Однажды Посланник (мир ему и благословение Аллаха) проезжал мимо поселения самудян, которых погубил Аллах, после того как они зарезали чудесную верблюдицу. Пророк (мир ему и благословение
Аллаха) остановился со своими сподвижниками у того самого колодца, из которого пила верблюдица, и рассказал им о том, что было известно ему об этом месте. Он поведал своим сподвижникам от куда приходила верблюдица и куда она возвращалась, и предостерег их, чтобы они не уподобились племени Салиха – самудитам. Они требовали от него знамений, и Аллах вывел для них эту чудесную верблюдицу и сделал её великим знамением. Но они сочли это ложью и закололи её, тогд
а Аллах уничтожил их, и низвел на них Свою мощь и страшную кару.
Имам Ахмад сообщил в своей книге Муснад от Джабира, который сказал: Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проходил мимо Хиджра, то сказал: Не просите знамений. Народ Салиха требовал знамений. Она (верблюдица) пила воду в этом ущелье, а приходила из того ущелья. Но они взбунтовались против веления их Господа и зарезали её. Она пила всю их воду один день, а они в этот день пили её молоко. Они зарезали её, и были уничтожены криком. Аллах погубил всех самудян живших на земле, кроме
одного человека, который на тот момент находился в Хараме[1], заповедной территории Аллаха. Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили: Кто это, о Посланник Аллаха?, он ответил: Это был Абу Ригаль, и когда он вышел из территории Харама, его постигло то же, что постигло и его народ.
Источники хадиса
Этот хадис передал имам Ахмад в своей книге Муснад [3/296]. Ибн Кясир сказал: Этот хадис соответствует условиям Муслима, но его нет, ни в одном из шести сборников[2] Аль-бидаяту ва-ннихая [1/137].
Аль-Хайсами сказал: Этот хадис привёл Аль-Баззар и Ат-Табари в своей книге Аль-Аусат. История, упомянутая в этом хадиса содержится в суре Худ (61-68). Также этот хадис приводится у Ахмада, все передатчики Ахмада упомянуты в Ас-Сахыхе[3]. Маджма`у-ззаваид [6/194].
Объяснение хадиса
Наш Господь, Велик Он и Славен, рассказал нам историю Пророка Салиха (мир ему) и его народа. В этой истории подробно и ясно изложены все события и обстоятельства. Этой истории нет в Торе, и поэтому обладатели Писания[4] ни чего не ведают о том, что случилось с самудитами, к которым был послан Салих (мир ему). Также людям Писания ни чего не известно о племени `Ад и о народе пророка Худа, мир ему, хотя, как нам известно об этом из Корана, эти народы уже упомянались до этого Мусой (Моисеем):
* : 8-9)
Муса (Моисей) сказал: Если вы и все обитатели земли станете неверующими, то ведь Аллах – Богатый, Достохвальный. * Разве до вас не дошли вести о народе Нуха (Ноя), племени `Ад и Самуд? И тех, кто жил после них? Никто, кроме Аллаха, не ведает о них. (Ибрахим: 8-9)
Также в Коране приводятся слова человека, который уверовал в Господа, будучи из семьи Фараона:
* : 30-31)
О мой народ! Я боюсь, что вас постигнет нечто подобное дню союзников, подобное тому, что произошло с народом Нуха (Ноя), адитами, самудянами. (Гафир: 30-31)
Из сборников Сунны мы узнаём, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо селений самудитов, которые были известны под общим названием Аль-Хиджр. Это было во время военного похода на Табук, и люди сделали в этом месте привал и начали черпать воду в колодцах, из которых пили самудиты. На этой воде они замесили тесто и наполнили ею котлы, но Посланник (мир ему и благословение Аллаха) велел опрокинуть котлы и скормить это тесто верблюдам. Затем они двинулись дальше, пока не достигли колодца,
из которого пила верблюдица. Пророк запретил входить в селение народа погубленного Аллахом, кроме как с плачем, обосновав этот запрет словами: Я опасаюсь, что вас постигнет то, что постигло их[5].
Когда люди оказываются в месте, в котором произошло какое-то большое бедствие, в наше время или в прошлом, у них появляется определённое сопереживание тем событиям. В это время у мусульманина, призывающего к Аллаху, появляется удобный случай напомнить людям, что происходило с погубленными народами, и предостеречь от совершения их злодеяний, и следования по стопам разрушеных цивилизаций.
Также поступил и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Он рассказал сподвижникам о том, что было открыто ему Аллахом: показал им дорогу, по которой ходила верблюдица на водопой, и дорогу, с которой она всегда появлялась. Он рассказал им, что вода была поделена между народом Салиха и верблюдицей. Один день только она пила воду из колодца, а в следующий день она к воде не приближалась. Как об этом сказал Аллах, Свят Он и Велик:
: 155)
Он сказал: Вот верблюдица! Она должна пить, и вы должны пить по определенным дням. (Аш-Шуара: 155)
: 28)
Сообщи им, что вода поделена между ними и верблюдицей. Пусть же они приходят попить каждый раз в отведенное для них время. (Аль-Камар: 28)
То, что нам поведал Посланник (мир ему и благословение Аллаха) просто поразительно, ведь самудиты брали столько молока чудесной верблюдицы, сколько хотели. При этом в тот день, когда верблюдица пила и занимала колодец, они с лихвой компенсировали недостаток воды её молоком, которое они брали без всякого труда, в таком количестве, сколько воды пила верблюдица.
Но, несмотря на огромную пользу, которую они получали от этой верблюдицы, самудиты сочли, что она мешает им и ограничивает их действия. Им не нравилось её присутствие в городе, и они убили её.
Аллах Всевышний сообщил нам в Коране, что человек зарезавший верблюдицу был самым худшим из самудитов:
* * : 12-14)
И самый несчастный из них вызвался убить верблюдицу. Посланник Аллаха сказал им: Берегите верблюдицу и питье ее! Они сочли его лжецом и подрезали ей поджилки (Аш-Шамс: 12-14).
В одном из хадисов Пророк (мир ему и благословение Аллаха) описал убийцу верблюдицы и сказал, что он был краснокожим. Передаётся хадис, что однажды Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал Али ибн Абу Талибу и Аммару: Не рассказать ли мне вам о двух самых худших людях?, они ответили: Конечно о, Посланник Аллаха. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: Это один краснококожий самудит, который зарезал верблюдицу, и тот, кто убьет тебя, о, Али[6]<
>