Страдание святого священномученика Симеона, епископа Персидского (344). Житие во святых отца нашего Акакия, епископа Мелитинского (ок. 435). Страдание святого мученика Адриана (251). Житие преподобного отца нашего Зосимы, игумена Соловецкого (1478). Память во святых отца нашего Агапита, папы Римского (536). Обретение мощей преподобного Александра Свирского (1641). В 1818 г. рождение Государя Императора Александра II в Москве, сына Императора Николая I и Александры Феодоровны. В 1475 г. Великим Князем Иоанном III заложен новый Успенский Собор в Московском Кремле, вместо обветшавшего старого (освящен в 1479 г.). Для строительства Собора был приглашен итальянский мастер Аристотель Фиоравенти.
В 1818 г. рождение Государя Императора Александра II в Москве, сына Императора Николая I и Александры Феодоровны
В 1475 г. Великим Князем Иоанном III заложен новый Успенский Собор в Московском Кремле, вместо обветшавшего старого (освящен в 1479 г.). Для строительства Собора был приглашен итальянский мастер Аристотель Фиоравенти
Завтра, Четверг, 1 Мая 2014 года (18 Апреля 2014 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1648 г. Богдан Хмельницкий объявил о начале войны против поляков
В 1800 г. Император Павел I издал Указ о запрещении ввоза в Россию иностранных книг и нот (Указ отменен 18 марта 1801 г. Александром I.)
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святого священномученика Симеона, епископа Персидского
Страница 1
Страдание святого священномученика Симеона, епископа Персидского
Когда в Персии1
сильно умножилось число христиан и они имели свои церкви, епископов,
священников и диаконов2, языческие
волхвы, видя это, пришли в большую ярость и гнев на христиан. Эти волхвы, ведя
свое происхождение от древнейших волхвов, были защитниками и охранителями
нечестивого персидского лжеверия. Вместе с ними восстали на христиан и иудеи,
всегдашние враги христианства. Сговорившись с волхвами, они научили Персидского
царя Сапора3 воздвигнуть гонение на
христиан4. А еще раньше этого они
оклеветали пред ним святого Симеона, который был епископом города
Селевкии-Ктезифона5, сказав, что этот
христианский епископ враждебен персидскому царству и дружит с греческим царем,
которому он будто бы доносил обо всем, совершавшемся в Персии.
Тогда царь Сапор прежде всего наложил на христиан большую и
очень тяжелую подать и приказал строгим мужам наблюдать за уплатою подати.
Потом он стал открыто умерщвлять священников и служителей Божиих, стал грабить
церковные имущества и разорять самые церкви, срывая их до основания; епископа
же Симеона, как мнимого врага Персидского царства и противника нечестивого
суеверия персидского, он повелел схватить и привести к себе на суд.
Согласно царскому распоряжению к царю был приведен святой
Симеон с двумя священниками, Авделаем и Ананием. Епископ взятый воинами и
скованный железными узами не только не устрашился гнева царя, но даже и не
поклонился ему. Поэтому царь, весьма разгневавшись, спросил святого:
- Почему ты не кланяешься мне, как прежде кланялся?
Святой отвечал:
- Раньше меня не приводили к тебе так, как я приведен
теперь, - и я преклонялся пред тобою, воздавая достойную честь твоему сану.
Теперь же, когда я приведен, чтобы отречься от моего Бога и отступить от своей
веры, мне не подобает кланяться тебе, врагу моего Бога.
Царь стал его убеждать поклониться солнцу6 и обещал ему за это многие подарки и
почести, угрожая в противном случае истребить совершенно христианство в своем
царстве. Когда же царь увидал, что святой мужественен и ни ласками, ни угрозами
не склоняется к его нечестию, то повелел посадить его в темницу.
В то время, когда святого вели из царских палат в темницу,
его увидал евнух7 Усфазан8, уже преклонный летами, воспитавший царя
Сапора от дней детства его и пользовавшийся от всех большим почетом, так как
был самым близким человеком к царю. Этот евнух сидел тогда около царских палат
и, увидав, что выводят святого Симеона епископа, тотчас встал с своего места и
низко поклонился архиерею Божию. Но святой Симеон отвернул от него свое лицо и
громко укорял его за отступничество, ибо он сначала был христианином, а потом
поклонился солнцу из страха пред царем. Усфазан после этого начал сильно
сокрушаться, стал плакать и рыдать, снял с себя драгоценные одежды, облекся в
простую и грубую одежду и, сидя у дверей царского дворца, со слезами говорил
себе: "Горе мне окаянному! Как я предстану пред Богом моим, от Которого я
отрекся? Вот Симеон, и тот отвернул от меня свое лице за мое отступничество;
как же посмотрит на меня Создатель мой?"
