Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Александр Кырлежев. Диалог теологии и религиоведения сегодня


Информационный Канал Subscribe.Ru


   справочно-информационный портал
   РЕЛИГИЯ и СМИ religare.ru
Интернет-портал "Религия и СМИ" создан при финансовой поддержке Министерства Российской
Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.

 Информационная рассылка #294, /2004-05-17/


     Пятница: А.Кырлежев. События. Комментарий

Диалог теологии и религиоведения сегодня
Александр Кырлежев
14.05.2004


Диалог теологии и науки о религии уже давно существует де-факто в разных формах. Сама эта наука в форме истории религий возникла внутри конфессиональной науки. После ее эмансипации многие теологи приняли научную методологию и работали в науке как исследователи, не переставая быть теологами (и даже священниками). Так возникла проблема допустимости для ученого-религиоведа быть одновременно и религиозным, тем более теологически мыслящим человеком. Против такого «совмещения идентичностей» в последнее время активно выступает А.Н. Красников. Принципиально этот протест представляется не чем иным, как дискриминацией т.н. верующих ученых, хотя основания для протеста есть (поскольку структуры мышления религиозного и мышления научного, в смысле парадигмы новоевропейской науки, безусловно, не совпадают).

Но у этой проблемы есть и другой аспект. Вопрос в том, помогает ли личный религиозный опыт ученого пониманию им как исследователем феномена религиозного сознания или, наоборот, препятствует объективному и беспристрастному исследованию. Ведь применяется же в религиоведческих исследованиях т.н. метод включенного наблюдения. И вообще изучение феноменов сознания, в том числе и религиозного, невозможно «со стороны», без участия сознания изучающего. Если при изучении религиозных феноменов, всегда связанных с внутренним миром личности, со смысложизненными вопросами и переживаниями индивида, мы «снимем» метафизическую проблематику и, так сказать, глубинную психологическую проблематику, то вряд ли вообще возможно понимание религии. Поэтому проблема, как представляется, сводится к различию методологий, к дисциплине мышления исследователя. Ученый, следующий научной парадигме, призван выдерживать логику научного исследования. Даже если он «собирает материал» с помощью своей собственной религиозной интуиции, его интерпретация должна быть строго рациональной и аргументированной...

[ весь материал на http://www.religare.ru/article9339.htm ]


Перепечатка материалов приветствуется при гиперссылке на портал "Религия и СМИ"
Авторские права 2002 "Бюро по содействию средствам массовой
информации в освещении религиозной жизни"
info@religare.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное