На сайт http://www.greeklatin.narod.ru
выложено новое электронное факсимиле: Эмилiй Черный "Книга упражненій въ
греческой этимологiи".
Из Предисловия к новому изданию:
Переизданию старой, более ста лет назад написанной, учебной книги
уместно предпослать несколько слов, обратив их к тем, кто в условиях
качественно уже невосполнимой нехватки филологов-классиков пытается
создать очаги классического образования там, где они только и могут
осмысленно существовать в наш век — в благодатной сени Церкви.
Одно из пагубнейших в нашей области idola fori — мнение, будто в
преподавании древних языков есть некий "прогресс", будто бы есть
"устаревшие" книги и, соответственно, некие учебники, лучшие, чем
старые. На самом деле, в течение последних ста лет в преподавании
древних языков никаких успехов нет — есть стремительное, как в начале
Темных Веков, падение.
Прежде под старонемецкими дубами сиживали юные свинопасы, на каникулах
читавшие Еврипида по-гречески, а в корсиканских чащобах бандиты страдали
без доброго карманного Горация. За железным занавесом мы не то чтобы не
знали переменах, но как-то привыкли считать, что свинопасы все еще
сидят, а бандиты в крайнем случае перешли с эльзевиров нa "Les Belles
Lettres". На самом деле просвещенная Европия, не испытав особых
потрясений, опередила нас в скорости падения; классической школы как
общественно значимого института там тоже не существует более, и ожидать
ех Occidente lucem может сейчас только тот, кто главою скорбен
безнадежно. В отличие от времен Императора Александра Николаевича, нам
было бы сейчас неоткуда даже и выписывать учителей-классиков, если было
бы кому и на что их выписывать.
К сожалению, нынешнее возрождение школьного преподавания древних языков
происходит слишком поздно для того, чтобы опереться на живую
преемственность, которая пресеклась к восьмидесятым годам с уходом из
жизни последних людей, возмужавших и получивших образование в
Императорской России. Тот, кто сейчас приступает к преподаванию
греческого языка в школе, должен рассчитывать только на собственные
силы, даже если ему придется docendo discere. Поэтому решающую роль в
нынешних условиях играет правильный выбор пособий.
Есть старые учебники, обычно хорошие — и есть новые учебники, обычно
плохие. По старым хорошим учебникам приятно учить и учиться: они не
навязывают определенной методы, излагая материал в естественной
последовательности, предлагают учащемуся понятный способ работы, имеют
ясную цель: в нашем случае — научить читать (в идеале — письменно
изъясняться) на языке. По старым хорошим учебникам выучились великие
художники слова, великие строители империй, великие ученые.
Плохие современные учебники навязывают свою методу с такой жесткостью,
что ими невозможно пользоваться, не придерживаясь самой методы, обычно
вредной. У них — самодовлеющая цель: изучение самого учебника, т.е.
правил игры, установленных самоутверждающимся автором или его
заказчиком; часто эти книги явно или прикровенно душевредны. По плохим
новым учебникам никто ничему толком не выучился и впредь не выучится.
В идеале хороший учебник — это старый учебник: здоровая культура учит
своих юношей по одним и тем же книгам сотни лет. Это может быть
написанная заново книга — если, например, нужно учесть новое состояние
науки (а в древнегреческой нормативной грамматике, заметим, за последние
сто лет произошли несколько меньшие изменения, чем в физике). Но в любом
случае хороший новый учебник непосредственно продолжает традицию хороших
старых учебников. Отсутствие переработок старых книг — тревожный признак
того, что для общества стало лучше плохое, но свое.
Р. А. Гимадеев
Санкт-Петербург — Москва, май 1998 г.