столярный клей, поэтому может, при неумелом обращении с ним, вызвать в грунте трещины.
МЕЛ. Для грунтовки доски, кроме клея, необходим мел, обыкновенный, просе-янный, в котором бы не попадались неперемолотые частицы. Ни гипс, ни алебастр, не белила не заменяют в данном случае мела, дающего после окончательной обработки особый эффект глубины и прозрачности. Кроме того, и научные наблю-дения показывают, что алебастровые грунты при неблагоприятных условиях разру-шаются сильнее, чем меловые; в них происходит повсеместное разрыхление и распыление левкаса. Совершенно непригодна для грунта по своему составу так называемая "побелка", приготовленная на заводах для покраски стен и печей. .
Если под руками имеется мел только низкого качества, плохо промолотый с большим количеством песка, сора, всегда есть возможность очистить его путем отмучивания. Процесс этот заключается в следующем: берут два сосуда и в один из них насыпают на одну треть сосуда мел, заливают водой до половины сосуда и не спеша размешивают, давая мелу раствориться в воде. Вода приобретает белый цвет, на поверхность всплывает легкий сор, на дно осаживается песок. Сор следует целиком собрать и выбросить. Жидкость переливают во второй сосуд, процеживая через марлю. Оставшуюся   гущу хорошо разминают в первом сосуде, чтобы размельчить нерастворившиеся и крупные кусочки мела, и снова ее в этом сосуде заливают водой, так же размешивают и опять процеживают во второй сосуд. Процесс этот повторяют несколько раз, после чего оставшиеся песок и камешки выбрасывают и сосуд вымывают. Процеженную жидкость второго сосуда снова размешивают и через одну — две минуты осторожно переливают в первый сосуд через марлю, не давая осевшим на дно песчинкам проскочить через марлю и перекинуться в первый сосуд. -Песок, оставшийся на дне следует выбросить. Этот процесс переливания повторяют до 3-х, 4-х раз, после чего белую жидкость оставляют отстаиваться. Через сутки мел оседает на дно сосуда, вода сделается прозрачной и ее следует удалить, не тревожа мела. Для этого делают из марли жгутик и один конец его опускают в сосуд с мелом так, чтобы конец его доходил до мела, а другой конец опускают в пустой сосуд Мел высушивается, и таким образом получаем мягкий кусок чистого мела, легко растворимого. Можно пользоваться для грунта зубным порошком, но при этом деле может идти только "детский" зубной порошок; ни в коем случае нельзя брать другой сорт — например "особый". В них делаются добавки, такие, как сода. Если сода попадает в грунт, то под красками обычно фунт начинает "кипеть", пузырится, поднимается кверху, что делает работа' невозможной. Можно брать кусковый мел. ЕП) надо натереть на терке н "отмучить", поскольку в куске могут быть и песчинки, и земля, и уголь. Не годится искусственный мел, хотя он и очень тонкий.
ПАВОЛОКА.   Паволокой называется льняная или пеньковая, но обязательно редкая ткань. Название это связано с понятием "наволакивания", "паволакивания", "заволакивания" доски под левкас тканью. Редкой ткань должна быть для того, чтобы под нею не задерживался воздух при наклеивании на доску. Пригодна и марля (лучше прочный сорт). Паволоку называют иногда "серпянкой". Вовсе не годятся цветные ткани.
ЛОПАТКА. ШПАТЕЛЬ  Для наложения грунта на доску нужна деревянная, стальная или костяная лопатка. Такие лопатки, определенной формы называются шпателями, и клепиками" или "гремками" (старые названия).
ПЕМЗА. Для заглаживания грунта употребляется пемза, которая бывает двух сортов. Одна в виде легких, темно-желтого цвета ноздреватых камней, легко ломающихся и крошащихся.. Перед работой крупный камень надо или расколоть (сахарными щипцами или ножом), лучше распилить или лобзиком, или обычной ножовкой так, чтобы получить кусочек не больше спичечной коробки; затем, если кусочки расколоты, их надо один об другой потереть с тем, чтобы выровнять поверхность, которой придется работать. После этого следует его хорошо промыть в воде, чтобы несколько сошла желтая пыль, неприятно окрашивающая грунт при заглаживании. Мелкие крошки пемзы, остающиеся после распиливания и при обработке кусочка пемзы, следует собирать; их надо размельчить и хранить в какой-нибудь баночке. Им пользуются вместо резинки при нанесении рисунка на грунт. Резинка, при исправлении ошибочных линий, их только размазывает и пачкает грунт, тогда как порошок пемзы их быстро снимает, стоит только окунуть палец в порошок и протереть ошибочные места. Другая пемза, лучшая по качеству (к сожалению, мало доступная) представляет из себя белые, легкие, прессованные кирпичики, которые также следует или раска-лывать или распиливать до нужной величины. Эта пемза не портит цвета грунта. Для окончательной шлифовки левкаса потребна наждачная бумага средней и мелкой зернистости".

Обращаю внимание подписчиков, во избежание обвинений в плагиате, или еще в чем, что цель исключительно в популяризации среди круга практикующих иконописцев и всех интересующихся, труда имеющего неоценимую практическую сторону.

В Сети встречаются отдельные главы книги, а целиком я не встречал. И многие кстати ее повторяют. Вот только сегодня читал на "Несусвете" одну такую. Конечно не трудно отсканировать спросив у друга. Ну а если нет книги, сканера?
Через год последовательных содержательных рассылок раз в неделю у каждого из вас будет полная версия книги  Основное  содержание  именно практический курс. Думаю что по мере накопления интересующихся придется ввести в рассылку и вопросо- ответную часть.

Разумеется есть и другие труды вполне приемлемые. однако мне кажется трудно спорить с тем что данная книга давно себя оправдала. кстати там описывается именно "палехский" метод.

Хочу предупредить о том что указанный e mail achuni@sura.ru мной не используется - обилие спама тому причиной. Связь пока будем поддерживать через Асю ISQ# 271- 734-067 В ближайшее время мой сайт переедет на новый хост и я сообщу его адрес. Будем общаться там на форуме и в этой рассылке. Пока пишите мне на Асю.

 

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.sokolova
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное