Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное слово

  Все выпуски  

Православное слово


Информационный Канал Subscribe.Ru

Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.




 

         №16 (016) июль 2005 г.
ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО

 

Почему с молитвами Животворящему Кресту соединяются молитвы о царях?

icon

Крест Господень, как орудие нашего спасения, стал почитаться христианами еще во времена апостольские. Однако, во время гонения христиан, почитание его могло быть только тайным. «Христос распятый» для иудеев был соблазном, для язычников безумием. Посему христиане не высказывали открыто своего почитания креста, чтобы не подвергать его издевательствам. Они скрывали изображение креста или изображали крест так, чтобы язычники не могли догадаться, что данный рисунок прикровенно изображает крест.

В 312 году царь Константин Великий во время похода на Рим увидел на небе изображение креста с надписью «НИКА», т.е. «побеждай». Сделав войсковую хоругвь в виде креста, Константин вступил в сражение, победил врага и взял Рим. В память этой победы, царь Константин повелел поставить в Риме свое изображение с крестом в руке и надписью: «Сим спасительным знамением я освободил Рим от тирана». Вскоре после сего, христианское исповедание Миланским эдиктом было объявлено дозволенным; сам царь Константин показывал пример почитания креста, повелев изображать себя с крестом даже на монетах.

Видение креста царем Константином на небе повторилось еще два раза при его дальнейших походах, что еще более усилило его почитание святого креста.

По его желанию, его мать — св. царица Елена предприняла путешествие в Иерусалим и там обрела святой и животворящий Крест. Она привезла в Царьград часть его, и византийские цари, отправляясь в поход, брали ее с собой, уповая на помощь Божию.

Вот почему в дивных песнопениях, прославляющих святой крест, его восхваляли и за помощь, которую через него получали православные цари.

Вместе с тем, Православная Церковь, исполняя наставление апостола Павла молиться за царей, даже языческих, поскольку они являются защитниками порядка, а не гонителями Веры, всегда возносила моление Богу, чтобы сила крестная помогала уповающим на крест царям. Службы святому кресту по средам и пятницам, в кои дни воспоминаются страдания Христовы, и в другие праздники Животворящего креста полны таких молений. В них говорится: «Крест царей держава», «о тебе вернейшие царие наши хвалятся, яко твоею силою Исмаильтейские люди державно покаряюще», «победы благоверным царем на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство», «древо честное царем на варвары победу подающее»... Такими и тому подобными выражениями наполнены службы кресту.

Замечательно , что многие из сих песнопений написаны святыми Отцами, которые сами жестоко страдали от царей иконоборцев; они не прекращали моления за царей, твердо веря, что после злых царей будут и цари благочестивые. Не изменяли те молитвы православные греки и южные славяне и находясь под властью турок или чужих чужеземных властей, хотя бы они были иноверными.

Какой же смысл имеет моление о царях в молитвах святому кресту, когда какой-либо народ не имеет своего православного царя?

Во-первых, — православные народы должны молиться не только за своих Государей, а как члены одного тела — Церкви, также и за других православных Государей. Порабощенные турками греки, сербы, болгары и румыны молились за единственного тогда православного Русского Царя. Долг и русских молиться не только за своих, но и за их Государей, тем более, что проживавшие в их странах русские беженцы пользовались их защитой.

Во-вторых, — при возношении молитв о царях мы молимся не только о нынешних царях, но и о будущих православных царях, ибо по толкованию святого Иоанна Златоуста православные Государи будут держать власть до пришествия антихриста, удерживая распространение зла. Вот почему Церковь Православная не перестает молиться «победы благоверным царем на сопротивныя даруя». Слова сии находятся в молитве Животворящему кресту, которая особенно часто употребляется, так как является тропарем, т.е. как бы гимном, дней святого креста.

