Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное слово

  Все выпуски  

Православное слово


Информационный Канал Subscribe.Ru

Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.




 

         №2 (39) январь 2006 г.
ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО

 

Епископ Савва - ревнитель духовного возрождения

icon

Вот уже около тридцати лет прошло с того момента, когда епископ Савва, будучи судьей в Югославии, оставил мирскую карьеру и стал на стезю служения Христовой Церкви. Оказавшись после второй мировой войны за границей, он вступил в Русскую Православную Зарубежную Церковь и до самой кончины служил ей с редкой преданностью и усердием, став не только любящим и любимым пастырем, но и поборником пробуждения православного сознания.

Вот уже около тридцати лет прошло с того момента, когда епископ Савва, будучи судьей в Югославии, оставил мирскую карьеру и стал на стезю служения Христовой Церкви. Оказавшись после второй мировой войны за границей, он вступил в Русскую Православную Зарубежную Церковь и до самой кончины служил ей с редкой преданностью и усердием, став не только любящим и любимым пастырем, но и поборником пробуждения православного сознания.

С принятием епископства, он взял на свое попечение всю зарубежную Россию. Епископ Савва обратился к ней со страниц «Православной Руси», дабы раскрыть апокалиптический характер нашего времени и пробудить в православных русских ответственность и осознание необходимости следовать путем истинного Православия. В первые годы своего епископства он призвал к созданию Братства духовного возрождения, а позднее подчеркивал необходимость усиленной молитвы за страждущую Россию. Его пламенные призывы находили определенный отклик, но конечный результат не был особенно значителен, прежде всего по причине исключительно неблагоприятного состояния русской эмиграции, подавленной мирскими тяготами и искушениями. Забота епископа Саввы простиралась и на новообращенных в США и Канаде: он опекал и вдохновлял их.

В последние годы жизни епископ Савва предпринял новый труд любви и усердия, и очень возможно, что именно он окажется наиболее памятным. Рано распознав великий духовный масштаб архиепископа Иоанна Максимовича, он стал одним из тех иерархов, которые сплотились вокруг него и признали его своим духовным вождем. Когда же пришла нужда, он встал на защиту архиепископа Иоанна, сочтя промыслительной возможность помочь ему своими юридическими познаниями, в то время как он незаконно был привлечен к суду в Сан-Франциско.

В первые же месяцы после кончины архиепископа Иоанна, в 1966 году, в русской прессе появилось большое количество материалов, свидетельствующих о его святости, аскетической жизни. В них подчеркивалось, сколь много значил он для своей паствы. Вскоре, однако, количество публикаций уменьшилось, и стало очевидным, что они представляли интерес в основном для тех, кто лично знал Владыку и не были достаточны для увековечения памяти о святом иерархе. Тогда-то епископ Савва и предпринял публикацию своего собственного материала об архиепископе Иоанне. В 1967-1968 годах в «Православной Руси» появилось 15 его статей, и скоро стало ясно, что эти публикации имеют иные масштабы и цели. Вместо случайных разрозненных воспоминаний епископ Савва Представил собрание личных свидетельств, тщательно отобранных, выверенных и систематизированных, с целью выделить разносторонние черты и характерные аспекты жизни и святости владыки Иоанна. Мало того, прекрасно зная и любя творения святых отцов (после себя он оставил собрание собственноручно переписанных святоотеческих текстов),епископ Савва сопроводил эти свидетельства цитатами из их житий и писаний – с тем, чтобы выявить ту традицию православной святости, к которой принадлежал и владыка Иоанн.

В этих статьях епископ Савва рассматривает и трактует в контексте святоотеческой традиции ряд моментов, свидетельствующих о святости владыки Иоанна: произведенные им чудесные исцеления и изгнания бесов; строгий аскетизм его жизни и лишение себя сна; его явления верным уже после кончины; его прозорливость; происходившие с ним поразительные случаи, такие как сошествие видимого огня во время служения им Божественной литургии; жестокое преследование, которому он подвергался и, наконец, то, что очень немногие пока еще смогли в нем оценить (возможно, потому что этот вид святости практически не сочетался с архиепископским саном) – его юродство во Христе. Иными словами, епископ Савва представил православному народу своего рода краткий курс патристики, посеяв семена, которые принесут, возможно, больше плодов, чем все его другие достохвальные труды, совершенные ради духовного возрождения.

Интересны и значительны оценки владыки Иоанна, высказанные самим епископом Саввой в этих статьях. В одной из них он заметил: «Пишу о владыке Иоанне, и все как-то становится радостным в моей душе. Не хотел бы, чтобы хоть одно важное свидетельство о нем было утрачено». Он постоянно изумлялся чуду такой святости в сегодняшнем мире: «Какая великая сила открылась в этом маленьком, хрупком теле! Какая апостольская ревность и какое горение духа! И вообще, каким чудом современного мира он был!» Временами он порицает бесчувственность и равнодушие православного общества: «О, какого великого праведника и молитвенника мы имели и не сумели оценить его!». Для него же самого владыка Иоанн стал после смерти еще ближе: «Чудное чудо: Владыка даже после смерти утешает свою паству – тех, кто почитает его и приходит к нему». Епископ Савва без обиняков сравнивает владыку Иоанна с великими святыми прошлого и помещает его среди них: «Итак, там был преподобный Симеон Столпник, а здесь владыка Иоанн. Там это было старое время, а здесь современное нам. Сила Божия как через святого Столпника, так и через владыку Иоанна действовала и изгоняла злого духа – мучителя. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев».

Возможно, епископ Савва видел во владыке Иоанне как бы знамение того духовного возрождения, ради которого он трудился, а в будущем прославлении владыки, несомненно, – источник великой духовной силы для верных. В одной из статей для «Православной Руси» епископ Савва указал на тот малоизвестный факт, что именно сербский иерарх, епископ Николай (Велимирович) в значительной мере ускорил канонизацию святого Иоанна Кронштадтского Русской Зарубежной Церковью. По мнению епископа Саввы, уже после Второй мировой войны все было подготовлено к канонизации: ведь к 1930-м годам были написаны и изданы для употребления верующими служба и акафист святому Иоанну. Но именно письмо епископа Николая к митрополиту Анастасию в 1952 году привело к созданию Комитета по канонизации (под председательством архиепископа Иоанна) и в конечном итоге – к самой канонизации в 1964 году. И вот теперь снова сербский иерарх, епископ Савва, выступает с первой серьезной инициативой по канонизации архиепископа Иоанна, ради которой он трудился и к которой готовил православный народ. Так он сам становится частью жития и прославления блаженного архиепископа Иоанна.

По своей кончине, которая случилась в день памяти одного из любимых его Святых Отцов, коего он всегда цитировал, преподобного Антония Великого, епископ Савва оставил и неизданные материалы об архиепископе Иоанне, предназначенные для книги о нем, которую епископ Савва надеялся со временем выпустить. Он оставил их братству святого Германа Аляскинского, дав нам таким образом благословение на продолжение своего труда.

Блаженный Иоанн Чудотворец

"Книга записей о предстательствах блаженного Иоанна"; По публикации Братства преп. Германа Аляскинского

(продолжение, начало в №1)

39 Заступничество за еврейского мальчика

У одной еврейской дамы из России был больной сын, и, что она ни делала, ничего ему не помогало. Она была почти в отчаянии. Но ей сказали, что у русских есть «батюшка Иоанн», который служит в соборе и по молитвам которого многие получили исцеление. Она пошла в собор и ждала, когда блаженный Иоанн закончит богослужение и начнет собираться. Тогда она подошла к нему и попросила помолиться за ее сына, которого назвала Мишей, дабы блаженный Иоанн не узнал, что он еврей. Блаженный Иоанн посмотрел на нее и сказал: «Я буду молиться о Мойше (т.е. о Моисее, – настоящее имя мальчика). Вскоре после этого мальчик начал поправляться.

Всеволод Александрович Рейер,

Бразилия

продолжение следует...

Соборные молитвы
ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому и ко
Святым Царственным Мученикам: Благоверному Царю Николаю, Благоверной Царице Александре, Благоверному Царевичу Алексию, Благоверным Царевнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии

     Фонд имеет пастырское благословение на чтение акафистов и канонов Святым Царственным Мученикам и на публикацию расписания для друзей Фонда и желающих помолиться у себя дома. Каждую субботу читаются акафисты поочередно каждому из Святых Царственных Мучеников. Для желающих прислать записки просьба делать это в действительной нужде и если Вы будете молиться вместе с нами. Наш дорогой Батюшка в храме, где он служит, читает акафисты по субботам перед литургией. Следующий акафист будет в субботу, 21 января. Дата чтения следующего акафиста будет сообщена в рассылке.

     Мы рады получить любую информацию о соборных молитвах ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому Чудотворцу и Святым Царственным Мученикам и Страстотерпцам.

Русский храм на чужбине

(продолжение, начало в №1)

ПРИНЦЕССЫ В ГЕРМАНИИ

Случай попросить руки Аликс представился Николаю Александровичу при женитьбе ее брата Великого герцога Эрнеста Людвига на принцессе Виктории Мелите. Бракосочетание было в Кобурге, где Аликс встретилась с российским Цесаревичем впервые после 1889 года. Он сделал ей предложение. Но случилось то, что предполагал отец, о преодолении чего Николай Александрович молился последние пять лет их разлуки: Аликс не хотела переходить в Православие.

На пламенные уговоры Николая Романова принцесса плакала и повторяла, что не в состоянии отказаться от своей религии. Королева Виктория, видя, что внучка может остаться совсем не у дел, стала тоже безуспешно ее убеждать принять русскую веру.

Лишь у Эллы, Великой княгини Елизаветы Федоровны, начало это получаться. Будучи старше Аликс на восемь лет, она вместе с сестрой Викторией после смерти их матери пыталась заменить младшей умершую. Елизавета Федоровна очень хотела быть вместе с Аликс в России. Великая княгиня хорошо знала Цесаревича Ники, любила его и была уверена: этот брак будет счастлив.

