Житие святого отца нашего Григория, епископа Нисского (395). Память святого Дометиана, епископа Мелитинского (601). Житие преподобного Маркиана (V). Память преподобного Павла Комельского (1429). Святитель Феофан Затворник, Вышенский (1894). Блаженная Феозва диакониса (385). Преподобный Макарий Писемский (XIV век). В 1872 г. родился старец и друг Царской семьи Григорий Распутин (Новый). В 1758 г. Русские войска взяли Кенигсберг. В 1775 г. казнен самозванец Емельян Пугачев, выдававший себя за "Императора Петра III".
В 1783 г. Императрица Екатерина II Великая (род. в 1729 г., правила 1762-1796) подписала рескрипт о введении должности командующего Черноморским флотом. Им стал вице-адмирал Ф.А. Клокачёв, один из героев Чесменского сражения
День тезоименитства боярина Михаила Никитича, дяди первого Царя из Дома Романовых, Михаила Феодоровича
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие святого отца нашего Григория, епископа Нисского
Страница 1
Житие святого отца нашего Григория, епископа Нисского
Святой Григорий Нисский был братом по плоти
святого Василия Великого, которого он был значительно моложе1. Детским воспитанием его занималась та же
благочестивая бабка его Макрина, которая учила и святого Василия2, а первоначальные наставления в грамматике
и риторике получил он от своего отца. Дальнейшие уроки, с 12 года своей жизни,
когда умер отец его, он слушал у кесарийских наставников красноречия. Знания,
приобретенные Григорием в языческой школе Кесарии, были потом восполнены самостоятельными
научными занятиями и уроками святого Василия Великого, которым Григорий, по его
словам, был очень многим обязан. При своих природных дарованиях и прилежании в
изучении наук святой Григорий с успехом изучил риторику3
и философию4, и готовил себя к званию
светского оратора. Но Бог судил иначе, и в самой душе Григория, более склонного
в то время к светским занятиям и к изучению светских наук, вскоре произошла
перемена. Однажды в имении его матери предположено было совершить празднество в
честь перенесения мощей сорока мучеников. Позван был на это семейное торжество
и Григорий, обучавшийся тогда в Кесарии. Недовольный тем, что он оторван от
своих занятий, и что празднество не было отложено до другого, более
благоприятного времени, Григорий равнодушно, без внимания, слушал песнопения
богослужения, происходившего в саду и длившегося всю ночь, и наконец удалившись
в одну из своих беседок, лег спать. И вот во сне он видит, что хочет войти в
сад, но какие-то светоносные воины не пропускают его, и только благодаря
заступничеству одного из них ему удается избежать наказания. Это устрашающее
сновидение произвело на Григория сильное впечатление, и он, оставив мирские
занятия и науки, обратился к чтению священных и душеспасительных книг, а потом
вскоре принял на себя обязанности анагноста, состоявшие в чтении Священного
Писания на богослужебных собраниях. Однако такая настроенность сначала
ненадолго укоренилась в душе Григория. По смерти Юлиана Отступника5, воспретившего христианам быть
наставниками риторики и грамматики, Григорий опять обратился было к любимому
занятию, избрав для себя призвание преподавателя риторики, что вызвало
недовольство со стороны его друзей и строгие обличения со стороны святого
Григория Богослова6. Впрочем, Григорий
недолго стремился к славе ритора. Вскоре, под влиянием членов своей аскетически
настроенной семьи и друзей, он обратился всею душою к изучению памятников веры,
оставил мир и удалился в пустыню, поселившись в монастыре, основанном Василием
Великим на берегу реки Ириса. Вскоре после того святой Василий, желая иметь в
Григории верного помощника для борьбы с арианскою ересью, поставил его во епископа
города Ниссы7. Святой Григорий
действовал, как истинный пастырь Христов, доблестно управляя Церковью и охраняя
ее мир от козней ее врагов. Благочестивая сестра его Феозва была при нем
диакониссою и весьма много помогала брату в делах церковных, так что
впоследствии смерть ее была для него великою потерею.
В царствование Валента8 святой Григорий Нисский подвергся
несправедливым гонениям со стороны правителей - ариан9.
