Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

А.А.Игнатенко. Мир - Бог в Зеркале, или как возник Совершенный Человек


Информационный Канал Subscribe.Ru


   справочно-информационный портал
   РЕЛИГИЯ и СМИ religare.ru
Интернет-портал "Религия и СМИ" создан при финансовой поддержке Министерства Российской
Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.

 Информационная рассылка #285, /2004-05-05/


     Среда: А.А. Игнатенко "Зеркало ислама". М.: Русский институт, 2004, 216 стр.

Мир - Бог в Зеркале, или как возник Совершенный Человек
А.А.Игнатенко
05.05.2004


Глава из книги А.А. Игнатенко "Зеркало ислама". М.: Русский институт, 2004, 216 стр. Публикуется с любезного разрешения "Нового издательства"

с. 1
Всё существующее - творение Бога. В этом отношении Коран абсолютно ясен и однозначен. "Бог - творец всякой вещи"1. "Он - Тот, который оживляет и умерщвляет, а когда решит какое-нибудь дело, то только скажет ему: Будь! - и оно бывает"2. "И сотворили Мы небеса, и землю, и то, что между ними. И не коснулась Нас усталость"3.

И этого было достаточно для простой, нерассуждающей веры. Однако по ходу эволюции исламской спекулятивной мысли накапливались, - не без воздействия со стороны христианской теологии, античной философии, - проблемы, которые настоятельно требовали ответа. Почему, как и зачем ни в чем не нуждающийся Бог создал мир; ведь Он мог бы его и не создавать, т.к. этот мир существует в вечном и абсолютном Знании Всеведущего Бога? И является ли сотворение мира действием, которое предполагало бы движение Бога, что, в свою очередь, предполагало бы некое изменение абсолютного совершенства Бога? Как произошел переход от Абсолютно Духовного - к тварному, от Единого (в смысле единственности) - к многому, от Единого (в смысле цельности, неразделенности) к партикулярному и разделенному?

Разные ответы давались на эти и подобные вопросы, формируя сложную и исключительно многообразную спекулятивную мысль средневекового Ислама. Пожалуй, наиболее популярным оказался спекулятивный концепт эманацииa - самопроизвольного истечения из Бога (или от Бога) некой благодати, которая, опускаясь все ниже и ниже и удаляясь от Бога, трансформировалась из чисто духовной во все более телесную, пока не становилась стихией (первоэлементом) земли, или прахом. Сторонниками эманационной концепции творения были исламские философы, принадлежавшие в так называемому восточному перипатетизму (аристотелизму с примесями неоплатонизма), - аль-Фараби, Ибн-Сина...

[ весь материал на http://www.religare.ru/article9268.htm ]


Перепечатка материалов приветствуется при гиперссылке на портал "Религия и СМИ"
Авторские права 2002 "Бюро по содействию средствам массовой
информации в освещении религиозной жизни"
info@religare.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное