Страдание святого мученика Патрокла (270-275). Житие преподобного отца нашего Алипия Печерского (ок. 1114). Страдание святых мучеников Стратона, Филиппа, Евтихиана и Киприана (ок. 303). Память святого мученика Мирона (250). Мученики Фирс, Левкий, Коронат (249-251). Святые мученики Павел и его сестра Иулиания (ок. 273). Свенская-Печерская икона Божией Матери (1288). В 1610 г. "Семибоярщина" избирает на Московский престол самозванца - польского королевича Владислава. В 1681 г. скончался Патриарх Никон (род. 24 мая 1605 г.).
В 1360 г. Великий Князь Димитрий Донской посетил преп. Сергия Радонежского в Троицком монастыре
В 1786 г. Прохор (будущий преп. Серафим Саровский) был пострижен в монашество с именем Серафим настоятелем обители иеромонахом Пахомием, а спустя год был рукоположен во иеродиаконы
В 1914 г. в связи с войной с Германией Санкт-Петербург был переименован в Петроград
В 1939 г. японская военщина разгромлена на р.Ханхил-Гол
В 1874
г. умер Муравьев Андрей Николаевич (30.04.1806—18.08.1874), поэт, драматург, духовный писатель
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святого мученика Патрокла
Страница 1
Страдание святого мученика Патрокла
В царствование Аврелиана1 на христиан было поднято жестокое гонение в
Галлии, а также и в других местностях. В это время в городе Трикассине проживал
честный муж, по имени Патрокл; обитал он на окраине города в доставшемся ему
после смерти родителей доме; он был богат и имел много имущества. Этот муж
служил Богу днем и ночью, ибо возлюбил святой закон Его и проводил строго
христианскую благочестивую жизнь; будучи хорошо обучен наукам, он со усердием
читал всегда священное Писание и ежечасно преклонял колена свои на молитву.
Пищу принимал он только один раз в день, в двенадцатый час, совершив предварительно
вкушения пищи славословия и молитвы ко господу; и богатства, которые имел он,
раздавал нуждающимся, вдовам и сиротам, и в особенности нуждающимся христианам,
служившим Господу от всего сердца своего. Милосердие его было столь велико, что
нищие принимали его за раздаятеля сокровищ небесных, ибо он не собирал себе
сокровищ на земле, но на небесах и удалялся от всех удовольствий мирских,
помышляя лишь о снискании Царства небесного. Сей святой муж, проводивший жизнь
свою в страхе Божием, в посте и молитве и во всяком богоугождении, получил от
Господа власть повелевать бесами; ему дарована была также благодать исцеления,
так что он изгонял нечистых духов силою Христовою и исцелял различные болезни,
случавшиеся с людьми. В это время нечестивы царь Аврелиан, жестокий гонитель
христиан, прибыл из города Сенонийска в город Трикассин; услышав о святом
Патрокле, Аврелиан приказал взять его и привести к себе. Увидав Патрокла, он
сказал ему:
– Я слышал о твоем безумии; ты принял суетную веру и
поклоняешься Тому, Кто был поруган людьми.
Но святой ничего не отвечал на эти безумные слова.
Тогда Аврелиан спросил его:
– Какое имя ты носишь?
Святой отвечал:
– Мое имя – Патрокл.
Аврелиан снова спросил:
– Какую веру содержишь ты и какому богу поклоняешься?
Святой Патрокл отвечал:
– Я поклоняюсь Богу живому и истинному, обитающему на
небесах и призирающему на смиренных; я поклоняюсь Тому Богу, Который знает всё,
прежде нежели что-либо совершилось.
Аврелиан сказал:
– Оставь безумие свое и поклонись нашим богам; ты будешь
награжден за это нами честью и богатством и имя твое будет прославлено.
Святой отвечал:
– Я не знаю иного Бога, кроме Того истинного, Который
сотворил небо, землю, море и всё, видимое и невидимое.
Аврелиан сказал на это:
– Докажи нам, истинно ли то, что ты говоришь?
Патрокл отвечал:
– Поистине справедливо всё то, что я говорю; но так как вы
все погибаете во лжи, то не хотите уверовать истине, ибо ложь всегда ненавидит
истину.
Аврелиан сказал:
– Я тебя предам огню, если ты не принесешь жертвы богам.
Святой же отвечал:
– Вот я приношу жертву хвалы, да и самого себя приношу в
жертву Богу моему, Который благоволил призвать меня к мученическому подвигу за
святое имя Свое.
Тогда царь Аврелиан преисполнился гнева и приказал возложить
на ноги мученика железные оковы, разожженные на огне; приказал также связать
святому руки назади железными веригами, разожженными на огне; потом велел
бросить святого в темницу и держать там до тех пор, пока он не измыслит способа
погубить святого.
