Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы (I до Р.Х.). Преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (1925). В 1832 г. на Ея Праздник Благовещения Пресвятая Богородица последний раз (в двенадцатый раз) при жизни явилась преподобному Серафиму, указывая на его скорую блаженную кончину, сказав: "Скоро, любимиче мой, будешь с нами", дав обещания помощи и заступничества в земных делах в устроении Дивеевской обители. В 1875 г. родилась Великая Княгиня Ксения Александровна Романова - сестра Царя Николая II. В 1479 г. родился Великий Князь Московский Василий Иванович - отец Иоанна Васильевича IV Грозного. В 1839 г. произошло воссоединение униатов с отступниками от Православной Церкви в Западных областях Российской Империи.
В 1832 г. на Ея Праздник Благовещения Пресвятая Богородица последний раз (в двенадцатый раз) при жизни явилась преподобному Серафиму, указывая на его скорую блаженную кончину, сказав: "Скоро, любимиче мой, будешь с нами", дав обещания помощи и заступничества в земных делах в устроении Дивеевской обители
В 1875 г. родилась Великая Княгиня Ксения Александровна Романова – сестра Царя Николая II
В 1479 г. родился Великий Князь Московский
Василий Иванович - отец Иоанна Васильевича IV Грозного
В 1839 г. произошло воссоединение униатов с отступниками от Православной Церкви в Западных областях Российской Империи
Завтра, Вторник, 8 Апреля 2014 года (26 Марта 2014 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы
Страница 1
Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы
Когда наступила полнота времени и
приближалось время избавления рода человеческого чрез Божественное
вочеловечение, долженствовало, чтобы нашлась такая чистая, непорочная и святая
дева, которая бы достойна была воплотить безплотного
Бога и послужить делу нашего спасения. И такая дева нашлась: дева - чистейшая
всякой чистоты, пренепорочнейшая несравненно более
всякого разумного создания, святейшая всякой святыни, пречистая и преблагословенная Дева Мария, отрасль святых, праведных БогоотцевИоакима и Анны, плод
родительских молитв и пощений, дочь от рода царского
и архиерейского. Нашлась на месте святом, в церкви Соломоновой, Она -
долженствовавшая Сама быть одушевленною церковью
Божией. Внутри храма, в святилище, именовавшемся "Святая Святых",
нашлась Та, Которая имела родить всех святых святейшее
слово (Из цер. служб). Там, с высоты славы царствия
Своего, призрел Господь на смирение рабы Своей и
избрал Ее, предизбранную из всех родов, в Матерь
Своему Предвечному Слову.
Из достоверных повествований
святых мы узнаем, что еще до архангельского благовещения Ей было таинственно
предвозвещено воплощение от Нее Бога - Слова. Живя в храме около двенадцати
лет, Пречистая Дева упражнялась не только в непрестанной богомысленной
молитве и повседневном рукоделии, но и в чтении книг Божественных, поучаясь в
законе Господнем день и ночь. Святой Епифаний1
и Амвросий2 пишут о Ней, что Она
отличалась необыкновенным умом, любила учиться и прилежала к чтению
Божественного Писания. Церковный историк Георгий Кедрин3
повествует о Ней, что еще при жизни Своих родителей
Она хорошо изучила еврейские книги. Читая часто, в пророчестве Исаии, слова:
"Сам Господь даст вам знамение: се,
Дева во чреве приимет, и
родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил"
(Ис.7:14)4, Она воспламенялась горячею
любовью не только к имеющему прийти ожидаемому Мессии, но и к оной Деве,
Которая предназначена зачать и родить Его. При сем Она
размышляла и о том, сколь велико достоинство соделаться
Материю Еммануила5, Сына Божия, и сколь
неизреченно сие таинство, чтобы Дева была Матерью. Ведая из пророчеств, что
время пришествия Мессии приблизилось, что скипетр уже взят от Иуды и седмицы Данииловы оканчивались, Она полагала, что должна уже
родиться на свет Та, предвозвещенная Исаиею, Дева, и
часто из глубины сердца воздыхала и молилась в Себе, дабы Бог сподобил Ее
видеть сию Деву и, если бы было возможно, быть у Нее хотя бы последнею рабою.
Однажды, когда по обыкновению
Своему Она стояла на полунощной молитве и возносила к
Богу таковые пламенные желания, внезапно свыше воссиял на Нее необыкновенный
свет и облистал Ее. Из средины сего света раздался
голос, говорящий Ей:
- Ты родишь Сына Моего!
