Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное паломничество

  Все выпуски  

Православное паломничество 004


Выпуск004
02.10.2006

ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО

Международный центр велосипедного паломничества в честь апостола Иакова Зеведеева
Сайт редактора рассылки: здесь

Другие рассылки редактора:
ГЕОИНФОРМАЦИЯ
ВЕЛОСИПЕДИЗМ
Всего подписчиков: 0109 (+24)

CОДЕРЖАНИЕ

Проект 1: АКТУАЛЬНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА (СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ)
Текущая неделя между рассылками 004-005

Проект 2: СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ
Иордан и Мертвое море скоро пересохнут, если их не спасти

Проект 3: СВЯТАЯ РУСЬ
К Марии Федоровне начали стекаться паломники
Коренная икона вернется в Курск из Америки
Тамбов: преображается Мамонтова пустынь
Святыни Урала

Проект 4: ЗА ГРАНИЦАМИ БОЛЬШОГО ОТЕЧЕСТВА
Женщина на Афоне - обед для акул
Починены куранты абхазского Ново-Афонского монастыря

Проект 5: ВЕЛИКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПАЛОМНИЧЕСКИЙ КРЕСТ
Сегодня - пока только идея

Проект 6: ПЕШЕХОДНОЕ И ВЕЛОСИПЕДНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО
Пешком в лавру

Проект 7: ОБЪЯВЛЕНИЯ, ПРИГЛАШЕНИЯ, РАЗНЫЕ ТЕМЫ И ВОПРОСЫ
В Красноярске издадут путеводитель для паломников
Россиянам перекроют туристические пути


Проект 1: АКТУАЛЬНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА (СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ)

Текущая неделя между рассылками 004-005

3 октября, вторник: Плакиды, жены его Феопистии и чад их Агапия и Феописта (около 118 года)

4 октября, среда: Обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1752)

5 октября, четверг: Cобор Тульских святых

6 октября, пятница: Зачатие честного, славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

7 октября, суббота: Мирожской иконы Божией Матери (1198 год)

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

8 октября, воскресенье: Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392)

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ:

В миру Варфоломей (1322?1392), преподобный, преобразователь монашества в центральной и северной Руси, наиболее почитаемый из святых русского Cредневековья.

Родился близ Ростова Великого, в боярской семье. Обеднев, его родители Кирилл и Мария переселились со своими тремя сыновьями, Стефаном, Варфоломеем и Петром, в Радонеж. Когда родители скончались, приняв перед смертью монашеский постриг, Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его старший брат Стефан. Уговорив Стефана, пошел искать с ним место для более уединенного, пустынного жития. В глухом лесу, на холме Маковец (где стоит ныне Троице-Сергиева лавра) они построили деревянную келью и церковь, освященную во имя св. Троицы. Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, Варфоломей же принял (не ранее 1341) постриг. Больше года он пребывал в лесу один, но мало-помалу к нему стали приходить другие монахи, возводя свои кельи. Со временем они убедили его принять над ними игуменство, и он был рукоположен в священники. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример.

Добрая молва о Сергиевой обители привлекала к нему все больше богомольцев и новых послушников, рос поток пожертвований. Рядом возник посад, за ним села. В княжение Дмитрия Донского весть о Сергии дошла до Константинополя, и патриарх Филофей прислал ему грамоту на введение киновии (общежительного устройства). С тех пор киновия, сплачивающая монахов в тесную, разнообразную по обязанностям общину, была принята во многих русских монастырях.

Своим основанием Сергию обязаны и еще целый ряд монастырей (Андроников и Симонов в Москве, Борисоглебский недалеко от Ростова, Старо-Голутвинский близ Коломны и др.); во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 монастырей было основано его учениками: Саввой (Саввино-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский. Авторитет Сергия был огромен даже по географическим масштабам. Тем не менее, когда митрополит Московский Алексий просил его стать его преемником, преподобный эту почесть отклонил.




(На фотографии: Троице-Сергиева лавра - духовный центр России. 8 октября здесь пройдет великий православный праздник при стечении огромного количества паломников со всей России)



Аскет и мистик (мотивы видений и чудес в его житии превосходят своей эмоциональной силой всю предшествующую русскую агиографию), он, тем не менее, выступал и как мудрый политик, стремящийся к умирению раздоров и сплочению русских земель. В 1366 Сергий разрешил княжеский родовой спор за Нижний Новгород, в 1387 выехал послом к Олегу Рязанскому, добившись его примирения с Москвой. Особой славой овеяны его дела и молитвы перед Куликовской битвой (1380). Собираясь идти на Мамая, Дмитрий Донской приехал за благословением к Сергию. Предрекая князю победу, тот также, согласно легенде, послал с ним на брань двух иноков своей обители, Пересвета и Ослябю, погибших в бою.

Скончался преподобный 25 сентября 1392. Мощи его были обретены нетленными в 1422, и в 1452 Сергий был причислен к лику святых. Церковь отмечает память его в день кончины 25 сентября (8 октября), а также 5 (18) июля, в день обретения мощей.

http://www.krugosvet.ru


!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

9 октября, понедельник: Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II века)


Проект 2: СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ

Иордан и Мертвое море скоро пересохнут, если их не спасти



Река Иордан, в которой был крещен Иисус Христос, может в скором времени пересохнуть. Она страдает от слива сточных вод, от интенсивного использования ее воды в сельском хозяйстве и от последствий затяжного политического конфликта на Святой Земле.

В начале 1960-х гг. Иордан переносил из Галилиейского озера в Мертвое море 1,3 млрд кубометров воды ежегодно. По данным экологов, сегодня его сток составляет только 10% от этого количества. Международная организация ДРУЗЬЯ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ обвиняет в этом Израиль, Сирию и Иорданию, использующие воды священной реки для промышленных и сельскохозяйственных нужд.

Председатель этой организации Мункет Мехяр заявил:

- Если срочно не предпринять решительных мер, Иордан просто исчезнет. Его вода уже и сейчас наполовину состоит из канализационных стоков и из воды, стекающей с полей. -

Пересыхание Иордана, в свою очередь, угрожает Мертвому морю - самому соленому водоему планеты. Уровень воды в нем понижается на метр в год, - это угрожает ему полным исчезновением в течение 50 лет.

По Иордану проходит израильско-иорданская граница, а также граница Израиля с палестинскими территориями Западного берега. По словам израильского директора ДРУЗЕЙ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ Гидона Бромберга, арабо-израильский конфликт идет во вред реке, потому что каждая из враждующих сторон старается отобрать для себя как можно больше воды. Израиль с 1950-х гг. качает воду из Галилиейского озера, а в 1970-х Иордания начала использовать воду из главного притока Иордана - реки Ярмук. В 1994 году Израиль и Иордания подписали договор, где говорилось о восстановлении реки, но ни одна сторона не предприняла никаких мер для спасения Иордана.





27 сентября 2006
http://www.regions.ru


Проект 3: СВЯТАЯ РУСЬ

К Марии Федоровне начали стекаться паломники


В Петербурге люди начали приходить в Петропавловский собор, где была перезахоронена императрица Мария Федоровна.

Едва гроб с прахом императрицы был перезахоронен, на Иоанновском мосту собрались около двух тысяч верующих. После окончания церемонии перезахоронения было снято оцепление. Сначала в собор пустили журналистов, а затем всех желающих.

К надгробию императрицы возложено множество венков. Среди них выделяются венки от Владимира Путина, королевы Дании Маргрете и кронпринца Фредерика, правительства России и губернатора Петербурга Валентины Матвиенко.





28 сентября 2006
http://www.pravda.ru

Коренная икона вернется в Курск из Америки

Курская Коренная икона Знамения Божьей Матери, являющаяся сейчас главной святыней Русской зарубежной православной церкви может вернуться в Курск, где ее также считают покровительницей и заступницей. Об этом сообщили архиепископ Курский и Рыльский Герман и губернатор Курской области Александр Михайлов журналистам в Коренной пустыни после молебна, совершенного на начало работ по восстановлению главного храма мужского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы.

Стоит отметить, что долгое время это строительство откладывалось в связи с отсутствием необходимых чертежей. Однако буквально за несколько дней до крестного хода, который прошел в Курской области в минувший понедельник, в санкт-петербургской академии искусств были найдены чертежи и макет похожего на собор в Коренной пустыни здания Благовещенской церкви Лейб-гвардии конного полка в Санкт-Петербурге.

Восстановление храма обойдется в 360-400 миллионов рублей. Как признался курский губернатор Александр Михайлов, такому сумму одному региону не осилить, поэтому, восстанавливать главную церковь придется всем миром. Причем, по словам владыки Германа, в Епархии рассчитывают не только на предпринимателей, но и на обычных прихожан. Кроме того, руководство региона готово обратиться за помощью и к представителям высшей государственной и церковной власти.

- Все зависит от курян, - заметил Александр Михайлов. - Как говорят, помогают тем, кто сам что-то делает. -

Вопрос о возведении соборного храма важен не только в контексте возрождения Коренной пустыни, хотя, по словам владыки Германа, это станет венцом долгой работы. Главное, что после постройки церкви Рождества Пресвятой Богородицы можно будет начать разговор о возвращении на курскую землю Коренной иконы Знамения Божьей Матери. Этому будет способствовать и объединение Русской православной церкви с РПЦЗ.

- Нужно понимать, что это их главная святыня, - заметил владыка Герман. - Она их поддерживала в сложное время. - Вероятно, окончательному возвращению иконы на родную землю будет предшествовать какой-то период, когда святыня будет доставляться в Курск по особо важным поводам.

Напомним, икона ЗНАМЕНИЕ покинула пределы Курской области в 1920 году. Сейчас она находится в Нью-Йорке в местном Знаменском соборе.

26 сентября 2006
http://www.kurskcity.ru

Тамбов: преображается Мамонтова пустынь

Еще пять лет назад Мамонтова пустынь была действительно пустынной - разрушенный монастырь, от которого не осталось камня на камне. Сегодня это святое место, куда стремятся тысячи паломников со всей России, не узнать.

Сначала началось строительство келейного корпуса. В мае прошлого года здесь появилась Никольская часовня, а на озере была построена купальня. Сегодня возле часовни готовится площадка и постамент, где будет установлено скульптурное изображение святого Николая Чудотворца. 6 сентября губернатор Олег Бетин лично проинспектировал ход благоустроительных работ, побывав в Мамонтовой пустыни. В дар часовне глава области преподнес две иконы - Николая Чудотворца и Богоматери.

Один из самых почитаемых в России святых встретит возле часовни паломников уже в следующем году. Эта статуя станет подарком самого известного скульптора современной России Зураба Церетели. Бронзовый Николай Чудотворец будет копией скульптуры, установленной в итальянском городе Бари, где находится базилика святого.

К 22 мая, когда на праздник вешнего Николы в Мамонтову пустынь съезжаются тысячи верующих, работы по благоустройству должны быть уже завершены. Газ сюда уже пришел, на этой неделе строители обещают закончить работы и по водоснабжению.

http://www.newtambov.ru

Святыни Урала

Наталье Житеневой из Нижней Салды три года назад врачи поставили страшный диагноз - мастопатия (опухоль груди). Никаких проблем со здоровьем у женщины раньше не было. Врачи утверждают, что развитию болезни поспособствовала плохая экологическая обстановка и стрессы.

- Жизнь меня действительно не жаловала, - опускает глаза Наталья Николаевна. - 11 лет назад с одним чемоданом и болонкой Чапкой приехала на Урал из Тамбова.

Она бежала от предавшего мужа. В Нижней Салде вроде бы стала строить жизнь заново, но лишилась единственного друга - умерла Чапка . . .

После потери собаки Наталья Житенева обнаружила кровянистые выделения из груди. Обратилась к врачу. После обследований ей вынесли приговор - потребуется отнимать грудь . . .

- Жить не хотелось, - говорит Наталья. - Таблетки, которые выписал доктор, конечно, пила, но в хороший исход не верила. И тут соседка посоветовала искупаться в святом источнике за городом. Приехала туда, помолилась, окунулась, и страх перед болезнью как отпустил. Я захотела жить!

На фотографии: Наталья Житенева не выпускает из рук Всецарицу

Со святой водой женщина не расставалась - пила ее, обтиралась и молилась. Много раз съездила к источнику. А через полгода почувствовала, что опухоли в груди не стало - рассосалась:

- Не могу точно утверждать, что помогло - таблетки, травы или святая вода, - вздыхает она. - Мне помогла вера в Бога.

ИЗ МОГИЛЫ ЗАБИЛ ИСТОЧНИК

В глухое уральское село Меркушино ежедневно приезжают более сотни паломников со всего Урала. Дело в том, что здесь находится Ново-Тихвинский монастырь, известный по рассказам исцелившихся людей.

- В нашем селе жил самый известный уральский святой - Симеон Верхотурский, - рассказывают в монастыре. - Он умер молодым, и его похоронили возле сельской церкви. Вскоре про него забыли, но через пятьдесят лет его гроб стал подниматься из могилы и вышел на поверхность земли.

В селе уже складывают легенды о том, что от нетленных мощей святого начались исцеления. В 1704 году мощи перенесли для всеобщего поклонения в Верхотурье, а из опустевшей могилы забил чудотворный источник. До революции паломники приходили в Верхотурье и Меркушино тысячами. Многие, приложившись к мощам или попив воды из источника, вылечивались от самых тяжелых болезней.

На фотографии: В этом источнике искупалась нижнесалдинка

Вчера православные Урала отмечали день памяти Симеона Верхотурского. Все рассказы об исцелениях в Меркушино поэтому не случайны. Монахини составили список исцеленных людей с их адресами и телефонами. Записано больше ста пятидесяти случаев! . .

В МЕРКУШИНО ВЫМАЛИВАЮТ ДЕТЕЙ . . .

Екатеринбурженка Вера Трофимова несколько лет не могла забеременеть. Вот и сложнейшую операцию перенесла. Но . . .

- Вам все равно придется еще долго лечиться, чтобы родить ребенка, - ОБРАДОВАЛИ врачи.

- Я три года ходила по разным больницам, и это ничего не дало, - вспоминает Вера. - Весной 2001-го собралась в Верхотурье и Меркушино.

Поехала без определенной цели, просто душа туда просилась. Но когда оказалась у гробницы святого Симеона в Меркушино, то начала просить о малыше. Первый раз в жизни молилась вот так, со смирением!

Через два месяца после этой поездки женщина поняла, что станет мамой! И уже спустя год молодая семья крестила в Ново-Тихвинском монастыре сыночка.

- Данька - любимец семьи, - говорит счастливая мама, обнимая белокурого резвого парнишку. - Вымоленный ребенок.

Когда мальчику исполнилось три года, Трофимовы всей семьей поехали в Меркушино. Даня сразу проявил доверие к святой земле: снял ботинки и начал ходить по ней босиком. До этого он не решался гулять без обуви даже на даче.

На фотографии: Вера Трофимова с вымоленным сыном Даней

. . . И ВОЗВРАЩАЮТ ЗРЕНИЕ

Трагедия в семье Козловых из Екатеринбурга случилась год назад.