Говоря так, он неутешно рыдал. Узнав об этом, царь Сапор
тотчас призвал его к себе и, увидав, что он плачет, спросил его:
- Какая причина твоей печали? Что такое скорбное произошло с
тобою в царском дворце?
Усфазан отвечал:
- Нет, со мной ничего не произошло худого или печального в
твоем дворце, хотя я и желал бы перенести все несчастия мира, печали и беды,
нежели одно то, о чем теперь я сокрушаюсь сердцем и плачу, - именно, что доселе
живу на земле: итак стар годами и давно уже мне должно бы умереть, а я еще смотрю
на солнце, которому поклоняюсь как богу. Лучше бы я умер, нежели отступил от
Бога, Создателя всей твари, поклонившись созданию вместо Творца. Но это соделал
я не по искреннему своему желанию, а лицемерно, желая быть угодным тебе, а
посему я достоин смертной казни по двум причинам - во-первых, я отрекся от
Христа, Бога моего, а во-вторых, оказался неверным в старости моей тебе. Но,
клянусь Богом, Создателем неба и земли, что я уже более не сделаю такого греха.
Не прогневаю более Господа и Бога моего Иисуса Христа, Бессмертного Царя, ради
царя смертного; не преклоню уже более колен моих пред солнцем, созданием
Божиим, но буду поклоняться Самому Создателю с нынешнего дня до конца.
Выслушав Усфазана, царь Сапор весьма удивился такой
неожиданной перемене в нем и начал еще более гневаться на христиан, думая, что
они каким-либо волшебством обольстили Усфазана. Жалея же старца, он стал
просить его, как отца, чтобы он не делал их богам такого унижения, себе
бесчестия и царскому дому печали, и увещевал его к этому то ласками, то
угрозами. Но Усфазан отвечал царю:
- Довольно с меня и того безрассудства, которое я допустил
ранее; теперь же не буду делать так, не буду почитать творения вместо Творца.
После долгих и разнообразных увещание царь, видя, что
Усфазан непреклонен, осудил его на усечение мечем.
Ведомый на смертную казнь, блаженный Усфазан подозвал к себе
одного своего верного друга, евнуха и царского кубикулария9, и просил его, чтобы он пошел к царю и
передал ему последние слова его. Он сказал так:
Житие во святых отца нашего Акакия, епископа Мелитинского
Страница 1
Житие во святых отца нашего Акакия, епископа Мелитинского
Святой угодник Божий Акакий был уроженец
армянского города Мелитины1 и происходил от
благочестивых и богобоязненных родителей, которые, не имея детей, молитвою и
постом испросили себе у Бога сей благословенный плод. Воспитав сына в учении
книжном, родители отвели его к епископу того города и отдали на служение Богу,
ибо так обещали, когда просили у Бога себе дитя.
Епископом города Мелитины тогда был блаженный Отрий. Это был
тот самый Отрий, который на втором Вселенском Соборе святых отцов, собранном в
царствование Феодосия Великого2 против
духоборца Македония3, из числа ста
пятидесяти отцов был особенно твердым поборником благочестия. Вместе со святым
Григорием Богословом4 и с другими
ревнителями и защитниками православия, он крепко защищал его и ратовал против
ереси. Такому-то благочестивому мужу, святому Отрию, и был поручен родителями
блаженный отрок Акакий.
Святой епископ Отрий, провидя в отроке божественную
благодать, поставил его в церковные клирики. Акакий же возрастал от силы в
силу, преуспевая в добродетелях, ревностно исполняя церковные труды,
совершенствуясь в добродетели и святости, стараясь быть каждому полезным. У
него учился наукам и преподобный Евфимий Великий5,
будучи отроком. Но святой Акакий был учителем не детей только, но и взрослых,
назидая всех, и словом, и примером своей добродетельной жизни, особенно когда
достиг священнического сана и обязан был заботиться о спасении, порученных ему,
душ человеческих. Как избранный сосуд Святого Духа, он был в свое время возведен
в архиерейский сан, как вполне этого достойный. Когда святой Отрий, епископ
Мелитинский, перешел из сей жизни ко Господу, то вместо него всеми единогласно
был избран блаженный Акакий и по чину возведен на святительский престол, как
горящая свеча, поставленная в золотом подсвечнике для просвещения всей
вселенной (Мф.5:15-16). Епископ сей так угодил Богу и был столь велик по своей
святости, что сподобился дара чудотворения. Мы расскажем здесь в кратких словах
некоторые из многих чудес его.
