(7.027/lp10) *Крест в середине Поста: радость и победа; суд распятой Любви*
Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
13-Mar-2015 20:42
->
=рассылка *Христианское
просвещение*=
Благодать Господа Иисуса
Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет
с вами!
Тема выпуска:
Крест в середине Поста: радость и победа; суд распятой Любви
В связи с возникающими
порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:
Редактор-составитель
рассылки (чьи контактные данные указаны
в конце этого письма – выпуска рассылки),
не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке
используются. Автор текста указывается перед текстом.
> В субботу вечером на третьей неделе Великого поста
выносится во всех храмах на середину Крест и совершается
поклонение ему. Так начинается наше приближение к самой
главной, самой таинственной теме христианской веры –
к теме распятия, страданий и смерти.
> Почему таинственной? Разве страдание не составляет непременную
часть жизни, разве каждый из нас не сталкивался с ним,
и увы, слишком часто, на собственном опыте? Да, конечно,
это так. Но ведь речь не о нас, а о Христе.
О Христе же мы говорим, что Он Бог, а от Бога,
от веры, от религии не ожидаем мы разве облегчения,
если уж не полного прекращения наших страданий? Не утверждают ли
в странном согласии и друзья, и обличители веры, что религия –
прежде всего помощь, утешение, «бальзам на душу»? Но вот –
Крест, но вот – снова Великая пятница и снова
те же слова: Душа Моя скорбит смертельно (Мф.26:38).
И не Он помогает апостолам, заснувшим от горя
и тоски, но Сам у них просит помощи: Побудьте здесь
и бодрствуйте со Мною (там же). А потом –
страдания: сначала насмешки, удары по лицу, плевки, потом гвозди
в руках и ногах и самое страшное из всего –
одиночество. И как будто закрылось само небо, ибо около
девятого часа возопил Иисус... Боже Мой, Боже Мой! для чего
Ты Меня оставил? (Мф.27:46).
> И если по-настоящему вдуматься, вглядеться, вслушаться
во всё это, то окажется, что и с самой религией
здесь происходит нечто странное. Как будто ничего не остается
от самого привычного, самого ясного в ней – помощи,
поддержки, гарантии: вот, мол, поставил свечку, отслужил молебен или панихиду,
и все будет хорошо, и в жизни Бог поможет, да и там
тоже, после страшной и таинственной смерти... Но разве не с таким
упрощенным пониманием веры живет большинство самих верующих?
Разве и тогда, при Христе, не ходили они за Ним
толпами, ожидая кто исцеления, кто помощи в делах?
Но посмотрите, как постепенно тает эта толпа. Вот покидает
Его богатый юноша, думавший про себя, что соблюл все правила
религии, но не сумевший принять слов Христовых: «Если же
хочешь быть совершенным, раздай всё и следуй за Мной»
(ср. Мф.19:21), вот посреди вечери любви уходит от Него
в ночь на предательство близкий ученик, вот наконец
и последнее, когда все, оставив Его, бежали (Мф.26:56).
> В нашей жизни бывает как раз наоборот: сначала одиночество,
непризнанность, потом признание, растущая слава, толпа последователей.
В Евангелии же, когда дело доходит до креста, Христос остается
один. Больше того, Он и про будущее говорит: Если Меня гнали,
будут гнать и вас... В мiре будете иметь cкорбь... (Ин.15:20,
16:33). И к нам обращает, в сущности, только один призыв:
взять крест и нести его, а мы знаем уже, что это
за крест. Да, что-то странное происходит здесь с религией:
вместо помощи – крест, вместо утешения и гарантий
благополучия – если Меня гнали, будут гнать и вас.
И когда читаем мы в Евангелии о фарисеях, издевавшихся
над распятым Христом – «других спасал, спаси и Себя;
сойди со креста, и мы поверим Тебе» (ср. Мф.27:42) –
разве не вспоминаем теперешние насмешки и издевательства
над верой: «Ну, что? Помог вам ваш Бог?»
> И действительно, пока ждем мы от Бога только чуда,
которое удалило бы из нашей жизни страдание, хула и насмешки
торжествуют и будут торжествовать. Ведь от головной боли
любая дешевая пилюля поможет лучше и скорее, чем молитва.
И не понять нам тайны Креста, пока такой вот пилюли –
неважно, по важному или неважному поводу, – ждем
от религии. До тех пор пока это так, Крест, несмотря
на всё покрывающее его золото и серебро, остается тем, чем назвал
его на заре христианства апостол Павел, – «для иудеев
соблазном, для эллинов безумием» (ср. 1Кор.1:23). Ибо иудеи
в данном случае – это те, кто ожидают
от религии только помощи, а «эллины» – те, кто ищет
в ней разумного и гладкого объяснения всему.
> Но вот опять выносится Крест, но вот приближается та единственная
неделя, когда Церковь приглашает нас не столько размышлять и рассуждать,
сколько молча и сосредоточенно следовать за каждым шагом
Христа, за медленным и необратимым Его приближением
к страданию, распятию и смерти – приглашает принять
этот Крест. И вот нечто странное происходит и с нами:
отвлекаясь от себя самих, от собственных проблем, тягот
и даже страданий, мы обращаем взор на Другого, –
на безмолвно скорбящего и страдающего Человека, на ту ночь
ужаса, измены и одиночества, но и торжества и любви
и победы. Неведомо для нас самих уходит та дешевая
и эгоистическая «религия», которая всё ищет своего и даже
Бога хочет принудить служить только себе. И становится ясно,
что религия как таковая на последней глубине своей –
о чём-то совсем другом и в конце ее – не «помощь»,
не «облегчение», а радость и победа.
> Так вот, проделаем в следующих беседах хотя бы
мысленно этот путь за Христом, несущим Свой крест,
восходящим к Голгофе, и, быть может, что-то бесконечно важное
снова откроется нашей душе. Вот для чего посреди Поста выносится
на середину храма Крест. Вот к чему призывает нас Церковь
в Крестопоклонную седмицу4: начать
наше собственное приближение к самой последней, к самой
страшной, быть может, но и к самой радостной тайне нашей веры.
> В субботу на третьей неделе Великого поста с незапамятных
времен выносится на середину храма для поклонения Крест,
и вся следующая, четвертая неделя называется Крестопоклонной.
Мы знаем, что весь Великий пост – время особого углубления
нашей духовной жизни – есть, в сущности, приготовление
к Страстной седмице, когда Церковь вспоминает крестные страдания
и смерть Господа Иисуса Христа. И вот в связи с этим
уместно вспомнить о месте Креста в христианской вере.
> Крест в христианстве имеет двоякое значение. Орудие решающего
события, которым завершается земная жизнь и служение Христа,
он свидетельствует о лютой ненависти, с какой встретило
зло мiра Наставника любви и самоотречения. Даже римский
губернатор Пилат, к которому привели избитого и оплеванного
Иисуса, пытается урезонить Его врагов: Я никакой вины не нахожу
в Нём (Ин.18:38). Но это вызывает лишь новый взрыв
ненависти. Распни, распни Его! – вопит толпа.
> Так вот – Крест Христов – это вечный
вопрос: «Почему добро вызывает не только сопротивление, но и ненависть?
Почему оно всегда распинается в мiре?» Обычно мы избегаем
прямого ответа, сваливая вину на кого-то другого: «Если бы
я был там в ту страшную ночь, то не поступил бы,
как все прочие». Но увы, в глубине совести знаем, что это
не так. Мы знаем, что мучили и распинали Христа
вовсе не какие-то злом одержимые изверги – в сущности,
то были «люди как все». Пилат даже предложил толпе по случаю
праздника отпустить Иисуса на свободу, а когда это не удалось,
умыл всенародно руки, показывая, что не согласен с предстоящим
убийством. Евангелие несколькими штрихами показывает его смятение,
внутреннюю борьбу и победу страха, не дающего поступить
по совести. Но разве не совершается то же самое
в нашей жизни? Разве не присутствует Пилат в каждом
из нас? Не поддаемся ли и мы соблазну умыть руки всякий
раз, когда приходит час сказать решительное и бесповоротное «нет»
злу и неправде? За Пилатом – римские солдаты.
Но ведь и они могут сказать в свое оправдание: «Мы только
исполняли приказание начальства. Нам было сказано обезвредить какого-то
бродягу, производящего беспорядки, – о чём тут разговаривать?»
За Пилатом, за воинами – толпа, та, что всего
шестью днями раньше встречала вступавшего в Иерусалим Христа
восторженным криком: «Осанна!» Но разве не объяснили ей
народные вожди и учителя, что Человек этот –
преступник, нарушавший древние установления и обычаи, а потому
по закону (о да, всегда по закону, всегда по соответствующей
«статье»!) Он должен умереть?
> Итак, каждый из участников того страшного дела по-своему
прав, как имевший оправдание, а в результате был убит
Тот, Кто ни единаго зла сотвори (Лк.23:41).
И отсюда первый смысл Креста Христова: он есть суд над злом
или, вернее, над тем псевдодобром, в которое вечно
рядится зло мiра сего, обеспечивая себе страшную победу на земле.
Отсюда и второй смысл Креста, в котором он предстает
и как наш, как мой крест, по слову Самого Господа:
Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может
быть Моим учеником (Лк.14:27), а в одной древней
рукописи Евангелия читается даже так: «Кто не берет креста
своего каждый день...»6 Это значит,
что выбор, перед которым в ту ночь стояли все –
Пилат и воины, вожди, толпа и каждый человек в толпе, –
выбор этот всегда, всякий день встает перед каждым из нас. И хотя
он может проявляться в вещах, кажущихся второстепенными, для совести
нет ни первостепенного, ни второстепенного, но только правда
и неправда, добро и зло. Брать каждый день свой крест –
значит не просто терпеть тяготы жизни, но жить в согласии
с совестью, в свете ее суда.
> Вот и сейчас перед лицом всего мiра берут неповинного
человека и мучают, бьют, сажают в тюрьму или ссылают
в глушь. И всё это – «по закону», всё –
«во имя порядка», «для блага всех». И сколько пилатов
умывает руки, сколько воинов спешит исполнить «служебный долг» и сколько
таких, кто послушно улюлюкают или, в лучшем случае, молча смотрят
на торжество зла. Вынося Крест, поклоняясь и целуя его,
вспомним, что говорит он нам, к чему призывает, вспомним
о кресте как о выборе, без которого всё в мiре –
торжество тьмы и зла. На суд пришел я в мiр
сей (Ин.9:39), – сказал Христос. Этому суду, где судят
не земные судьи, но распятая Любовь, Правда и Добро, предстоит
каждый из нас.
> 3 Опубл. как: Крестопоклонная
неделя // Шмеман А., прот. Воскресные беседы. С. 42–45.
> 4 Т.е. в третье воскресенье Великого поста
и следующую за ним неделю (седмицу), когда совершается поклонение
Кресту Господню.
> 5 Опубл. как: Крестопоклонная // Шмеман А.,
прот. Воскресные беседы. С. 169–171.
> 6 Некоторые греческие рукописи IV–V вв. <(наиболее
надежные по мнению текстологов!)> дают подобный вариант для Лк.9:23:
«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми
крест свой на всякий день (καθ' ἡμέραν),
и следуй за Мною» (см.: Nestle – Aland. Novum
Testamentum Graece. Stuttgart, 1983. S. 187).
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.
Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку,
соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии. При этом,
если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться
и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса,
с которого Вы отправляете письмо. NB! На мобильных устройствах этот
метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите
задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней
будет написать обычное письмо на адрес alr_pol0@mtu-net.ru.