Спортивные способности Юры Козлова заметили еще давно. Мальчишка с самого детства играл в хоккей. Прошлой зимой поехал на соревнования в Уфу . . .

- На льду он серьезных травм никогда не получал, - рассказывает мама Юры Светлана. - А тут . . . Мальчик из команды ударил сына в автобусе . . .

А через некоторое время Юра понял, что левый глаз у него стал видеть гораздо хуже. На игре он перестал замечать шайбу, если она шла с левой стороны.

- У вашего сына отслоение сетчатки, - сказали в микрохирургии глаза. - Попробуем сделать операцию, но не факт, что глаз будет видеть . . .

- Как мы тогда испугались! - вспоминает Светлана Козлова. - Я не знала, к кому бежать и что делать. Пошла в храм в Зеленую Рощу.

На фотографии: Юра Козлов теперь снова будет играть в хоккей

Думаю: - Надо Юру крестить, тем более что мы давно хотели это сделать. - А в церковной лавке одна сестра рассказала мне про Симеона Верхотурского и дала воды из чудотворного источника в Меркушино. Я про этого святого первый раз тогда услышала. И мы начали молиться ему и умываться водой - каждый день.

Незадолго до операции Юру окрестили. На последней предоперационной консультации к Козловым подошел врач и сказал:

- Произошло резкое улучшение. Запланированную операцию отменяем, будем делать щадящую.

- Когда я это услышала, у меня руки затряслись! - рассказывает Юрина мама. - Не передать, что я тогда почувствовала!

Операция прошла успешно. Светлана Козлова слышала, как врачи между собой говорили, что сетчатка сама вросла обратно - мол, это что-то небывалое. После этого случая Козловы начали ходить в храм, исповедоваться, причащаться. Светлана бросила курить, перестала носить брюки, а в квартиру принесла несколько икон. Среди них - святого Симеона . . .

На фотографии: Юрина мама поверила в целебную силу святынь

26 сентября 2006
Ринат НИЗАМОВ
http://ural.kp.ru


Проект 4: ЗА ГРАНИЦАМИ БОЛЬШОГО ОТЕЧЕСТВА

Женщина на Афоне - обед для акул

Представьте себе Священную землю - уединенный уголок земли на берегу теплого и чистого моря, где сутки заканчиваются с заходом солнца - в 8 часов вечера, на обед хватает одного-единственного куска хлеба, расстояние измеряется не километрами, а произнесенными в пути словами, и везде властвует Чудо. Причем если вы - женщина, то Афон так останется лишь в вашем воображении. Ступить на святую землю монастыря и воочию увидеть это удивительное место могут только мужчины . . .

Неужели действительно здесь никогда не было женщин? Не было. Во всяком случае последние полторы тысячи лет. Давным-давно, в 1470 году, сюда прибыла на роскошном корабле сербская царевна Маро. Она привезла здешним обитателям богатые дары, но даже ей не удалось пройти по этой земле больше десяти шагов.Согласно легенде, ее встретил ангел и попросил вернуться на корабль.

Отчаянные представительницы прекрасного пола, правда, не раз пытались пробраться на запретный полуостров. В конце прошлого века некая дама, переодевшись в мужскую одежду, ухитрилась-таки обмануть бдительных привратников. Говорят, непокорная мисс была феминисткой и приехала в эти края из чувства протеста. Погуляв по берегу несколько минут, она решила всем продемонстрировать свою победу над древними устоями и, публично раздевшись донага, отправилась купаться в море. Но выйти из волн ей суждено не было: бунтарку съели акулы.

Это был единственный случай в истории Афона, когда охранники обители не узнали среди паломников переодетую даму. Досмотр здесь очень строгий.

- Нет-нет, мадам, сюда нельзя. Ваш муж может пройти на борт, а вам придется подождать в кемпинге . . . -

Бесплатные кемпинги специально обустроены вне границ полуострова. Здесь остаются жены неосведомленных о здешних порядках путешественников. Пока навьюченные мужчины, выжимая от пота рубахи, взбираются на высоту 2000 метров, их благоверные загорают и купаются. Благо зубастые твари, съевшие самонадеянную феминистку, как правило, все же держатся на почтительном расстоянии от берега.

Итак, по одну сторону границы святого монастыря женщины нежатся в волнах, по другую - мужчины живут в полной аскезе. Здесь запрещено носить майки и шорты, курить, ругаться, есть мясо, слушать музыку. Но разрешено несравненно больше - приобщиться к древним православным святыням.

Юридически мужской монастырь находится на территории Греции, но представляет собой как бы государство в государстве. Его граждане - греки, русские, украинцы, сербы, грузины, осетины, болгары - никому в целом мире не платят налогов или пошлин. Это потому, что верховной правительницей этих мест официально признана сама Божья Матерь, которая, по преданию, избрала это место своим земным уделом. Монахи покажут вам крохотное облачко, зависшее на самой вершине высокой горы посреди абсолютно чистого неба. Если облачко на месте - значит Богородица здесь, на полуострове. По сути, она и есть та единственная женщина, которая незримо всегда присутствует на земле Афона.

Наверное поэтому здесь никто и никогда не чувствует себя одиноким. Даже заблудившись в ночном лесу, стоит попросить Божью Матерь и вот уже поблизости зажжется теплый огонек хижины, где всегда пустят на ночлег.

Говорят, молитвами здешних старцев держится весь мир. Можно, конечно, не верить. Тем больше будет ваше удивление, когда местный монах, живущий один, высоко в горах, в церковной келье не то что без Интернета - без электричества, расскажет вам о последних новостях в Москве, Питере, Екатеринбурге, Красноярске . . .

Обычно русские паломники всегда стремятся подняться на главную вершину Афона - туда, где находится крохотный храм Преображения Господня, туда где ближе всего к святому облачку. Стены этой церквушки сплошь увешаны русскими иконами, а в гостевой книге три четверти всех записей - на русском языке. Это притом, что общее число русских туристов на Афоне не так велико. Американцев или немцев, например, значительно больше. Но они обегают с фотокамерой главные достопримечательности полуострова, а на эту кручу им подниматься не досуг.

Но наши, как известно, трудностей не боятся. Афонские монахи помнят одного НОВОГО РУССКОГО - молодого банкира. На священный берег он ступил в цветастых шортах по колено и кепке-бейсболке козырьком на затылок, с охранником и мобильным телефоном. Приехал за чудом.

Сначала самым ЧУДЕСНЫМ образом отказал мобильный телефон, сломалась видеокамера. Затем выяснилось, что путешествовать по полуострову придется пешком: любые такси и автобусы здесь отсутствуют - просто потому, что отсутствуют дороги. Когда банкир, изнемогая от сорокаградусной жары, все-таки добрался до ближайшего монастыря, его ждало новое потрясение: в обители был постный день. К счастью, стакан восхитительного молодого вина с легким запахом смолы чудесным образом вернул ему бодрость.

Монахи не сразу поняли, какое чудо потребовалось банкиру. Догадались, когда миллионер признался, что ищет монастырь, где вместо игумена в кресле сидит Богородица.

Это - знаменитая сербская обитель Хиландар. Здешние монахи не выбирают себе настоятеля, игуменьей считается сама Дева Мария. Ее образ - древняя чудотворная икона Троеручицы находится на игуменском месте. Но главное чудо здесь - виноградная лоза, выросшая прямо из гроба Святого Стефана - короля, который постригся в монахи. Молодой побег насквозь пробил толстую каменную стену собора и пророс наружу. Теперь лоза обнесена частой железной сеткой, чтобы ни одна виноградина не пропала: даже единственная ягодка способна исцелить женщину от бесплодия.

Разумеется, отправившись в Хиландар, московский магнат заблудился. Он не привык мерить расстояния молитвами. Рассказывают, что изможденный миллионер с охранником блуждали по Афонской горе несколько недель. Ненужный телефон выбросили, видеокамеру потеряли. Потом потеряли счет дням и только удивлялись, почему каждому из них вполне хватает одного-единственного куска хлеба на обед. Группа паломников из Белграда видела их у горного перевала. Престарелый фракиец отец Петр в ночном лесу, где угостил их грушами. Греки встретили двоих русских у южного подножия горы, а болгарские паломники - у северной оконечности полуострова.

Доподлино известно только то, что миллионер вернулся на родину загорелым, похудевшим и категорически небритым. А после этого московские газеты сообщили, что в семействе некоего столичного бизнесмена ожидается пополнение. Значит, недаром НОВЫЙ РУССКИЙ ПАЛОМНИК скитался по высокогорной монашеской республике в поисках монастыря Хиландар . . .

Удивительно но факт - на Афоне византийское время. Оно определяется следующим образом: в субботу, во время захода солнца, стрелки часов устанавливаются на полночь начинается новый день. В Ивероне сутки начинаются с восходом солнца.

На полуострове нет животных за исключением тех, что используются в подсобных работах. Ни крик птиц, ни рык зверей не отвлекают подвижников от молитвы.

Когда монах умирает, его хоронят без гроба, заворачивая в мантию. Над могилой ставят крест. Через три года после смерти тело усопшего вновь извлекают. Если оно истлело - значит, подвижник всепрощен и пребывает на небесах. Если же тело не истлевает значит, монах перешел в другой мир с нераскаянными грехами. В этом случае тело закапывают еще на один год, в течение которого усиленно молятся за спасение души усопшего. По истечении этого срока тело, как правило, истлевает. Тогда череп с вычерченным на лбу именем, реже с кратким жизнеописанием, помещают в костницу на специальные полки. Остальные кости складывают в углу этого склепа. Сейчас в костнице русского монастыря находятся 2040 черепов.

25 сентября 2006
http://www.pravda.ru/travel

Починены куранты абхазского Ново-Афонского монастыря

Зимой он создает ледовые дворцы, летом - песчаные скульптуры. Но мало кто знает, что Карим Мухамадеев еще и хороший механик и часовщик. На этой фотографии - часовой механизм Ново-Афонский мужской монастырь в Абхазии. Последние четыре года мастер восстанавливал эти куранты. Огромные часы Карим увидел случайно, когда отдыхал в тех местах. Они стояли уже полвека. Иркутянин предложил монахам завести механизм. А когда это получилось, священнослужители попросили его полностью отреставрировать реликвию:

- Я увидел, что часы в ужасном состоянии. Циферблат висит на нем, стрелки болтаются, дыры какие-то. Я пошел, спрашиваю. И оказалось, есть механизм, но не ходит. Говорили, что в год три раза из Москвы мастера приезжали и ничего не могли сделать.

Ново-Афонский монастырь знаменит как место паломничества православных. Он был построен в 1875 году русскими монахами из Пантелеймонова монастыря на Святой горе Афон в Греции. Здесь находятся святые мощи апостола Симона Канонита. Куранты храму подарил император Александр III. Часы сделаны из бронзы и латуни. У них четыре циферблата, установленные на сорокаметровой высоте. Вместе с Каримом раритет восстанавливали еще семеро иркутян. Часовой механизм полностью разобрали, вычистили и заново собрали. Некоторые детали пришлось заменить. Причем их изготавливали в Иркутске. На циферблате теперь выпуклые, а не рисованные цифры. Но самое главное - у курантов изменился бой. Раньше в музыкальном проигрыше было всего три ноты, а теперь часы играют абхазскую национальную мелодию:

- Они били по гильзам от пушки пароходной, корабельной. И звук был, как по кастрюлям колотит кто-то. Сегодня сделано 14 колоколов. Все это звучит здорово.

Заодно иркутяне сделали ремонт в самой башне, где находятся куранты. Для этого некоторым пришлось учиться обращаться с альпинистским снаряжением. Но всем понравилось. Особенно атмосфера, которая царила в монастыре.

- Мы общались с монахами, трапезничали вместе с ними. Нам даже выдали кельи, в которых можно было ночевать, - говорит Ния Мухамадеева.

На следующее лето Карим Мухамадеев снова отправится в Абхазию. Ново-афонские монахи предложили иркутянам восстановить еще один подарок Александра III - паровоз. И разбить парк, где будут стоять другие старинные экспонаты.

28 сентября 2006
Наталия САЛЬНИКОВА
http://irkutsk.rfn.ru


Проект 5: ВЕЛИКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПАЛОМНИЧЕСКИЙ КРЕСТ

Сегодня - пока только идея

Совсем коротко: есть, кажется, неплохая идея. Проложить по территории Евразии два сверхдлинных маркированнных паломнических православных маршрута, пересекающихся в виде креста.

Первый - широтный: Екатеринбург (Россия) - Киев (Украина) - Бари (Италия) - Сантьяго де Компостелла (Испания)

Второй: Мурманск (Россия) - Киев (Украина) - Афон (Греция) -Иерусалим (Израиль).

На этих маршрутах собраны все главнейшие православные наши святыни и все Лавры России и Украины.

Обсудим? Пишите редактору рассылки "Православное паломничество"

Р.Б. Алексий


Проект 6: ПЕШЕХОДНОЕ И ВЕЛОСИПЕДНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО

Пешком в лавру

В минувшие выходные сотрудники редакции журнала НЕСКУЧНЫЙ САД и сайта Милосердие.ру отправились в пешее паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. Так мы решили отметить пятилетие нашего журнала. В общей сложности за полтора дня мы преодолели 70 километров.

Сказать, что мы решили возродить старинную традицию пеших паломничеств - слишком громко. Мы просто захотели проверить свои силы и понять, насколько реально в наши дни совершить пеший переход из Москвы в Сергиев Посад. Учитывая то, что мы - сотрудники редакций - люди, ведущие офисный образ жизни. Взяв с собой только спальные мешки и зубные щетки, мы рано утром в пятницу встретились на Ярославском вокзале.

На старинной фотографии: Хождение пешком на богомолье - старинная русская традиция. Многие странники проводили в паломничествах целые годы, добираясь и до Святой земли.

Отъехав на электричке за окружную автодорогу, мы сошли на станции ПЕРЛОВСКАЯ и пошли вдоль железнодорожных путей. Маршрут мы выбирали недолго: если взглянуть на карту Подмосковья, обнаруживается, что железная дорога соединяет Москву и Сергиев Посад практически по прямой. А Ярославское шоссе довольно сильно петляет. К тому же идти по автодороге - сомнительное удовольствие.

Нам невероятно повезло с погодой. За весь переход на нас не упало ни одной капли дождя. Сойдя с поезда, мы попали в бархатное бабье лето. Сначала мы шли мимо загородных домов, заборов, гаражей. Чем дальше от Москвы, тем длиннее становится расстояние между станциями, и вот уже нам приходится довольно надолго заходить в лес. Привал мы сделали в сосняке в районе станции Правда - это в 30 км от Москвы.

В первый день пути мы должны были пройти 45 километров - от Перловской до Ашукинской. На следующий день нам предстояло преодолеть 25 километров до самого Посада. До Правды мы дошли за шесть часов. Подвели итоги: у всех что-то где-то ныло и все проголодались. Но в целом мы держались бодро. После часового привала, как и следовало ожидать, идти стало тяжелее. До Ашукинской мы добрались к шести вечера. Здесь нас ожидал горшок гречневой каши и ночлег у друзей.

Наутро встали в семь, чтобы через час выйти. Силы уже были не те, ноги ныли после предыдущего перехода, и шли мы на этот раз гораздо медленнее - 25 километров мы преодолели за целых семь часов (в предыдущий на преодоление 45 километров нам понадобилось 8 часов). Кроме того, мы решили отклониться от железной дороги, чтобы спрямить путь через Хотьково, и это решение оказалось неудачным - мы начали петлять по дачным поселкам и промзонам, сбились с пути и только намотали лишние километры.

Тут приунывшие и притомившиеся члены экипажа начали петь все известные тропари и молитвы. Взобравшись на крутой холм, мы внизу через поле наконец-то разглядели колокольню Лавры. Но еще около часа мы брели по городу, принимая каждую видневшуюся между домами приходскую церковь за Лавру. Приложившись к мощам Преподобного Сергия, мы отправились на электричке в обратный путь.

Некоторые итоги нашего путешествия. За 15 часов мы преодолели 70 километров, то есть, шли со средней скоростью 4,5 километра в час. Мы перешли 7 речек и собрали 3 гриба-моховика.

И, наконец, самый главный итог нашего перехода: юбилей журнала НЕСКУЧНЫЙ САД состоялся!

25 сенября 2006
http://www.miloserdie.ru
http://www.nsad.ru


Проект 7: ОБЪЯВЛЕНИЯ, ПРИГЛАШЕНИЯ, РАЗНЫЕ ТЕМЫ И ВОПРОСЫ

В Красноярске издадут путеводитель для паломников



Издание готовит пресс-служба Красноярской Епархии. Одну из глав для будущей книги написал посол Сербии в Белоруссии Сречко Джукич, сообщил специалист пресс-службы Епархии Геннадий Малашин. В книгу войдут статьи, посвященные сибирским святыням, маршрутам паломничества. Список и описание маршрутов включат в книгу из-за увеличившегося в последнее время числа паломников.

За шесть лет существования службы число паломников увеличилось в шесть с половиной раз. Впервые под одной обложкой авторы разместят информацию о новомучениках - жертвах политических репрессий 30-х годов. Значительное место в книге уделят святыням Сербии и Черногории. Дело в том, что уже долгое время красноярская паломническая служба успешно сотрудничает с паломниками из Югославии.






29 сентября 2006
http://sibnovosti.ru/news/print/?id=36623

Россиянам перекроют туристические пути

Слухи о том, что в России возрождается БОЛЬШАЯ ПОГРАНЗОНА, то есть вводится ВИЗОВЫЙ РЕЖИМ для посещения гражданами страны некоторых местностей вблизи государственной границы, ходили в кругах активных туристов уже с лета 2005 года. Тогда сотрудники милиции начали предупреждать путешествеников, что СКОРО ЗДЕСЬ БУДЕТ ПРОЕЗД ТОЛЬКО ПО ПРОПУСКАМ. К концу туристического сезона-2006 эти слухи оформились во вполне реальные планы российских силовиков.

На Соловецких островах, по всему побережью Белого моря, вдоль всего берега Тихого океана в Приморском крае, вдоль бывших административных границ РСФСР с Казахстаном (Орск, Новотроицк) и Украиной (Шебекино) висят объявления о том, что с 2007 г. там вводится режим пограничной зоны.

Правовыми основаниями пограничной зоны пока являются приказы ФСБ по каждому конкретному региону. Так, на Соловецких островах режим погранзоны с января 2007 г. вводится приказом от 2 июня 2006 года. Подробности режима и правила доступа туда будут определены дальнейшими нормативными актами, пока не вступившими в силу.

Пока же известно лишь то, что ВЪЕЗД (ПРОХОД), ВРЕМЕННОЕ ПРЕБЫВАНИЕ, ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ЛИЦ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ПОГРАНЗОНУ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО ДОКУМЕНТАМ, ПОДАВАЕМЫМ НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ. Подавать документы следует в Управление погранслужбы ФСБ соответствующего субъекта Федерации (например, в случае Соловков - в Архангельск). Выданная ВНУТРЕННЯЯ ВИЗА будет являться многократной (и на том спасибо!), но ограниченной по времени действия: разрешение на въезд может быть дано на срок до 31 декабря текущего года. То есть если вы решили встретить на Соловках или в Печорах Новый год, то вам придется оформлять два разрешения: одно - на старый год, другое - на новый. В расклеенных на столбах объявлениях указываются и контактные телефоны для справок. Впрочем, прозвониться по ним автору этих строк не удалось.

Границы новой БОЛЬШОЙ ПОГРАНЗОНЫ не совсем совпадают с теми, что были во времена СССР. Некоторые населенные пункты и местности, закрытые при советской власти, остаются БЕЗВИЗОВЫМИ, например, приладожский город Сортавала. В районе Ладожского озера вообще будет лишь одна закрытая точка - поселок Хийтола. Но ее хватит, чтобы разорвать кольцевой маршрут на автомобиле вокруг Ладоги. Теперь в ту же Сортавалу из Петербурга можно будет попасть только через Олонец, то есть сделав крюк в несколько сот километров.

Кроме того, в число закрытых попали населенные пункты, в советские времена не входившие в погранзону, - те же Печоры со всемирно известной Псково-Печерской лаврой под Псковом, Гдов в тех же местах, Шебекино, Орск. Местные жители, в отличие от обитателей Поморья и Приморья, за последние несколько сотен лет давно забыли, что такое жить в приграничной полосе, и для них новый режим станет изрядным сюрпризом. Конечно, их пускать туда будут, но приехавшим погостить родственникам уже придется оформлять себе спецразрешения, а весь обслуживающий бизнес в этих местах немедленно и серьезно ПРОСЯДЕТ.

Соловки с перестроечных времен - место туристическое. Из трех основных вершителей тамошней политики - государства в лице МЧС и немногочисленных военных, монастыря и музея-заповедника - коммерцией, связанной с туризмом, занимаются все три. Государство дает санкции на постройку на островах новых гостиниц и кемпингов (довольно дорогих, к слову, потому основные клиенты там - интуристы). Музей и монастырь конкурируют за звание ХОЗЯИНА ОСТРОВА, причем если за монастырем - благословение архангела Михаила, данное основателям Соловков полтысячелетия назад, и вековые традиции возделывания удивительного по сложности и красоте хозяйства, то за музеем - не менее серьезные, но принципиально иные аргументы.

Во-первых, ограничение права человека любого вероисповедания на посещение этого удивительного уголка граничит с дискриминацией по конфессиональному признаку. А во-вторых, Церковь - далеко не лучший хранитель древности: многие памятники русского зодчества, вернувшись в руки Патриархии, обслуживаются и ремонтируются как самые обыкновенные здания, без учета их специфики, и в результате такой передачи уникальное археологическое наследие Соловков также окажется под угрозой постепенной утраты. На сегодняшний день между музеем и монастырем существует некое НЕУСТОЙЧИВОЕ РАВНОВЕСИЕ - монастырь не препятствует развитию туризма, а музей позволяет проводить богослужения в принадлежащих ему храмах. Однако введение пограничной зоны, видимо, быстро продемонстрирует, кто же на острове настоящий хозяин.

Ограничение потока туристов к некоторым особо деликатным объектам - безусловная необходимость. Соловки как раз и являются таким объектом, с этим согласны все, знающие это место (и, прежде всего, разумеется, люди монастыря). Хотя прокомментировать новый приказ ФСБ о введении погранзоны на Соловках в монастыре не согласились, насельники обители ранее неоднократно высказывались о вреде безоглядной эксплуатации островов туристическими агентствами.

Представители музея также поддерживали идею регулирования потока туристов на Соловки. Другое дело - никто не возьмется утверждать, что государственные органы грамотно организуют это. Вполне вероятным выглядит и сценарий возможных злоупотреблений со стороны кураторов территории: нечистые на руку пограничники могут продолжить возить на острова интуристов за приятные на ощупь купюры общеевропейской валюты, а вот нашим соотечественникам к святыне Соловков будет уже не попасть. Весь вопрос в том, как заставить режим пограничной зоны работать на ее благо или хотя бы не во вред ей?

На Соловках, впрочем, большинство людей сохраняет относительное спокойствие. Ведь до самой перестройки они были закрытой территорией именно со статусом пограничной зоны. Строгость режима с годами сильно варьировалась: так, если в 1950-е гг. один московский студент (ныне уважаемый профессор), почти случайно попав на Соловки, провел несколько дней в отделении милиции по подозрению в шпионаже, то в 1970-е на острова можно было попасть довольно просто. Тридцать лет назад молодые историки пробирались на Соловки с помощью небольших денег и нескольких бутылок ЖИДКОЙ ВАЛЮТЫ: договориться с капитаном одного из соловецких сейнеров, а после - с сотрудниками островного ОВД, было несложно. Очевидно, некое подобие этой системы ждет нас и теперь. Разница, скорее всего, будет заключаться в том, что водкой уже не отделаешься. Впрочем, паломникам и трудникам монастыря попасть на Соловки, кажется, будет по-прежнему легко: паломническая служба обители не предвидит затруднений.

27 сентября 2006
Антон РАЗМАХНИН
http://www.utro.ru


ВНИМАНИЕ!: Если к вам эта рассылка поступает в неудобочитаемой форме или без фотографий, то переходите прямо к ее архиву по адресу на сайте редактора:

http://palomnik.org/PravPal/0.html

Авторы:

Алексей ПОТУПИН, Дюссельдорф, ГЕРМАНИЯ, редактор рассылки

ПРИГЛАШАЮ БЫТЬ АВТОРАМИ ЖЕЛАЮЩИХ НАПОЛНЯТЬ НОВОСТЯМИ РАЗЛИЧНЫЕ ПРОЕКТЫ РАССЫЛКИ

Контакт:

Сайт редактора рассылки здесь
Редактор еженедельника ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО, Алексей Потупин a[a]palomnik.org

Программирование и веб-дизайн интернет-агентство imcom.ru

В избранное