Находясь в оковах, святой молился Богу, говоря так:
– "Да будет же милость Твоя утешением моим, по слову
Твоему к рабу Твоему"
(Пс.118:76).
И еще:
– "Буду радоваться и веселиться о милости Твоей,
потому что Ты призрел на бедствие мое" (Пс.30:8).
Спустя три дня царь Аврелиан воссел на публичном судилище
своем и приказал вывести мученика из темницы и представить ему на суд. Когда
святой был приведен, царь сказал ему:
– Хулитель, иди, спаси скорее себя самого от смерти и
принеси жертву богам.
Мученик отвечал:
– Господь наш спас от смерти вечно души рабов Своих; Он не
оставит всех, уповающих на Него; если же ты желаешь получить что-либо из моих
богатств, то я охотно из дам тебе, ибо вижу, что ты нищ.
Аврелиан сказал на это:
– Как осмеливаешься ты называть меня, императора, нищим,
когда я имею бесчисленные сокровища?
Святой отвечал:
– Ты имеешь богатства земные, скоропреходящие; но ты нищ,
ибо ты не имеешь самого себя, так как ты не стяжал в сердце своем святой веры в
Господа нашего Иисуса Христа; посему ты будешь осужден Судиею праведным, –
Богом, на мучения вместе с отцом твоим, – диаволом.
Аврелиан сказал:
– Ты жестоко оскорбляешь меня и потому я не могу быть
милостивым к тебе.
Мученик сказал:
– Для меня милостив Бог мой, Которому я служу с юных лет. Но
горе тебе, когда ты будешь отведен на то место, где пребывает в мучениях
диавол, коему ты ныне служишь; там увидишь ты вечные муки, уготованные тебе.
Император сказал на это:
– Я не понимаю того, что ты говоришь; понимаю только то, что
ты в моих руках и нет никого, кто бы мог спасти тебя от рук моих.
Преподобный отец наш Алипий Печерский
явил себя подражателем святому Евангелисту Луке1,
ибо служил Господу, сотворившему нас по образу и подобию Своему (Быт.1:26),
подобно оному Луке, а именно: он не только изображал чудодейственно лики святых
на иконах, но и воплощал в душе своей их добродетели; кроме того был дивным
врачом; благочестное житие его представляется нам в таком виде:
В княжение благоверного князя киевского Всеволода Ярославича2, при игумене преподобном Никоне, по устроению
Божию и по совету преподобных отцов Антония и Феодосия3, чудесно явившихся в Константинополе в десятый
год по своем преставлении, – прибыли для украшения святой печерской церкви
греческие иконописцы; этим-то иконописцам и был отдан блаженный Алипий своими
родителями в обучение живописному искусству. Святой Алипий был очевидцем того
дивного чуда, о котором повествуется в сказании о церкви печерской, именно:
когда иконописцы украшали живописью алтарь, то в нем сама собою изобразилась
икона Пресвятой Богородицы: при этом икона сия просветилась и блистала ярче
солнца: потом из уст Пресвятой Богородицы вылетел голубь, который, полетав
долгое время (по церкви), влетел в уста Спасителя, изображенного на иконе,
находившейся в верхней части церкви. – Тогда-то обучался сей блаженный Алипий,
помогая своим учителям; и он кроме того прекрасно живописал в душе своей, ибо
благодать Пресвятого Духа пребывала в той церкви печерской.
Когда упомянутые иконописцы окончили свое дело и украсили
иконами святую церковь, украшен был и Алипий преподобным игуменом Никоном
чудным образом святого ангельского иноческого чина. И начал святой Алипий
обучаться искусству изображать в душе своей добродетели святых, будучи уже
обучен искусству изображал вещественно (на иконах) их лики.
Святой Алипий был настолько искусен в своем деле, что, по
благодати Божией, видимым изображением на иконе воспроизводил как бы самый
духовный образ добродетелей; ибо обучался искусству иконописному не ради
стяжания богатства, но ради стяжания добродетелей; он постоянно трудился,
живописуя иконы для игумена, для братии и для всех нуждавшихся, ничего не
взимая за труд свой.
Блаженный Алипий просил всех, видевших обветшавшие иконы в
какой-либо церкви, сообщать ему об этом; тогда он, не требуя никакого
вознаграждения, своим искусством украшал те церкви. Если же святой был свободен
от такой работы, тогда упражнялся в иконописном искусстве для себя и живописал
иконы, которые отдавал тем, у кого он брал взаймы золото и серебро, нужное для
украшения икон. Так поступал святой для того, чтобы не проводить времени в
праздности; он уподоблялся древним святым отцам, постоянно занимавшимся
рукоделием, и самому верховному Апостолу Павлу4,
который говорит о себе: "нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили
руки мои сии" (Деян.20:34).
