Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Иконописание от А до Я по труду монахини Иулиании Соколовой


Информационный Канал Subscribe.Ru

Обращаю внимание подписчиков, во избежание обвинений в плагиате,

что рассылка основана на книге монахини Иулиании М Н Соколовой).

Имеет своей целью не создание личной популярности, или значимости в

собственных глазах, а популяризации среди круга практикующих

иконописцев и всех интересующихся, труда имеющего неоценимую

практическую сторону, а не тему богословия иконы например, или что

другое. Эти отдельные темы и затрагиваться они будут только по мере

необходимости. Основное же содержание - именно практический курс.

Думаю что по мере накопления интересующихся придется ввести в

рассылку и вопросо- ответную часть.
Хочу предупредить о том что указанный e mail achuni@sura.ru мной не

используется - обоилие спама тому причиной. Связь пока будем

поддерживать через Асю 271- 734-067 В ближайшее время мой сайт

переедет на новый хост и я сообщу его адрес. Будем общаться там на

форуме и в этой рассылке. Пока пишите мне на Асю.


ТЕХНИКА ИКОНОПИСИ
 Техника иконописания совершенно своеобразна и сложна, последовательность  писания иконы выработана древностью, изменению не подлежит и по -традиции передается  иконописцами из .поколения в поколение  вплоть :до наших дней.  Поэтому  начинающие иконописцы должны также строго и неуклонно ее придерживаться.  Если же. В силу обстоятельств придется от некоторых материалов и приемов отступить, то каждый иконописец должен бояться более всего нарушить главное:  установленный образ иконы и последовательность его построения.
ПОРЯДОК ГЛАВНЕЙШИХ ПРИЕМОВ ИКОНОПИСАНИЯ.
ЭТАПЫ:
1. Выбор основы — доски. Обработка,
2. Подготовка основы к грунтовке. Материалы. Наложение грунта. Пем-зование и очистка наждачной бумагой. Обработка обратной стороны основы.
3. Рисунок. Подлинники. Материалы. Золочение. Раскрытие иконы. До-личное. Лики, Надписи. Венчики. Кайма на полях.
4. Олифление
Каждая икона состоит из четырех основных частей — слоев. Первый слой — шит из деревянной доски, или кусочек холста (для - таблетки), что является основой произведения.
Второй слой — грунт иди левкас — приготовленный из порошка мела с клеем (малярным, столярным, рыбьим, желатином).
Третий слой — живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов:
пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии, и на искусственной — казеиново-масляной.
Четвертый слой — защищающий живопись от внешних воздействий — защитный, или покровный, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы).
Сообразно с этим и работа над иконой распадается на четыре основных, этапа, выбор основы, наложение грунта,, живопись и закрепление ее олифой.
ПЕРВЫЙ  ЭТАП ОСНОВА (Сорт дерева, обработка его. шпонки, ковчег, поля.)
СОРТ ДЕРЕВА
Доска - для иконы, приготовляется из местных пород дерева: липы, сосны, ели, ольхи, лиственницы (в северных частях России), пихты, кипариса, бука  (в южной 'части России)  Предпочтение надо отдать кипарису, липе и ольхе.  Кипарисовые доскк не коро-бятся от воздействия атмосферных изменений, и в них не заводятся жучок пиль-щик (благодаря их специфическому запаху).
Липовые и ольховые доски удобны в практике по своей легкости, так как иконопись требует горизонтального положения доски, в отличие от станковой живописи, и позволяет для удобства художника, поворачивать икону а самых разнообразных направлениях.
Доски березовые, особенно осиновые, еловые, сосновые и других малоценных пород деревьев — не практичны (хотя и постоянно употребляются) — или очень смолисты (смола может просачиваться из доски и после просушки, даже иногда через лицевую сторону) — или очень рыхлы (береза, осина) и восприимчивы к переменам температуры и влажности воздуха, отчего сильно коробятся и трескаются.
Ни в каком случае, не годится дуб по своей особой структуре древесины, способной  трескаться под левкасом. Доска любого-сорта, предназначенная для иконы, должна быть из хорошо высушенного дерева. В древности лросушка велась на вольном воздухе и весьма длительное время. В настоящее время сушка древесины ускоряется искусственным образом в особых сушильнях, но прежних результатов не достигает.
ОБРАБОТКА ДЕРЕВА. ШПОНКИ
В цельной или склеенной из нескольких частей доске, с целью предохранения ее от коробления, в тыльной стороне, поперек древесного волокна, проделываются расши-ряющиеся вглубь доски прорезы, в которые задвигаются шпонки — узкие дощечки, сделанные по форме паза и приготовленные из более крепкого дерева, чем сама доска (например, из дуба). Наиболее распространенные шпонки известны под названием "сквозных", "встречных", "рельефных", "плоских". Форма паза, в который они задвигаются, носит название: "ласточкин хвост". Но свое назначение — противодействовать короблению доски, шпонки не всегда оправдывают. Доска ссыхается, коробится, шпонки часто выскакивают из пазов. Поэтому в конце 17 столетия их стали врезать в торцы досок, откуда выскочить им почти невозможно.  шпонки ни в каком случае не приклеиваются к доске, а для прочности или приклеиваются самым кончиком, или прибиваются одним гвоздиком, чтобы при колебаниях влажности атмосферы, способствующей расширению и суже-нию доски, доска не могла лопнуть. Иногда в щите, состоящем из нескольких досок, склеенных между собою, врезаются дополнительные шипы — планки различной формы, называемые "ласточками", "карасиками", "сковородниками". Они вдалбли-ваются в смежные доски. К такому креплению приходится иногда прибегать особенно в тех случаях, когда старая доска иконы сильно выгнулась. В различные времена способы обработки доски, способы крепления шпонок, пропорций досок, ширина полей изменялись. Все эти особенности иконной доски имеют большое значение при установлении даты произведения.
КОВЧЕГ
В наружней стороне доски вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляются рама или поля нетронутыми. Углубленная часть доски называется "ковчегом"; уступ, образуемый ковчегом, носит название "лузги".. Встречаются иконные доски вынутые с лицевой стороны два раза. имеющие двойной ковчег.. Глубина ковчега .должна быть для икон небольших размеров около 2-2,5 мм. и не более 3-4 мм. для досок крупных размеров. Размер доски, отношение ее длины к ширине и величина полей имеют большое значение, так как, если- пропорции не будут соблюдены, потеряется впечатление от самой хорошей работы. Ранее дощаник с иконником работали в контакте. Дощаник в столярном деле был таким же мастером, каким был художник в красочном. Если ему говорили:"поля в красу", пошире или поуже, это значило —целиком на его вкус, а вкус этот у столяра был таким же утонченным, как и у художника.
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ДОСКИ.
В древности доски изготовлялись с помощью топора и тесла, поэтому до нашего времени сохранилось такое название для доски, как "тес". Часто даже поперечную обработку досок, как и бревен, производили топором (о чем свидетельствует археология). Колотые доски имели .то преимущество, что они очень редко трескались и почти  никогда не коробились, особенно когда они были расколоты по радиусу вдоль по волокнам. Затем колотые доски начали замещать пилеными. Пила в России была известна уже в Х в, но, по-видимому, до XVII в. в обработке древесины применялась только для поперечной распиловки. Продольная распиловка, имеющая целью получения из бревна нескольких досок, стала, вероятно, применяться значительно позднее. Об употреблении продольной пилы из письменных источников с гало известно только с XVII в. Лучшим доказательством способа обработки доски являются следы от инструмен-та, оставшиеся на ее поверхности: так, например, от обработки топором остаются характерные зарубки. Но, как правило, доски древних икон (Х1-ХУ1 вв.) имеют следы обработки скобелем. Обратная сторона досок многих икон подвергалась в последу-ющие века неоднократным обработкам. Поэтому первоначальный способ правильнее и безошибочнее определять по следам, сохранившемся под слоем живописи. Конеч-но, их можно видеть только в том случае, если часть левкаса- покрывающего доску, утрачена. .Первичная теска досок проводилась вдоль волокон древесины, чтобы выровнять поверхность каждой доски в отдельности. После же соединения их в один щит по лицевой стороне шла вторичная обработка доски теслом поперек волокон древесины в целях выравнивания мест соединения соседних досок. Поскольку для обратной стороны неровности в местах соединения не имеют существенного значе-ния, поперечной тески там и не встречается.
