Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
29-Mar-2015 18:57
->
=рассылка *Христианское
просвещение*=
Благодать Господа Иисуса
Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет
с вами!
Тема выпуска:
Приближение Страстей (1)
В связи с возникающими
порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:
Редактор-составитель
рассылки (чьи контактные данные указаны
в конце этого письма – выпуска рассылки),
не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке
используются. Автор текста указывается перед текстом.
> Мы приближаемся к Страстной неделе и к Пасхе
– к самым святым, самым заветным дням для всех, кто верят
в Христа или хотя бы помнят Его образ.
> Образ Христа... Доходит ли он еще до современного
человека, не имеющего времени ни на что, кроме изнуряюще-ежедневной
борьбы за существование? Этому человеку говорят иногда о религии,
о ее взаимоотношениях с наукой, о невозможности доказать
существование Бога и т.д. Но ему не говорят, что христианство
– не просто религия, не просто учение о Боге, но в самом
средоточии ее – образ Христа и что образ этот – человеческий.
Вот парадокс христианства. Все религии всегда учили и учат
о запредельном, непостижимом, недоступном Боге. Все они
так или иначе старались окружить идею Бога тайной. В этом
был смысл древних храмов с их непонятными церемониями,
с их жрецами, отделенными от толпы высокими стенами
святилищ, с их сложными посвящениями. Бог на небе,
люди на земле, а между ними – система таинственных
взаимоотношений, в которые посвящены лишь немногие. Но мы проповедуем
религию, в корне отличную от всего этого, больше того –
всему этому противоположную.
> Около двух тысячелетий назад простые, бедные рыбаки, увидев
идущего к ним такого же простого, бедного Человека, последовали
за Ним. То, чему Он учил и к чему призывал, было
так ново и необычно, так далеко от общепринятого
понимания религии, что Человека этого, не имевшего ни силы,
ни власти, ни влиятельных друзей, испугались все – и власть
имущие, и священники, да и большинство рядовых людей.
Он ничего не говорил о ритуалах и жертвах, правилах
и законах. Он говорил только о любви и прощении,
о Царстве Божием как торжестве добра, о жизни с избытком
и о радости, которую никто не сможет отнять. При внимательном
чтении Евангелия не перестаешь удивляться, почему Человека этого
так возненавидели, что в конце концов осудили, как страшного
преступника, на позорную казнь. Еще удивительнее, что учение
Его, несмотря на полное одиночество, в котором Он остался
в конце жизни, не только не забылось, но распространилось
во всём мiре и без малого две тысячи лет всё так же
владеет сердцами миллионов.
> Мы живем в эпоху новой и неслыханной по масштабам
попытки уничтожить, вытравить из сознания и памяти людской
этот образ. Казалось бы, за долгую и так часто кровавую
свою историю человечество смогло дорасти до простейшего принципа
религиозной свободы. Почему же снова люди, с виду нормальные
и знающие, задались безумной попыткой уничтожить то, чего никому
до сих пор уничтожить не удавалось? Ответ может быть только
один: они ненавидят сам образ Христа, и ненавидят потому,
что Он лишает их власти над человеческими душами. Если
Христос хоть в чём-то прав, тогда они неправы во всём,
чему учат. Поэтому нужно убрать Христа из человеческой истории,
нужно представить Его учение в виде карикатуры, а его последователей
– в виде преступников.
> Но что же вызывает в них, властителях этого мiра,
такую страшную ненависть ко Христу?
Над этим стоит задуматься, потому что никогда, наверное,
не были мы так близки к окончательному выбору, от которого
зависит судьба всего человечества. Ибо выбор у нас только
один, как ни странно это звучит для громадного большинства:
между религиозным и внерелигиозным подходом к человеку.
Иными словами, речь не столько о том, каково место религии
в жизни человека, сколько о религиозном понимании его природы
и назначения. А религия, точнее, христианство понимает человека,
во-первых, как личность и, во-вторых, как личность, имеющую
вечную ценность и вечную судьбу.