Наместник Понта10 Демосфен составил в
Анкире11 из покорных правительству
епископов собор, на котором Григорий был ложно обвинен в неправильном
употреблении церковного имущества и лишен кафедры. По приказанию Демосфена
святой был схвачен и под стражей отправлен в Анкиру, причем дорогою много
пострадал от грубости воинов. Потом он решился бежать и, ускользнув от стражи,
скрылся в безопасное место. На следующий год был созван новый собор из
епископов Понта и Галатии в самой Ниссе; святой Григорий не явился на суд и
снова был заочно низложен. Но, лишившись кафедры, Григорий не оставался в
бездействии: он переходил из одного места в другое, чтобы утверждать
православие и утешать православных По смерти Валента святой Григорий был
возвращен к своей кафедре и с восторгом встречен своей паствой. Вскоре после
того он огорчен был смертью святого Василия Великого12,
которого он глубоко любил и уважал, как своего наставника. В годичную память
почтил он его надгробным словом и из благодарного уважения к нему, как к своему
наставнику, окончил его описание шести дней творения, где недоставало описания
человека и где другие желали видеть решенными еще некоторые недоуменные
вопросы. В том же году святой Григорий Нисский принимал участие в Антиохийском
соборе13. На этом соборе определено было
послать опытного в деле веры мужа для обозрения церквей в Аравии и Палестине,
где оскорбляли веру ереси антикомариан, не чтивших непорочного девства
Богоматери, и коллиридиан, чтивших Богоматерь, как божество. Для утверждения
мира и веры избран был святой Григорий. Перед отправлением в это путешествие он
посетил свою старшую сестру, блаженную Макрину14.
По погребении ее он с успехом окончил в Аравии данное ему на Антиохийском
соборе поручение; но в Иерусалиме, где с благоговейной радостию он посетил священные
места, не мог совершить всего того, что было ему поручено, и со скорбью писал,
что грехи и заблуждения и там находят крепкую защиту в сердцах людей. Между тем
в отсутствие святого Григория в его епархию снова было занесено арианство,
которое ему с трудом удалось побороть по возвращении домой. В то же время он
принимал участие в избрании епископов для Иворы и Севастии15
по просьбе жителей, опасавшихся, что преемниками почивших епископов будут
еретики. Когда, в царствование Феодосия Великого16,
был созван в Константинополе второй Вселенский собор против духоборца Македония17, то святой Григорий Нисский был там же,
вместе с другими святыми отцами, поборником благочестия, возражая и посрамляя
противников силою истины на основании Божественного Писания. На этом соборе
старанием святого Григория дополнен был никейский символ веры членом о Святом
Духе, причем к символу были присоединены еще девятый, десятый, одиннадцатый и
двенадцатый члены. Вообще Григорий Нисский был одним из главных деятелей
собора.
Святой Дометиан родился в царствование
Иустина Младшего1 от благочестивых и
богатых родителей, Феодора и Евдокии. Окончив образование, он вступил в брак,
но когда в скором времени супруга его преставилась от сей жизни, он тотчас, по
склонности к духовному любомудрию, из любви к Богу, оставил мир и проводил свою
жизнь в постничестве. Потом, по изволению Божию, на тридцатом году своей жизни,
он был поставлен епископом Мелитинской2
церкви. И он был не только добрым пастырем для своего стада, но светильником и
помощником и для других народов, и приносил великую пользу всему Греческому
царству, как радетель общего благоденствия. Святой много раз был посылаем царем
Маврикием3 в Персию4
по делам народного управления, был посредником пред Хозроем, персидским царем,
и способствовал заключению мирного договора между греками и персами. Некоторого
же князя Варама, восставшего против Хозроя5
и дерзко покусившегося на царский сан в Персии, он лишил власти, сделав его
данником греков. Чрез это Дометиан сделался возлюбленным другом царя Маврикия.
Царь одарил его большим количеством золота и имениями, но он роздал все это
святым церквам и странноприимным домам для пропитания нищих. По прибытии в
царствующий город Константинополь, он вскоре с миром отошел к Царю Небесному6. Честное тело его было с великою честью
погребено в присутствии царя с его синклитом и многочисленного собора
священнослужителей и перенесено в отечественный город его Мелитину. Святой
Дометиан совершил много чудес и при жизни и по своем представлении во славу
Христа Бога нашего.
1 Иустин II или Младший - Византийский император,
царствовал с 565 по 578 г.
2 Мелитина, иначе Мелитене или Мелита, - столица Малой
Армении.
3 Маврикий - византийский император, царствовал с 582
по 602 г.
4 Страна эта находится в Азии, близ Персидского
залива. Первоначально страна эта находилась в зависимости от разных соседних
народов попеременно, но с воцарением династии Сассанидов (с 226 г. по Р. Х. и
до VII в.) персы сделались политически самостоятельным народом и часто вели
войны с Греко-римской империей. К этому периоду относится и деятельность св.
Дометиана.
5 Здесь разумеются Хозрой II, царь персидский,
царствовавший с 590 по 628 г.
В царствование Маркиана и Пульхерии1 в Константинополе прославился добродетелями
предивный муж, блаженный Маркиан, родом из древнего Рима2:
у которого были благочестивые, благородные и богатые родители. Когда они
переселялись из древнего Рима в новый, то привели с собой и сына своего
Маркиана, с усердием проходившего книжное учение и воспитывавшегося в добрых
нравах. Так как он любил "быть у
порога в доме Божием"3 (Пс.
83:11), неопустительно ходя всегда к церковным службам, то посему тогдашний
патриарх полюбил его и сделал своим клириком4.
Немного спустя, видя, что хотя он и молод летами, но стар по разуму и чистоте
жизни, ибо "мудрость есть седина
для людей, и беспорочная жизнь, - возраст старости" (Прем. 4:9)5, признал его достойным пресвитерского сана,
а потом поставил и икономом6 великой церкви7. Когда родители его преставились от сего
мира, после них осталось блаженному Маркиану много имений, ибо он был у них
один, и потому все богатства родителей достались по наследству в его руки ему одному.
Эти богатства он истратил не на житейские нужды, но посвятил все Богу, -
благотворя нищим, обновляя ветхие храмы Господни и созидая и украшая новые. Он
соорудил с большими издержками новую прекрасную церковь во имя святой мученицы
Анастасии8. Когда же один из его друзей
изъявил удивление такой трате золота на сооружение и украшение этой церкви,
святой сказал ему:
- Если бы ты имел дочь и захотел бы
обручить ее невестою какому-либо знатнейшему человеку, разве ты не истратил бы
множество золота, чтобы украсить ее драгоценными нарядами? Итак, ныне,
вознамерившись устроить церковь прекраснейшей невесте Христовой, которая
обручилась с тем, Кто "прекраснее
сынов человеческих" (Пс. 44:3)9 и
пролила за Него свою кровь, - буду ли я жалеть своего имущества и не тем более
ли позабочусь о таком украшении?
Таким щедрым и доброхотным
дателем на благолепие святых храмов был блаженный; для себя же самого он был
скуп и немилостив - не только совершенно отвергал украшение одежд и покрывался
худым одеянием, но иногда снимал с себя и эту самую худую и необходимую одежду
и отдавал ее просящим, как это можно видеть из следующего. Когда церковь святой
Анастасии была выстроена и украшена со всяким благолепием, наступило освящение
ее в самый день памяти сей мученицы, 22 декабря, в который она некогда
страдальчески скончалась за Христа. Святейший патриарх Геннадий10 со всем клиром и царь со всем синклитом и
народом совершали торжественное шествие к этой церкви, перенося мощи святой
мученицы Анастасии из малой ветхой церкви в новую большую, созданную Маркианом.
Когда во время этого шествия преподобный Маркиан вместе с прочими пресвитерами
шел, одетый в фелонь11, пред колесницей, на
которой были мощи святой, какой-то убогий, подойдя, попросил у него милостыни.
Он же, не имея при себе ничего, кроме одной одежды (никогда в течение своей жизни
он не приобрел даже двух перемен одежд) и не желая отпустить нищего ни с чем,
незаметно отделился от всех и пошел в укромное место; сняв с себя одежду, он
отдал ее нищему, и остался одетым по нагому телу в фелонь, совершив дело по
слову Господню: "просящему у тебя
дай" (Мф. 5:42). По возвращении в свой ряд он, как и прежде, шел между
пресвитерами, между тем как никто не знал о сделанном им. Когда все вошли в
церковь, совершили освящение и с честью положили мощи святой мученицы
Анастасии, святейший патриарх повелел совершать вместе с ним божественную
литургию и блаженному Маркиану. При наступлении времени умовения рук, Маркиан
закрывался своею фелонью, озираясь, чтобы не увидал кто, что он наг. Бывшие там
пресвитеры и диаконы, посмотрев на него, увидели под фелонью его некоторую
дивную одежду, блещущую золотом, подобно царской драгоценной порфире. При этом,
одни удивлялись, другие негодовали, говоря в себе, что не должно пресвитеру
ходить и совершать литургию в такой одежде. Особенно же эту чудесную одежду,
которою Бог покрывал наготу Своего раба, все видели тогда, когда он приступил
причаститься Перчистых и Животворящих Таинств. Некоторые из пресвитеров сказали
об этом святейшему патриарху Геннадию.
