Страдания святого мученика Вонифатия. Житие святого Вонифатия Милостивого, епископа Ферентийского. Житие святого Григория, архиепископа Омиритского. Память святых мучеников Илии, Прова и Ариса. Память святых мучеников Полиевкта и Тимофея. Преподобный Илия Муромец, Печерский (1188). Россия перешла на новое летоисчисление: согласно Указу Петра I день после 31 декабря 7208 г. от Сотворения мира предписано считать 1 января 1700 г. от Рождества Христова (разница – 5508 лет). В 1905 г. пущена в строй Транссибирская железная дорога. В 1933 г. Япония разорвала пакт о ненападении с СССР, подписанный в июле. В 1941 г. генерал Г. Жуков назначен начальником Генштаба советских вооруженных сил.
Россия перешла на новое летоисчисление: согласно Указу Петра I день после 31 декабря 7208 г. от Сотворения мира предписано считать 1 января 1700 г. от Рождества Христова (разница – 5508 лет)
В 1905 г. пущена в строй Транссибирская железная дорога
В 1933 г. Япония разорвала пакт о ненападении с СССР, подписанный в июле
В 1941 г. генерал Г. Жуков назначен начальником Генштаба советских вооруженных сил
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдания святого мученика Вонифатия
Некогда в Риме проживала одна женщина по
имени Аглаида, отец ее Акакий был некогда начальником города. Будучи молодой и
красивой, обладая богатыми имениями, доставшимися по наследству от родителей, и
пользуясь свободной жизнью без законного мужа, она, побеждаемая страстью
немощной плоти, проводила дни свои в любодеянии и грехах. Она имела у себя
верного раба, который был управителем над домом и имениями ее, он был молод и
красив. Звали его Вонифатием, - и Аглаида жила с ним в преступной связи,
удовлетворяя свое плотское вожделение. И нет стыда говорить о сем, так как
далее речь будет о блаженном и чудном изменении их жизни, ибо когда святым
воздается похвала, то не умалчивается и об их прежних грехах, дабы показать, что
не все с юных лет были блаженны и праведны, а имели, подобно другим, растленное
тело, но истинным покаянием, доброй в себе переменой и великими добродетелями
прославились своею святостью. О сем повествуется в Житиях Святых для того,
чтобы и мы, грешные, не отчаивались, но поспешили бы к скорому исправлению,
зная, что при помощи Божией и после грехов возможно быть святыми, если только
сами того пожелаем и для того потрудимся. И действительно, прекрасно то,
услаждающее сердце, повествование, в котором мы слышим, что грешник,
по-видимому, не имеющий надежды на спасение, становится сверх ожидания святым и
притом мучеником Христовым, подобно святому Вонифатию, который во время
любострастной жизни служил греху, а потом сделался исповедником, доблестным
подвижником и славным страдальцем за Христа. Вонифатий во время своей распутной
жизни был рабом греха, однако имел некоторые, достойные похвалы, добродетели:
он был милостив к нищим, любвеобилен к странникам и отзывчив ко всем
находящимся в несчастии; одним оказывал щедрые милостыни, другим с любовью
доставлял успокоение, иным с сочувствием оказывал помощь. Имея твердое желание
исправиться, Вонифатий часто молился Богу, чтобы Он избавил его от диавольских
козней и помог ему сделаться господином над своими вожделениями и страстями. И
Господь не презрел раба Своего и не попустил ему еще более погрязнуть в
нечистоте греховной, но благоизволил устроить так, что нечистые дела его были
омыты пролитием крови его, и через это самое душа его сделалась как бы царскою
багряницей и увенчалась венцом мученическим. Это совершилось следующим образом.
В то время было сильное гонение на христиан, глубокая
идольская тьма покрывала весь Восток, и много верующих было мучимо и убиваемо
за Христа. Госпоже Вонифатия Аглаиде явилась спасительная мысль и сильное
непреодолимое желание иметь в своем доме мученические мощи. Не имея из своих
слуг никого вернее и исполнительнее Вонифатия, она позвала его, открыла ему
свое желание и наедине сказала:
- Ты сам знаешь, брат о Христе, сколь многими грехами
осквернены мы, совсем не заботясь о будущей жизни и спасении; как же мы
предстанем на страшный суд Божий, на котором должны по своим делам быть
осуждены на тяжкие мучения? Но от одного благочестивого мужа я слышала, что
если кто имеет у себя мощи мучеников Христовых и чтит их, тот получает помощь
ко спасению и в доме того грех не умножается, так что таковый может даже
достигнуть того вечного блаженства, какого сподобились святые мученики. Теперь
многие, говорят, совершают подвиги за Христа, и, отдавая тела свои на мучения,
получают мученические венцы. Послужи мне: ныне наступило время показать тебе,
действительно ли ты имеешь любовь ко мне. Скорее ступай в те страны, где
воздвигнуто гонение на христиан, и постарайся принести мне мощи одного из
святых мучеников, дабы с честью положить их у себя и построить храм тому
мученику и всегда иметь его своим хранителем, защитником и постоянным ходатаем
пред Богом.
Выслушав Аглаиду, Вонифатий с радостью согласился на ее
предложение и выразил полную готовность идти в путь. Госпожа дала ему много
золота, потому что нельзя было взять мученических тел без подарков и золота:
нечестивые мучители, видя сильную любовь и усердие христиан к мощам, не
отдавали их даром, но продавали по дорогой цене и, таким образом, приобретали себе
большие доходы. Вонифатий взял у своей госпожи много золота, частью на выкуп
мученических мощей, а частью на раздачу милостыни нищим, приготовил также много
различных благовоний, полотна и всего, что потребно было для обвития честных
мученических тел. Взяв с собою еще много рабов, помощников и коней, он собрался
в путь. Выходя из дому, он, смеясь, сказал своей госпоже:
- А что будет, госпожа, если я не найду никакого тела
мученика, и мое тело, замученное за Христа, принесут к тебе, - примешь ли ты
его тогда с честью?
Аглаида, рассмеявшись, назвала его пьяницей и грешником и,
укоряя его, сказала:
- Ныне время, брат мой, не для глумления, а для
благоговения. Тебе следует во время пути тщательно охранять себя от всякого
бесчинства и глумления: святое дело должно совершать честно и благочинно, и в
пути сем тебе следует пребывать в смирении и воздержании, помни, что ты
собираешься служить святым мощам, до которых мы не только коснуться, но даже и
взглянуть на них недостойны. Иди с миром, Бог же, зрак раба принявший и за нас
кровь Свою проливший, да простит грехи наши и пошлет тебе Ангела Своего и
направит тебя на добрый и благополучный путь.
Вонифатий принял к сердцу приказание своей госпожи и
отправился в путь, размышляя в уме о том, к чему он должен будет прикасаться
своими оскверненными, грешными руками. Вонифатий стал сокрушаться о своих
прежних грехах и решил поститься: не есть мяса, не пить вина, а усердно и часто
молиться, чтобы придти в страх Божий. Страх же - отец внимания, а внимание -
матерь внутреннего покоя, от которого рождается начало и корень покаяния. Так
Вонифатий насадил в себе корень покаяния, начав со страха Божия, внимания к
себе и непрестанных молитв, он стяжал себе желание к совершенному житию.
Житие святого Вонифатия Милостивого, епископа Ферентийского
Святой Вонифатий1
был родом из Тускийской области2, в Италии.
Он еще с детства отличался любовью к нищим, когда ему приходилось увидеть кого-нибудь
раздетым, то он снимал с себя одежду и одевал ею нагого, посему приходил он
домой то без хитона, то без свиты3, и мать
его, сама бывшая бедной вдовой, часто сердилась на него и говорила:
- Напрасно ты так поступаешь, одевая нищих, сам будучи
нищим.
Однажды она вошла в свою житницу, в которой на весь год
заготовлен был хлеб, и нашла ее пустою: Вонифатий, сын ее, тайно раздал все
нищим, и начала мать плакать, ударяя себя по лицу и восклицая:
- Горе мне, где я возьму пищи на весь год, и чем буду
кормить себя и семью свою?
Вонифатий, придя к ней, начал утешать ее, когда же и после
сильного плача не мог успокоить ее речами, то стал умолять ее выйти на время из
житницы. Когда мать вышла, Вонифатий, затворив дверь в житнице, упал на землю и
стал молиться Богу, - и тотчас житница наполнилась пшеницею. Вонифатий,
возблагодарив Бога, призвал свою мать, когда она увидала житницу полною хлеба,
то утешилась и прославила Бога. С того времени она не запрещала более сыну
раздавать нищим сколько он хочет, так как видела в нем столь великую веру, по
которой он не беднеет от подаяния и, сколько сам попросит у Бога, получает.
Мать Вонифатия имела в своем доме кур, которых похищала лисица, причиняя тем
убыток бедной вдове. Однажды отрок Вонифатий, стоя у своих дверей, увидал, как
лисица по обыкновению пришла, похитила птицу и убежала в гору. Сожалея об
огорчении матери, он побежал в храм, пал на землю и в молитве жаловался перед
Богом на лисицу, говоря:
- Господи, неужели благоугодно тебе, чтобы я не мог питаться
от трудов матери? А вот, между тем, лисица приходит и похищает пищу нашу!
После молитвы Вонифатий возвратился домой и увидал ту же
самую лисицу, пришедшую к ним на двор и принесшую во рту похищенную птицу, она
пустила ее живою перед Вонифатием, а сама тотчас издохла. Так Бог слушает
надеющихся на Него и в малых вещах, имея о нас великое промышление, чтобы мы,
получая от Него малое, надеялись получить, по возможности, и большее.
Святой Вонифатий был впоследствии поставлен епископом в городе
Ферентине4, и об его многих чудесах
повествует, пресвитер Гавденций, который был слугою святого и видел своими
глазами все совершаемое им. Ферентийская епископия находилась в большой
бедности, которая людям благочестивым служит охранительницей смирения; епископ
не имел на свое пропитание никакого церковного имущества, кроме одного дохода с
виноградника, принадлежавшего церкви. Однажды был большой град и побил все лозы
с ягодами, так что осталось лишь немного кистей винограда на некоторых лозах.
Блаженный Вонифатий, войдя в виноградник, увидел, что все побито, и начал
благодарить Бога, что в такой своей бедности начал терпеть еще большую нищету.
Когда же наступило время созревания винограда, Вонифатий, по обыкновению, поставил
сторожа и повелел оставшиеся кисти винограда бдительно охранять. В один день он
велел пресвитеру Констанцию, своему внуку, вымыть все имевшиеся в епископском
доме сосуды для вина и по обычаю засмолить. Пресвитер, услышав это, весьма
удивился тому, что он, не имея вина, приказывает приготовить винные сосуды. Не
осмеливаясь спросить, для чего нужно готовить сосуды, но, исполняя приказание,
он сделал все по обычаю. Вонифатий, войдя в виноградник и собрав кисти
винограда, снес их в точило5 и повелел всем
оттуда выйти, а сам остался с одним отроком, которому велел все эти
немногочисленные кисти выжать в точиле. Когда вино понемногу начало течь из
точила, святой взял его в сосуд, и разлил понемногу во все приготовленные
кувшины, чтобы благословить их, разделив все вино так, что сосуды едва
омочились вином. Таким образом, Вонифатий благословил все сосуды, призвал
пресвитера и велел созвать нищих, чтобы по обычаю пришли и взяли нового вина,
находящегося в сосудах. Тогда вино в точиле начало умножаться, так что все
принесенные сосуды нищих наполнились. Святой, видя, что всем пришедшим достало
вина, велел отроку выйти из точила, хранилище же с вином затворил, приложил
печать и ушел в церковь. Через три дня Вонифатий призвал пресвитера Констанция
и, помолившись, отворил дверь в винное хранилище, и увидел, что все сосуды и
кувшины, в которые для благословения понемногу было налито вина, переполнены
пенистым вином, так что оно лилось, через края, даже земля напиталась вином, и
если бы епископ немного замедлил войти в хранилище, то вся бы земля была
покрыта вылившимся вином. Когда пресвитер, видя это, весьма удивился, то святой
запретил ему говорить кому-либо об этом, боясь и избегая суетной человеческой
славы. В другой раз, когда праздновалась память святого мученика Прокла6, один благородный муж из того же города, по
имени Форгунат, просил святого Вонифатия, по совершении службы святому
мученику, придти в дом его и преподать благословение, святой не отказал ему,
потому что Фортунат просил его об этом с верою и истинною любовью. Вонифатий,
совершив Божественную службу, пришел на трапезу к Фортунату. Прежде чем он по
обычаю помолился перед трапезою, один из скоморохов стал перед дверями с
обезьяною и заиграл на кимвалах7. Святой,
услышав звуки кимвал, рассердился и сказал:
- Увы, мертв есть сей нечестивец, поистине мертв, я пришел
обедать и еще не успел открыть уста для обычного восхваления Бога, как он
предупредил меня, пришел с обезьяною и заиграл на кимвалах!
