Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Христианское просвещение

  Все выпуски  

Библия: апокалиптические писания и борьба за веру



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Библия: апокалиптические писания и борьба за веру

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

Составлено на основе книги:
священник Александр Мень
.
КАК ЧИТАТЬ БИБЛИЮ. Руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета.

(Есть издание 1997 года, и отредактированное 2005. По всей видимости, последний вариант в формате PDF помещен здесь:
alexandrmen.ru/books/kak_chit/kak_chit.html.
Он и взят за основу данного выпуска рассылки.)

В выпуске также использованы следующие материалы:
КНИГА ИСАЙИ. Перевод и комментарии А. Э. Графова // М.: Российское Библейское Общество, 2004.
Книга пророка Иоиля. Перевод и комментарии А.Э.Графова. // Альманах "Мир Библии". Вып.N6 (1999). Стр. 69-73.

 
серия "Библия"
 (примерно 2687 слов)
 

АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ ПИСАНИЯ И БОРЬБА ЗА ВЕРУ
(V—II вв. до Р. X.)

Глубокая неудовлетворенность состоянием мира, отказ примириться с ним звучали уже у пророков, от Амоса до Малахии. Но большинство из них еще не всегда отличало грядущее преображение мира от чисто земных и даже политических событий. Неудача Израильского царства, крушение теократической мечты постепенно освобождали сознание от утопических грез. В библейской литературе этого времени последнее и величайшее Богоявление всё чаще рисуется как событие всецело чудесное. Эта тема становится главной у пророковапокалиптиков, писания которых или составили отдельные сборники (книги Иоиля и Даниила), или были включены в книги других пророков (Исайи и Захарии). Эти пророки говорят уже не об освобождении Израиля от внешних врагов, а о вселенском Суде, воскресении мертвых и преображении мира.

I . ЭСХАТОЛОГИЯ И МЕССИАНИЗМ (пророчества V—III вв. до Р. X.)

1. Победа Бога над силами зла, воплощенными в империях (Ис 24—25.5; 27.1).

Эпоха между V и III в. была ознаменована постепенным ослаблением мировой персидской державы и появлением на арене греков (греко-персидские войны).

Быть может, эти события послужили поводом для выступления апокалиптиков, проповедовавших в Иерусалимском храме.

 

27.1 В тот день ГОСПОДЬ мечом Своим грозным,
        великим и крепким,
покарает Левиафана,  ускользающего змея,
        Левиафана, извивающегося змея, —
убьет Он морское чудовище!

Левиафан символизирует космические силы зла.

 

2. Мессианская трапеза. Победа над смертью (Ис 25.6-9; 26.16-21)

6 На этой горе*  ГОСПОДЬ Воинств устроит для всех народов
пир обильный, со старым вином!
Там будут сытные, жирные яства
        и старые, процеженные вина.
7 На этой горе ГОСПОДЬ уничтожит
покрывало, накрывшее все народы,
        завесу, окутавшую все племена, —
8 уничтожит смерть навеки!
Тогда Владыка ГОСПОДЬ утрет слезы со всех лиц,
на всей земле Он избавит Свой народ от позора.
Это сказал ГОСПОДЬ.

9 Будут говорить в тот день:
"Это наш Бог!
Мы надеялись на Него — и Он даровал нам спасенье.
        Это ГОСПОДЬ, на Него надеялись мы!
Будем же радоваться, ликовать, ибо мы спасены".

16 В бедствиях, о ГОСПОДЬ, люди взыскуют Тебя;
        горечь страдания  — это Твое наставление им.
17 Как беременная, перед тем как родить,
страдает, кричит от боли —
        так и мы пред Тобою, ГОСПОДЬ!
18 Мы были беременны, мы страдали,
        но родили только ветер.
Не добиться нам побед на земле,
        не падут обитатели мира.
19 Твои усопшие оживут!
        Тела умерших моих вернутся к жизни!
Проснитесь, радостно восклицайте, лежащие в прахе!
Роса Твоя — светоносная роса!
Земля отпускает мертвых.

20 Иди же, о народ мой,
укройся в комнатах, закрой двери!
Спрячься ненадолго — вскоре кара минует.
21 Вот, выходит ГОСПОДЬ из жилища Своего —
покарать обитателей земли за преступления их!
И тогда явит земля всю пролитую кровь,
        перестанет скрывать убитых.

25.6 На этой горе...  — На Сионе.

В этих гимнах, вероятно, впервые в Ветхом Завете выражена вера в воскресение мертвых.

 

3. Пророк Иоиль. Грядущий последний Суд (Иоиль 1 — 3)

Имя Иоиль (евр. ЙОЭЛ; его память Православная церковь празднует 19 октября / 1 ноября) означает «Ягве есть Бог» и по смыслу тождественно с именем Илия. О личности пророка и годах его жизни в точности ничего неизвестно. По мнению большинства библеистов, Иоиль пророчествовал в IV в. до Р. X., в эпоху, когда ветхозаветную Общину со всех сторон окружали опасности как духовного, так и политического характера. Границы Иудеи сузились до самых малых размеров; она находилась под персидским владычеством. Многие иудеи уже жили в рассеянии.

Одной из главных задач наставников народа было помочь сохранить истинное благочестие и верность Завету. Книга Иоиля носит эсхатологический характер. Она открывает целый ряд апокалиптических книг, насыщенных ожиданием Божиего пришествия. В пророчестве об излиянии Духа на всех членов Общины апостол Петр видит предуказание Пятидесятницы (Деян 2.14 сл.).

1.1 Слово Господа к Иоилю, сыну Петуэла.
2 Слушайте, о старейшины
и все обитатели страны!
Случалось ли такое при вас
и на веку ваших отцов?

Расскажите своим детям,
а они пусть расскажут своим,
чтобы те передали потомкам:

что не съели гусеницы,
то истребляла саранча,
за нею — личинки бескрылые,
а последнее сожрали крылатые.

Проснитесь, пьяницы, плачьте,
рыдайте, любители выпить:
сок от лозы не пить вам!

В страну мою вторгся народ,
многочисленный и сильный.
Его зубы — словно у льва,
клыки у него — как у львицы!

Разорил он мой виноградник,
смоковницу мою сломал:
кору ободрал, наземь поверг —
ветви теперь белы.

Плачь, облачись в дерюгу,
словно дева, что плачет
по умершему жениху!

В Доме Господа теперь не бывает
хлебных приношений и возлияний,
потому и плачут священники,
привыкшие служить Господу.

10 Опустошено поле,
и плачет земля.
Истреблено зерно,
молодого вина не будет,
кончается масло олив.

11 Горюйте же, земледельцы,
рыдайте и вы, виноделы!
Где пшеница и ячмень?
Пропал весь урожай!

12 Виноградник засох,
и смоковница погибла.
Гранат, пальма, яблоня —
все деревья засохли!
И людскому веселью конец.

13 Облачитесь в дерюгу,
плачьте, священники,
рыдайте, служители алтаря!

Ночуйте, укрывшись дерюгой,
служители Бога моего!
В Доме Бога вашего прекратились
хлебные приношения и возлияния.

14 Объявите пост,
запретите всякую работу.
В Доме Господа, Бога вашего,
соберите старейшин
и всех обитателей страны —
и громко зовите Господа!

15 О, этот день!
День Господа близок!
День, что пошлет Сильный,
принесет опустошение.

16 На глазах кончилось пропитание!
В Доме Бога нашего кончились
радость и ликование.

17 Семена засохли
под комьями земли,
опустели житницы,
разрушаются амбары —
зерна нет!

18 Как громко мычит скот!
Стада не находят пастбищ,
даже овцы страдают.

19 Тебя зову я, Господь!
Горят уже и дальние пастбища,
все деревья объяты пламенем.

20 Дикие животные тоже
с тоской взывают к Тебе!
Все потоки иссякли,
горят и дальние пастбища.

2.1 Трубите в рог на горе Сион,
трубите тревогу на горе Моей святой!
Пусть трепещут все обитатели страны:
приближается День Господа.

Вот, он уже близок —
день мрака и тьмы,
день облаков и тумана.

Подобно свету зари,
растекается по горам
народ великий и сильный,
какого не видали от века,
какого уже не увидят
грядущие поколения.

Огонь пожирающий идет перед ним,
пламя полыхает за ним.
Перед ним земля — как Эдемский сад,
за ним остается пустыня.
Спасенья не будет никому!

4 На вид они — словно кони:
летят, как боевые скакуны.
5 Вот несутся они по горам
с грохотом, как боевые колесницы,
с треском, как огонь по стерне,
как войско, готовое к битве.
6 Перед ним трепещут народы,
пылают ужасом лица.

7 Несутся, как могучие мужи,
как воины, взбираются на стену!
Каждый своим путем,
бегут они, не сворачивая.

Не толкая друг друга,
каждый своей дорогой,
под градом копии наступают:
ряды их несокрушимы.

Они штурмуют город
и бегут по стене,
они врываются в дома,
влезают в окно, как вор!

10 Перед ним трепещет земля
и дрожат небеса.
Солнце и луна помрачились,
и звезды померкли.

11 Голос Господа прозвучал
перед строем Его войск!
Многочисленно Его воинство,
исполняющий Его слово силен.

День Господа велик,
страшен этот день.
Кто его перенесет?

12 Но Господь снова говорит:
"Вернитесь ко Мне всем сердцем,
поститесь, плачьте, рыдайте!"

13 Разорвите свои сердца,
а не одежды,
вернитесь к Господу, Богу вашему!

Ведь Он милостив и милосерден,
терпелив, Своей любви верен,
и о зле сожалеет Он.

14 Как знать: может, Он и пожалеет,*
оставит после Себя благословение —
хлебные приношения и возлияния
Господу, Богу вашему?

15 Трубите в рог на Сионе
и объявите пост,
запретите всякую работу!

16 Соберите народ,
назначьте священное собрание:
созовите стариков,
соберите детей, младенцев!

Пусть приходит жених,
оставив комнату свою,
пусть невеста скорее
покинет брачный чертог.

17 Пусть священники плачут
между Храмом и жертвенником.
Пусть они, служители Господа,
взывают: "О Господь!
Смилуйся над Своим народом!
Тех, кто принадлежит Тебе,
не отдавай на поругание,
другим племенам во власть!
Не то иноплеменники скажут:
"Ну и где же их Бог?"

18 И разгорелась у Господа
любовь к Его стране,
и Он сжалился над Своим народом.*

19 И Господь сказал народу:
"Вот, посылаю вам
зерно, молодое вино,
посылаю масло олив —
вы получите всё в избытке.
И уже не отдам вас
на поругание другим племенам.

20 А того, кто пришел с севера,
удалю от вас прочь, прогоню
в землю сухую и пустую.
Его передовые отряды
сброшу в море восточное,
а тех, кто шел позади, —
тех в западное море!

И будет там зловоние,
смрад от гниющих тел —
за все великие дела,
которые он сотворил!"

21 Не бойся, земля,
радуйся, ликуй:
Господь сотворил
великие дела!

22 Дикие животные, не бойтесь:
дальние пастбища зелены!
Деревья покрылись плодами,
смоковница и виноград
плодоносят обильно.

23 И вы, сыны Сиона,
радуйтесь и ликуйте
о Господе, Боге вашем!

Он шлет вам осенний дождь
по праведности Своей.
Он посылает вам дождь
осенний и весенний,
как в прежние дни.

24 На току будет много зерна,
переполнятся ямы в давильнях
вином и маслом олив.

25 "Я возмещу вам те годы,
что съедены саранчой, и личинками,
бескрылыми и крылатыми, и гусеницами —
войском Моим великим,
которое послал Я на вас.

