В связи с возникающими
порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:
Редактор-составитель
рассылки (чьи контактные данные указаны
в конце этого письма – выпуска рассылки), не является,
как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.
> На протяжении всего Великого поста повторяется несколько
раз в день — и в церкви, и в домашнем молении
православных христиан — короткая великопостная молитва, составленная,
по преданию, святым Ефремом Сирином — монахом, который жил в IV веке
и оставил нам много молитв, песнопений, а также наставлений
о духовной жизни. А поскольку эта короткая молитва
выражает весь смысл Великого поста и всего, к чему он призывает,
на что хочет обратить наше духовное внимание, то в эти великопостные
дни мы и займемся кратким ее разбором.
> Прежде всего я прочту эту молитву святого Ефрема Сирина
целиком, в ее церковнославянском звучании, так как
само звучание это, сам высокий религиозный язык, от которого
так далеко ушли мы в нашей повседневной речи, уже несет
в себе духовный вздох, с которого и начинается, к которому
и призывает каждого из нас Великий пост.
> «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности,
уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же
целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати
брата моего, яко благословен еси во веки. Аминь».
> Как видим, молитва святого Ефрема Сирина распадается на два ряда
прошений: на прошения, так сказать, «отрицательные», в которых
мы просим Бога «не дать нам» — т.е. освободить нас
от того или иного недостатка и греха, и прошения
«положительные», в которых мы просим Его дать нам те или
иные духовные дары. Вдумаемся, вслушаемся в каждое из них.
> Первое прошение: «Не дай мне духа праздности». Возможно,
кто-нибудь спросит: «Почему в первую очередь просим мы освободить
нас от праздности? Разве это такой уж большой грех в сравнении
с ненавистью, убийством, воровством и тому подобным — всем тем,
что обычно отождествляется с грехом и преступлением?» На это
недоумение я отвечу так. Молитва начинает с праздности потому,
что вся она говорит не об отдельных проступках, не о том,
что мы делаем или чего не делаем, а о различных
состояниях нашей души и нашего сознания — состояниях, из которых
и вытекают всегда наши поступки. А среди этих греховных
и отрицательных состояний, по свидетельству всех, пытавшихся
жить на глубине, жить духовной жизнью, именно праздность занимает
первое место.
> Слово «праздность», в переводе с церковнославянского
означающее «пустота», указывает в молитве на опустошенность,
странную и одновременно страшную леность, пассивность души, которые
не дают нам сделать даже самое малое усилие и постоянно
нашептывают нам: «Зачем?», отравляют сознание цинизмом, развенчивают
всякий порыв, всякое желание перемены. Именно праздность — причина
того унылого бессилия, в котором мы обычно живем и которое
обрекает нас на духовное бездействие. И потому, пока не преодолеем
мы, с Божией помощью, эту праздность, эту пустоту,
не только невозможно будет любое усилие, но, что еще страшнее,
всё скверное и темное сохранит свободный доступ к нашей
душе. И прежде всего — уныние, о котором второе прошение
молитвы.
> Итак, второе прошение: «Не дай мне дух уныния». Если праздность — это отсутствие света и самого желания света в душе,
то уныние — это присутствие в ней тьмы, пронизанность
ее страшной ложью на Бога, мiр и жизнь. В Евангелии
диавол назван «лжецом и отцом лжи» (см. Ин.8:44), и потому
уныние — поистине диавольское наваждение. В этом состоянии человек
во всём и во всех видит только низменное и злое.
Оно приводит к полной неспособности распознавать добро,
свет, красоту. Вот почему все учители духовной жизни именно
в унынии видят начало духовной смерти и разложения.
> Третье прошение: «Не дай мне духа любоначалия». За унынием
следует любоначалие, т.е. жажда власти и господства над другими.
Как ни странно на первый взгляд, но жажда эта рождается
именно из праздности и уныния. Почему? Да потому, что
в праздности и унынии человек порывает связь с другими
людьми, и можно сказать даже — с самой жизнью. Уныние, неспособность
ни в ком видеть добро приводит к страшному внутреннему
одиночеству, а затем к такому состоянию, когда всё вокруг
превращается в средство исполнения моих желаний. Любоначалие,
страсть к власти — это стремление унизить другого, сделать
его вполне от меня зависимым, отрицание его свободы, возможности
встретиться с ним в любви и, стало быть, в конце концов — отрицание этого другого и даже духовное его убийство.
Нет в мiре ничего страшнее голой власти — власти ради нее самой,
которая в пределе ведет к уничтожению и смерти.
> И, наконец, четвертое, последнее прошение: «Не дай мне
духа празднословия», т.е. пустословия. Христианство утверждает божественную
природу слова — высшего из всех даров Божиих человеку. Однако
именно потому, что слово — от Бога, оно начинено творческой
энергией, способностью подчинять, а потому слово падшее, т.е.
оторвавшееся от Бога и истины, становится носителем зла,
проводником лжи, ненависти и нечистоты в мiре. В Евангелии
сказано: «За каждое праздное слово даст человек ответ в день
суда» (ср. Мф.12:36). Ибо праздное, пустое слово несет неправду,
соблазн, разложение, ненависть. Сколько людей погибло из-за праздных
слов! Какою кровью, каким ужасом напитано слово в нашем мiре,
какую страшную власть имеет оно над людьми!