Елизавета Федоровна убедила сестру. На следующий день после предложения Наследника русского престола Аликс дала согласие вступить с ним в брак. 8 апреля 1894 года было официально объявлено об их помолвке и посыпались на обрученных поздравления. Потом невеста Алиса Гессен-Дармштадтская поехала в Лондон, где ее уже ждал посланный Государем Александром III русский священник, который должен был наставить принцессу в православном вероучении и подготовить девушку к его принятию.

В октябре 1894 года Аликс срочно вызвали в Россию: Государь Александр Третий тяжело заболел. В Ливадии, где Царь лечился, собралась вся романовская семья, готовились к самому худшему. Несмотря на скверное самочувствие, Александр Александрович поднялся с постели и надел мундир, чтобы встретить невесту сына.

Государь Император Александр III скончался 20 октября 1894 года. В тот же день принял престол Николай Александрович, а на следующий день 21 октября его невеста принцесса Гессен-Дармштадтская Алиса присоединилась к Православию и стала называться Александрой Федоровной. 14 ноября 1894 года состоялось бракосочетание Государя Императора Николая II с Александрой Федоровной, после которого она написала в дневник мужу:

"Никогда бы не поверила, что может быть такая полнота счастья в этом мире - такое чувство единения двух смертных существ. Мы не разлучимся более. Наконец-то мы вместе, и наши жизни связаны до конца, а когда эта жизнь кончится, то в другом мире мы встретимся снова, и уже не разлучимся вовеки".

В Дармштадте русская церковь Святой Равноапостольной Марии Магдалины царит над этим городом с верхушки горы Матхильдхойе. Здесь же с 1901-1908 годов Великий герцог устроил колонию художников, и высокая башня в стиле арт-деко, которая стоит и поныне, наверное, не просто так названа Башней молодоженов; хотелось бы добавить - "Царственных молодоженов".

Владимир Черкасов-Георгиевский

продолжение следует...

Воскресенье 

9. Святаго мученика Полиевкта (259). Святителя Филиппа, митрополита Московскаго и всея России, чудотворца (1570). Пророка Самея (X до Р. X.). Святителя Петра, епископа Севастии Армянския (IV). Преподобнаго Евстратия чудотворца (IX).

Понедельник 

10. Святителя Григория, епископа Нисскаго (IV). Преподобнаго Дометиана, епископа Мелитинскаго (601). Преподобнаго Маркиана пресвитера (V). Преподобнаго Павла Комельскаго, Обнорскаго (1429). Преподобнаго Макария Писемскаго (XIV). Блаженныя Феозвы диакониссы, сестры святителя Григория Нисскаго (385).

Вторник 

11. Преподобнаго отца нашего Феодосия Великаго, общих житий начальника (529). Преподобнаго Михаила Клопскаго, Новгородскаго. (ок. 1453-1456). Преподобнаго Феодосия Антиохийскаго (ок. 412). Иконы Божия Матери Елецкия.

Среда 

12. Святыя мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших (226-235). Святителя Саввы, архиепископа Сербскаго (1237). Преподобнаго Мартиниана Белоезерскаго (1483). Мученика Мертия (284-305). Мученика Петра Авессаломита (309-310). Преподобныя Евпраксии, девы Тавенския (413). Икон Божия Матери, именуемых "Акафистная" и "Млекопитательница".

Четверг 

13. Святых мучеников Ермила и Стратоника (ок. 315). Преподобнаго Иринарха, затворника Ростовскаго (1616). Преподобнаго Елеазара Анзерскаго (1656). Мученика Петра Анийскаго (309-310). Преподобнаго Иакова, епископа Низибийскаго (350).

Пятница 

14. Отдание праздника Богоявления (Просвещения). Преподобных отец, в Синаи и Раифе избиенных: Исаии, Саввы, Моисея и ученика его Моисея, Иеремии, Павла, Адама, Сергия, Домна, Прокла, Ипатия, Исаака, Макария, Марка, Вениамина, Евсевия, Илии и иных с ними (IV-V). Преподобнаго Иосифа Аналитика Раифскаго (IV). Преподобнаго Феодула (V). Преподобнаго Стефана (VIII).
Преставление святыя равноапостольный Нины, просветительницы Грузии (Иверии) (335).
Величание: Величаем тя, святая равноапостольная Нино, всю страну Иверскую светом Евангелия просветившую и ко Христу приведшую.

Суббота 

15. Преподобных Павла Фивейскаго (341) и Иоанна Кущника (V). Преподобномученика Пансофия (249-251). Преподобных Прохора и Гавриила (XI) (серб.).

 

О Фонде История проектов Фонда Обсудить на православном форуме Архив рассылки
Ждем Ваши вопросы и предложения по адресу info@adamovka.ru
Фонд Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца

Москва, Россия
Russian France Deutch Italian English Netherlands Chinese



Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.orthodoxworld
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное