Страдание святого первомученика и архидиакона Стефана (ок. 34). Житие и страдание святого преподобномученика и исповедника Феодора и брата его преподобного Феофана начертанных (ок. 840). Память святого Феодора, архиепископа Константинопольского (ок. 686). В 1237 г. началось нашествие на Русь орды под водительством Батыя. Полное разорение и опустошение Рязанской земли. В 1832 г. (27 или 28 декабря 1832 г.) возобновилась болезнь Николая Александровича Мотовилова (1809-1879), от которой он был исцелен 1 октября 1832 г. по молитвам святителя Антония, архиепископа Воронежского и Задонского. В 1877 г. умер русский поэт Николай Алексеевич Некрасов (род. 28 ноября 1821 г.).
В 1237 г. началось нашествие на Русь орды под водительством Батыя. Полное разорение и опустошение Рязанской земли
В 1832 г. (27 или 28 декабря 1832 г.) возобновилась болезнь Николая Александровича Мотовилова (1809-1879), от которой он был исцелен 1 октября 1832 г. по молитвам святителя Антония, архиепископа Воронежского и Задонского
В 1877 г. умер русский поэт Николай Алексеевич Некрасов (род. 28 ноября 1821 г.)
Завтра, Пятница, 10 Января 2014 года (28 Декабря 2013 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1806 г. рождение Елены Павловны, супруги Великого Князя Михаила Павловича, четвертого сына Императора Павла I и Императрицы Марии Феодоровны,в Штутгарте, до перехода в православие – Фредерика –Шарлотта-Мария, принцесса Вютермбергаская
В 1877 г.одержана победа русских войск и болгар под Шипкой над 30-тысячной турецкой армией Весиль-паши
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святого первомученика и архидиакона Стефана
Страница 1
Страдание святого первомученика и архидиакона Стефана
Когда Господь наш Иисус Христос, по
совершении таинства спасения нашего, вознесся на небо и от Отца ниспослал на
апостолов Духа Святого в виде огненных языков (Деян. 2:1-4), и первенствующая
церковь (Иерусалимская) начала умножаться, возникло в ней вскоре неудовольствие
между христианами из еллинов1 и
евреев. Здесь разумеются не те еллины, которые поклонялись идолам и которых
Священное Писание обыкновенно называло язычниками. Язычникам в то время еще не был
открыт доступ к вере во Христа и не проповедовалось им слово спасения, даже по
убиении архидиакона Стефана, еще не скоро стали допускать язычников в собрание
верных. Первым из язычников христианином был Корнилий сотник (Деян. 10), но
едва крестил его св. Петр, вознегодовали христиане из обрезанных иудеев на то,
что Петр ходил к необрезанным, и роптали на него до тех пор, пока он не
рассказал им о видении, бывшем ему - о плащанице спущенной с неба (Деян.
11:5-18). Тогда они успокоились и прославили Бога, говоря:
- Видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь.
Итак, при жизни святого Стефана роптали на евреев еллины не
из числа язычников, а бывшие также из евреев и хранившие тот же закон, данный Моисеем,
но рассеявшиеся по разным странам (как и святой апостол Иаков в своем послании
пишет: "двенадцати коленам,
находящимся в рассеянии - радоваться" (Иак. 1:1), и усвоившие
еллинский язык (но не веру и нравы), посему их и называли еллинами те, которые
жили в Иерусалиме. Подобным образом и Златоуст выражается: "Еллинами, о
коих говорится в книге Деяний Апостольских, я полагаю, назывались говорящие
по-еллински, потому только, что они по-гречески говорили, будучи евреями".
Между такими-то еллинами-христианами и возник ропот на христиан из евреев
иерусалимских, ропот за то, что вдовы еллинов были пренебрегаемы при ежедневном
назначении служений: или им назначалась низшая работа, или им давалась меньшая
и худшая доля пищи и одежды.
При таком положении дел, святые двенадцать апостолов созвали
всех бывших тогда верующих и сказали им:
- Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак,
братия, выберите из среды себя семь человек, исполненных Святого Духа и
мудрости, их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и
служении слова (Деян. 6:2-4).
