Память преподобного отца нашего Иакова, епископа и исповедника (VIII-IX). Память во святых отца нашего Кирилла, епископа Катанского (I-II). Память во святых отца нашего Фомы, патриарха Константинопольского (610). Преподобный Серафим Вырицкий (1949).
В 1806 г. родился русский мыслитель Иван Васильевич Киреевский (умер 11 июня 1856 г.)
В 1820 г. последовал Указ Правительствующего Сената о высылке иезуитов из России – с конфискацией имущества
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Память преподобного отца нашего Иакова, епископа и исповедника
Страница 1
Память преподобного отца нашего Иакова, епископа и исповедника
Сведения, которые мы имеем о святом Иакове Исповеднике,
очень кратки и неполны. Мы знаем только, что он, стремясь с самых юных лет к
подвижнической жизни, принял монашеский сан и умерщвлял плоть свою постоянным
постом и молитвою.
Святой Иаков весьма любил чтение книг Священного Писания,
причем перед чтением очищал ум свой молитвою. Впоследствии он был возведен в
сан епископа.
В
царствование императора-иконоборца Константина Копронима1
святой Иаков был принуждаем к отречению от иконопочитания. Но он не покорился
нечестивым, за что был подвергнут многим мучениям, – был изгоняем, заточаем, мучим
голодом и жаждою, - перенес много и других разных мук, которые изобретали его
мучители. Среди своих страданий он и предал свою святую душу Богу, ради
Которого он и подвизался; от Него же он и принял Царство небесное, радуясь
вечно на небесах.
1 Константин
Копроним, император византийский, царствовал с 741 г. по 776 г. Он был
ревностнейшим иконоборцем. Его царствование было временем, когда иконоборство
достигло своего наибольшего расцвета.
Память во святых отца нашего Кирилла, епископа Катанского
Страница 1
Память во святых отца нашего Кирилла, епископа Катанского
Святой Кирилл был родом из Антиохии; он был ученик Апостола
Петра и им был поставлен епископом Катанским в Сицилии. Хорошо и богоугодно пас
он свою паству, приводил неверных к вере Христовой и сотворил много чудес, из
которых упомянем одно. В той местности был источник с горькой водой; святитель
же Божий Кирилл, помолившись Богу, переменил горечь этого источника на
сладость. Увидев это, эллинский начальник, идолопоклонник, уверовал во Христа,
а с ним уверовали и многие другие. Достигши глубокой старости, святой Кирилл
почил святолепным сном смерти и погребен был с честью на том острове
(Сиицилии), подавая исцеление прибегающим к нему с верою.
Память во святых отца нашего Фомы, патриарха Константинопольского
Страница 1
Память во святых отца нашего Фомы, патриарха Константинопольского
Святой отец наш Фома за многие добродетели, разум и
благочестие, преподобным Иоанном постником1,
был поставлен во диаконы великой цареградской церкви и в царствование Маврикия2 сделан сакелларием3.
По смерти же святейшего Иоанна и сменившего его патриарха блаженного Кириака4,в царствование мучителя Фоки5
был поставлен патриархом святой Фома6 и
управлял прекрасно своим престолом, заботливо пася словесное Христово стадо. Во
дни его патриаршества совершилось следующее чудо в стране Галатийской7. Там в некоторых городах во время
крестного хода и литии носили большие кресты, эти кресты сами собою, с дивною и
неудержимою силою стали колебаться, ударялись друг о друга и разбивались. Когда
слух об этом чуде прошел повсюду, святейший патриарх цареградский Фома призвал
из той страны святого Феодора Сикеота, мужа прозорливого и чудотворца, и
расспрашивал его об этом чуде и о том, что бы это чудо предзнаменовало. Святой
Феодор рассказал, что чудо действительно было, но что оно означает, отказывался
сказать, говоря, что не знает этой неведомой тайны. Тогда святейший патриарх
Фома упал ему в ноги с просьбой, и таким смирением своим убедил старца
предсказать будущее. После того старец сказал, что кресты сами собой
колебались, бились и ломались в знамение многих бед и разорений на церковь
Божию и греческое царство, как от внешних, так и от внутренних врагов: извне
будет тяжкое нашествие варваров, а внутри государства между христианами
произойдет раскол в вере, и начнут друг друга гнать и истреблять, и всё это
случится вскоре. Услышав это, патриарх ужаснулся и попросил преподобного
помолиться о нем Богу, чтоб Бог взял его душу от тела раньше, чем случится
предсказанное разорение, чтоб не видеть ему таких бед на церковь. Спустя
немного времени, когда еще преподобный Феодор оставался в Царьграде у церкви святого Стефана,
патриарх заболел и послал известить о своей болезни преподобного,
затворившегося в келье и постившегося, - и умолить его испросить ему у Бога
скорое скончание. Святой отказывался, не хотел, а патриарх блаженный Фома опять
послал к нему с усердной просьбой, желая разлучиться с телом до наступления бед
на церковь. Тогда преподобный Феодор, против своего желание, исполнил волю
святейшего патриарха Фомы, помолился Богу о смерти его и послал ему сказать:
- Велишь
ли мне прийти к тебе или мы там увидимся перед Богом?
Фома
святой отвечал ему через посланного: «не прерывай, отче, своего молчания,
довольно мне того, что ты сказал: там увидимся перед Богом».
И в тот
же день святейший патриарх Фома перед вечером радостно разлучился с телом и
отошел к Господу в царствование того же Фоки. По кончине святого Фомы принял
престол патриарший Сергий, диакон той же великой церкви, и был сначала
правоверен, а после развратился и сделался начальником ереси монофелитской,
иначе сказать, единовольнической, несправедливо признающей в Господе Христе
одну волю8; тогда наступили беды для
церкви: раскол, разорение, мучение и гонение от еретиков на правоверных; в то
же время, попущением Божиим за умножение ересей, началась тяжкая война с
персами, пленение и опустошение огнем и мечем греческих областей; был взят
персами Иерусалим и честное древо святого Креста было захвачено в плен и
унесено в Персию; так сбывались все несчастия, предзнаменованные вышеупомянутым
чудом с крестами и предсказанные пророчеством святого Феодора Сикеота; чтоб не
видеть этих несчастий своими глазами, святейший патриарх Фома предпочел
умереть, чем оставаться в живых, и получил по своей просьбе блаженную кончину
раньше наступления этого страшного времени. Он пас церковь Христову три года и
два месяца, много боролся с еретиками, храня православное учение и истинно
почитая Христа Бога нашего, Ему же со Отцом и Святым Духом слава во веки.
Аминь.
1 Иоанн
постник, патриарх константинопольскш с 582 г. по 595 г. Он отличался
строго-подвижническою жизнью и известен как автор (составитель) некоторых
сочинений, касавшихся, главным образом, вопросов христианской нравственности.
2 Маврикий, император
византийский, царствовал с 582 г по 602 г.
8 Монофелиты, - признавали вИисусе Христе только одну волю - божескую. Ересь эта была осуждена на VI Вселенском соборе, бывшем в 680 г. в Константинополе.
Преподобный
Серафим Вырицкий (вмиру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года
в деревне ВахромеевоАрефинской
волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. Уже 1 апреля 1866 года
при крещении он был назван Василием в честь преподобного Василия Нового,
исповедника.
Родители
мальчика, Николай Иванович и ХионияАлимпьевна Муравьевы, были истинно верующими,
богобоязненными людьми. Для супругов Муравьевых Православие было не просто
внешним благочестием и обрядом, но глубоким и сокровенным внутренним бытием. От
младенчества Василий получал уроки добродетели. С детских лет в мальчике
проявились те свойства христианской души, которые во всей полноте раскрылись в
зрелые годы.
Человеколюбивый
Господь даровал ему сообразительность, необыкновенное усердие, терпение и
настойчивость в достижении цели, а также удивительную память. В раннем возрасте
мальчик практически самостоятельно освоил грамоту и начала математики. Первыми
его книгами стали Евангелие и Псалтирь.
В
юности Василий зачитывался житиями святых, которые тогда продавались в виде
маленьких разноцветных книжечек. Особенно поражала его воображение жизнь
пустынных отшельников. Святые Павел Фивейский, Антоний, Макарий и Пахомий Великие, Мария Египетская. Эти имена рождали в отроке
трепетное благоговение ирадость.
Уже тогда, открылся для него чудный таинственный мир, перед которым померкло
все земное. В сокровенных глубинах чистой детской души зародилась мысль о
принятии монашеского, ангельского образа. Для ближних это
намерение до поры оставалось тайной.
Будучи
рачительными хозяевами, родители Василия вместе с тем не были привязаны к так
называемым материальным ценностям. Они всегда были готовы
помочь нуждающимся, приютить странников, обогреть и накормить бедных. И Василий
рос таким же трудолюбивым и сердечным.
В
доме Муравьевых всегда строго соблюдали все установления Православной Церкви. С
девятилетнего возраста и отрок Василий постился вместе со
взрослыми. В воскресные и праздничные дни семья неукоснительно посещала храм
Божий, исповедовалась и причащалась Святых Христовых Тайн.
Когда
позволяло время, Муравьевы всей семьей совершали паломнические поездки ко святым местам — к храмам и монастырям. С особой радостью
посещали они Свято-Троицкую Сергиеву лавру, в Гефсиманском скиту которой
подвизался знаменитый старец Варнава (Меркулов). Это
был мудрый учитель и великий молитвенник, к которому устремлялись верующие со
всей России. «Без Бога ни до порога!» — любил назидать
народной мудростью своих посетителей отец Варнава.
Эти слова приняла душа отрока за правило жизни.
Так,
как бы незаметно, заложил Премудрый Господь в сердце Василия с малых лет семена
подлинной христианской нравственности и духовности. Они упали на благую
почву...
Неожиданно
насемью обрушилась скорбь — Господь
призвал от земных трудов Николая Ивановича Муравьева, находившегося в расцвете
лет. Ему шел тогда сороковой год. Близкие тяжело
переживали утрату. Мать Василия была женщиной болезненной, а от
случившегося ее состояние еще ухудшилось. Василию пришлось стать кормильцем
семьи. В ту пору Муравьевы в полной мере испытали все скорби, сопутствующие
бедности...
Вскоре
милость Божия посетила обездоленную семью: односельчанин, благочестивый и
добрый человек, работавший старшим приказчиком в одной из лавок Санкт-Петербурга, пригласил отрока в столичный город на
заработки. При этом он обещал, как тогда говорили, «вывести Василия в люди».
Мать со слезами благословила сына на поездку иконой Пресвятой Богородицы, и
десятилетний Василий покинул родные края.
Большой
город Петербург... После размеренного крестьянского быта нелегко было Василию
привыкнуть к водовороту столичной жизни. Однако врожденные способности,
дарованные от Господа, помогли ему. С помощью своего благодетеля отрок получил
работу рассыльного в одной из лавок Гостиного двора. С первых же шагов Василий
проявил такое усердие, исполнительность и старательность, что заслужил полное
доверие хозяина. В дальнейшем владелец конторы, где работал отрок, стал
поручать ему все более и более сложные дела, которые Василий, с Божией помощью,
всегда выполнял с усердием и в срок. Почти все свое жалование Василий отсылал
на родину больной матери, оставляя себе лишь малую часть на самые неотложные
нужды.