Страдание святых мучеников Ермила и Стратоника. Житие святого Иакова, епископа Низибийского. Житие преподобного отца нашего Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на устье. Преподобный Елеазар Анзерский (1656). Мученик Петр Авессаломит (Анийский) (309-310). В 1510 г. Псков был присоединен к Московскому государству. В 1779 г. родилась Государыня Императрица Елизавета Алексеевна, супруга Государя Императора Александра I Благословенного, в Карлсруэ ( до перехода в православие – Луиза-Мария-Августа, принцесса Баденская). В 1920 г. cкончался русский генерал О. В. Каппель (род. в 1883 г.). В 1930 г. в Париже чекисты похитили талантливого белого военачальника-монархиста, руководителя Русского Обще-Воинского Союза (РОВС) генерала А.П. Кутепова (род. в 1882 г.).
В 1510 г. Псков был присоединен к Московскому государству
В 1779 г. родилась Государыня Императрица Елизавета Алексеевна, супруга Государя Императора Александра I Благословенного, в Карлсруэ ( до перехода в православие – Луиза-Мария-Августа, принцесса Баденская)
В 1920 г. cкончался русский генерал О. В. Каппель (род. в 1883 г.)
В 1930 г. в Париже чекисты похитили талантливого белого военачальника-монархиста, руководителя Русского Обще-Воинского
Союза (РОВС) генерала А.П. Кутепова (род. в 1882 г.)
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святых мучеников Ермила и Стратоника
Страница 1
Страдание святых мучеников Ермила и Стратоника
В царствование Ликиния1, нечестивого и весьма ревностного
идолопоклонника, всем христианам угрожала мучительная смерть. Их разыскивали по
всем странам, городам и селениям. И всякий, кто, найдя христианина, доносил о
нем царю, входил чрез то в милость к нему и удостаивался великих почестей.
Посему все, из угождения царю, начали разыскивать и преследовать христиан.
Однажды,
когда Ликиний сидел на троне и производил суд, один воин подошел к нему и
сказал:
- Есть здесь
христианин по имени Ермил, имеющий среди христиан сан диакона; давно уже служа
Христу, он смеется над нашими богами и над тобою, царь, и не хочет знать тебя.
Услышав
это, царь повелел отыскать и схватить Ермила. Святой молился, воздавая руки к
Господу Богу своему, когда пришли к нему посланные от царя. Узнав, что его
берут на суд и мучение за Христа, он возрадовался и возвеселился, и последовал
за воинами не как насильственно ведомый, но - с бодрою поспешностью, как будто
бы шел для получения почестей. Полный благородного мужества, предстал он пред
царем. Увидев его, Ликиний спросил:
- Скажи
нам, точно ли ты христианин, как мы слышали о тебе?
- Я, -
отвечал Ермил, - не только свободно признаю себя христианином, но заявляю, что
я посвящен пред невидимым Богом и предстою пред Ним в сане диакона".
- Будь же
диаконом, то есть служителем2, и наших богов,
- сказал царь.
На это
предложение царя мученик с презрением ответил:
- Мне думается,
царь, - ты или глух или безумен. Я сказал тебе, что служу невидимому Богу, а не
тем вашим идолам которые, будучи видимы, сами ничего не видят и не понимают,
что значит быть диаконом. В обольщении ты почитаешь их за богов между тем как
они суть бездушные и глухие камни и деревья, изделия рук человеческих, которые
больше заслуживают того, чтобы над ними смеялись, чем - чтобы покланялись им.
Царь не
мог более слышать свободных речей мученика и тотчас приказал бить его по
ланитам особенными медными орудиями, заранее приготовленными для мучения, и при
этом - приговаривать:
- Не будь,
Ермил дерзок языком, почитай царя, принеси жертву богам и избавь себя от
мучения.
