Сказание о Бегстве Пречистой Девы Богородицы с Богомладенцем в Египет. Память святого священномученика Евфимия, епископа Сардийского. Память преподобного Евареста. Память преподобного Константина Синадского. Икона Божией Матери, именуемая "Милостивая", (Киккская). В 1846 г. умер поэт Николай Михайлович Языков (род.4 марта 1803 г.).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Сказание о Бегстве Пречистой Девы Богородицы с Богомладенцем в Египет
После того, как волхвы ушли из Вифлеема, Ангел
Господень во сне явился Иосифу, повелевая ему, чтобы он вместе с новорожденным
младенцем Иисусом Христом и Материю Его, Пречистою Девою Мариею, бежал в Египет
и оставался там до тех пор, пока ему поведено будет оттуда возвратиться, так
как Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Иосиф, встав, взял Младенца
и Матерь Его ночью и пошел в Египет. Но сначала, прежде отшествия своего туда,
он исполнил в храме Соломоновом все, что определено было по закону Господню,
ибо дни очищения Пречистой и Пренепорочной Богоматери уже наступили, и в том
храме сретили Господа нашего старец Симеон и Анна пророчица. Потом, исполнив
все, что определено было в законе, Иосиф пошел в Назарет, в дом свой. Ибо так
говорит святой Лука: "И когда они
совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свои Назарет"
(Лк. 2:39). Отсюда явно, что они не тотчас направились из Вифлеема к Египту, но
сначала пошли в храм Господень, затем в Назарет и, наконец, в Египет. О том
свидетельствует и святой Феофилакт в толковании на Евангелиста Матвея, когда
пишет так: "Вопрос: Как это говорит Евангелист Лука, что Господь удалился
в Назарет по прошествии 40 дней по рождении Своем и после сретения Своего
старцем Симеоном? А здесь святой Матвей говорит, что он пришел в Назарет уже по
возвращении из Египта? Ответ: Знай, что Евангелист Лука упоминает о том, о чем
умолчал Евангелист Матвей, именно - что Господь (говорит Лука) по рождестве
Своем пошел в Назарет. А Матвей говорит о том, что случилось уже после того,
именно: как наш Господь бежал в Египет и как, по возвращении оттуда, снова
пошел в Назарет. Вообще Евангелисты не противоречат друг другу, но только Лука
говорит об удалении Христа из Вифлеема в Назарет, а Матвей повествует о Его
возвращении в Назарет из Египта". Итак, по выходе из храма Господня,
святые путники сначала отправились в Назарет и немедленно сделали распоряжение
относительно своего дома, а затем, захвативши все нужное для путешествия,
поспешно, ночью (чтобы ближайшие соседи не узнали этого) направились по дороге к
Египту. При этом они взяли с собою, для услужения, и Иакова, старшего сына
Иосифова, названною впоследствии братом Господним, что видно из церковного
песнопения на 23-е октября, где поется так: "брат показался еси, ученик, и
самовидец божественных тайн, бегаяй с ним, и во Египте быв со Иосифом"1. Отсюда явно, что и Иаков сопутствовал
святому семейству на пути в Египет, служа ему во время путешествия. А бежал
Господь в Египет частью для того, чтобы показать, что Он есть истинный человек
воплощенный, а не дух и привидение (на что указывает святой Ефрем, в слове на
Преображение, когда говорит: "Если бы Он не был плотию, то тогда с Кем же
бежал Иосиф в Египет"); а частью для того, чтобы научить нас бежать гнева
и ярости человеческой, а не с гордостью противиться им. Так объясняет и
Златоуст: "В своем бегстве, - говорил он, - Господь научает нас давать
место ярости, т.е. бегать человеческой ярости. И если Всемогущий бежит, то мы,
гордые, научаемся этим не подвергать себя опасности". Цель бегства
Господня в Египет и та, чтобы очистить Египет от идолов и, как говорит святой
папа Лев, чтобы не без этой страны, в которой в первый раз через заклание агнца
были прообразованы спасительное знамение креста и пасха Господня, - уготовалось
таинство святейшей жертвы. Также и чтобы исполнилось следующее пророчество
Исаиино: "Господь восседит на
облаке легком, и грядет в Египте. И потрясутся от лица Его идолы египетские"
(Ис.19:1). В этом месте под облаком святой Амвросий разумеет Пречистую Деву, Которая
принесла на руках Своих Господа в Египет, и пали идолы египетских богов. Тот
облак, Пречистая Дева, - легок, ибо, Она не отягощена никаким бременем
какого-либо греха или плотского вожделения и познания супружества.