> Так вот, только в душе, только в молитве
и подвиге каждого из нас может начаться освобождение от четырех
основных духов зла в мiре: духа праздности, духа уныния,
духа любоначалия, духа празднословия. Наше духовное
возрождение есть, прежде всего, отказ от них и молитва о помощи
Божией в борьбе с ними.
> Только осознав это, можем мы перейти к положительным
прошениям великопостной молитвы святого Ефрема Сирина. О них — в следующей беседе.
> Прошения «положительные»
> В прошлой беседе мы останавливались на первых,
«отрицательных» прошениях молитвы святого Ефрема Сирина. Я старался
показать и объяснить, почему четыре указанных в них греха — праздность, уныние, любоначалие и празднословие — составляют
основу и главный источник зла в человеке, почему они в совокупности
своей и есть по сути зло.
> Сегодня перейдем к положительным прошениям. Их тоже четыре.
Мы молимся о том, чтобы Бог даровал нам дух целомудрия,
дух смиренномудрия, дух терпения и дух любви. Остановимся
на каждом из этих понятий, в которых христианский духовный
опыт издревле видит первооснову и источник добра.
> Дух целомудрия. Слово «целомудрие» — одно из самых
глубоких, самых прекрасных в нашем языке — понемногу замутилось
или, во всяком случае, сузилось в сравнении с первоначальным
его значением. Для громадного большинства оно стало означать
почти исключительно половую чистоту, в противоположность половой
распущенности, разврату. Но изначальный смысл слова «целомудрие» неизмеримо
шире и глубже. Ключ к нему лежит в двух понятиях —
«целостность» и «мудрость», сведенных воедино. Можно сказать
без всякого преувеличения, что «целомудрие» — одно из самых
христианских слов, ибо в нём выражено нечто самое главное и существенное
для христианина — знание и опыт добра, праведной и подлинной
жизни именно как целостност и потому как мудрости.
Целостность — это то, что противостоит злу, которое всегда есть
распад, разделение, разложение изначальной целостности и потому — уход от мудрости. Вот почему дух целомудрия есть
та целостность, вне которой невозможно всё остальное.
Это возврат к жизни как целостности, это радость
вновь обретенной целостности, т.е. мiра и гармонии сердца и ума,
души и тела, это радость мудрости, радость цело-мудрия.
> За целомудрием следует смиренномудрие. И опять
заметим: не просто смирение, но смиренномудрие, ибо и слово
«смирение» можно понимать по-разному. Оно может носить уничижительный
оттенок, выражать мое презрение к самому себе как человеку,
а следовательно — и к человеку вообще: я, дескать,
маленький, гаденький, слабенький... Нет, такое самоунижение не имеет
ничего общего с христианским смирением. Христианское смирение
укоренено в сознании и ощущении бесконечной глубины жизни,
это смирение — от внутреннего трепета, от мудрости,
от постижения, это смирение — подлинно от Бога. Падший
человек испытывает постоянную потребность в самопревозношении
и самоутверждении, скрывающих, подобно дымовой завесе, его недостатки
от других, да и от него самого. Подлинному добру, подлинной
мудрости, подлинной жизни гордыня не нужна, так как им нечего
скрывать, и оттого они смиренны. Христос, Сын Божий,
говорит: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен
сердцем (Мф.11:29). И потому в смирении, так же,
как в целостности, раскрывается, сияет, побеждает подлинная мудрость — смиренномудрие.
> За духом целомудрия — дух терпения. Почему
так высоко ставит его христианство и в чём ценность,
в чём добродетель терпения? Вопросы эти важны, потому что все
враги христианства ставят ему в вину прежде всего проповедь терпения:
«Проповедуя терпение, обещая за терпение здесь награду где-то
там, вы, христиане, отвлекаете человека от борьбы за освобождение
от эксплуатации, примиряете его с земной несправедливостью
и злом, превращаете в покорного раба». Но в том-то
и дело, что совсем не о таком терпении идет речь
в великопостном прошении к Богу. Терпение здесь есть, прежде
всего, проявление веры, доверия и любви. Это терпение как раз
противоположно тому состоянию, когда человек махнул на всё
рукой и говорит себе: «Остается только терпеть». Истинное терпение
являет в первую очередь Сам Бог, Который ни на кого
не махнул рукой, но продолжает верить в нас, а потому
и наше терпение — тоже только от веры в то, что добро
сильнее зла, любовь сильнее ненависти, а жизнь сильнее смерти.
И об этой божественной добродетели, об этом божественном
даре терпения мы и молимся, чтобы не дрогнуть в нашем
доверии, не сдаться изнутри равнодушию, презрению и отчаянию.
> И вот последний дар, последнее прошение — о духе
любви. В сущности, вся молитва подводит нас к этому
прошению и в нём как бы исполняет себя. Всё то,
об освобождении от чего мы просим: праздность, уныние,
любоначалие и празднословие, — всё это помеха любви, то,
что не пускает ее в наше сердце. И всё, о чём
мы просим: целомудрие, смиренномудрие, терпение, — это основа,
это корни, это прорастание любви. И потому, когда наконец
падает нам как бы с самого неба это слово «любовь»,
мы знаем уже, что она не только от Бога, но и Сам Бог,
Который входит в наше сердце, очищенное и украшенное целомудрием,
смиренномудрием, терпением, готовое стать храмом Божией любви и ее всепобеждающей
силы.
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.
Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку,
соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии. При этом,
если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться
и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса,
с которого Вы отправляете письмо. NB! На мобильных устройствах этот
метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите
задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней
будет написать обычное письмо на адрес alr_pol0@mtu-net.ru.