Патриарх сказал:
- И я видел то, что вы говорите.
По окончании службы, он призвал
преподобного Маркиана в сосудохранилище12 и
начал укорять его, говоря:
- Что ты делаешь, брат, -
украшаешься одеждами сверх обычая? Хорошо ли тебе служить литургию в такой
одежде, которая более прилична царю, чем пресвитеру?
Преподобный припал со смирением к
его ногам, говоря:
- Прости меня, Владыко, - я не
делал того, что вы говорите. Я с юности не привык носить красивых и драгоценных
одежд, стал ли бы теперь одеваться в них?
- Мы все видели тебя в царской
одежде, - зачем ты запираешься? - сказал ему патриарх и повелел поднять его на
ноги.
Преподобный Павел родился и воспитывался в
царствующем славном городе Москве1. Родители
хотели сочетать его браком, но святой Павел не пожелал сего и, тайно оставив
родительский дом, не взял с собою ничего, ушел в местность, называвшуюся
Прилук, находившуюся во владении монастыря Живоначальные Троицы2, основанную преподобным Сергием,
Радонежским чудотворцем. Здесь, в обители в честь Рождества Господа Бога и
Спаса нашего Иисуса Христа3, блаженный
юноша принял иноческое пострижение. Пожив здесь недолго, святой Павел перешел в
обитель преподобного Сергия, где и пробыл под духовным руководством великого
старца пятнадцать лет, живя в отшельнической келии4.
После того святой Павел испросил у преподобного Сергия благословение удалиться
в пустыню и жить там в полном уединении, переходя с одного места на другое.
Потом блаженный подвижник
отправился на Белое озеро к преподобному Кириллу в основанную им обитель
Успения Пресвятые Богородицы5; у
преподобного Кирилла святой Павел жил некоторое время в уединенной келии и
затем снова удалился в пустыню, на реку Одроль. После недолгого здесь уединения
преподобный Павел пришел в Галичскую область в великую пустынь Пресвятые
Богородицы6, и поселился в отшельнической
келии, но изгнан был оттуда игуменом пустыни и перешел в Городец, на Волге, где
и пребывал в Феодоровском монастыре7;
затем уединенно предавался иноческим подвигам в разных пустынных местах, пока
не пришел в Комельский лес8.
Здесь на берегу речки Грязовицы
преподобный поселился в дупле большого липового дерева; три года прожил святой
пустынник в этом дупле, день и ночь проводя в молитве и посте, со слезами
работая Богу. Потом святой Павел перешел на то место, где ныне находится
честная его обитель9; там остался
преподобный до конца своей жизни, пребывая в строгом посте. Пищею служили ему
хлеб и вода, притом в самом малом количестве; эту пищу он вкушал в субботу и в
воскресенье. В остальные дни святой Павел вовсе не принимал пищи, проводя все
время в своей уединенной келии в молитвенном славословии. Великие лишения
претерпел блаженный пустынник Христа ради и многие страдания от бесов, и все
это он перенес, вспомоществуемый благодатью Божией.
Однажды бесы сделали нашествие на
келию преподобного и намеревались ее разрушить, но блаженный Павел не испугался
бесовских козней и посрамил диавола силою креста Христова. В другой раз на
святого напали разбойники, нанесли, ему жестокие побои и, ограбив келию,
оставили пустынника связанным по рукам и ногам. Несколько дней пролежал
преподобный в келии, пока не пришли в пустыню, по внушению Божию, добрые люди и
не развязали блаженного старца. Все это безропотно переносил преподобный ради
имени Христова. К отшельнической келии преподобного пустынника во множестве
слетались лесные птицы; сюда же приходили и дикие кровожадные звери, которые
становились кроткими по молитвам святого, и исполняли все, что приказывал им
блаженный отец.