Передается и то, что когда праведный Иосиф, Пречистая Дева и
Богомладенец шли в Египет, в одном пустынном месте напали на них разбойники и
хотели отнять у них осла, на котором они везли то немногое, что необходимо было
им в дорогу, и на котором иногда и сами ездили. Один же из тех разбойников,
увидев Младенца необычайной красоты и удивившись такой красоте, сказал:
- Если бы Бог принял на Себя человеческое тело, то не хотел
бы быть красивее сего Младенца.
Сказав это, он запретил своим товарищам, прочим разбойникам,
и не дал им ничем обидеть сих путников. Тогда Пречистая Богородица сказала тому
разбойнику:
- Знай, что Сей Младенец воздаст тебе щедрым воздаянием за
то, что ты охранил Его.
Этот разбойник был тот самый, который впоследствии, при
распятии Христа, был повешен на кресте по правую сторону, и которому Господь
сказал: "Ныне же Будешь со мною в
раю" (Лк. 23:43). И исполнилось пророческое предсказание Божией
Матери, что "воздаст тебе Сей Младенец".
Когда они вошли в Египетскую страну и находились в пределах
Фиваиды, приблизились они к городу Ермополю2.
Близ входа в сей город росло очень красивое дерево, называвшееся
"Персея", которое тамошние жители, по своему идолопоклонническому
обычаю, почитали, как бога, из-за его высоты и величественной красоты, поклоняясь
ему и принося ему жертвы, ибо в том дереве жил и бес, почитаемый ими. Когда
Пречистая Богоматерь с Божественным Младенцем приблизилась к тому дереву,
тотчас оно сильно потряслось, ибо бес, убоявшись пришествия Иисусова, бежал. А
дерево приклонило свою верхушку до самой земли, воздавая подобающее поклонение
своему Создателю и Его Родительнице, Пречистой Деве, кроме того, оно оградило
их тенью своих много лиственных ветвей от солнечного зноя и тем дало
возможность утомленным святейшим путникам отдохнуть. И в таком наклоненном виде
осталось то дерево в очевидное знамение пришествия Господа в Египет. После
того, как под сим деревом Господь с Своею Материю и Иосифом отдыхали, это
дерево получило целебную силу, ибо от его ветвей исцелялись всякие болезни. Затем
святые путники прежде всего вошли в тот город и идольский храм, находившийся в
нем, и тотчас все идолы пали. О сем храме упоминает Палладий в Лавсаике3: "Мы видели, - говорит он, - там (в
Ермополе) идольский храм, в котором во время пришествия Спасителя упали все
идолы ниц на землю. Также и в одном селении, называемом "Сирен",
упало триста шестьдесят пять идолов в одном храме, в то время как туда вошел
Христос с Пречистою Материю4.
Память святого священномученика Евфимия, епископа Сардийского
Святой Евфимий жил в царствование
Константина и Ирины1 и так прославился
своим благочестием, что сиял как лучезарная звезда, иноческим житием своим в
Христовой церкви. За сие он удостоен был епископского сана2
и присутствовал на II Никейском - VII Вселенском соборе3,
на котором безбоязненно с ревностью боролся против еретиков и посрамил их, был
посылаем он так же царями еще с разными государственными поручениями в местности,
где господствовали крамолы и мятежи. Когда же воцарился Никифор4, святой Евфимий, вместе с другими
православными епископами, был сослан в западную Паталарею5,
как будто за насильственное пострижение одной девицы6,
и с того времени до самой своей страдальческой кончины уже не возвращался в
свою епископию и не управлял ею. Через двадцать девять лет, когда императорский
престол в Греческом государстве занял зверонравный Лев7,
святой вызван был из заточения8,
представлен к царю и подвергся от него допросу об иконопочитании: по обычаю
своему, он дерзновенно обличал еретическое нечестие и произнес мучителю
отлучение от церкви. Царь сильно разгневался на исповедника и сослал его опять
в заточение в город Асс9. Вслед затем
император Лев свержен был с престола и погиб от меча, ему наследовал император Михаил,
который назывался Косноязычным. При этом царе, преподобный был вызван из Асса,
и принуждаем отказаться от иконопочитания: но он безбоязненно во всеуслышание
произнес такое изречение:
- Кто не поклоняется образу Господа нашего Иисуса Христа, по
человечеству, того анафематствуем.
За это он был подвергнут сначала биению, а потом - ссылке в
Крит10, где и заключен был в мрачную
темницу и, сверх того, еще подвергся жестокой пытке: его растянули на четырех
столбах и били воловьими жилами, так что тело его покрылось множеством ран и
распухло. Прожив немного после того, святой исповедник с миром предал дух свой
Богу11.
1 Константин и Ирина царствовали: первый с 780 по 797
г., вторая с 797 по 802 г.
2 Св. Евфимий был епископом Сардийским (в Мизии, в
Малой Азии).
3 Собор этот против иконоборцев был в 787 г.
4 Никифор царствовал с 802 по 811 г.
5 Паталарея остров между Сицилией и Тунисом, ближе к
Африке.
6 На самом же деле за обличение беззаконного царя,
который возвел гонение на всех тех, которые, вместе с студийскими монахами, не
хотели иметь общения с отлученным, но императором Никифором восстановленным,
экономом Иосифом за совершение брака императора Константина VI с Феодотией при
жизни первой его супруги.
7 Лев V Армянин - император Византийский, царствовал с
813 по 820 г.
8 Св. Евфимий столп церкви, находясь и в ссылке, по
свидетельству преподобного Феодора Студита был светильником, просвещающим
многих и приводящим к Боту медоточивым учением своим и, таким образом, причинял
беспокойство еретику-царю. Вызванный из заточения к допросу в 815 г., святой
Евфимий, вместе с патриархом Никифором и другими православными епископами, ревностно
обличал царя за иконоборство.
9 Асс - укрепленный город в Мизии же при Адрамитском
заливе.
10 По иным известиям св. Евфимий заточен был в Акрите
на Черном море.
11 Скончался св. Евфимий около 840 г., при сыне
Михаила II Косноязычного Феофиле. Мощи св. исповедника Евфимия, по
свидетельству Никодима, находятся в Анхиале, городе во Фракии, на берегу
Черного моря, и источают многие чудеса.
Святой Еварест, родом из Малой Азии, Галатийской
епархии, имел родителей знатных, но имена их неизвестны. Императором в
Византийском царстве тогда был Лев, жестокий гонитель иконопочитания, который
погиб от меча, восприяв таким образом достойную, как богопротивник, кончину.
Преемником его был Михаил1, который так же с
подозрительною неприязнью относился к православию.
Еварест отрок, приходя в совершенный возраст, получил
достаточное образование и был по апостольски для всех всем (1 Кор. 9:22):
родителям благопокорен, к товарищам и соседям доброрасположен, чужим и своим
достолюбезен, всегда и во всем правдив и ко всем предупредителен своею любовью.
С отрочества, таким образом, Еварест возгорел желанием жить по Божественным
заповедям и - возлюбил иночество. Между тем отец его отправился по своим делам
в Константинополь, пошел туда же вместе с ним и Еварест. Там он был принят
неким родственником своим, патрицием Вриеннием, достигшим почетного
общественного положения. Через несколько дней после того царице Феодоре нужно
было отправить посольство к болгарам2,
послом назначен был вышеупомянутый патриций Вриенний. Он шял с собою и честного
Евареста. Когда они дошли до некоего места, называемого Скупель3, то остановились и прожили там некоторое
время. Здесь блаженный Еварест, по особому некоему обстоятельству, устроением
Божиим, получил сан пресвитера, а затем, проводя подвижническую жизнь,
воспринял он и то, к чему всегда с любовью стремилась душа его, - постригся в
монашество, возложив на себя, таким образом, столь вожделенное ему ярмо
Господне. Случилось ему в это время приобрести книгу приснопамятного Ефрема4, прочитав ее и увлекаясь предлагаемым в ней
назиданием, Еварест стал ревностным исполнителем благочестивых наставлений
Ефрема, а такое его душевное настроение и добродетельная жизнь привели к тому,
что ему вручили охранительные для путешествия письма и с молитвою отправили его
в Студийскую обитель5. Прибыв в эту обитель,
он был принят в нее, и всецело посвятил себя иноческим подвигам и, усмотрев
одного из братии особенно высоко стоящего в духовной жизни, сблизился с ним и
прилагал труды к трудам, соревнуя этому брату в восхождении к совершенству, хотя
другие и не примечали того. Пища его состояла из малого куска хлеба, притом
сухого, вареную же пишу Еварест принимал только один раз в неделю. О других же
его подвигах и трудах невозможно и пересказать, довольно упомянутъ, что на
плечах своих по нагому телу он носил тяжелые железные вериги и чресла его были
опоясаны. И всех он превзошел тогда добродетельной жизнью своею и, прожив так
богоугодно семьдесят пять лет, предал дух свой Господу6.
1 Император Михаил II Косноязычный вступив на престол
в 820 г. вызволил из заточения патриарха Никифора, преподобного Феодора Студита
и других православных, пострадавших за иконопочитание при Льве Армянине, но он
не восстановил иконопочитания, дозволив только частое почитание икон в домах.
2 Болгары дикий народ разгромили, около 817 г., город
Адрианополь, захватили в плен архиепископа Мануила (память его и пострадавших с
ним 377 мучеников празднуется 22 января), потом они вынуждены были заключиь мир
с греками и даже дать заложников, в числе коих была сестра болгарского князя
Бориса. Она получила тогда в Константинополе христианское воспитание и была
крещена с именем Феодоры. После 850 г. она возвратилась в Болгарию и располагала
своего брага к христианству. Благодаря ее, между прочим, влиянию князь Борис
принял христианство, был крещен в 864 г. и назван Михаилом.
3 Скупель - Скопла - местность в Албании, на
Балканском полуострове.
4 Преподобного Ефрема Сирина, диакона Едесской церкви,
( 373 г.) Память его празднуется 28 января.
5 Студийский монастырь в Константинополе - основан при
императоре Льве Великом в половине V в., при импер. Константине Копрониме во
второй половине VIII столетия много пострадал от иконоборцев, наибольшей славы
достиг при препод. Феодоре Студите, стоявшем во главе православных в борьбе с
иконоборцами - в начале IХ в. турки уничтожили монастырь и церковь обратили в
мечеть.
6 Преп. Еварест скончался около 825 года. Погребен он
был в Коккоровийском монастыре.
Преподобный Константин родился в городе
Синаде1 и был по происхождению иудей.
Будучи еще малолетним, он, однажды сопровождая свою мать, увидел христианина
зевнувшего и сотворившего крестное знамение на своих устах. По подражанию, и он
стал делать подобное. Между тем такое наружное уподобление расположило его со
вниманием относиться и ко внутреннему содержанию христианской веры. Душою он
ощущал теплоту благодати Божией, и лицо его просветлело, озаряемый свыше
таинственным наставлением, он в продолжение многих дней даже как бы забывал о
телесной пище, не ощущая голода. Это было соблазном для окружающих его (1 Кор.
1:23): одна девица еврейка однажды дерзко поглумилась над ним, но была за то им
сначала умерщвлена знамением честного креста, а потом оживлена. Внимая, таким
образом, чистым, верующим сердцем гласу Господа (Евр. 4:7), он оставил своих
родных и, как бы по указанию Божественного облака2,
дошел до места называемого "душевное спасение", где проживали тогда
великие мужи, сиявшие добродетелями и подвигами иноческими. Представившись
настоятелю этих иноков, он рассказал ему о себе все подробно: тот велел
принести крест и приказал ему облобызать его. Блаженный с радостью начал
лобызать святой крест и положил его себе на голову, на которой тотчас
отпечатлелось знамение всечестного оружия, неизгладимо сохранившееся и
впоследствии, даже до самой его смерти. После того сподобился он святого крещения
и наречен был Константином. После крещения он удалился в одно близлежащее место
и там ревностно посвятил себя подвигам духовной жизни, при желании принят,
иноческий чин, он, еще до пострижения, всех превосходил уже строгим
благочестием, устрояя свою жизнь по примеру и наставлениям святого Апостола
Павла. Когда же Константин произносил иноческие обеты Богу, место, где это
происходило, наполнилось благоуханием, и сами собою отверзлись перед ним
церковные двери. При своей душевной чистоте он удостоился еще особенного дара:
он был прозорливцем, ибо перед ним открыты были даже помыслы каждого брата. Из
этой обители предпринял он путешествие к Олимпу3,
приходил затем в Атталию4, перейдя
дивным образом быструю реку, посетил Миры Ликийские и многие другие места и
опять пришел к Олимпу. Здесь Константин сорок дней провел без пищи, будучи
закопанным в землю до чресл. Потом против воли своей он принял священный сан и,
не оставляя подвижнических трудов, странствовал еще в Атрою5. За восемь месяцев предсказал он о своей
кончине и, согласно этому предсказанию, мирно преставился ко Господу6.
1 Синад или Синнады - город на севере Фригии, близ
горной цепи, где находились знаменитые Синнадские мраморные ломки. Ныне
развалины близ Ескикара - Гассаф.
2 Исх 13:21. Место, до которого дошел преподобный,
была гора Сина в Сирии, где подвизались святые отшельники уже в III в.
3 Олимп гора в Малой Азии, в окрестностях которой
находились славные в то время монастыри, в коих подвизались великие подвижники,
напр. Иоанникий Великий и т. д.
4 Атталия, прибрежный город Памфилии, основанный за
полвека до Р.X. Атталом II Филадельфом и названный по его имени.
Эта икона написана, по преданию, святым
евангелистом Лукой. Название свое "Киккотиса"
она получила от горы Киккос, что на острове Кипр. Здесь
она находится в императорской обители, в храме, построенном в ее честь. Прежде
чем попасть на остров Кипр чудотворный образ Богородицы произволением Божиим
долго странствовал: сначала находился в одной из первых христианских общин в
Египте, затем был перевезен в Константинополь, где оставался до времени Алексия
Комнина (конец XI - начало XII века). В эти годы
старцу-отшельнику Исаии в чудном знамении было открыто, что его стараниями
чудотворный образ, написанный евангелистом Лукой, будет пребывать на острове
Кипр. Старец много трудов положил на выполнение Божественного откровения. Когда
икона Богоматери прибыла на остров, от нее стали совершаться многие чудеса.
Издревле и доныне в обитель Богоматери Милостивой со всех сторон стекаются
одержимые всевозможными недугами и получают исцеление по вере своей. В
чудодейственную силу святой иконы веруют не только христиане, но и иноверцы и
прибегают к ней в бедах и болезнях. Неисчерпаема милость Пречистой Богородицы,
Заступницы всех страждущих, и воистину присуще Ее образу имя
"Милостивая". Чудотворная "Киккская"
икона Богоматери имеет замечательную особенность: она, неизвестно с какого
времени, закрыта до половины пеленою от верхнего левого угла до правого
нижнего, так что ликов Богоматери и Божественного Младенца никто не может и не
дерзает видеть. Изображение Богоматери на иконе являет собой тип Одигитрии, как и образ Смоленской иконы Матери Божией.
Глава Богородицы увенчана короной.
Ныне список с этой иконы особо чтим в женском
Никольском монастыре г. Мукачева.