Знание и правильное применение этих
правил поможет вам избежать ошибок и, будем, надеяться,
упразднит множество разногласий, которые до сих пор разделяют
христианство изнутри.
1 Правило ТЕРМИНОЛОГИИ. Что означает использованное
в тексте слово? Любое изучение Писания должно начинаться с
изучения конкретных понятий. Определитесь с терминами.
Толкователь должен добросовестно придерживаться ясного смысла
слов. Во многих случаях для этого следует воспользоваться
подстрочным переводом Библии и словарями библейских языков.
Хорошим примером такой ситуации служат греческие слова ollos
и geteros. Оба они, как правило, переводятся на русский язык
словом "другой", однако ollos означает "еще один такой же", а
geteros означает "еще один, но совсем другой".
2 Правило АУДИТОРИИ. Следует помнить, что Ветхий Завет
был изначально написан евреями и для евреев. Использованные
слова и выражения были им понятны - как были понятны и слова
Христа, когда Он обращался к ним. Подобным же образом, большая
часть Нового Завета была написана в среде греко-римской (и в
меньшей степени иудейской) культуры, поэтому важно, чтобы на
наше толкование Нового Завета не влияло современное понимание
тех или иных понятий. Джон Стотт говорит по этому поводу:
"Грубейший промах, какой только может допустить исследователь
Библии, -- это вложить идеи XX века в уста библейских авторов".
3 Правило КОНТЕКСТА. Смысл следует искать в контексте.
Каждое прочитанное вами слово следует понимать в свете
предшествующих ему и следующих за ним слов. Многие отрывки
вообще невозможно понять, или понять правильно, без помощи
контекста. Хорошим примером тому служит обыкновение мормонов
ссылаться на фразу из 1 Коринфянам 8:5 "...так-как есть много
богов и господ много..." в "подтверждение" учения о многобожии.
Однако, просто прочитав этот стих полностью и в контексте
всей главы (где Павел, например, называет этих богов "так
называемыми"), вы убедитесь, что Павел не проповедовал
многобожие.
4 Правило ЛОГИКИ. Толкование - это процесс логических
рассуждений. Занимаясь толкованием Писания, мы должны
постоянно прибегать к логике. Имеет ли смысл наше толкование?
Библия была написана человеческим языком, а потому она
обращена к нашему разуму - она требует разумного изучения. Ее
следует толковать точно так же, как мы толковали бы любую
другую книгу: с точки зрения лингвистических и грамматических
правил. Как сказал Бернард Рамм; "С помощью чего мы
отбрасываем ложные богословские теории? Конечно, с помощью
логики и фактов... толкователи, не имеющие ценного опыта
логических рассуждений... могут иметь неверные представления
о фактах и умозаключениях. Слишком часто такие люди строят
свои выводы на том, что очевидно идет в разрез с законами
логики и фактами".
5 Правило ПРЕЦЕДЕНТА. Нам не следует отступать от
общепринятого смысла слова и вкладывать в него новое значение,
не имеющее прецедентов в истории. Вспомните верийцев (Деян.
17:10-12), которых Слово Божие называет "благомысленными",
потому что они проверяли слова Павла Писанием.
6 Правило ЕДИНСТВА. Толкование отдельных отрывков
должно согласоваться с учением всего Писания в целом.
Великолепным примером тому является учение о Троице. Оно не
сформулировано ни в одном конкретном отрывке, но обобщает все
то, что говорит о Боге Писание в целом (и Отец, и Сын, и Дух
Святой по отдельности названы Богом, но есть только один Бог).