26 Будете есть досыта
и прославите имя
Господа, Бога вашего,
ибо чудесные дела
сотворил Он для вас.
И уже никогда Мой народ
не подвергнется позору!


27 И узнаете, что Я обитаю
среди народа Израилева
и что Бог ваш — это Я, Господь,
Я, и никто другой.
И уже никогда Мой народ
не подвергнется позору!

28 И после этого будет:
Я пролью Дух Свой
на всякого человека.
Ваши сыновья и дочери
сделаются пророками.
У стариков будут вещие сны,
а у юношей — видения.
29 В те дни пролью Дух Свой
даже на рабов и рабынь.

30 Дам Я знамения
на небе и на земле:
кровь, и огонь,
и столбы дыма".

31 Солнце станет тьмою,
луна превратится в кровь —
и придет День Господа,
великий и страшный день!

32 И будет: спасется всякий,
кто воззовет к имени Господа.
На горе Сион, в Иерусалиме
можно будет спастись,
как и сказал Господь.
И среди тех, кто уцелеет,
будут призванные Господом.

3.1 "И вот, в те дни и в то время,
когда Я поверну судьбу
Иуды и Иерусалима,
соберу Я все народы
в долину Иосафата
и буду судиться с ними
за народ Мой, за Израиля Моего:
рассеяли его среди народов,
землю Мою разделили!

Они бросали жребий
о народе Моем.
Продавали мальчика в рабство,
чтобы заплатить блуднице,
и продавали девочку,
чтобы купить вина!

Что же вы сделали Мне,
о Тир и Сидон,
и вы, округа филистимские?!
Хотели Мне отомстить?

Но если вы мстите Мне,
то Я очень быстро
обращу вашу месть
прямо на ваши головы!

Серебро Мое и золото
вы разграбили,
унесли Мои сокровища
в свои дворцы.

Жителей Иудеи, Иерусалима
продавали вы в рабство грекам,
удаляли из родных пределов.

Но Я возвращу их оттуда,
куда вы продали их,
и обращу ваши дела
прямо на ваши головы!

Ваших сыновей и дочерей
продам Я жителям Иудеи,
чтобы те продали их 
савеям, народу дальнему,
ибо так сказал Господь!"

Возвестите это народам,
объявите священную войну!
Призовите могучих мужей!
Вперед, воины, в бой!

10 Перекуйте лемеха в мечи,
а садовничьи ножи — в копья.
Пускай и слабый скажет:
"Я тоже силен!"

11 Скорей соберитесь туда,
народы, живущие вокруг,
и там Господь сокрушит
ваших могучих мужей!

12 "Соберитесь, придите, народы,
в долину Иосафата:
там воссяду Я, чтобы судить
народы, живущие вокруг.

13 Поработайте ножами,
срезайте спелые гроздья!
Приходите, топчите их!
Давильная яма полна,
переполнены нижние ямы.
Злодеи получат свое!"

14 Полчища без числа
шумят в долине Приговора.
День Господа близок,
день в долине Приговора!
15 Солнце и луна помрачились,
и звезды померкли.

16 Господь вскричал на Сионе,
Его голос звучит в Иерусалиме,
небо и земля содрогнулись!
Но для Своего народа
Господь будет прибежищем,
твердыней для израильтян.

17 "Тогда и узнаете вы,
что ваш Бог — это Я, Господь,
обитающий на Сионе,
на горе Моей святой.
И станет Иерусалим святыней,
так что уже никогда
по нему не пройдут чужие.

18 И будет в тот день: с гор
заструится виноградный сок,
польется с холмов молоко
и наполнятся водой
все русла Иудеи.

От Дома Господа потечет
ручей, и его воды
оросят долину Акаций.

19 Опустошен будет Египет,
пустынею станет Эдом,
сотворившие зло в Иудее:
невинная кровь ее жителей
пролилась в их родной стране!