Это предложение святых апостолов было одобрено всем
собранием верных, которые немедленно избрали: Стефана, мужа исполненного веры и
Духа Святого, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, уроженца
антиохийского.
Самые имена сих избранников показывают, что они были родом
не из тех евреев, которые жили в Иерусалиме, но из тех, которые проживали в
еллинских странах, ибо имена их - не еврейские, а еллинские. Из них Стефан
приходился родственником Савлу, впоследствии призванному Господом с именем
Павла к вере и апостольскому служению, Павел же был родом из города Тарса, в
Киликии2. Эти семь мужей потому
избраны были из еллинов для служения бедным вдовам, чтобы еллины, доселе
скорбевшие о пренебрежении своих вдовиц, успокоились наконец и перестали
жаловаться и роптать.
Все сии избранники были приведены к апостолам, и те
помолились, возложили на них руки и посвятили их в диаконы (служители).
Первым между ними был Стефан, исполненный веры и силы, и
потому назывался архидиаконом. По благодати Божией, он творил много знамений и
чудес среди верных: а если о чудесах его не упоминается в Священном Писании,
это нисколько неудивительно, ибо и о делах Самого Христа Господа сказано:
"Если бы писать о том подробно, то,
думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг" (Ин. 21:25).
Впрочем, с полным основанием можно сказать, что святой Стефан, подобно
старейшим апостолам, возлагал руки на больных, и они становились здоровыми.
Кроме сего, он был муж сильный словом и делом, верных утверждал в вере,
неверных же иудеев обличал, доказывая им от Закона и Пророков, что они
несправедливо, по зависти, убили Сына Божия, Мессию, ожидаемого столько веков.
И когда между иудеями, и фарисеями, и саддукеями, и греческими евреями
разгорелся однажды спор о Господе нашем Иисусе Христе, и одни говорили, что Он
- пророк, другие же - что Он льстец, а иные - что Он - Сын Божий, святой
Стефан, взойдя на возвышение, стал благовествовать всем о Христе Господе,
говоря:
- Мужие братие! Зачем усиливается между вами раздражение, и
весь Иерусалим разделяется на партии? Блажен тот из вас, кто уверовал в Господа
нашего Иисуса Христа, ибо Он, для того, чтобы освободить нас от грехов наших,
сошел с небес и родился от Пресвятыя и Пречистыя Девы, избранной прежде
создания мира, Он принял на Себя и понес наши немощи и недуги, слепым даровал
зрение, прокаженных очищал, бесов изгонял.
Они же, услышав слова его, стали спорить с ним, усиливались
опровергать его и хулить проповедуемого им Господа, как написано об этом в
книге Деяний Апостольских:
"Некоторые из
так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев, Александрийцев и некоторые из
Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном" (Деян. 9:9).
Ибо евреи, жившие между греками в разных отдаленных странах,
имели особые свои синагоги в Иерусалиме. И таким образом, кроме первенствующей
архисинагоги еврейской, в Иерусалиме много было синагог разных пришельцев, или
евреев, живших в различных странах, и от каждой страны евреи исключительно в
свою синагогу в Иерусалиме посылали детей учиться Закону Божию. Да и сами они,
ежегодно приходя на поклонение ко храму Соломонову, проживали при своих
синагогах, и собирались в них, и учились в них, как это видно из второй главы
книги Деяний Апостольских: "В Иерусалиме находились иудеи, люди набожные
из всякого народа под небесами, парфяне, мидяне и еламиты" и прочие
(Деян.2:5-9), т.е. евреи, жившие в Парфии, в Мидии, в Еламе3, и в прочих там указанных странах,
пришедшие теперь на праздник в Иерусалим. Соответственно сему, были в
Иерусалиме синагоги Киликийская, Александрийская, Киринейская4. О Либертинской5
же рассказывают, что в ней было особенное племя евреев, ведущее свой род от
тех, которые некогда были пленены Помпеем римским6,
потом отпущены на свободу, и поэтому назывались "либеры", что значит
- свободные. Точно также и св. Златоуст говорит: "Либертинами назывались
те, коим была дарована свобода римлянами. И так как в Иерусалиме жили пришельцы
из разных стран, то они и синагоги свои в нем имели, где слушали чтение закона
и молились".
Житие и страдание святого преподобномученика и исповедника Феодора и брата его преподобного Феофана1 начертанных
Страница 1
Житие и страдание святого преподобномученика и исповедника Феодора и брата его преподобного Феофана1 начертанных
Среди мучеников, пострадавших за Христа, одни
подвизались за христианскую веру, противостоя защищавшим свое
идолопоклонническое заблуждение язычникам, другие же, подвизаясь за правую веру
против христиан же, но только неправославно веровавших, понесли не меньше
трудов, чем первые, за что и получили равные с ними венцы. В ряду последних
находится дивный и великий Феодор.
Феодора возрастила Палестина, данная Богом в наследие
Аврааму и справедливо называемая землей обетованной, так как не только из нее
вышел весь лик пророков и патриархов, но и Сам Христос по плоти произошел из
нее же, а также и весь собор Богоугодных апостолов. Та же страна явила миру и
этот светильник веры и столп благочестия, - святого Феодора, ибо его
благородные родители2, все состояние и
богатство коих заключалось в том, что они именовались христианами, жили во
святом граде Иерусалиме.
Святой Феодор еще в юности приобрел великую мудрость, и в
отроческие лета он обладал уже не отроческим умом, вместо того, чтобы
заниматься детскими играми или увлекаться зрелищами, он постоянно пребывал в
храмах Божиих и не было для него ничего приятнее, как взирать на дела благие и
честные и поучаться им. Вместе с тем он обнаруживал также беспрекословное
повиновение своим родителям. Одним словом, преподобный, подобно плодоносному
саду, с самого начала своей жизни показал, каков он будет впоследствии.
Когда он подрос, родители отдали его в монастырь святого
Саввы3 одному ученому и добродетельному
пресвитеру, чтобы он изучил Божественные книги Священного Писания, а вместе с
этим обучился и страху Божию. У Феодора был брат, по имени Феофан, моложе его
по возрасту, но равный ему по добродетели. Он вместе со старшим братом
находился в обучении у одного и того же пресвитера. Обладая острым умом, Феодор
в короткий срок прошел всю преподанную ему книжную мудрость. Не довольствуясь
этим, но стремясь к приобретению более высоких познаний, он вышел из обители и,
найдя одного преклонных лет человека, преисполненного мудрости, упросил его, чтобы
тот взял его к себе в ученики. От этого человека святой Феодор не только вполне
усвоил всю внешнюю мудрость4, но также
приобрел прочный навык и в духовном ведении. Он научился от старца презирать
мир и все мирское и, овладев в совершенстве обеими науками - мирской и духовной
- снова вернулся в обитель святого Саввы.
Сделавшись иноком и творя угодные Богу дела, Феодор многих
превзошел своей жизнью. Кто был там более кроток, чем он? Кто незлобивее его?
Кто воздержнее? Кто лучше его знал время, когда надо было молчать или сказать
что-нибудь, или исполнить какое-либо дело, так чтобы ни нарушить свое
безмолвие, ни потерять случай сказать в свое время что-нибудь полезное, ни
пропустить какую-либо монастырскую работу? Кто в такой степени умертвил свое
тело, обуздал язык и глаза и отразил нападение помыслов, в какой сделал все это
Феодор? За такие его добродетели, по Божию смотрению и по желанию всей братии
обители, Иерусалимский святитель посвятил его в сан пресвитера. Таким образом
обитель святого Саввы имела его у себя как добрую пчелу, прилежно собирающую
мед добродетелей. О Феодоре надо еще сказать, что он уподобился пророку
Иеремии, которому сказано: "Прежде
нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из
утробы, Я освятил тебя" (Иер. 1,5). Ибо когда он еще отроком жил в
Лавре5 и обучался грамоте у
вышепомянутого пресвитера, то этот боговдохновенный муж пророчествовал о нем,
что сей прекрасный юноша завершит свою земную подвижническую жизнь мученической
кончиной ради Христа. Это и сбылось впоследствии, как покажет дальнейшее
повествование.
