Почему Ислам? Поэтапность в повелении соблюдать пост
Передаётся от Аль-Бара (да будет доволен им Аллах), который сказал: Раньше, если приходило время разговения, и кто-то из сподвижников Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) засыпал, не
разговившись, то он уже ни чего не кушал всю ночь и весь следующий день, до самого вечера. Однажды Сырма ибн Кайс Аль-Ансари постился, а когда наступило время разговения, он пришёл к своей жене и спросил: Есть ли у нас еда?, она ответила: Нет, но я сейчас пойду и добуду что-нибудь для тебя. Весь этот день он работал и его одолел сон, когда же вернулась жена и увидела его спящим, то сказала: Неудачно ты поступил, (имея ввиду, что он упустил возможность покушать).
Когда же был полдень следующего дня, он потерял сознание, и об этом рассказали Пророку, мир ему и благословение Аллаха, тогда был ниспослан этот аят:
( (: 187)
Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. (Аль-Бакара: 187) Верующие обрадовались этому, и было ниспослано:
( (: 187)
Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи. (Аль-Бакара: 187) (Передал Аль-Бухари)[1]
Передаётся от Муаза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах), который сказал: Намаз прошёл три стадии, и пост прошёл три стадии. (Он упомянул об этапах намаза, а затем рассказал о посте). Вначале Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, держал пост по три дня в каждом месяце, а также постился в день Ашура.
Затем Всевышний Аллах ниспослал аят:
* :183-184
О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, быть может, вы устрашитесь.
Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. (Аль-Бакара: 183-184)
После этого, кто хотел поститься,тот постился, а кто не хотел, тот кормил бедняка за каждый день, и это засчитывалось ему, и было дозволенным.
Затем Всевышний Аллах ниспослал:
( (: 185)
В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. (Аль-Бакара: 185)
После ниспослания этого аята, пост стал обязательным для тех, кто застал этот месяц. Больные и путники должны восполнять пропущенные дни в другое время, а старики, которые не могут держать пост, должны кормить бедняков за каждый день поста. (Передал Абу Дауд)[2]
В версии Ахмада приводится: Вот стадии, через которые прошёл пост:
Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прибыл в Медину, он держал пост по три дня в каждом месяце, а также постился в день Ашура.
Затем Аллах, Велик Он и Славен, сделал пост обязательным, и ниспослал:
* :183-184
О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, быть может, вы устрашитесь.
Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. (Аль-Бакара: 183-184)
После этого, кто хотел поститься постился, а кто не хотел, тот кормил бедняка за каждый день, и это засчитывалось ему.
Затем Аллах, Свят Он и Возвышен, ниспослал другой аят:
( (: 185)
В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. (Аль-Бакара: 185)
Таким образом, Аллах окончательно утвердил обязательность поста для здорового человека, который не является путником, и разрешил отложить пост на другое время больному и тому, кто находится в пути. Также Аллах вменил в обязанность старикам, не способным соблюдать пост, кормить бедняка за каждый день поста. Это две первые стадии. На этом этапе мусульмане могли: есть, пить и иметь близость с жёнами, до тех пор, пока не заснут, если же они засыпали, то делать всё это, им было уже нельзя. Однажды
один человек из ансаров, которого звали Сырма, постился, и при этом работал целый день до самого вечера. Вечером он вернулся к семье, совершил ночной намаз и, ничего не поев и не попив, уснул до самого утра. Наутро он проснулся уже постящимся. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, увидел его, и заметив, что Сырма испытывает очень сильую усталость, и спросил: Что с тобой? Почему ты так сильно утомлён?, Сырма ответил: О Посланник Аллаха, вчера
я работал, и когда пришёл, то лёг и заснул, а утром проснулся уже постящимся. В этот же период (на этом же этапе поста)[3], и Умару случилось вступить в близость со своей наложницей или с женой, после чего он пришёл к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и упомянул об этом. Тогда Аллах, Велик Он и Славен, ниспослал:
( … )
Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста, до слов:
(… (: 187)
а затем поститесь до ночи. (Аль-Бакара: 187)
Из этих хадисов мы унаем:
1) что одна из милостей Аллаха, Велик Он и Славен, это облегчение Свои