Если же когда случалось святому Алипию зарабатывать
какую-либо сумму денег своим рукоделием, то он делил ее на три части: первую
часть тратил на поновление икон, вторую на милостыню нищим и третью – отдавал
на монастырские нужды. Так поступал святой ежегодно, не давая себе покоя ни
днем, ни ночью; ибо ночью он упражнялся в молитвенном бодрствовании и поклонах,
днем же с великим смирением, нестяжательностью, чистотою, терпением, постом,
любовью, богомыслием занимался рукоделием; никто никогда не видал его праздным;
но при всём том он никогда не пропускал молитвенных собраний хотя бы для своих
занятий.
Когда игумен заметил столь великие добродетели и иконописное
искусство у преподобного, так что он был достоин, нося ангельский образ
иноческого чина, являть собою подражателя Сына Божия Иисуса Христа, – Иерея по
чину Мелхиседекову5, возвел его на
степень иерейства. Тогда преподобный был поставлен как светильник на свещнике
(Мф.5:15), или, лучше сказать, как образец для подражания на высоком месте,
сияя сугубою красотою добродетелей иноческих и иерейских; и был святой образцом
не простым, ибо творил чудеса; из многих чудотворений его мы напомним здесь о
некоторых.
Некто из числа богатых граждан города Киева страдал проказою;
сей искал помощи у многих врачей, волшебников и язычников, но не только не
получил облегчения от своей болезни, а впал еще в худшее состояние. Тогда один
из друзей больного посоветовал ему идти в печерский монастырь, дабы просить
молитвы у святых отцов; он согласился, но с неудовольствием.
Когда сей больной был приведен в монастырь печерский, игумен
приказал напоить его водою из колодца преподобного, а также велел умыть ему тою
же водою и лицо. И тотчас на теле больного появилось так много гноя, в наказание
за неверие его, что все сторонились от него, не будучи в состоянии выносит
смрадного запаха, исходившего от тела больного. Тогда с плачем и негодованием
сей прокаженный возвратился к себе в дом, и не выходил из дома многие дни, по
причине исходившего от него смрада, говоря друзьям своим: "бесчестием
покрывают лице мое. Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов
матери моей"
(Пс.68:8-9), потому что я не явил веры преподобным отцам Антонию и Феодосию; и
каждый день ожидал своей смерти.
Однако, придя в себя, сей муж решил исповедать все грехи
свои; посему пошел опять в монастырь печерский к преподобному Алипию и
исповедал ему свои согрешения. Преподобный же сказал ему:
Страдание святых мучеников Стратона, Филиппа, Евтихиана и Киприана
Страница 1
Страдание святых мучеников Стратона, Филиппа, Евтихиана и Киприана
Сии святые мученики, будучи людьми
знатными, обходили Никомидию1 и, посещая
народные зрелища, учили собиравшийся там народ, убеждая его оставить служение
идолам и обратиться к вере во Христа. Однажды начальник города увидел, что
место зрелищ пусто, почти без зрителей и, узнав причину этого, а именно, что
народ оставил собрание людей, сходившихся на зрелища, будучи научен святыми
мучениками, и потому пренебрегает отеческими обычаями, проводя новую какую-то
жизнь, немедленно повелел привести святых к себе. Когда они предстали пред
начальником города, то объявили ему, что содержат веру во Христа и учили ей
других. Тогда их привели на место зрелищ и отдали на растерзание зверям, но
звери не причинили им никакого вреда. После сего они были подвергнуты многим
разнообразным мучениям и, наконец, брошены в огонь. Таким образом святые
мученики прошли поприще2 страданий за
Христа и, одержав победу, восприняли венцы3.
1 Никомидия – столица
восточной части древней римской империи, местопребывание императора
Диоклитиана, знаменитый город в малоазийской римской провинции Вифинии, расположенной
в северо-западной части Малой Азии.
2 Поприщем у греков
называлось место определенной длины и ширины с оградой для бегания. Пробежавший
поприще и добежавший до конца раньше других считался победителем и в награду
получал венок.
Святой Мирон был пресвитером в Ахаии1 в царствование нечестивого царя Декия2; игемоном же той страны был Антипатр. Святой
происходил из знатного и богатого рода; он был весьма кроток нравом; в своем
сердце он всегда питал теплую любовь к Богу и людям и проводил жизнь
богоугодную.
Однажды, в день праздника Рождества Христова, игемон
Антипатр вошел в христианский храм, чтобы взять христиан, собравшихся на
молитву, и предать их мучениям; увидя это, святой Мирон преисполнился ревности
и с силою обличил игемона и укорил его. За это он был взять, по приказанию
игемона, и предан жестоким мучениям: он был повешен на древе и подвергнуть
строганию железным гребнем; затем был опаляем огнем; наконец был брошен в
сильно разожженную и испускавшую страшное пламя пещь; но в это время из печи
исшел огонь и попалил сто пятьдесят нечестивых слуг игемоновых, стоявших
вблизи; святой же остался живым, по благодати Христовой, не потерпел никакого
вреда и, стоя посреди печи, благословлял Бога, В то же время в печи видны были
святые ангелы, стоявшие посреди огня кругом святого и охлаждавшие печь.
Когда печь угасла и святой вышел из нее, не потерпев
никакого вреда, игемон начал принуждать его поклониться идолам; когда же святой
не исполнил сего нечестивого приказания. то игемон повелел снять кожу со
святого и резать ее на ремни, от плеч до ног. Святой же мученик, взяв с себя
один ремень, бросил его в лицо игемону; тогда он снова был подвергнуть
строганию железными ногтями по обнаженному телу и потом отдан был на съедению
зверям; однако не потерпел от них никакого вреда.
Тогда игемон Антипатр, увидя себя постыженным во всём
страстотерпцем Христовым Мироном, преисполнился гнева и бешенства и своими же
собственными руками умертвил себя; так погиб нечестивый с шумом, отдав мерзкую
душу свою бесам в ад на вечные мучения. Святой же мученик был отведен в город
Кизик3 и здесь скончался, будучи усечен во
главу, предав душу свою святую в руки Божии4.
Таким образом, приняв венец мученический, он вошел в радость Господа своего.
Кондак, глас 4:
Из млада Христа возлюбив преславне, и Того соблюдая
божественные заповеди, к тому притекл еси весь цел, Мироне всечестне, и со
ангелы молишися прилежно. Проси всем почитающым память твою оставления грехов.
1 Ахаия – древнегреческая
область, находившаяся на полуострове Пелопоннесе.
2 Император Декий царствовал
с 249 г. по 251 г.
3 Город Кизик находился на
полуострове Арктониссе.
4 Кончина св. мч. Мирона
последовала ок. 250 г.
В тот же день память
святых мучеников: Павла и Иулиании, сестры его; память их празднуется в
четвертый день месяца марта (под сим числом подробно описано и страдание их).
В тот же день память
святых мучеников: Фирса, Левкия и дружины их, пострадавших при императоре Декии
(249-251 гг.) в Кесарии Вифинской; память их празднуется еще в четырнадцатый
день месяца декабря (под этим числом можно читать и повествование о страдании
их).
Святые мученики Павел и его сестра Иулиания
были казнены при императоре Аврелиане (270 - 275) в Финикийском городе
Птолемаиде. Однажды император приехал в Птолемаиду. Находившийся
среди встречавших Павел осенил себя крестным знамением, и это было замечено.
Его тут же схватили и бросили в темницу. Когда на следующий день его привели на
суд, он открыто и смело исповедал свою веру во Христа, за что был подвергнут жестоким мукам. Иулиания, видя страдания
брата, стала при всех обвинять императора в несправедливости и жестокости, за
что также была подвергнута истязаниям. Мучеников били, тела их рвали железными
крючьями, жгли на раскаленных решетках, но не могли сломить дивного терпения
исповедников Господних. Трое воинов, которые истязали святых, пораженные
величием духа мучеников, уверовали во Христа. Эти новые избранники Божий
Квадрат, Акакий и Стратоник были немедленно казнены. Мучитель попытался
прельстить святую Иулианию обещанием взять ее в жены, если она откажется от
Христа, но святая отвергла предложение обольстителя и осталась непреклонной. По
повелению императора мученицу отдали в блудилище для осквернения, но Господь
сохранил ее и там: все, пытавшиеся прикоснуться к святой, лишались зрения.
Тогда разгневанный император приказал снова жечь тела мучеников. Толпившийся
вокруг народ, глядя на страдания невинных, начал громко роптать, Аврелиан
приказал немедленно обезглавить мучеников. С радостными лицами брат и сестра
шли на казнь и пели: "Спасл бо еси нас Господи от стужающих нам и
ненавидящих нас посрамил еси" (Пс. 43, 8).
Свенская Печерская икона Божией Матери
имеет 2 празднования: 3 мая, в день кончины преподобного Феодосия Печерского
(см. о ней под этим числом), и 17 августа, в день кончины преподобного Алипия
Печерского, который ее написал. День празднования 17 августа был установлен в
1815 г. в благодарность за избавление г. Брянска (около которого икона явилась
в 1288 г.) от нашествия наполеоновских войск в 1812 г.