Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Христианское просвещение

  Все выпуски  

Библия, Ветхий Завет: эпоха гонений



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Библия, Ветхий Завет: эпоха гонений

Составлено на основе книги:
священник Александр Мень
.
КАК ЧИТАТЬ БИБЛИЮ. Руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета.

(Есть издание 1997 года, и отредактированное 2005. По всей видимости, последний вариант в формате PDF помещен здесь:
alexandrmen.ru/books/kak_chit/kak_chit.html.
Он и взят за основу данного выпуска рассылки.)

 
серия "Библия"
 (примерно 1030 слов)
 

АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ ПИСАНИЯ И БОРЬБА ЗА ВЕРУ
(V—II вв. до Р. X.)

II . ЭПОХА ГОНЕНИЙ

В середине III в. до Р. Х. Израиль впервые тесно соприкоснулся с эллинистическим миром, с его военной мощью, наукой, философией, религией, искусством и образом жизни. Этот мир манил, но вместе с тем и таил в себе явную опасность. Он угрожал единственному достоянию Общины — ее вере. Устоять перед соблазном помогла непреклонность законников, которые сумели защитить религию от разлагающего влияния эллинизма.

Со II в. Палестина отошла к сирийско-эллинистическому царству. В первые годы иудеи пользовались религиозной свободой. Но царь Антиох IV Епифан (175—164), ревнитель греческой цивилизации, решил идейно объединить подвластные народы, навязав им греческую религию. О том, как Иудея боролась против Антиоха, повествуют Первая и Вторая книги Маккавейские. Они были написаны вскоре после изображенных в них событий. Первая представляет собой блестящий образец иудейской историографии. Маккавейские книги дошли до нас в греческом переводе и входят в число неканонических писаний.

1. Языческие соблазны. Антиох IV Епифан
(Посл. Иеремии; Варух; 1 Макк 1.1-19)

 

 

Послание Иеремии входит в число неканонических книг. По общему мнению представителей библейской науки, оно не принадлежит пророку Иеремии и написано в ту эпоху (III—I вв. до Р. X.), когда стало обычным явлением приписывать великим мужам древности новые книги. По своему содержанию послание направлено против идолопоклонства. Обычно его относят к началу II в. до Р. X., когда эллинистические культы стали распространяться по всему Востоку. Автор стремился противопоставить этому новому наступлению язычества слово, проникнутое духом древних пророков, борцов против идолов. Он красочно изображает процесс изготовления кумиров и их мишурное великолепие. Он показывает, что идолы, которых почитают неприкосновенными и наделяют волшебными свойствами, бессильны. Вероятно, писатель жил в Вавилоне и мог наблюдать там языческие празднества, восстановленные Александром Македонским. Книга дошла до нас на греческом языке, но экзегеты полагают, что оригинал ее был написан на еврейском или арамейском.

Книга, носящая имя Варуха, неканоническая. Она сохранилась только на греческом языке, хотя оригинальный язык ее был, вероятно, еврейский или арамейский. В Вульгате книга составляет одно целое с Посланием Иеремии. Некоторые экзегеты приписывают Вар 1.15–3.8 историческому Варуху, ученику Иеремии. В целом же книгу относят к более позднему времени (III—II вв. до Р. X.).

Книга Варуха повествует об иудеях изгнания. Богословие Книги Варуха близко к богословию Исайи и Иеремии. Автор именует Бога «Вечным». Такого слова (в роли существительного) еврейский язык не знает. Экзегеты полагают, что слово Вечный употреблено автором или переводчиком книги как эквивалент имени Ягве (Сущий). Автор книги подчеркивает, что вечное и подлинное бытие принадлежит только Богу. Весь же мир преходящ и тленен. Только силою Вечного мир и история обретают жизнь и движение. Завет, помощь и благо, исходящие от Бога, вечны, ибо Он Сам вечен. От Господа бытие, от Него же и спасение (ср. Ис 40.6-8). Закон Божий есть явление среди людей Самого Бога (Вар 3.38). Отцы Церкви высоко ставили вероучительное значение Книги Варуха. Под именем Варуха известно также апокрифическое произведение более позднего времени (Апокалипсис Варуха, конец I в. по Р. Х.).

2. Гонения на иудейскую религию (170—168 гг.) (1 Макк 1.20-64; Пс 73)

 

 

ПСАЛОМ 73

Для чего Боже, отринул нас навсегда?
возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей?
Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле,
искупил в жезл достояния Твоего, —
эту гору Сион, на которой Ты вселился.
Подвигни стопы Твои к вековым развалинам:
всё разрушил враг во святилище.

Рыкают враги Твои среди собраний Твоих;
поставили знаки свои вместо знамений наших.
5 Показывали себя подобными
поднимающему вверх секиру на сплетшиеся ветви дерева.
И ныне все резьбы в нём в один раз
разрушили секирами и бердышами.
7 Предали огню святилище Твое;
совсем осквернили жилище имени Твоего.
Сказали в сердце своем: «разорим их совсем» —
и сожгли все места собраний Божиих на земле.

Знамений наших мы не видим,
нет уже пророка,
и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет.
10 Доколе, Боже, будет поносить враг?
вечно ли будет хулить противник имя Твое?
11 Для чего отклоняешь руку Твою и десницу Твою?
Из среды недра Твоего порази их.

12 Боже, Царь мой от века,
устрояющий спасение посреди земли!
13 Ты расторг силою Твоею море,
Ты сокрушил головы змиев в воде.
14 Ты сокрушил голову левиафана,
отдал его в пищу людям пустыни, Ефиопским.
15 Ты иссек источник и поток,
Ты иссушил сильные реки.
16 Твой день и Твоя ночь;
Ты уготовал светила и солнце;
17 Ты установил все пределы земли,
лето и зиму Ты учредил.

18 Вспомни же: враг поносит Господа,
и люди безумные хулят имя Твое.
19 Не предай зверям душу горлицы Твоей;
собрания убогих Твоих не забудь навсегда.

20 Призри на завет Твой;
ибо наполнились все мрачные места земли
жилищами насилия.
21 Да не возвратится угнетенный посрамленным;
нищий и убогий да восхвалят имя Твое.

22 Восстань, Боже, защити дело Твое,
вспомни вседневное поношение Твое от безумного;
23 не забудь крика врагов Твоих;
шум восстающих против Тебя
непрестанно поднимается.

3. Выступление священника Маттафии (167 г.) (1 Макк 2; Пс 43)

 

 

4. Ветхозаветные мученики (2 Макк 6–7)

 

 

7.Случилось также, что были схвачены семь братьев с матерью и принуждаемы царем есть недозволенное свиное мясо, быв терзаемы бичами и жилами. Один из них, приняв на себя ответ, сказал: о чём ты хочешь спрашивать или что узнать от нас? Мы готовы лучше умереть, нежели преступить отеческие законы.

Тогда царь, озлобившись, приказал разжечь сковороды и котлы. Когда они были разожжены, тотчас приказал принявшему на себя ответ отрезать язык и, содрав кожу с него, отсечь члены тела, в виду прочих братьев и матери. Лишенного всех членов, но еще дышащего, велел отнести к костру и жечь на сковороде; когда же от сковороды распространилось сильное испарение, они вместе с матерью увещевали друг друга мужественно претерпеть смерть, говоря: 6 Господь Бог видит и по истине умилосердится над нами, как Моисей возвестил в своей песни пред лицом народа: «... и над рабами Своими умилосердится».

Когда умер первый, вывели на поругание второго, и, содрав с головы кожу с волосами, спрашивали, будет ли он есть, прежде нежели будут мучить по частям его тело? 8 Он же, отвечая на отечественном языке, сказал: нет. Поэтому и он принял мучение таким же образом, как первый. Быв же при последнем издыхании, сказал: ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной.

 

 

В ст. 7.9 мы видим одно из первых в Ветхом Завете исповеданий веры в воскресение мертвых.


 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /

  2 (малоинтересно)  / 3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно! чудесно!) 

www.messia.ru/r2/4/b42_229.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск в серии
 

В избранное