Святой Григорий первоначально подвизался в
городе Медиолане, где, по Божественному избранию, светил на свещнице церковного
служения в чине диаконском, впоследствии другие города и села имели его
проповедником имени Христова и искоренителем идольской лести. Григорий был
сыном благочестивых родителей Агапия и Феодотии, воспитан в благочестии и
страхе Божием и, от юности исполненный благодати Божией, был чудотворцем и
целителем. Господь приуготовлял его для служения в сане архиерейском, о чем и
возвещал ему через откровения и прозорливых отцов. Когда Григорий пришел в
Медиолан к одному отшельнику, то тот предсказал ему все будущее, ибо был
прозорлив, он предвидел и самый приход к себе Григория, когда тот был еще за
тридцать поприщ1 от него, о чем отшельник
и сказал своему слуге. Был там еще другой старец схимник2,
для Бога удалившийся от мира и живший в горах. Григорий, узнав о старце, пошел
к нему. Когда он приближался к горе, где жил сей отец, то увидел огненный столп
в воздухе и от страха упал на землю. Затем, ободрившись, встал и пошел
посмотреть, что это за огненное видение. Издали ему казался пламень, но когда
он подошел ближе, то увидел отшельника, идущего к нему, который, приблизившись,
поцеловал его и назвал Григорием, хотя никогда и не был с ним знаком. Григорий
жил у этого великого старца два дня и здесь сподобился дивных видений. В
полночь он видел сего богоносного мужа, простиравшего в молитве руки,
поднявшегося от земли и стоявшего в воздухе. Григорий дивился этому видению,
старец же утром, призвав его к себе, тихим и кротким голосом сказал:
- Иди, друг и брат! И выслушай,
что я поведаю тебе, для того ты и пришел ко мне, чтобы узнать все, что мне
открыто о тебе. Ты увидишь Рим, помолишься в церкви святого мученика Вонифатия
и Аглаиды3, и оттуда тебе должно отплыть в
Александрию4, затем в Ефиопии5 проповедовать слово истины и прийти в
Омиритский город Награн6, который завоеван
омиритским царем Дунааном и нуждается в проповедовании апостольского учения,
там, совершив великие и славные дела, умрешь и переселишься в обители
праведных. Однако много трудов ты должен будешь принять от живущих в Омирите
непокорных иудеев и многих из них обратишь к Богу, имея Его благим Помощником,
умудряющим и наставляющим тебя. Там же патриархом Александрийским ты будешь
рукоположен во архиепископский сан.
Услышав это, блаженный Григорий
стал говорить, что он недостоин того, что предсказывает ему старец, и пожелал
еще остаться у отшельника. Прозорливый муж рассказал Григорию и то явление,
которое видел сам Григорий. Он видел верховных Апостолов Петра и Павла,
возложивших омофор7 на рамена Григория, что
предзнаменовывало благодать архиерейства, которую должен будет получить
Григорий. Много дивился блаженный Григорий этой дивной прозорливости старца, от
которого не скрылось и то, что он сам видел наедине, и сказал:
- Слава Богу, действующему так в
любящих Его, да будет воля Господня!
Через два дня старец отпустил его
от себя, с любовию облобызал его, и Григорий ушел, жалея о разлуке с таким
божественным мужем, горя к нему пламенем любви и постоянно вспоминая о нем.
Григорий пришел оттуда прежде всего в Карфаген8
и долгое время жил там, проповедуя слово Божие и исцеляя всякие болезни. Затем,
по Божию повелению, отправился он в Рим и помолился в храме святого мученика
Вонифатия и Аглаиды. Когда он пришел ко гробу святого Апостола Петра и со
слезами упал на землю, то ему было видение: пред ним виднелись отверстые
небесные двери и сиял необыкновенный свет. И вот святой Апостол Петр, имея в
правой руке ключ, вышел из небесных дверей, направился к нему с великою славою
и сияющим лицом и сказал, глядя на него светлым взором:
- Я пришел сюда, чадо Григорий,
по милости Господней, прежде же этого с прочими апостолами я был в Награне,
Омиритском городе, предстоя страждущим за Господа нашего Иисуса Христа от
Дунаана жидовина и укрепляя каждого из них в благочестии. При Божией помощи,
все они воспротивились воле законопреступного еврея, твердо подвизались в
благочестии, пострадали за истину, и теперь находятся на небесах с отцами,
которые сподобились бессмертной чести. Я пришел сюда посетить сей город, Павел
же брат, поборник церквей, расстался со мной в Иерусалиме и ушел в Персию. Ты
же, чадо, проходя добрый путь, постарайся угодить Господу, постоянно поучаясь в
законе Его, зная, что жизнь и красота этого мира проходят подобно сну и тени,
ты будешь блаженным, если так, как начал, совершишь свой путь, ходя в воле
Господней, ты многих приведешь к страху Божию. Вот уже готовится тебе престол
на небесах от Самого Владыки, и ты получишь воздаяние вместе с нами.
Сказав это, апостол отошел, и видение
окончилось. Григорий, придя в себя, опять упал на землю, называя себя окаянным
и грешником. После долгой молитвы, он ушел в свое жилище и в эту ночь во сне
увидел святого апостола Павла, подающего ему сосуд с елеем: это было
предзнаменованием предназначенной ему благодати священства и архиерейства.
Григорий, во сне взяв этот елей из апостольских рук, тотчас проснулся,
обрадовался и запел: "Излилось из
сердца моего слово благое" (Пс. 44:2,8), ибо Бог помазал меня елеем
радования.
Святые Илия, Пров и Арис происходили из
Египта. Они исповедывали христианскую веру и по ревности к славе Божией,
посещали страдальцев за Христа, заключенных в темницах, утешая их среди мучений
и вылечивая их от ран. Однажды они пошли встрану Киликийскую1 и при входе в
город Аскалон2 у самых городских ворот
задержаны были свирепыми неверными стражами, которые сочли их за соглядатаев и
представили к князю Фирмилиану. На допросе перед князем они объявили себя
христианами и за то подверглись жестоким мучениям. Святой Арис первый подвергся
многочисленным пыткам и предан был на сожжение огнем. Затем истязан был святой
Пров и усечен мечом. Наконец, после многих мучений, усечен был мечом также и
святой Илия3.
Святой мученик Полиевкт был родом из
Кесарии1, где - он с большим успехом
проповедовал о Христе, обращая многих неверующих от идолослужения в святую веру
христианскую. За свою проповедь он был схвачен и ввергнут в темницу. После
непрестанных увещаний отречься от Христа, он был раздираем по всему телу
железными когтями, затем разбили ему челюсть и бросили в раскаленную печь.
В то же время в Мавритании2 с успехом проповедовал веру Христову диакон
Тимофей. За сие он предан был многим и тяжким страданиям. Он был ввержен в
темницу, томим голодом и жаждою и, выведенный из заключения, после тщетных
увещаний принести жертву идолам, взошел с молитвою на приготовленный для него
пылавший костер и предал дух свой Богу. Мощи его положены были верующими с
честью в области Мавританской3.
Преподобный Илия Муромец, Печерский, по
прозвищу Чоботок, был уроженцем города Мурома, подвизался в Киево-Печерской
обители и скончался около 1188
г. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем
Ильей Муромцем, о котором пелись русские былины. Преподобный Илия почивает в
молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в
Православной Церкви — три первые перста вместе, а два последние пригнув к
ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец ХVII-ХIХ
вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу
трехперстного сложения.