Святой же,
казалось, не только не чувствовал никакой боли во время сильнейших побоев, но еще
смеялся над бессилием мучителя. Потом, возвысив голос, он громко сказал царю;
-
Множество ран примешь ты сам и страшную руку Божью познаешь на себе за то, что,
оставив своего Создателя, обращаешься к глухим и немым богам в особенности же -
за то, что и других, как бы завидуя их спасению, хочешь насильственно привести
к такой же погибели.
После
этого царь повелел отвести святого Ермила на три дня, в темницу, рассчитывая,
что он одумается и раскается в своей смелости. Мученик же по дороге воспевал:
- "Господь
за меня - не устрашусь: что сделает мне человек" (Пс.117:6). "На
Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть" (Пс.55:5).
При входе
же в темницу он воспел:
- "Пастырь
Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя,
и приди спасти нас" (Пс.79:2,3).
И Господь
не забыл раба Своего, но послал для утешения и укрепления его, ангела, который,
явившись, сказал ему:
- Ермил!
будь мужествен, говори, не умолкай и не бойся, ибо скоро ты одержишь победу над
замыслами мучителя и получишь за страдание пресвятый венец свыше.
Так Бог,
вооружив Своего воина на подвиг, опоясал его силою, укрепил руки его на борьбу
и дал мышцам его как бы медный лук и щит спасения.
По
прошествии трех дней, царь снова потребовал Ермила на суд и сказал ему:
-- Раскаялся
ли ты и согласен ли принести жертвы богам, чтобы освободиться от предстоящих
тебе мук? Или ты все еще одержим безумием, и сам готовишь себе погибель?
Воин
Христов во славу укрепившего его Господа, мужественно отвечал на это:
- Царь! я
уже сказал тебе раз, и тебе следовало бы удовольствоваться моими первыми
словами и более не спрашивать меня. У меня есть Бог Небесный; Им Одним я живу,
ему готов принести себя самого в жертву, и от Него ожидаю получить великую
помощь себе.
- Посмотрю
я, поможет ли тебе Живущий на небе, - сказал царь, и тотчас приказал шести
сильным и жестоким воинам растянуть его на земле и нещадно бить.
Святой
терпеливо переносил мучение, - как будто бы били не его, - и так молился Богу:
- Господи
Боже мой! ради меня Ты претерпел раны и побои при Понтийском Пилате3; укрепи же меня Сам в моих страданиях за Тебя,
пошли мне силу перенести эти муки, чтобы чрез участие в страданиях Твоих
сделаться мне достойным быть участником и вечной славы Твоей.
Когда
Святой молился Так, вдруг внезапно послышался голос с неба, который говорил:
- Аминь,
аминь, Ермил! чрез три дня ты избавишься от этих мучений и получишь великую
награду за свои страдания.
Этот голос
придал мученику великое мужество и силу, на мучителей же навел великий страх и
трепет; они пали на землю и не могли ничего делать. Пришел в трепет и царь,
однако не хотел признать силы Божьей. По его приказанию, Святой мученик снова
был отведен в темницу.
Святой Иаков родился в городе
Низибии1, находившемся в пределах области,
переходившей то в руки римлян то - персов, а во время рождения сего святого
мужа принадлежавшей римлянам. Придя в возраст, святой Иаков удалился в пустыню
и жил на высоких горах. Весну, лето и осень он проводил в лесах под открытым
небом, на зиму же поселялся в одной пещере, в которой и укрывался от мороза.
Пищей ему служило то, что земля рождала сама по себе, без какой либо обработки
ее: он собирал плоды с лесных деревьев и съедобные коренья, подобные огородным
и подкреплял ими свою слабую плоть лишь настолько, чтобы только быть живу.
Умерщвляя, таким образом, тело, угодник Божий непрестанно насыщал в то же время
свою душу пищей духовною; он приуготовлял чрез очищение, свой ум к боговидению,
делая его зеркалом святого Духа, и, как говорит Святой апостол, открытым лицом
взирая на славу Господню, преобразовался в тот же образ от славы в славу, как
от Господня Духа (2Кор.3:18). Чрез это у него постоянно увеличивалось
молитвенное дерзновение к Богу, - и когда он просил у Бога чего либо, тотчас
получал: он провидел пророчески будущее, и ему была дана от святого Духа
благодать чудотворений. Из этих его чудес расскажем о некоторых немногих и
откроем неведущим о сиявшей в нем божественной благодати.
В то время
неразумные люди покланялись идолам и воздавали божественную честь бездушным
камням. Многие не только пренебрегали истинным богопочтением, но даже
ненавидели тех которые, будучи совершенными в добродетели, познали истину и,
уклоняясь от идолослужения, смеялись над ничтожеством идолов и покланялись
Творцу всего. Тогда Святой Иаков, оставив пустыню, отправился в Персию2, чтобы посмотреть на новонасажденный сад святой
веры и самому, насколько возможно, потрудиться над распространением истинной
веры.
Однажды,
когда он переходил чрез встретившийся по пути поток несколько девиц мывших
одежды, с высоко обнаженными ногами, смотрели на одетого в необычные одежды
пустынника бесстыдным взором, не стыдясь ни его почтенного вида, ни своей
наготы, и стояли пред ним с наглостью, не покрыв своих голов. При виде такого
бесстыдства, Святой разгневался, желая проявить чрез наказание их силу Божью, а
также - посрамить идолопоклонство нечестивцев чрез совершение чуда, он проклял
источник, из которого выходил поток; источник и поток тотчас же высохли, так
что в них не осталось ни капли воды. Проклял он также этих девиц и наказал их
бесстыдную юность внезапною старостью. По чудодейственному слову святого,
черные волосы на их головах тотчас поседели, и они сами вдруг состарились,
изменившись подобно листьям на молодых деревьях, когда вдруг поразит их мороз.
При виде внезапного исчезновения воды и появления на каждой седины, девицы
пришли в ужас и, придя в город рассказали всем об этом.
Увидев
чудо, граждане пошли к великому чудотворцу, святому Иакову, и стали усиленно
просить его сжалиться над ними и возвратить им воду. Просьбы их тронули
святого, он помолился Богу, и источник снова наполнился водою, и по-прежнему
стал течь поток. Народ просил святого, чтобы он помиловал также девиц и, вместо
преждевременной старости, снова возвратил им молодость. Святой готов был и это
сделать; но когда спросил где девицы, то их не оказалось, ибо они не пришли к
святому с раскаянием. За такую нераскаянность, он так и оставил их в наказании,
чтобы они помнили о чудесной силе Божьей, и для того, чтобы и другие поучались
из сего целомудрию и благопристойности.
Таково
было чудо этого нового Моисея, которое он совершил не ударом жезла, но
знамением святого креста. И более, чем чуду, следует удивляться его кротости,
именно - тому, что он не послал подобно великому пророку Елисею (4Цар.2:24),
медведиц для растерзания бесстыдных девиц, но, уча их благонравию и
богобоязненности, ограничился только незначительным наказанием - уменьшением
красоты их наружности. Говорим это отнюдь не в поношенье гневу пророка, а лишь
- чтобы показать, что Святой Иаков имел ту же чудотворную силу, как и пророк,
но обнаруживал он ее в духе благости Христовой и соответственно Новому Завету.
Однажды
святой Иаков увидел, что персидский судья неправедно осудил невинного человека.
Он опечалился и, обличая беззаконие судьи, повелел разбиться и рассыпаться в
прах одному большому камню, находившемуся по близости. Все, видевшие это,
ужаснулись. Пришел в страх и сам неправедный судья; он раскаялся в своем грехе
и переменил свое решение на другое - справедливое. И здесь чудотворец поступил
так из подражания своему Господу. Христос желая показать, что Он добровольно
идет на страдания, и что, если бы захотел Он легко мог бы погубить Своих убийц
однако не погубил их, но обнаружил Свою силу тем что по одному его слову
засохла смоковница (Мф.21:19). И Святой Иаков подражая милосердию Господа, не
судью неправедного предал казни, но сокрушил камень и чрез то научил судью
правосудию. Такие чудесные дела святого снискали ему славу и общее почтение, и
он против своего желания, был избран в епископа жителями его родного города
Низибии; сам он не искал такого высокого сана, даже уклонялся от него, уступив
лишь усиленным просьбам верующих.
Житие преподобного отца нашего Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на устье
Страница 1
Житие преподобного отца нашего Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на устье
Преподобный Иринарх родился в
Ростовской области, в селе Кондакове2.
Родители его были крестьяне, отец по имени Акиндин, мать по имени Ирина. В
святом крещении младенцу дано было имя Илья. Радовались родители, видя, как
быстро растет ребенок: двадцати недель он уже встал на ноги и начал ходить.
Родители воспитывали сына в благочестии и чистоте христианской веры. Ребенок не
занимался играми, но возлюбил смирение и кротость, был тих и ко всем относился
ласково.
Будучи еще
только шести лет он однажды сказал своей матери:
- Как
выросту, так постригусь и стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться
ради Бога, и буду учителем всем людям.
Удивилась
мать таким речам своего малолетнего сына, но вместе и радовалась. Эти
пророчественные слова шестилетнего ребенка впоследствии сбылись в точности.
Около того
же времени случилось, что отец Ильи Акиндин позвал к себе на обед своего
сельского священника, именем Василия. За обедом священник рассказывал житие
преподобного Макария, Калязинского чудотворца3.
Прислушиваясь к речам священника, Илья вдруг сказал:
- И я буду
таким же монахом.
Священник
Василий удивился, видя ребенка, говорящего речи, приличные взрослому, и строго
сказал:
- Как ты,
чадо, осмелился сказать такое слово?
Илья
отвечал:
- Кто тебя
не боится, тот это и говорит.
Илья рос
при своих родителях. Но вот во всей той округе случился голод. Илья, будучи уже
восемнадцати лет, расстался с отцом и матерью и отправился на заработки к
Нижнему Новгороду.
Два года
сын не возвращался домой и не давал о себе вести. Родители решили отыскать его
и послали своих двух старших сыновей Андрея и Давида. Братья нашли Илью близ
Нижнего в одном селении у крестьянина, у которого он работал; обрадовавшись
встрече с братом, они пробыли с ним у того же крестьянина еще целый год.
Во время
своего пребывания у крестьянина, Илья однажды, сидя вместе с другими в комнате,
стал неутешно плакать. Все, видевшие его, изумились и, не могши утешить, с
горестью спрашивали, отчего он так плачет и рыдает. Он отвечал им:
- Вижу
преставление своего отца; несут родителя моего светлые юноши на погребение.
Все окружавшие
его дивились, как он мог видеть преставление отца за триста верст. Когда в том
же году он возвратился домой и спросил мать об отце, то услышал что отец его
преставился в успенский пост того же года. Тогда он припомнил видение и сказал
матери:
- В то
время я видел родителя моего: несли его светлые юноши на погребение.
И мать
утешилась, видя сына своего и слыша его необычные речи.
Теперь,
после смерти своего отца, Илья с матерью и старшим братом Андреем переселились
в город Ростов, купили дом и завели торговлю, чем вскоре увеличили свое
благосостояние.
Младший
брат Илья, всегда имевший страх Божий в своем сердце, особенно стал прилежать к
церкви и творить милостыню нищим. Строго соблюдая девственную чистоту, он желал
совершенно оставить мирскую жизнь, и принять ангельский образ, неуклонно
посещая церковь Божью.
Он
познакомился с одним человеком, купеческого звания, по имени Агафоником,
любившим читать книги, подружился с ним и стал постоянно беседовать о
Божественном Писаний, ища душевного спасения.
Подготовившись,
таким образом, Илья взял свитый крест благословился им и собрался в путь. На
вопрос своей матери, что он предпринимает и куда собрался, Илья ответил:
- Иду в
монастырь к святым страстотерпцам Борису и Глебу на Устье помолиться.
Мать стала
плакать, но вспомнила, как ее сын, будучи еще только шести лет уже говорил, что
он будет монахом. Сын поклонился матери, облобызал ее и отправился в путь.
Приблизившись
к монастырю Бориса и Глеба и увидев его, Илья возрадовался от всего сердца и
направился к игумену, поклонился и попросил благословения. Игумен благословил и
спросил:
- Зачем,
чадо, ты пришел сюда?
Илья
отвечал:
- Желаю,
отче, ангельского образа, постриги меня Бога ради, и селянина, и причти к
избранному Христову стаду и к святой дружине твоей!
Игумен
сердечными очами узрел, что юноша пришел от Бога, и принял его с радостью,
постриг в ангельский образ и нарек ему в иночестве имя - Иринарх.
Игумен по
монастырскому обычаю, отдал Иринарха под начало старцу, у которого молодой инок
и стал пребывать в послушании и покорений, в посте и молитве.
После
того, как Иринарх с успехом прошел первое послушание, игумен для испытания и
смирения послал Иринарха в пекарню, где он и трудился на братию день и ночь в
послушании и смирении, нисколько не заботясь ни о чем телесном, и никогда не
уклоняясь от посещения церкви Божьей, куда приходил прежде всех братии; стоя в
церкви, он ни с кем не разговаривал; во время чтений немало дней. Иринарх
проводил друга за монастырь версты за две и, облобызав его, стал возвращаться
обратно. На пути он размышлял в своем сердце, о том, как бы ему спастись, и
давал обещание идти в Кириллов Белозерский монастырь, или в Соловецкий. И вот
послышался ему голос свыше:
Преподобный ЕлеазарАнзерский родился в городе Козельске
в семье купцов Севрюкиных. По благословению
родителей, он удалился в Соловецкий монастырь, где принял постриг от игумена
преподобного Иринарха (+ 1628; память 17 июля). В
монастыре открылось его удивительное художественное дарование: он обучился
резьбе по дереву и участвовал в украшении Преображенского собора. В 1612 году,
по благословению игумена, он удалился на Анзерский
остров, где стал отшельником и постоянно пребывал в молитве и Богомыслии. Чтобы добыть себе пропитание на пустынном
острове, преподобныйЕлеазар
вырезал деревянные чашки, которые оставлял на пристани. Проплывавшие мимо
острова забирали чашки, а взамен оставляли припасы. В 1616 году преподобный Елеазар был пострижен в схиму. Иноки, собравшиеся вокруг
преподобного, образовали скит со строгим уставом иноческого жития по древнему
образцу. Монашеские келлии были построены далеко одна от другой. Отшельники
собирались вместе только для субботних и воскресных Богослужений. Келейная
молитва сочеталась с тяжелым телесным трудом. Среди учеников преподобногоЕлеазара был священноинок
Никита, будущий Патриарх Никон. Царь Михаил Феодорович (1613 - 1645), зная о
подвижнической жизни святого, вызывал его в Москву. Там преподобный Иринарх предрек ему рождение сына, за что царь щедро одарил
его и помог устроить на острове каменный храм во Имя Пресвятой Троицы и
обитель. Преподобный Елеазар занимался книгописанием. Он составил и переписал три книги
"Цветника", в которые вошли старинные повести. Ему принадлежит также
толкование на чин келейного монашеского правила. Скончался преподобныйЕлеазар в глубокой старости.
Мученик Петр Авессаломит
(Анийский) был родом из селения Анеи
в Палестине. Во время гонения на христиан был схвачен и доставлен к правителю
Палестины. Напрасно убеждали его судья и народ почтить языческих богов, чтобы
избавиться от мучений. "Тогда я истинно помилую себя, когда не отступлю от
Евангелия и не принесу жертвы идолам", - отвечал святой, и был сожжен на
костре.
В некоторых месяцесловах память его
помещается дважды: 12 января как мученика Петра Авессаломита,
а 13 января - как Петра Анийского, так как ошибочно
полагают, что это - разные лица.