В то время снова вспыхнула иконоборческая ересь,
искорененная из церкви после Льва Исаврянина6,
Константина Копронима7 и его сына Льва8, и преданная проклятью VII Вселенским
собором9, созванным благочестивой царицей
Ириной и ее сыном Константином10. Вновь
восстановил эту ересь злочестивый царь Лев Армянин11,
о первоначальной жизни которого здесь уместно будет сказать несколько слов. В
царствование Никифора12 он был сперва
начальником армянской гвардии, а потом знатным сановником и предводителем
восточной армии. Затем он хитростью взошел на престол, свергнув доброго и
благочестивого царя Михаила, по прозвищу Рангава13,
которого он заставил постричься в иночество; при этом он оскопил его сыновей
Игнатия и Феофилакта и отослал Михаила с женой и детьми в заточение.
Когда святейший патриарх Никифор14
венчал Льва Армянина в соборной церкви на царство и возлагал на голову его
венец, то почувствовал в руках своих боль, как от терния, как будто венец в
руках святителя стал терновым, причинявшим болезненные уколы, и понял тогда
святейший патриарх, что это ясное знамение тех великих скорбей и бедствий,
которые нанесет впоследствии Христовой церкви этот царь.
Вначале лукавый царь скрывал таившуюся в нем ересь и казался
как бы благочестивым, пока не укрепился на престоле. Но после великой войны с
болгарами, в которой он явился славным победителем, он, наконец, извергнул
таящийся в нем яд злобы, открыто показав себя иконоборцем. Началось это так:
вернувшись с войны, царь вспомнил об одном затворнике, некогда предсказавшем
ему, что он будет царем, что и сбылось. Задумав отблагодарить его за это
пророчество, царь послал ему с одним верным слугой разные дары: золотые и
серебряные сосуды, различные кушанья и индийские ароматы15.
Но царский посланник не застал уже этого инока, так как тот скончался, а вместо
него в том же затворе жил ученик его Савватий. Посланник царский стал
уговаривать его принять царские дары, присланные его учителю и помолиться о
царе. Но Савватий отверг дары, а вместе с ними и принесшего их, и назвал царя
недостойным царского престола за то, что он почитает иконы и повинуется
догматам, установленным прежней царицей Ириной и бывшим патриархом Тарасием16. При этом окаянный злословил на Ирину и
Тарасия, называя первую рысью, а второго народным возмутителем, царю же Льву он
угрожал скорым лишением царства и жизни, если он в непродолжительном времени не
отвергнет икон, как идолов.
Память святого Феодора, архиепископа Константинопольского
Страница 1
Память святого Феодора, архиепископа Константинопольского
Святой Феодор был родом из Константинополя,
где и получил воспитание. Когда он достиг зрелого возраста, то сначала, за свое
великое благочестие, был посвящен в сан пресвитера "Великой" церкви1; потом он был сделан синкеллом2 и скевофилаксом3.
По кончине святейшего патриарха Константинопольского, он понуждаем был всеми
боярами, самим царем, особенно же освященным собором принять в свои руки
управление церковью и был возведен в сан Константинопольского патриарха4. Спустя некоторое время, по злым наветам
врагов своих, он был низложен с патриаршего престола, но потом истина
восторжествовала, и святой Феодор снова был возведен на патриарший престол5. Добре управив церковь Божию, он через два
с лишком года, с миром отошел ко Господу6.
2 Синкелл - член патриаршего совета, заведовавшего
делами церковного управления. Синкеллы исполняли разные поручения патриархов,
были непосредственными свидетелями их жизни, находившимися постоянно при них, и
после смерти нередко их преемниками.
3 Скевофилакс - сосудохранитель, ризничий.
4 Это было в 676 г.
5 Св. Феодор был низвержен с патриаршего престола в
678 г. и восстановлен в 683 г.