> Христос повсюду в Евангелии говорит о человеке как
о ценности, превышающей всё в мiре. Это и вызывает
такой испуг и такую ненависть у всех, стремящихся к неограниченной
власти над людьми, ибо внерелигиозное понимание человека видит
в нём лишь часть целого, безраздельно этому целому подчиненную.
А добиться, чтобы человек только такой частью себя и ощущал,
можно при условии, что он не имеет ценности вечной и абсолютной.
Если есть Бог – тот Бог, о котором учил Сам Христос,
тогда есть и человек как личность. Если этого Бога нет,
то нет и человека как не сводимой ни к чему
в мiре личности. Но в зависимости от того или иного
восприятия человека люди и будут строить мiр, либо постоянно
принося личность в жертву целому, либо видя назначение целого
в том, чтобы каждая личность раскрылась в своей неповторимой
ценности.
> Вне религиозного понимания человека защищать личность рано
или поздно станет невозможно – вот что важно понять и чего
столь многие, даже благонамеренные и свободолюбивые люди
до сих пор не понимают. Нельзя верить в то, что человек
– случайный пузырек на поверхности мирового океана, и одновременно
в то, что у него есть какие-то «неотъемлемые права». Ни пузырек,
ни колесико, ни винтик прав не имеют. Имея лишь некую функцию,
они по исполнении ее исчезают. Именно к такому пониманию человека
мы приблизились вплотную, и пора понять, что отсюда же – гонения
на Христа и ложь о Нём. Ибо все, кому неугодна свободная личность,
знают: если увидят люди образ Христа, если услышат Его слова, то ничто
и никогда не сможет до конца их поработить. Этой-то
внутренней, духовной свободы и боятся больше всего идеологи муравейника.
> И потому в дни, к которым мы приближаемся, так важно снова вглядеться
в образ Христа!
> «Чертог Твой»
> Я говорил о раскаянии и спрашивал: «Но откуда
берется, как совершается оно? Как, когда доходит до нашего
сердца, до нашего сознания голос пробудившейся совести?»
> Ответ на этот вопрос лучше всего, пожалуй, начать словами
песнопения, которым вскоре откроет Церковь Страстную неделю, вплотную
приближая нас к Пасхе. В первые дни этой недели, которые
на языке Церкви называются святыми и великими, слышим
мы, как некий лейтмотив, каждый вечер: «Чертог Твой вижду, Спасе
мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду
в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси
мя»7. Чертог украшенный...
Через всё Священное Писание проходит этот образ извечно приготовленного
пира в украшенном дворце, сияющем всем светом, всей радостью,
всей бесконечной красотой Божественной любви. Это образ встречи,
примирения, совершенного воссоединения в любви, это торжество
и победа Царства Божия. И вот всё это перед моим
внутренним взором, всё это видит и созерцает моя душа.
И, видя, созерцая это, к великому горю своему узнаёт, что нет
у нее одежды в чертог тот войти, в божественном пире том
участвовать.
> Но это же песнопение, которое начинается с видения
украшенного чертога и вобрало в себя вздох души, сознающей
свое ничтожество, и ее мольбу о спасении, объясняет
и то, каким образом приходит и воцаряется в нас раскаяние.
Только видя то, чего мы лишены, узнаём мы о своем лишении.
Слепорожденный не знает света, но ослепший, тот, кто некогда
видел над собой голубое небо и солнце, уже не забудет
о нём. И тот, кто живет в лачуге и никогда не видел
прекрасных светлых дворцов, не знает, что живет в грязи
и потемках. Но вот увидели мы, вот узнали. Увидели
ослепительный свет, узнали красоту добра, почувствовали благоухание
истины, и вся наша жизнь перед нами во всём своем убожестве,
и плачет сердце, и это есть раскаяние. Для нас, христиан,
этот чертог украшенный, этот всепроникающий свет, эта красота
добра и истины вошли в мiр с Христом.
> Многие из нас с детства слышали о Христе, знают
чуть ли не наизусть Евангелие. Но невозможно привыкнуть
к Христу, ибо, придя в мiр почти две тысячи лет назад,
Он снова и снова приходит к нам, дает видеть Себя, чтобы
радостью и раскаянием содрогнулась душа, чтобы зазвучали и никогда
уже не смолкали в мiре слова о чертоге украшенном.
Вот подлинное раскаяние от встречи с Богом! Не от знакомства
с отвлеченной идеей Вседержителя, с книжной истиной о Нём,
а от явления Его в образе единственного на земле
Человека, вся жизнь Которого – сплошной свет, сплошная
любовь, сплошное добро. И только затем, чтобы не погас
этот свет, не исчезла в мiре эта любовь, не скрылось
это добро, только затем, чтобы всегда слышался этот к каждому
из нас обращенный призыв: Покайтесь, ибо приблизилось
Царство Небесное (Мф.3:2), – только для этого
существует в мiре Церковь и все ее установления.
Или еще проще: для того и существует она, чтобы могли
мы видеть чертог украшенный и желать его и всякий
раз заново узнавать, что, несмотря на всю глубину нашего падения,
всегда возможно пробуждение души.
> Вот приближаемся мы к святым и великим дням Страстной
недели. Уже прозвучали в церкви слова Христа: Вот,
мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий
предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его
на смерть; и предадут Его язычникам на поругание
и распятие; и в третий день воскреснет (Мф.20:18-19*).
Через несколько дней нам надлежит снова стать свидетелями события,
перед которым меркнет всё в человеческой истории, –
отвержения Того, Кто пришел открыть и даровать людям украшенный
чертог Божественной любви, т.е. Самого Себя. И не только
«древние и прекрасные обряды» призваны мы совершать в эти
дни, но и понять всей силой души и сердца,
что совершившееся тогда, в те далекие от нас времена,
совершается всегда, что именно тогда вошел в мiр и навсегда
в нём остался суд над нашей жизнью и нашей совестью.
«Все вы оставите Меня» (ср. Ин.16:32). Это сказано не только
тогда, не только тем одиннадцати ученикам – это сказано
и всегда говорится мне и моей совести. Как и другое:
«Неужели не могли вы пободрствовать со Мною?» (ср. Мф.26:40)
И как страшная правда обо всех
нас падают слова: Тогда все... оставив Его, бежали (Мф.26:56).
> И вот страдает и мучается на кресте распятая
Любовь, но не перестает быть Любовью. И когда доходит
до меня правда всего, что совершилось тогда; когда снова
узнаёт душа, что это для меня открыт чертог украшенный
той единственной Жизни, что ко Мне обращены слова: «Если
любите Меня, заповеди Мои соблюдете» (ср. Ин.14:15), то
что же остается мне, как не пасть ниц, как не каяться
в растраченной попусту жизни и молить: «Просвети одеяние
души моея, Светодавче, и спаси мя».
> Се, мы восходим в Иерусалим... О, если бы
услышал каждый из нас это «мы»; если бы могли мы
понять свою включенность в это восхождение ко Кресту
и ко Гробу, к Пасхе
и к торжеству Жизни; если бы могла душа наша пробиться
сквозь суету и низость жизни, увидеть этот свет, услышать
этот призыв и захотеть отозваться на него! Так начинается
раскаяние, так наступает воскресение нашей совести.
> 7 Утреня в понедельник,
вторник и среду Страстной седмицы. Ексапостиларий.
* Ср. Мк.10:33-34 – именно
слова из Ев. от Марка читаются в православных
храмах во время Великого поста (в 5-е воскресенье)
(прим. редактора рассылки).
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.
Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку,
соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии. При этом,
если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться
и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса,
с которого Вы отправляете письмо. NB! На мобильных устройствах этот
метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите
задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней
будет написать обычное письмо на адрес alr_pol0@mtu-net.ru.