Невозможно выразить словами ту
радость, коею преисполнилась Пресвятая Дева, и того чувства, с коим Она
поклонилась до земли, воздавая Богу Творцу Своему Свою
благодарность Так "призрел"
Господь "на смирение рабы Своей"
(Лк.1:48). Та, Которая, из любви к Богу, желала послужить чистой Матери Мессии,
сподобилась Сама быть Ему Матерью и Госпожею всякого создания. Сие откровение было Ей на
двенадцатом году Ее жизни, за два года до Ее обручения, и сей тайны Она никому
не открывала до самого вознесения Господня. После сего откровения Ей стало
известно, что в Ее девической утробе имеет быть таинство зачатия, и Она ждала
времени, когда должно было совершиться событие сего таинства.
Когда, по
свидетельству святого Евода6, исполнилось
одиннадцать лет пребывания Пресвятой Девы в храме Соломоновом и наступил
двенадцатый год, а по свидетельству Георгия Кедрина,
Ей исполнилось четырнадцать лет от роду, архиерей и священники стали
приказывать Ей, чтобы Она, по обычаю законному, переселясь
из храма в дом, подобно другим девицам Ее лет, вышла замуж. Но Она им
отвечала, что Она еще от пелен отдана родителями единому лишь Богу, и Ему
обещала сохранить навсегда Свое девство, а потому и невозможно Ей сочетаться с
человеком смертным, и ничто в свете не принудит Ее вступить в брак, так как Она
посвятила девство Своему безсмертному Богу.
Архиереи удивились новости сего
обета, ибо не было еще на земле ни одной девицы, обещавшей Богу навсегда
сохранить свое девство, и Она явилась в мире первою в сем отношении. Они стали
советоваться между собою, как им поступить. Они не хотели, чтобы Она продолжала
жить при храме, не хотели даже пускать Ее более в храм Господень за внутреннюю
завесу, но в то же время не смели обручить мужу деву, обещавшуюся Богу, и
недоумевали, как богоугодно устроить Ее безбрачную, девическую жизнь так, чтобы
не прогневать Бога. Они почитали за великий грех и то, и другое: и принуждать к
браку деву, обещавшую Богу вечное девство, и держать во
"Святая Святых" деву, достигшую совершенного возраста. Святой
Григорий Нисский7 говорит о сем так:
"пока Она была еще в юных летах, иереи соблюдали Ее, подобно тому, как
Самуила во храме; Но когда Она достигла совершенного
возраста, то они советовались между собою: что им далее с Нею делать, чтобы не
прогневать Бога". Церковный историк Никифор Каллист8
повествует о том же следующее:
"Когда святая Дева пришла
в возраст, священники составили между собою совет, как Ее устроить, чтобы им не
оказаться оскорбителями Ее святого тела, опасаясь, что совершат грех
святотатства, если выдадут замуж и подчинят закону супружества Ту, Которая раз навсегда принадлежала лишь одному Богу; в
то же время они говорили, что не подобает девице, достигшей такого возраста,
пребывать во святилище, что сего закон не допускает, и
сие недостойно и не приличествует святыне. И вот, приступив к кивоту завета и
сотворив усердную молитву, они, как повествует блаж. Иероним9, получили ответ от Господа, чтобы искали
такого достойного мужа, коему бы могла быть вверена дева под видом и образом
супружества для хранения непорочного девства. Относительно же того, как найти
такого мужа, совет Господень был таков: из дома и племени Давидова
избрать безбрачных мужей и положить их жезл в алтаре - чей жезл процветет, тому
святая Дева и должна быть вверена. В то самое время наступил праздник
Освященияхрама, установленный
Маккавеями10; начало праздника было 25
ноября, а отдание 3 декабря. И собралось тогда в храме из окрестных городов
множество народа; пришли на праздник мужи и из рода Давида, родственники Девы
Марии. Георгий Кедрин повествует, что святитель,
великий Захария, отец Предтечи Господня, собрав
двенадцать безбрачных мужей из племени Давидова,
между коими находился и святой Иосиф, муж праведный и уже преклонных лет, взял
жезлы их и положил на ночь во святом алтаре, говоря:
"Господи Боже, яви мужа, достойного обручиться с Девою!" Наутро,
когда священники вместе с двенадцатью теми мужами вошли в храм, жезл Иосифа был
найден расцветшим, и на нем, как о том свидетельствует Иероним,
сидела слетевшая свыше голубица. Тогда все познали благоизволение
Божие, чтобы Дева была вручена на сохранение Иосифу. Некоторые
думают, что и Пресвятой Деве, всячески избегавшей обручения и весьма
заботившейся о чистоте Своего девства, как бы не было причинено Ей какое-либо
оскорбление, было также особенное откровение, чтобы Она не усомнилась идти к
родственнику Своему и обручнику Иосифу, мужу
праведному, богоугодному и святому, не для плотского супружеского соединения,
но на устроенное вышним промыслом соблюдение и хранение Ее девства. По
совершении обручения, святой Иосиф взял Пречистую Деву из рук первосвященника
из храма Господня для чистого и непорочного сожития, не повреждающего цвета
девства. И был святой Иосиф только мнимым Ее мужем, а в действительности целомудренным
хранителем Ее девства и служителем Ее девического жития, исполненного великой
святыни".
Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх
Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье
священника с патриархальным укладом. Дети помогали родителям по хозяйству,
ходили за скотиной, все умели делать своими руками.
В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, по окончании,
покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии.
Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и
он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив
семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в
Петербургскую Духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище —
Патриарх, полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время. В
1888 году закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в
Псков и три года преподает в родной семинарии. В 26 лет,
после серьезных раздумий, он делает первый свой шаг за Господом на крест,
преклонив волю под три высоких монашеских обета — девства, нищеты и послушания.
14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя
Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре —
в иеромонаха.
В 1892 году о. Тихона переводят
инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро он становится ректором в
сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе
Александро-Невской лавры состоялась хиротония его во
епископа Люблинского с назначением викарием
Холмско-Варшавской епархии. Только год пробыл святитель Тихон на своей первой
кафедре, но, когда пришел указ о его переводе, город наполнился плачем —
плакали православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине. Город собрался на вокзал провожать так мало у них
послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался
удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли
на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную
жемчужину — православного архиерея. И только сердечное обращение самого владыки
успокоило народ. И такие проводы окружали святителя всю его жизнь. Плакала
православная Америка, где и поныне его именуют Апостолом Православия, где он в
течение семи лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал
труднодоступные и отдаленные приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь,
возводил новые храмы, среди которых — величественный Свято-Никольский
собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и
сербы, греки и арабы, обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители
— креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.
Возглавляя в течение семи лет
древнюю Ярославскую кафедру, по возвращении из Америки, святитель Тихон верхом
на лошади, пешком или на лодке добирался в глухие села, посещал монастыри и
уездные города, приводил церковную жизнь в состояние духовной сплоченности. С
1914 года по 1917 год он управляет Виленской и
Литовской кафедрой. В Первую мировую войну, когда
немцы были уже под стенами Вильно, он вывозит в Москву мощи Виленских
мучеников, другие святыни и, возвратившись в еще не занятые врагом земли,
служит в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует
уходящие защищать Отечество войска.
Незадолго до своей кончины святой
Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем
Тихоном сказал ему: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на
мое место, а я пойду отдохну». Спустя несколько лет
пророчество старца сбылось, когда митрополит Московский Тихон жребием был
избран Патриархом. В России было смутное время, и на открывшемся 15 августа
1917 года Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о восстановлении
патриаршества на Руси. Мнение той части народа, которая осталась верна Царю, на
нем выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили;
Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».
Время было такое, когда все и всех
охватила тревога за будущее, когда ожила и разрасталась злоба
и смертельный голод заглянул в лицо трудовому люду, страх перед грабежом
и насилием проник в дома и храмы. Предчувствие всеобщего надвигающегося хаоса и
царства антихриста объяло Русь. И под гром орудий, под стрекот пулеметов
поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать
святым Патриархом-мучеником. Он горел в огне духовной муки ежечасно и терзался
вопросами: «Доколе можно уступать безбожной власти?» Где грань, когда благо
Церкви он обязан поставить выше благополучия своего народа, выше человеческой
жизни, притом не своей, но жизни верных ему православных чад. О своей жизни, о
своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов на гибель ежедневно.
«Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — говорил он,
идя вослед за своим Божественным Учителем до конца.