ШПОНКИ.
.Форма шпонок и способы их крепления также имеют свою историю: в ХП-ХШ вв. шпонки не врезали в доски икон, как в последующие века, а прикрепляли их с помощью деревянных штырей или железных кованных гвоздей Местом крепления шпонок были торцы досок и их тыльные стороны. В XIV в. к доскам, состоящим из одного куска дерева, шпонки не прикрепляли; в тех случаях, когда щит делали из нескольких досок, их соединяли накладными шпонки под .крепленными железными кованными гвоздями. С конца XIV в. встречаются доски с врезными шпонками. В ХУ-ХУ1 вв. шпонки врезаны в тыльную сторону доски и они высоко выступали над поверхностью доски; в иконы малого размера врезали только одну шпонку.
В XVII в. шпонки также врезали в доску, но их делали низкими и широкими, частью изготовляли из дуба, придавая им сложный профиль. В самом, конце XVII в. стали врезать шпонки в: торцы досок.
ПОЛЯ ИКОНЫ. ОБРАМЛЕНИЯ. ФОРМАТ ДОСКИ.
Формат досок, ширина полей, глубина ковчега также имеют характерные для своего времени особенности. Древние иконы, как правило, имеют ковчег.
Иконы ХГУ-ХУ вв. отличаются удлиненной формой и узкими полями. Доски в полтора метра имеют поля шириною. 4-4,5 см.; на досках .мелкого размера они суживаются до  2-х и 1,5 сантиметров
В конце XVI в. и позднее, главным образом в иконах московских мастеров, доска видоизменяется. Пропорции сторон как будто обыкновенные, мерные, но стороны ковчега приближаются к квадрату, а поля берутся шире (иногда они доходят до 5-6 см. на иконах малого формата), глубина ковчега делается и на ощупь едва приметной. Появляется и распространяется двойной ковчег. Со второй половины ХУЛ в. доски, как правило, изготовляются без ковчега, с ровной поверхностью, но поля, обрамляющие изображение, соблюдаются цветом. От XVI века дошли иконы, имеющие в верхней части фигурный обрез, наподобие. треугольника, у которого боковые стороны поднимаются кверху закругленными уступами. Такие иконы принадлежат верхнему ярусу иконостасов; своею выразитель-ностью они придают иконостасу декоративную законченность — так называемое "килевидное завершение"(см. иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. В XVIII веке икона теряет и цветовые поля. Иконы в иконостасах (также изображения на стенах) начинают обрамляться рамой в стиле барокко и рококо. Стиль барокко представляет из себя сочетание растительных мотивов — листьев, цветов, плодов с мотивами высшей геометрии — элипсом, спиралью, а равно и с их частями, с излюбленными ломаными линиями, поворотами.
Стиль рококо требует иногда искусственной прогнутости или выпуклости доски. Этот стиль образуется из разнообразных сочетаний только одного мотива, который приближается к раковине, взятой в профиль, и общим видом напоминает человече-ское ухо. Этот стиль не имеет четко выраженной рамы, образуя совершенно несимметричные клейма самых разнообразных форм. В конце XVIII и начале XIX в. Эпоха  Империи выработала стиль "ампир" (стиль империи)
Следы этого стиля остались и на .иконной доске, придав ей форму некоторых геометрических фигур — эллипса, треугольника, горизонтального вытянутого круга и тому подобных. Это наблюдается главным образом на иконах царских, врат и иногда иконостаса.
В конце XIX начале XX в. возник новый стиль — "модерн". В основе, его лежит пробудившийся интерес к образцам катакомбного искусства, а также и к русской старине. Иконные доски получили фигурный обрез наверху. Этот обрез приобретал форму и подобие арок или русских теремных кровель, церковных глав. Но то, что было жизненно в период катакомбной и византийской эпохи, то, что было выраже-нием души русского человека ХЗУ-ХУ! веков, в XX веке получало, примитивный, поверхностный характер. Новое творчество по формам старого стало отзываться подделкой, портящей подлинное творчество. Подновленная "модернизированная


                                           С уважением
преподаватель иконографии реставрационного отделения Пензенского

худ училища им К А Савицкого священник Димитрий Аникин.

 


 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.sokolova
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное