Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Христианское просвещение

  Все выпуски  

(8.rupd15/063/des) *Святость и система мышления*


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

Отправленбыxтьо: 07-Dec-2022 22:56


=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Святость и система мышления

Редактор-составитель рассылки, не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Предисловие к 8-му циклу рассылки читайте здесь.

Автор: протоиерей Вячеслав Рубский.
Из книги "Православная духовность: перезагрузка. Наброски внутренней реформы". (С. 119–127 печ. изд.).
Подчеркивание — редактора рассылки.

серии/теги "Духовная жизнь",
"Христианство в современном мире"

 (примерно 2.1 тысячи слов)

 

 

> Святость и система мышления

> Духовный мир бинарного мышления

> Черно-белое восприятие мира – такая же форма сознания, как другие. Часть христиан только так и мыслят: есть свой и чужой, еретик и правоверный, праведник и грешник. Для другой части христиан такой способ восприятия мира травматичен. Под тем или иным флагом он ведет к отторжению «неправильных» иобособлению «правильных». Для многих такое контрастное разделение болезненно, однако внутри бинарного мировоззрения оно считывается как признак верного пути. Таким образом, деление людей на друзей и врагов веры по-разному воспринимается теми, кто делит, и теми, кто принципиально отказывается делить. Первые интерпретируют это как признак подлинности, вторые – как недостаток подлинности.

> То же относится к пути страдания в христианской духовности: тяжесть вериг, радикальность самоограничений и другие аскетические тяготы первым типом расцениваются как положительные, вторым – как подозрительные. С точки зрения апостола Павла, смиреннословие, изнурение тела, небрежение о насыщении плоти имеет только вид мудрости (Кол.2:23) – особенно в контексте его слов о свободе во Христе. Первый тип христиан чаще цитирует слова Христа о тесных вратах (Мф.7:13), отвержении себя и взятии креста (Мф.16:24), второй – о том, что Иисус пришел отпустить измученных на свободу (Лк.4:18).

> Нередко искренний подвижник, верной интуицией ощущая, что мир трагически оторван от Бога, идет по простому пути – ищет виновного в этой беде. Он очень хочет его осудить и наказать, но запретил себе это как нечестие. И он осуждает и наказывает себя с упоением отчаянного существа. Это полезно для истребления грехов, но мало научает жить в любви с обычными людьми.

> Подвижник такого типа отселяется от них подальше во всех смыслах. Величайшими жертвами обставлен путь такой духовности – хотя Христос говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою* вас; возьмите иго Мое на себя… и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф.11:28-30), но в этой парадигме ноша труженика становится максимально тяжелой. Иисус говорит: …позна́ете истину, и истина сделает вас свободными (Ин.8:32), но этот путь познания не может позволить человеку свободы – ни внешней, ни внутренней. Он присущ значительной части религиозных людей, даже если они не могут его реализовать полноценно.

> Далеко не всегда тип мышления «массового» христианина обусловлен отсутствием живого опыта Встречи. Давление социальных стереотипов и жестких моделей поведения (в том числе религиозного) оттесняет личный духовный опыт радости и свободы во внутреннее гетто. В результате в мышлении и поведении христианин не нуждается в опыте Бога. Это важно для того, чтобы понять последующую логику религиозных теорий и аскетических упражнений. Большинство из них базируется на противопоставлении праведности и греха. При этом «праведность» – то, что нравится фиксирующему эту праведность, а «грех» есть неприемлемое социальное поведение или мышление. Чтобы выстроить этику и метафизику на противоборстве этих двух начал, существование Бога и духовного опыта не является обязательным, так как здесь «Бог» превращается в философскую категорию и следует за решениями и оценками культуры определенного времени. Духовный опыт, не соответствующий устоявшимся культурным кодам, будет проигнорирован, нивелирован или признан еретическим.

> Недоверие к личному опыту богообщения или его отсутствие вынуждает значительное количество православных мыслителей определять святость материалистическими критериями. Это подменяет духовность борьбой за духовность, а праведность – борьбой за праведность. Но Бог не выявляется бинарной оппозицией «праведность – грех». Он соединяет Себя с мытарями, грешниками и блудницами в акте жизни и с разбойниками – в акте смерти (на Кресте).

> Бинарное суждение о святости

> Если мы не знаем, каким образом Иисус Христос светел, свят и не грешит, то для аскетики этот тезис бесполезен. Периодически появлялись еретики, такие, как Аполлинарий Лаодикийский, утверждавшие, что у Христа ум Божества, Он мыслил, как Бог, поэтому мы с Ним не братья и Его святость не имеет к нашим стараниям никакого отношения.

> Если мы хотим быть Его учениками, придется признать, что Иисус мыслил как человек, но у Него другая система мышления. Не надо быть Буддой Гаутамой, чтобы понять: то, как мы мыслим, приводит нас к тому, что́ мы переживаем. Это отдельная сложная проблема, но нам необходимо освоить другую систему мышления, чтобы осознать путь святости Христа. А он именно в том, чтобы мыслить Бога, религию и человека иначе, то есть развивать свои суждения в другом ключе. И наоборот, при традиционном способе мышления даже святые доходили до осуждения людей на адские му́ки. И всё потому, что их рассуждения были построены на принципе противопоставления понятий: чтобы ухватить феномен любви Христовой, подвижники соотносили ее с человеческой греховностью. В этой модели мышления одно понятие непременно нуждается в другом (определяется через  противоположное и от него же отталкивается).

> Апостол Иаков, великий светоч первоапостольской Церкви, пишет в своем послании: Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть (Иак.3:10). Но основное содержание всего послания – жесткое изобличение всяких грешников и отступников: Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?.. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль… вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех. Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам (<4:4–5:6>). Итак, прежде чем повторять слова́ апостола, задумаемся, что заставило святого перейти на обличения, угрозы и унижение оппонентов – страсти? Нет, сама система выявления праведности через противопоставление.

> То же относится к сотням бесспорно святых людей Античности и Средневековья. Элементом праведности в то время считалось жесткое обличение пороков. Народное представление о праведности построено на принципе внутреннего антагонизма, выведенного наружу в поучениях о добре и справедливости. Можно было бы привести совсем нелюбовные изречения очень святых людей. Вы скажете: это пастырская нужда. Но я не думаю, что они привирали «ради малых сих», полагаю, они искренне так думали. Например, в «Слове против иудеев» святитель Иоанн Златоуст говорит: «Иудеи… живут для чрева, прилепились к настоящему и по своей похотливости и чрезмерной жадности нисколько не лучше свиней и козлов; только и знают, что есть да пить, драться из-за плясунов, резаться из-за наездников». Святитель Фотий в «Окружном послании» пишет о западных христианах: «Мужи нечестивые и мерзкие – ведь как только ни назвал бы их всякий благочестивый! – мужи, из мрака вынырнувшие, – ибо были они порождением края западного – о, как поведаю о прочем?! – оные, напав на народ новоутвержденный в благочестии и новоустроенный словно молния, или землетрясение, или обильный град, а точнее сказать – как дикий вепрь, подрывая и копытами и клыками, то есть путем гнусной политики и извращения догматов – до чего дошли в дерзости своей! – разорили, истребив, лозу Господа возлюбленную и новонасаженную… в этом проявили они свое безумие… Они… измыслили в чрезмерной наглости своей новшество, будто Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына. Кто слыхал когда-либо, чтобы подобные речи произносил хоть кто-то из нечестивых? Какая коварная змея изрыгнула такое в сердца их?.. этих обманщиков и богоборцев осудили мы соборным и Божественным решением». Такие тексты предстают монументами святости только в бинарной системе суждения о духовных величинах.

> Логический мир подобных рассуждений формируется отсутствием центрального понятия духовности или его опытного переживания. Оно не обязательно должно быть поименовано как термин, но опыт прикосновения к нему всё равно был бы отражен в суждениях о святости. Этого мы не видим в бинарной структуре мысли.

> Если мы, не зная, что такое белый цвет, будем определять его как логическую противоположность черному, нам придется всегда привлекать черный к суждению о белом. Если мы считаем святость некоей противоположностью греху, мы всегда будем нуждаться в созерцании греха, а если его не видно, мы его отыщем с микроскопом как жизненно необходимый нам компонент. Миряне чаще всего обходятся уверенным предположением, что миллион грехов у них точно есть (как полагали друзья библейского Иова), обязательно должен быть.

> Ф.М.Достоевский представил этот тип суждения о святости в «Легенде о Великом инквизиторе»; Великий инквизитор говорит Христу: "Ты будоражишь, а мы успокаиваем, Ты не кормишь, а мы кормим, Ты не защищаешь, а мы защищаем, Ты не даешь чуда, а мы даем, – значит, мы любим народ, а Ты – нет". Вот оно – суждение в бинарных оппозициях! Иисус в этой легенде мудро молчит, здесь и сказать-то нечего – этой диалектике нельзя возразить на ее языке.

> Святость как феномен**

> Святость есть феномен Бога, а значит – принципиально ничему не противоположна. <Как зеленый цвет или запах яблока – они ничему не противоположны. Святость> сияет из себя самой, осуществляя живую связь с Богом, проявляя Его присутствие здесь. Те, кто этого по разным причинам не видят, вынуждены выводить святость из других, как им кажется, противоположных понятий. Это ложный путь. В Евангелии он приписан фарисеям, которые на основании систематических нарушений Закона и дружбы с ренегатами и грешниками приходили к заключению, что Иисус – грешник. Каждый раз получалась курьезная дилемма, наподобие случая исцеления слепого в субботу. С одной стороны, мы знаем, что грешников Бог не слушает, но в то же время если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего (Ин.9:31,33).

> А Христос говорит: Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев [которые противопоставляли себя другим], то вы не войдете в Царство Небесное (Мф.5:20). То есть если праведность наша не будет иной в своей основе, то мы неизбежно придем к тому же, к чему пришли книжники и фарисеи. Они в качестве оппонента нашли себе Христа, мы в качестве оппонентов найдем себе адвентистов, атеистов или еще кого-нибудь. Оппонент непременно понадобится – материалистически мыслящий христиан обречен на бесконечный поиск врага, от чёрта за печкой до мирового заговора. Это как раз то, от чего пришел избавить нас Христос.

> Кажется странным: если фарисеев не устраивал Иисус из Назарета, почему они ходили за Ним? Или им больше нечего было делать, кроме как побивать Его камнями? Но их поведение благочестиво: в побивании камнями Ветхий Завет видит такую же реализацию праведности, как и в добрых делах. В Ветхом Завете Яхве́ доказал Свою божественность тем, что погубил египтян: внегативном проявлении праведность наиболее эффектна. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие (Пс.44:8). С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев (Пс.100:8). Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого (Пс.57:11). Ярое осуждение грешника есть неотъемлемая грань праведности Ветхого Завета. Если мы посмотрим на иудеев, их праведность начинается с выхода Авраама из У́ра Халдейского, жителей которого они презирали (хоть это и слабо выражено в тексте). А при выходе из Египта это презрение явно. Они презирали и народы, встречавшиеся им на пути. И в этом презрении видели свою праведность.

> Помните, Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (Лк.5:8). Это рассуждение хоть и благочестиво, но выстроено в том же ключе, на противоположности праведности и грешности. Можно и не выгонять Христа из лодки, а теоретически закинуть Его на «Иже еси на небеси». Мы сделали похлеще, чем Петр: мы Его закинули туда, где Он не хотел быть – иначе Он там бы и остался. Всевышний Бог так возлюбил мир, что захотел быть нам простым другом, но мы поставили Его на место! Почему? Не потому, что мы злые, а потому, что праведные. В старом понимании этого слова. Именно праведность отбросила Бога на небо, обрядила Его в царские одежды и сказала: "Господи, сиди там, ибо мы грешны. Поэтому Ты должен быть очень далеко от нас, в зоне недоступности. А мы будем едва-едва до Тебя дотягиваться, не смея поднять очи!"

> Но богообщение – по ту сторону «можно» и «нельзя». Это то, у чего нет противоположностей, что ничему не должно быть противопоставлено. Если в нашей системе мышления праведность противоположна греху – мы ничего не поняли в христианстве и продолжаем мыслить, как те люди, что распяли Иисуса Христа. Груша, яблоко, утка – разные, но не противопоставляемые и невыводимые друг из друга понятия. С этим легко согласиться – но только потому, что в этом мы убеждены опытно.

> Вот муравейник, где все его обитатели копошатся, суетятся, заняты множеством дел. И вдруг один из них услышал музыку сфер@. Он не стал другим, он остался муравьем, но открыл для себя нечто совершенно другое, как новое измерение. Да, находясь в муравейнике, он нечасто может слышать эту музыку, но он уже знает, что она есть. У этого опыта нет противоположности. Глубинный опыт жизни, но не о том, что те или иные муравьи лучше или хуже. Не о том, что надо работать быстрее или медленнее и т.д. Это что-то радикально иное.


* Несмотря на то, что многие переводы, не только Синодальный, дают тут "успокою", несомненно более точно передают смысл слова "дам вам отдых/покой", (В.Кузнецова, С.Аверинцев). Возможно, использоване слова, неточно передающего смысл оригинльного текста, вызвано тем, что в следующем стихе необходимо было синонимичное выражение (Синод.: "найдете покой душам вашим", В.К.: "найдете покой душам вашим", С.А.: "успокоятся души ваши"). – Пр.р.р.

** "Феномен" в философии – явление, то, что явлено сознанию. (В некоторых философских системах противопоставляется "ноумену" – сущности вещей, тому, что можно мыслить, но невозможно воспринять органами чувств.) – Пр.р.р.

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk
Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

messia.ru/r2/8/rupd15_063_des.htm

Архив рассылки, формы подписки —» messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» messia.ru

 »Тг-канал сайта«
»Страничка сайта вКонтакте« / »Страничка сайта в facebook«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах —
в письме, в icq или в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения! 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск по книге
  

В избранное