Много раз слышал святой Павел
церковный звон на том месте, где поселился, и видел свет на одном месте, где
впоследствии сооружен был храм во имя Пресвятые Троицы. В сопровождении ученика
своего Алексия преподобный отправился в Москву и поведал об этом небесном
откровении святому митрополиту Фотию10.
Святитель благословил преподобного построить храм в его пустыне, поставил
Алексия в сан пресвитера и, дав богатую милостыню на сооружение храма, отпустил
святого с миром. Возвратившись в Комельскую пустыню, преподобный построил храм
во имя Живоначальные Троицы11, Собрал
братию и устроил обитель, настоятелем которой поставил упомянутого выше
иеромонаха Алексия. Сам же блаженный отец наш Павел жил по-прежнему в
уединенной своей келии, приходил в монастырь только в субботу и в день
воскресный, и поучал тогда своих учеников; жил по заповедям Господним и по
уставам святых отцов12.
В то время татары напали на город
Кострому, сожгли его и опустошили окрестные поселения; множество православных
христиан было тогда перебито неверными, а другие захвачены в плен и отведены в
рабство вместе с женами и детьми13. Вскоре
после того преподобный Павел преставился ко Господу от трудов временной сей
жизни в вечный неизреченный покой, оставив в своих учениках светлое о себе
воспоминание. Скончался преподобный 10 января 1429 г.; жития его было 112 лет14.
Тропарь, глас 1:
Божественною любовию от юности
распалаемь Павле преподобне, вся яже в мире красная возненавидев, Христа
единаго возлюбил еси. И сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси, со
зверьми жити, весь Христу: отонудуже и всевидящее око твоя труды видев, даром
чудес и по преставлении обогати тя. Темже вопием ти: моли непрестанно о всех
нас, честную память твою присно в песнех почитающих.
Вмиру
Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую
Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию.
В 1841 г. окончил Академию и
принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской
Духовной Академии (СПДА). В 1847
г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в
Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со
старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.
Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно
изучил греческий и французский языки, ознакомился с
еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были
отозваны в Россию, и в 1855 г.
св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной Семинарии. С 1856 г. архимандрит Феофан —
настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. — ректор СПДА.
В 1859
г. хиротонисан во епископа
Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного
образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы,
открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о
повышении образования самого духовенства, С июля 1863 г. святитель пребывал
на Владимирской кафедре. В 1866 г. по прошению уволен
на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской
епархии. Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие
монастырские стены, они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время,
оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам.
После Пасхи 1872 г.
святитель уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды:
истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей,
пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными
вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать — это служба
Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на
вразумление грешников».
Святитель оказал глубокое влияние на духовное
возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца ПаисияВеличковского, особенно в
раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные
труды его — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие»
(перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского
нравоучения».
Святитель мирно почил 6 января 1894 г., в праздник Крещения
Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Погребен в Казанском соборе Вышенской
пустыни.
Канонизирован в 1988 г., как подвижник веры
и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества
своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви
как практическое пособие в деле христианского спасения.
Блаженная Феозва
диакониса была родной сестрой святых Василия Великого, Григория Нисского и Петра, епископа Севастийского.
Она была девственницей и служила Святой Церкви диаконисой, ухаживала за больными,
раздавала пищу странникам, воспитывала сирот и готовила женщин ко святому Крещению. Когда брат ее, святой Григорий Нисский, был в изгнании три года, святая Феозва находилась при нем и разделяла все невзгоды
скитальческой жизни. Скончалась святая Феозва в 385
году, святитель Григорий Богослов почтил память ее похвальным словом.
Подвизался в XIV веке и был сподвижником
преподобного Павла Обнорского (+ 1429
г.). Иноческие подвиги святой начал в обители
преподобного Сергия Радонежского, но по любви к уединению удалился в густой лес
близ речки Письмы, где впоследствии основал монастырь
- Макарьевскую
Преображенскую пустынию - и после своей кончины был
там погребен.
При гробе преподобного
Макария совершилось много чудес. Так, в конце XVIII столетия сгорела церковь,
под которой был устроен деревянный сруб над могилой преподобного Макария. После
пожара на том месте, где находился сруб, не было даже пепла: все это место было
покрыто росой. Один любопытный зритель захотел вскрыть надгробие и посмотреть,
что там находится. За свою дерзость он был наказан слепотой.