Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Религия. Психология. ЗОЖ" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Декабрь 2008 → | ||||||
1
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
12
|
13
|
14
|
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
|
22
|
23
|
24
|
25
|
27
|
28
|
|
29
|
30
|
31
|
Статистика
-1 за неделю
Дух свободы
НАШИ ПРОЕКТЫ: "Путь в бесконечность": религиозно-социальный проект "Микрокосм": духовно-образовательный проект "Тайны мироздания": научно-популярный проект "Наука и религия": антифундаменталистский проект "Свободная мысль и милостивое сердце": религиозно-либеральный блог "Религиозный либерал": наше творчество "Внутри": творческий сайт Александра Грайцера "Мудрость": священные книги религий, этническая музыка
|
Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера ДУХ СВОБОДЫ Выпуск 5/2008-12-26
Дорогие друзья! Поздравляю всех с праздником Рождества по западному стилю! Юлианский календарь был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и введен Юлием Цезарем 1 января 45 года до Рождества Христова. Год устанавливается равным 365.25 суток, три года по 365 дней потом високосный 366 дней за счет 29 февраля. Сначала дополнительный день вставлялся перед 24 февраля и назывался дважды шестым (лат. биссекстус, отсюда високосный) перед мартовскими календами. Юлий Цезарь также упорядочил число дней в месяцах по такому принципу : нечетный месяц имеет 31 день, четный - 30. Февраль в простом году должен иметь 29, а в високосном - 30 дней. В новых месяцах полностью сохранилось положение нон и ид, однако в связи с увеличением продолжительности месяцев в некоторых из них увеличилось число дней до календ. К моменту реформы календарь ушел от смены времен года на 90 дней, в связи с этим в последнем году старого календаря были
вставлены три месяца : мерцедоний (23 дня) и два безымянных месяца (33 и 34 дня) между November и December. Также при Августе распространилась семидневная неделя. В честь Августа Sextilis был переименован в Augustus, также к нему добавили один день, отняв его от февраля. От сентября один день был перенесен на октябрь, а от ноября на декабрь. Количество дней стало таким как в современном календаре. В I и II веках было еще несколько попыток переинования месяце календаря : сентябрь в тибериус (Тиберий), потом в антониус (Антонин Пий) и коммодус (Аврелий Коммод), а октябрь
в домицианус (Домициан), но они не прижились. 24 февраля 1582 года Папа Григорий ХIII принял предложение астронома Луиджи Лилио Джиральди и Кристофера Клавия и выдал буллу согласно которой после 4 октября следовало 15 октября и високосными оставались только те года которые делятся на 400, то есть 2100, 2200, 2300 високосными не будут. Григорианский календарь также не абсолютно точный, год в нем длиннее тропического на 26 секунд, сутки набегают за 3323 года. Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников. Католики - Западная Европа, Северная и Южная Америка, Австралия, страны Африки и Азии - отмечают его 25 декабря. Это государственный праздник в 145 странах мира. Содержание праздника - евангельская история о рождении Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа. Это самый торжественный в католицизме праздник с тремя церковными богослужениями, совершаемыми в полночь, на рассвете и днем (то есть в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующих). Церковь учит, что рождение Христа открыло возможность для спасения души и вечной жизни для каждого верующего. Празднование Рождества начинается с восходом первой вечерней зари, которая возвестила всему миру о времени рождения Сына Божьего. Рождество отмечается в течение восьми дней (октавы). Второй день праздника, 26 декабря, посвящается памяти святого первомученика Стефана, третий день, 27 декабря - памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (в этот день совершается обряд освящения вина); четвертый день, 28 декабря - памяти святых Невинных Младенцев Вифлеемских (священники в этот день дают особое благословение детям). В воскресенье, выпадающее на один из восьми дней празднования Рождества (октавы), или 30 декабря, если на эти дни не выпадает воскресенье, отмечается праздник Святого Семейства: Младенца Иисуса, Девы Марии и Иосифа