Однажды случилась великая засуха, вследствие чего ожидался
сильный голод. Весь народ был в большой скорби. Святитель Христов вместе с
голодающим народом пошел к церкви святого великомученика Евстафия, находившейся
за городом, и там умолял Христова мученика, вместе с ними помолиться Господу и
испросить у Него дождь для насыщения иссохшей земли. Потом он поставил
неподалеку от церкви на возвышенном и открытом месте жертвенник и Божественный
престол, и начал здесь совершать бескровную жертву, со слезами молясь Господу.
При сем преподобный не растворил в святой чаше вино водою, как обыкновенно это
совершается, но устремив свой ум к Богу, усердно молился, дабы Сам Бог послал
воду свыше и сею дождевою водой растворил в чаше вино, а вместе с тем напоил бы
и иссохшую землю. И молитва святого так была сильна и действенна, что тотчас
пошел сильный дождь, который не только растворил в чаше вино, но достаточно
напитал и землю. Печаль всех людей, бывших там, превратилась в радость, и все
прославляли и благодарили Бога. В этот год был обильный урожай плодов, по
молитвам угодника Божия Акакия.
В той же стране была одна многоводная река, весьма часто
выходившая из своих берегов и затоплявшая окрестные селения. Однажды эта река
так необычно разлилась, что даже большие здания, бывшие невдалеке от нее, были
совершенно затоплены ею, а некоторые даже были разрушены; час от часу
разливаясь все более и более, река эта угрожала затопить множество окрестных
жилищ. Тогда святитель Христов Акакий, видя, что люди весьма страдают от сего
наводнения, подошел к реке и сотворив молитву к Богу, положил не далеко от
берега камень, причем запретил реке переходить положенный им предел. Тотчас же
вода вошла в свои берега; несмотря на то, что воды в ней значительно прибыло,
так как русло ее сделалось уже, река эта не выступала из берегов далее того
камня, которым, как бы каким препятствием, святитель заключил реку в ее
берегах.
В восемнадцати стадиях6
от упомянутого города было одно место, принадлежавшее грекам и называвшееся
Миасина, красивое и ровное. Среди этого места тянулась большая равнина, через
которую по направлению к востоку протекала быстрая и чистая река, называвшаяся
Азор или Азур; эта река протекала через несколько озер. На самом же красивом и
высоком месте там находилось идольское капище, окруженное садом из плодовых
деревьев, орошаемом водами одного из озер реки Азура. Это место было осквернено
бесовскими мерзостями, так как здесь часто собирались греки, поклонявшиеся
идолам, и приносили своим богам нечестивые жертвы.
Святой Акакий, возревновав о Христе, захотел очистить это
место и освятить для прославления на нем Истинного Бога. Для этого дела ему
пришлось весьма много потрудиться, ибо языческие жрецы сильно противились его
намерению, не отдавая своего идоложертвенного места. И когда святой стал
строить там церковь, во имя Пресвятой Богородицы, то те злые люди всячески
препятствовали ему в этом: то, что выстроено было верующими за день, ночью
нечестивыми идолопоклонниками было разрушаемо. Но святой угодник Христов
Акакий, вооружившись против них молитвою, победил врагов своих. Он, с Божией
помощью, разрушил идольское капище и построил храм в честь Божией Матери.
Освятив сей храм, он сделал обиталищем святых Ангелов то место, которое прежде
служило жилищем бесов, и устроил обитель при храме Пресвятые Богородицы для жития
добродетельных иноков. Таким образом, там, где прежде совершались кровавые
нечестивые жертвы диаволу, теперь стала приноситься бескровная чистая жертва
Истинному Богу и каждодневные славословия и молитвы. По благодати Пречистой
Богоматери и по молитвам чудотворца Акакия на этом месте совершались чудеса,
видя которые, греки оставляли свое нечестие и обращались к вере во Христа Бога.
Вспомним одно из бывших там преславных чудес.
Святой мученик Христов Адриан был одним из
тех христиан, которые задолго до суда над ними были схвачены и заключены в
разные темницы. Он был выведен из темницы в то время, когда приносилась жертва
языческим богам и когда в жертвоприношении участвовали все преданные идолам
язычники1. Святого мученика также стали
принуждать подойти к жертвеннику и повергнуть на него ладонь, но он не только
не согласился сделать этого, но смело и мужественно подошел к жертвеннику,
разрушил его, сверг лежавшие на нем жертвы и разбросал огонь. Таким своим
поступком он возбудил гнев правителя, а присутствовавшие при этом почитатели
идолов пришли в такую ярость, что схватили святого и стали без милосердия
избивать его. И одни били его палками, другие железными прутьями, а некоторые,
схватив камни, выбили ему зубы и, наконец, раскалили огромную печь и бросили в
нее святого мученика. Мучители сожгли тело его; духом же своим он взошел на
небеса к Богу2.
1 Надо думать, что в то время, когда св. мученик был
выведен из темницы, происходило какое-нибудь языческое празднование и
приносилась всенародная жертва языческим богам.
2 По месяцеслову Василия св. Мученик Адриан пострадал
в одно время с Леонидом и Ириною, память которых празднуется 16 апреля, и,
вероятно, в Коринфе же.
Житие преподобного отца нашего Зосимы, игумена Соловецкого
Страница 1
Житие преподобного отца нашего Зосимы, игумена Соловецкого
Спустя один год по преставлении
преподобного Савватия благоугодно было Господу прославить то место на
Соловецком острове, где подвизался сей святой муж, устроением здесь славной и
великой обители. На это дело был избран Господом муж, подобный в подвигах
преподобному Савватию, - преподобный Зосима, о котором и будет наше слово.
Преподобный Зосима происходил из области новгородской; его
родиною было село Толвуя, находившееся на берегу Онежского озера. Родители его,
Гавриил и Варвара, проводившие жизнь строго-благочестивую, с юных лет воспитали
отрока в добродетелях христианских, а также выучили его грамоте. Отрок Зосима
был тих нравом, кроток и смирен сердцем и чуждался всех дурных юношеских обычаев.
Возрастая телом и духом, Зосима тщательно изучал священные книги, познавая из
них богатство благости Божией.
Желая сохранить чистоту душевную и телесную, целомудренный
отрок решил не вступать в брак; хотя он не гнушался его, как чего-либо скверного
самого по себе, но решил избежать его как препятствия к богоугождению, согласно
словам апостола, говорящего: "Неженатый
заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как
угодить жене" (1Кор.7:32-33). Итак, для того, чтобы единому Богу
угождать, он решил отречься от угождение своей плоти. Когда же родители его
начали убеждать его вступить в брак, преподобный, глубоко восскорбев о сем,
оставил дом отеческий, отрекся от мира и, приняв на себя образ иноческий,
поселился в одном уединенном месте, неподалеку от дома отеческого, как
отшельник, где и начал подвизаться в молитве и посте.
Преподобный восхотел иметь и наставника себе, так как он сам
еще не в достаточной мере изучил Священное Писание и не был научен еще житию
строго-подвижническому и потому нуждался в таком искусном наставнике, который
бы показал ему самым делом то, что следует изучить юноше, ревностно
стремящемуся к добродетели. Кроме того, преподобный опасался какого-либо
препятствия своим подвигам от своих родных, близ которых он находился. Поэтому
он решил уйти отсюда в какое-либо более уединенное место, где бы он мог всецело
посвятить себя жизни строго-подвижнической, тем более, что в его сердце все
более и более разгорался огнь любви божественной и побуждал его еще более
совершенствоваться в добродетелях.
Но первоначально преподобный не знал, где и как ему основать
монастырь, и усердно молил Бога указать ему место для монастыря, а также
ниспослать ему все средства для осуществления его намерения.
По устроению Божию преподобный Зосима встретил одного
добродетельного инока, по имени Германа, жившего ранее с преподобным Савватием
на острове Соловецком. Сей инок передал преподобному Зосиме историю жизни и
подвигов преподобного Савватия, а также сообщил ему, что остров Соловецкий
удален от селений мирских и удобен для поселения иноков, так как изобилует
лесами и озерами, наполненными рыбами.
Услышав об этом, преподобный Зосима весьма возрадовался
духом и пожелал быть жителем того острова и преемником преподобного Савватия,
почему и стал усердно просить Германа довести его до того пустынного острова и
научить его там житию иноческому.
Около этого времени родители преподобного Зосимы окончили
жизнь свою. Предав погребению тело их и раздав нищим имение их, блаженный
Зосима вместе с Германом отправились на остров Соловецкий. При помощи Божией
они благополучно достигли острова и высадились на том месте, где обычно
останавливались мореплаватели; волнения здесь не было и вода была пресною.
Неподалеку от берега святые поставили себе палатку1
и в ней совершили всенощное бдение, воспевая псалмы Давидовы и молясь Христу
Богу и Пресвятой Богородице о ниспослании им свыше помощи и благословения на
вселение их на том пустынном острове.
На следующее утро преподобный Зосима, выйдя из палатки,
увидел ярко сияющий луч света, осветивший его и все то место; подняв же глаза
на восток, он увидел на облаках Церковь, великую и красивую; так как
преподобный не навык еще к таким откровениям Божиим, то не мог долго смотреть на
эту Церковь и вскоре же устремился в палатку. Герман, видя его смущенным в
лице, подумал, что он узрел что-либо особенное и спросил его: "Почему ты,
любезнейший, изменился в лице? Чего ты устрашился? Разве ты увидел что-либо
новое и необычное?"
В ответ на эти слова Германа Зосима рассказал ему, как он
видел луч света, нисходивший свыше и осиявший то место, а также Церковь,
покоившуюся на облаках. Размышляя об этом видении, Герман вспомнил об удалении
мирян с этого острова (что произошло при игумене Савватии), и пророчестве
Савватия об основании монашеской обители на острове и сказал Зосиме:
- Не страшись и не бойся, возлюбленный, но внимай себе, так
как мне кажется, что благоугодно Господу тобою собрать здесь множество монахов.
Затем Герман сказал ему о происшествии, случившемся с женой
рыболова и с мужем с Корельского берега, пришедших на остров этот, чтобы
удержать его из зависти за собой, - именно, рассказал, как женщину ту били два
светлые юноши, сказавшие:
- Нет вам места на этом острове; уйдите отсюда, потому что
это место уготовано Богом для поселения здесь иноков.
Святой же Зосима, услышав эти слова от Германа, исполнился
духовной радости и еще более укрепился в намерении своем устроить здесь
монастырь.
Помолившись усердно Богу, да споспешествует делу их и
поможет довести его до конца, подвижники принялись за труд: прежде всего, они
начали рубить деревья, необходимые для постройки келлий, затем построили келлии
и обнесли оградою двор, подвизаясь одновременно как в телесном, так и в
духовном труде, - именно: телом подвизаясь по постройке монастыря, духом же
ополчаясь на бесов во всеоружии поста и молитвы. Пищу себе преподобные добывали
в поте лица своего, обрабатывая землю и засевая ее семенами. Бог же укреплял
рабов Своих, свыше на них милостиво призирая и поспешествуя всем делам их.
Память во святых отца нашего Агапита, папы Римского
Страница 1
Память во святых отца нашего Агапита, папы Римского
Святой Агапит, папа римский1, был послан готским царем Теодорихом Великим2, владевшим тогда Италиею, в Константинополь к
императору Юстиниану3 для переговоров о
мире. Отправившись, он встретил на пути человека, страдавшего двумя недугами, -
немого языком и хромого ногами. Взяв его за руку, святой Агапит исцелил его от
хромоты; причастив же его Святых Тайн Тела и Крови Христовых, разрешил язык
его.
Пребывая в Константинополе, святой Агапит увидел там
слепого, сидевшего у так называемых Золотых ворот и просившего милостыню.
Сжалившись над ним, святой Агапит возложил ему на глаза свою правую руку, после
чего слепой прозрел.
Во время пребывания святого Агапита в Константинополе здесь,
по повелению императора Юстиниана, собрался поместный собор4,
на котором был низложен патриарх Анфим5,
возведенный на патриарший престол незаконно, противно церковным правилам6. На место низложенного Анфима был возведен
некоторый пресвитер, по имени Мина7,
проводивший жизнь святую и строгоподвижническую. Вместе с тем на этом же соборе
была предана осуждению ересь Северова8.
Вскоре после этого святой Агапит преставился ко Господу9 и был погребен в Константинополе.
2 Теодорих Великий, король ост-готов, царствовал с 485
по 536 г. Ост-готы жили между реками Днепром и Доном и составляли восточную
ветвь готского народа, распавшегося в IV столетии на остготов и вестготов.
3 Император римский Юстиниан I царствовал с 527 по 565
г.
4 Это было в 536 г.
5 Анфим I патриаршествовал с 535 по 536 г.
6 Анфим был убежденным монофизитом и лицемерно принял
православие для того только, чтобы получить константинопольский патриарший
престол. Монофизиты неправильно учили о соединении в Иисусе Христе двух
естеств; именно они говорили, что Божеское естество в Иисусе Христе поглотило
человеческое. Ересь монофизитов называется еще евтихианством, по имени своего
основателя - Константинопольского архимандрита Евтихия. Эта ересь была осуждена
на IV Вселенском соборе, происходившем в 451 г. в Халкидоне.
7 Святой Мина патриаршествовал с 536 по 552 г. См.
житие его под 25 августа.
8 Север, патриарх антиохийский (с 512 по 519 г.)
принадлежал к числу "умеренных" монофизитов; отличием его учения от
учения других монофизитов было то, что он признавал тело Иисуса Христа
"подобосущным" нашему и подверженным тлению.