20 А народ, что живет в Иудее,
будет жить там вовек.
В Иерусалиме поколения
будут сменять друг друга.

21 Непрощенную вину Я прощу им".
Господь обитает на Сионе!

12.12. Поводом к выступлению пророка послужило страшное бедствие, постигшее Иудею: саранча истребила посевы; народ был обречен на голод. Пророк делает стихийное бедствие прообразом грядущего Дня Господня. Он призывает народ к покаянию. Изображение тучи саранчи, которая сеет смерть, переходит у пророка в картину мировой катастрофы. Саранча — это уже не просто жадные насекомые-опустошители, а таинственный вершитель возмездия. Образ саранчи мы находим и в Апокалипсисе, где закованная в железо саранча символизирует силы зла, вырвавшиеся наружу (Откр 9.1-12).
2.12-18. Покаяние спасет верных в дни страшных бедствий.
2.13-14. Фразы "о зле сожалеет Он" и "может, Он и пожалеет" означают, что Бог склонен раскаиваться в "зле" (наказании), которое Он посылает людям.
2.20. С севера обычно приходили все враги Израиля (ассирийцы, скифы). Поэтому здесь север — место, откуда постоянно идет угроза.
2.28-29. Если прежде Дух Божий сходил только на избранников (пророков, назореев, царей), то в День Господень весь народ Божий будет осенен Небесной силой. Чаяние этого вселенского нисхождения Духа издревле жило в Ветхом Завете (ср. Числ 11.29). Оно совершилось в Сионской горнице, когда над учениками Христовыми зажглись огненные языки. Поэтому Церковь читает Иоиля 2.28-29 в праздник Св. Троицы.
2
.30-31. Образы космических катастроф, признаков близкого Судного дня (ср. Мф 24.29; Лк 21.25; Откр 6.12). 2.32. Апостол Павел, объясняя это место, делает ударение на слове всякий и тем самым исключает возможность толковать его в узком смысле (как спасение одних израильтян). Народ Божий — это всякий, кто призывает Имя Божие и исполняет веления Господни (Рим 10.12-13).
3
.1-3. Долина Иосафата находится в окрестностях Иерусалима. Пророчество имеет двойной смысл: а) возрождение Остатка народа Божия, рассеянного среди племен; б) возрождение Церкви в грозную апокалиптическую эпоху.
3
.9-14. Пророчество о всеобщих войнах, которые будут терзать мир перед наступлением Судного дня. В этот день правда Божия окончательно восторжествует.
3
.17-24. Царство верных изображено у Иоиля в зримых образах. Оно представлено в виде земного благоденствия. Эти образы свойственны картинному языку пророков. Они в известной мере питали идеи земного мессианизма.

 

4. Мессия (Зах 9.1-17; 11—12; 14.1-9)

2-я часть Книги пророка Захарии (главы 9—14) отличается по языку, стилю и темам от первой. В ней уже ничего не говорится о восстановлении Храма, речь идет об эпохе более поздней, нежели VI в. (в 9.13 упомянуты греки). Пророк Захария, Зоровавель и первосвященник Иисус больше не упоминаются. В отличие от Аггея и 1-й части Книги Захарии, автор уже не ждет скорого восстановления Давидова царства. Его чаяния носят эсхатологический и апокалиптический характер. Речи о пастырях народа отражают, очевидно, поздний период, когда во главе иудеев стоял первосвященник.

2-я часть Книги Захарии говорит о падении языческих царств и эсхатологической битве верных против сил тьмы. Народ узрит Господа, Которого он пронзил своей неверностью (12.10). В отличие от земных царей, Мессия вступит во святой град как вестник мира. Это пророчество читается в Церкви в праздник Входа Господня в Иерусалим.

 

11.4 Так говорит Господь Бог мой: паси овец, обреченных на заклание, 5 которых купившие убивают ненаказанно, а продавшие говорят: "благословен Господь; я разбогател!" и пастухи их не жалеют о них. 6 Ибо Я не буду более миловать жителей земли сей, говорит Господь; и вот, Я предам людей, каждого в руки ближнего его и в руки царя его, и они будут поражать землю, и Я не избавлю от рук их.

7 И буду пасти овец, обреченных на заклание, овец поистине бедных. И возьму Себе два жезла, и назову один — благоволением, другой — узами, и ими буду пасти овец. 8 И истреблю трех из пастырей в один месяц; и отвратится душа Моя от них, как и их душа отвращается от Меня. 9 Тогда скажу: не буду пасти вас: умирающая — пусть умирает, и гибнущая — пусть гибнет, а остающиеся пусть едят плоть одна другой. 10 И возьму жезл Мой — благоволения и переломлю его, чтобы уничтожить завет, который заключил Я со всеми народами. 11 И он уничтожен будет в тот день, и тогда узнают бедные из овец, ожидающие Меня, что это слово Господа. 12 И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. 13 И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для  горшечника. 14 И переломил Я другой жезл Мой — "узы", чтобы расторгнуть братство между Иудою и Израилем.

 

12.6 В тот день Я сделаю князей Иудиных, как жаровню с огнем между дровами и как горящий светильник среди снопов, и они истребят все окрестные народы, справа и слева, и снова населен будет Иерусалим на своем месте, в Иерусалиме. 7 И спасет Господь сначала шатры Иуды, чтобы величие дома Давидова и величие жителей Иерусалима не возносилось над Иудою. 8 В тот день защищать будет Господь жителей Иерусалима, и самый слабый между ними в тот день будет как Давид, а дом Давида будет как Бог, как Ангел Господень перед ними. 9 И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим.

10 А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нём, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце. 11 В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской. 12 И будет рыдать земля, каждое племя особо: племя дома Давидова особо, и жёны их особо; племя дома Нафанова особо, и жёны их особо; 13 племя дома Левиина особо, и жёны их особо; племя Симеоново особо, и жёны их особо. 14 Все остальные племена — каждое племя особо, и жёны их особо.

 

9.1. Этим стихом открывается 2-я часть Книги пророка Захарии. Пророчества о судьбах Сирии (Хадрах и Дамаск) и Финикии (Тир и Сидон), как полагают, относятся ко времени покорения их Александром Македонским (333 г. до Р. X.).
9.9-10. Мессия, в отличие от Александра и других завоевателей, будет возвещать мир. Тогда народу Божию уже не нужны станут колесницы и кони. Кроткий Царь будет править не силой оружия, а Духом Господним. На осле цари ездили тогда, когда не желали начинать войн. Поэтому и Христос въехал в Иерусалим на этом мирном животном. Евангелист, повествуя о входе Господнем, приводит пророчество Захарии (Мф 21.1-5).
11.12-13. Пророк говорит о ничтожной цене (стоимость раба, Исх 21.32), в которую оценили неблагодарные люди своего небесного Пастыря. «Землей горшечника» называли бесплодные глинистые земли, стоившие очень дешево. Здесь дан прообраз поступка Иуды, который получил за свое предательство цену раба (Мф 27.5, 9-10).
12
.2-8. После битвы с врагами Божиими Иерусалим (Церковь) возвысится и будет пребывать под покровом Небесным.
12.10. Этот стих имеет два толкования: а) раскаявшийся народ Божий будет плакать о том, что он пронзил Господа своими грехами (буквальный перевод текста: «Воззрят на Меня, Которого пронзили»); б) указание на страждущего Мессию (Ис 53), Который принесет своими страданиями спасение миру. И в том и в другом случае пророчество прообразует крест Христов.
14
.8-9. Пророчество о Царстве Божием, которое явится в мир и станет источником воды живой. В этом Царстве Владыкой будет только Господь.


 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /

  2 (малоинтересно)  / 3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно! чудесно!) 

www.messia.ru/r2/4/b40_225.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск в серии
 

В избранное