Обручника. Празднование Рождества завершается 1 января, когда с особой торжественностью отмечается День Пресвятой Богородицы. В католических костелах с XIII века устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены из легенды о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель до Праздника свечей 2 февраля. Популярны домашние сантоны - макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи и животные - бык и осел. Ранее евангельские сцены в католических странах разыгрывались прихожанами, эти народные представления позже переместились на площади. Рождественские праздники ознаменованы сочетанием церковных и народных обычаев. В католических странах хорошо известен обычай хождения по домам детей и молодежи в масках и шкурах животных с песнями и добрыми пожеланиями, аналогичный колядованию. В ответ молодежь получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Постепенно с поздравлениями стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям. Думаю, что даже и для тех, кто не придерживается церковной догматики, праздник Рождества вполне может служить символом добра и света. Да и астронамически эта дата наступает после дня зимнего солнцестояния, после которого начинает прибавляться световой день и уменьшатся ночь. Так что у нас есть чудесная возможность совместить знаки природы с духовной символикой и положить как бы новое духовное начало жизни. А сейчас мы продолжаем чтение книги Вильяма Джонстона "Христианский дзен". Те, кто присоединился к нам только что, могут познакомиться с началом книги как в архиве рассылки, так и на нашем форуме по ссылке Христианский дзен. ГЛАВА 2. ДИАЛОГ. (Продолжение) … Но теперь - о переливании крови. Чему христиане могут научиться у дзена? Или в такой книге как эта, более уместным было бы задать следующий вопрос: чему меня научил дзен? Прежде всего, мне кажется, дзен может дать полезную методологию для молитв. Позвольте мне объяснить, что я имею в виду. Практически каждая религия учит людей, как следует молиться. Некоторые из них довольно примитивны в теологии и организации; но если они включают в себя молитвы или медитации, они уже достойны уважения и признания. В буддизме и индуизме всегда были люди – гуру и роши, - которые не только сами в совершенстве владели искусством медитации, но и могли провести своих учеников по извилистым тропам ума к высокой степени концентрации. Христианство тоже имеет подобные традиции (иначе разве могло бы оно сохраниться?). Впрочем, это касается и иудейства. Вспомним, как ученики просили Иисуса: «Научи нас молиться, как Иоанн учил своих учеников». Они ожидали, что Иисус будет Мастером молитвы, как Иоанн и другие раввины, которые путешествовали по стране. Отцы церкви тоже обучали, как следует молиться; а позже были люди подобные Игнатию Лойоле, странствующему в окрестностях Парижа и наставляющему паству основам медитации. Игнатий обладал методом, отраженным в его «Духовных практиках», который он старался донести до людей. Метод этот, приводящий к некоему подобию сатори, действен даже сегодня. Но вплоть до наших дней он понимается неправильно, связывается с рационализмом, с аргументацией, рассуждением и так называемой «дискурсивной (логичной) молитвой». А этого недостаточно современному человеку, тоскующему по мистике. Современные люди, подобно Гамлету, слишком погрязли в словах, словах, словах. Возможно, это следствие агрессии рекламы, льющейся из телевидения, радио - всего, что Маклюхан называет расширением нервной системы человека на всю планету. И людям не хватает глубокой внутренней тишины. А она может быть обретена благодаря дзену, как могла бы быть обретена и с помощью метода Игнатия, если бы он был правильно понят. В дзене есть простые способы открыть людям, включая христиан, внутренний мир, способствовать погружению в себя и созерцанию. Японцы, столь многого добившиеся в экономике, - весьма практические люди, и они усовершенствовали метод дзена, зародившийся в Китае: медитацию, владение дыханием, управление умом. Но ключевой принцип дзена - не просто пребывание в позе лотоса. Ключ (или это так кажется мне) – в отрешенности, искусство которой хорошо разработано дзеном. Напомню, что все ответвления буддизма основаны на отрешенности, и что корни дзена - здесь. «В чем заключается Благородная Истина о происхождении страданий? Наличие страстных желаний приводит к круговороту рождений, сопровождается завистью и жадностью, стремлением ко все новым благам, жаждой новых ощущений, желанием так или иначе увековечить себя, что и обусловливает все страдания. В чем заключается Благородная Истина о прекращении страданий? В искоренении страстных желаний, отречении и освобождение от них, в непривязанности». Этим Истинам соответствуют принципы дзена, включающие отрешенность и аскетизм, которые важны чрезвычайно. Нужно быть отъединенным от всего, даже от себя. Но отъединение в дзене вовсе не означает, что человеку следует обходиться разве что без спирта и табака (как это зачастую понимают христиане); понятие это значительно более глубоко, и включают отрешенность даже от самого процесса мышления, от образов и идей, от представлений, которые столь дороги западному человеку. И благодаря такому отрешению можно погрузиться в глубокую и прекрасную область психической жизни. Можно погрузиться в самую глубину своего бытия - или, если вы склонны к физиологическим объяснениям, внутрь живота. В процессе этого происходит разъединение с теми подсознательными областями, в которых таятся инфантильные навязчивые идеи, бессознательные метания и тому подобное. Дзен с его отрешенностью, отъединением имеет нечто общее с психоанализом и даже может быть терапией для тех, кто способен и желает принимать такое лекарство. Но я написал об этом в своей небольшой книге «Точка спокойствия», и не хочу повторяться. Здесь же следует провести параллели между отрешенностью дзена и христианской созерцательностью Святого Иоанна Креста. Это сходство дает основание некоторым ученым полагать, что Св. Иоанн попал под влияние буддизма через неоплатонизм. Впрочем, на этот счет нельзя сказать ничего определенного. Однако, отъединение, отрешение - это только одна сторона монеты. Отъединение от привязок нужно для того, чтобы нечто другое смогло воссиять в дальнейшем. Для буддиста это - его природа Будды. Вопреки расхожему мнению, истины дзен основываются на непоколебимой вере - вере в то, что каждая личность, пусть и скрыто, имеет природу Будды; вера в то, что, как наставляют Четыре Благородные Истины, есть все же выход из болота страдания и что человек может быть преобразован в момент просветления. Это следует особо отметить, поскольку приходится частенько слышать: мол, в дзене нет никакой веры, никаких основоположений, никаких истоков в «словах и буквах». В некотором смысле это верно. Поскольку созданы условия, чтобы никакие концепции не могли присутствовать в уме во время медитации. И с другой стороны, чтобы никто не мог указать на любую сутру со словами: «Именно в этом - сущность Дзена». Но, несмотря на вышесказанное, дзен пронизан духом буддизма, духом патриархов, духом сутр. И поговорив с людьми дзена, вы обнаружите это немедленно - есть в них глубокая вера; достаточно хотя бы прислушаться к беседам в храмах. В христианском дзене эта вера может принять форму убеждения, в котором Бог присутствует в глубине моего существа или, другими словами, что я создан по образу Бога. Или же, по выражению Св. Павла: «Теперь не я живу, но Христос живет во мне». Самая глубокая и истинная сердцевина меня – это не сам я, но Бог. И в процессе внутренней работы христианского Дзена самость исчезает (здесь проявляется состояние муга или христианского растворения самости), и Бог живет и действует внутри меня; моя деятельность - больше не моя собственная, но деятельность Бога, который есть все и во всем. В конечном счете, нет ничего кроме Бога. Св. Павел провозглашает, что нет ничего кроме Христа. «Нет евреев и греков, рабов и свободных людей, мужчин и женщин; для вас - все едино во Христе». И в этом направлении развивается христианский дзен. Акцент, который я попытался сделать здесь, важен для меня: своеобразная вера необходима и для практики подобной дзену. Это - истина для любого типа глубокой медитации, и, вероятно, поэтому человек, подобный Олдосу Хаксли, который всерьез интересуется медитацией, но не особенно верит во что-либо, вряд ли добьется успеха. Вы не сможете по-настоящему отрешиться, лишь надеясь, что методика подвигнет вас во внутренние пространства. Можно, конечно, начать медитацию и без значительной веры, и многие люди, которые приходили к нам в Токио, так и делали, но время приходит, когда вера необходима, и без этого никто не достигнет многого. Короче говоря, мне кажется, что христиане могут извлечь немалую пользу из методологии дзена, чтобы углубить свою веру. И здесь в Японии, с увеличением числа христиан среди и японцев и европейцев, это становится очевидным. К примеру, большая часть католических японских монахинь втайне практикует дзен, и я уверен, что у него есть будущее в пределах церкви. Несомненно, хорошо бы перенять эту методологию и начать снова учить людей как молиться. К сожалению, пока еще католические монахи и монахини обучают людей многим предметам - от ботаники до бизнеса по-английски, но мало кто учит, как следует молиться. Есть, конечно, в методологии дзена еще несколько важных пунктов, кроме упомянутых здесь, но, думаю, лучше оставить беседу о роши и коанах для следующей главы. А пока добавлю только, что западный человек духовно истощен - созерцательная жизнь крайне упадочна в развитых и богатых странах. Западная цивилизация стала ужасающе одноплановой и негармоничной - до такой степени, что всерьез не видит разницы между компьютером и человеком. И на пике этого процесса, когда люди становятся вконец изголодавшимися по созерцательности и отрешению, они теряют рассудок и совершают сумасшедшие поступки. И это уже происходит. Кроме того, жутковато даже подумать, но такое происходит даже среди некоторых монахов и монахинь. Здесь есть люди, чьи жизни направлены к сатори, и все же им кажется, что все бессмысленно, если они не суетятся, производя шум под видом христианской благотворительности. И даже если молодые люди инстинктивно и с нетерпением вглядываются в индуизм и буддизм с целью научиться созерцательности, не окажется ли это втуне, поскольку современное христианство создает образ религии, направленной вовне, к церкви, а не мистически - внутрь? Может, у нас слишком много суетного и слишком мало мистики? Слишком много теологической болтовни и недостаточно тишины в сознании? Слова, слова, слова! Возможно, поэтому нам и нужно переливание крови от Востока. О других важных вещах, которые следует перенять из дзена, мы поговорим ниже. Продолжение следует... Обновления на наших сайтах - В моём ЖЖ (так же размещено на сайте) Обращение ко всем, кому небезразлична экология! - Видео: о религиозных личностях Кароль. Человек, ставший Папой Римским 1939 год. Немецкие оккупанты заняли Польшу. Повсюду царят террор, насилие, смерть. После окончания войны Польша оказывается под властью другого врага – диктатуры социализма. Пройдя через многие испытания, Кароль принимает решение стать священником, чтобы облегчать страдания людей. Он ещё не может знать о том, что спустя 40 лет будет избран на папский престол и станет Иоанном Павлом II... - В поисках осмысление непознанного: Раймонд Моуди. Жизнь после жизни и Раймонд Моуди. Жизнь до жизни ФАЙЛЫ КНИГ - По истории христианства: Ирина Свенцицкая. Раннее христианство: страницы истории А.В.Карташев. Вселенские Соборы Адольф фон Гарнак. История догматов Алистер МакГрат. Богословская мысль Реформации В.Л.Задворный. А.Юдин. История Католической Церкви в России И.А.Крывелев. Христос: миф или действительность? - По исследованиям религиозного опыта: Уильям Джеймс. Многообразие религиозного опыта Дэниел Гоулмен. Многообразие медитативного опыта Е.А.Тоpчинов. Религии мира: Опыт Запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния Е.А.Тоpчинов. Пути философии Востока и Запада: познание Запредельного - Различные христианские авторы: Иоанн де Ла Крус. Восхождение на гору Кармель Антонио Сикари. Портреты святых Генри Клауд. Изменения, которые исцеляют Джон Пауэлл. Почему я боюсь любить? Джон Пауэлл. Как устоять в любви? Александр Мень – 14 книг -Другое: Сент-Экзюпери. Маленький принц Пинхас Полонский. Евреи и христианство Библиотека будет пополняться далее. До следующих виртуальных встреч! Будьте успешны и счастливы! Вы можете оставлять свои комментарии или вопросы на Форум Вы можете размещать свои собственные статьи, книги, стихи, прозу, фотографии любой тематики в разделе нашего сайта Творчество наших посетителей Вы можете написать нам по ссылке: |
В избранное | ||