В России и в некоторых других славянских странах в ту молитву вставляли и имя царствовавшего Государя, но основное содержание ее всегда оставалось неизменным и подлинным текстом, тем, что написали святые Отцы: Спаси Господи люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверным царем на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Святитель Иоанн (Максимович)

Блаженный Иоанн Чудотворец

"Книга записей о предстательствах блаженного Иоанна"; По публикации Братства преп. Германа Аляскинского

(продолжение, начало в №1)

16 Обращение инославных

Я посылаю записку, сделанную мною еще в 1972 году.

«Вчера я просил моего друга Франка Г., католика, когда он поедет в Сан-Франциско, чтобы зашел в собор Русской Зарубежной Церкви и взял для меня масла из лампады в усыпальнице владыки Иоанна (Максимовича). А сегодня он рассказал мне о своем вчерашнем сне. Вот этот сон. Видит он, что пришел в собор и начал брать из лампады масло, как вдруг услышал голос, говорящий ему: «Скажи Михаилу, пускай он сам сюда придет и возьмет масло». Франк также рассказал мне, что он во сне пытался сделать на себе крестное знамение по-православному, но ему было сказано, что он складывает пальцы неправильно. Он исправил это и проснулся, продолжая по-православному осенять себя крестным знамением в кровати. Его сосед по комнате, буддист, спросил его, что он делает, и Франк, посмотрев на него, сказал: «Молюсь». Решил это записать. Кто знает, может быть владыка Иоанн (Максимович) святой?»

Приехал и первым долгом прямо явился в собор, и после Божественной литургии пришел ко гробу в усыпальницу, помолиться у мощей владыки Иоанна.

Михаил Рыгин,

Сан-Франциско, Калифорния,

1976 год, 27 апреля

продолжение следует...

Иоанн Чудотворец в России

(продолжение, начало в №1)

«Я обрела наставника, помощника, заступника»

Я не знаю, надо ли говорить о том, какое впечатление на меня произвел образ блаженного Иоанна чудотворца, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского. Он одновременно стал для меня отцом, учителем, утешителем, надеждой для немощной моей души. Умиляет до слез и поражает несокрушимая вера его, всеобъемлющая любовь, сила духа, а главное - дела, которые он вершил. Я сразу почувствовала, что обрела наставника, помощника, заступника во всех своих невзгодах, неудачах, болезнях, бедах. Мне захотелось иметь у себя его житие и фотографию. В церквях и монастырях, куда я кинулась в надежде приобрести его житие, ничего не оказалось. Но, о чудо! В короткое время, как по волшебству у меня оказалась его икона, где он живой, как на фотографии, о которой я мечтала, акафист, книга, кассета с его проповедью, фото с изображением его мощей и даже освященное масло из лампады у его раки. Теперь у меня есть пять разных изображений святителя Иоанна, о чем я даже не мечтала. Я знаю и глубоко верю в то, что о чем бы я ни попросила в молитве у блаженного Иоанна, он меня услышит. Когда у моего сына сначала в одном ухе появилась глухота и боль и потом то же самое случилось со вторым ухом, я стала слезно просить святителя Иоанна помочь моему сыну и облегчить его боль. Ночью свищ прорвало, и сын первый раз за месяц спокойно заснул. И еще раз я обратилась к своему помощнику, когда после долгого чтения молитв и духовной литературы перестала видеть буквы. Но стоило мне только приложиться к изображению его святых мощей, как зрение вернулось, и я продолжила свое вечернее правило. Сильны молитвы блаженного Иоанна чудотворца перед Богом, и Господь их сразу слышит. Мне стало намного легче жить, потому что в лице блаженного Иоанна я обрела себе небесного покровителя, не чая даже, что такое может быть. Слава Богу за все! Святителю Отче Иоанне, моли Бога о нас!

Раба Божия Лия, Московская область.

продолжение следует...

Соборные молитвы
ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому и ко
Святым Царственным Мученикам: Благоверному Царю Николаю, Благоверной Царице Александре, Благоверному Царевичу Алексию, Благоверным Царевнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии

     Фонд имеет пастырское благословение на чтение акафистов и канонов Святым Царственным Мученикам и на публикацию расписания для друзей Фонда и желающих помолиться у себя дома. Каждую неделю, по воскресным дням читаются акафисты поочередно каждому из Святых Царственных Мучеников. Для желающих прислать записки просьба делать это в действительной нужде и если Вы будете молиться вместе с нами. Наш дорогой Батюшка в храме, где он служит, читает акафисты по воскресеньям перед литургией. Новой даты чтения акафиста пока нет. Дата чтения следующего акафиста будет сообщена в рассылке.

     Мы рады получить любую информацию о соборных молитвах ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому Чудотворцу и Святым Царственным Мученикам и Страстотерпцам.

Небесный ангел

Незабвенной памяти Светоча Русской Православной Церкви Старца Николая (Гурьянова) к третьей годовщине со дня блаженной кончины

Небесный Иерусалим

(продолжение, начало в №3)

Уйти от этого мира нелегко, каждому так или иначе приходится искать путь. Найти же духовного наставника, ведущего твою душу в иной, духовный мир, несказанно трудно. Мы все потеряли великого Старца, духовного отца и молитвенника: все, долго бывшие при нем, и те, кто просто в чистоте сердца, ни разу не видя его, просили святых молитв, вразумления и помощи... Осиротели гонимые и гонители...

Как завещание духовное Старец оставил нам слова:

«Христос Воскресе! Не теряйте пасхальную радость!»

Господи! Чтобы стяжать и сохранить ее в сердце и делах, мы должны молитвенно почувствовать жизнь отшедшего в вечность праведного отца и следовать ему во всем: послушании, смирении, любви, терпении, кротости и молитве... «Потомки всегда имеют священный долг писать о Божественных подвигах Святых отцов своего времени и об их честном подвижничестве ради приближения к Богу. Конечно, когда мы пишем о наших святых, то получаем пользу, потому что вспоминаем о них и стараемся им подражать. Да и сами святые приходят тогда в большое умиление и помогают нам прийти к ним», — так научал Старец Паисий Афонский.

Сегодняшний день — особенный, трепетный, и слезы, не преставая, текут из глаз. Рождество Матери Божией... Стоя вчера на молитве, в канун праздника, вдруг увидела возле большой иконы Святых Царственных Мучеников благословенного праведника Николая. Святой отец был в полном святительском облачении и держал в руках, как на Великом Входе, Святую Чашу и Дискос, покрытые покровцами. Воздух от покровцов покрыл благодатный лик Старца, упокоившегося в Вечности, и остался на его лице во честном гробе.

Белоснежные покровцы с сияющими золотым шитьем крестами хранятся как дорогая святыня, которой касались его руки.

Плачет душа, ибо напомнил Старец уже из Вечности своим посещением, что последняя Божественная Литургия, которую он отслужил в земном храме на Острове, в приделе в честь Царицы Небесной Смоленской, была на Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии... В 1998 году... А перешла его душа в Селения Небесные на Успение, когда его всечестное тело пребывало в земном храме, во плоти, последний раз.

Непостижим и величественен Промысл Божий!

Все в жизни человека сопряжено в единую духовную нить, которую невозможно постичь без веры: земная жизнь праведника была исчислена по земному пути Царицы Небесной! Даже мало знаменательные события! После кончины Батюшки мы пересматривали и перечитывали то, что было записано при его жизни. Открыла записную книжечку и прочла: «15 апреля. 2000 г. 5-я Седмица Великого Поста. Похвала Богородицы. Суббота Акафиста... Сегодня дорогой Батюшка благословил и облачился в «погребальные» одежды, приготовленные для предстояния в Вечности... В каком молитвенном состоянии он приложился к митре! Удивительные слова произнес, взирая на нее и держа долго-долго в руках: «Господи! Как хорошо, что все есть. Чудесная, чистенькая. Хорошая Библия на митрочке. Настоящая библейская митра... И камешки на ней чудесные, зелененькие и красные...» Мы добавили: «Преподобнические и мученические». — Батюшка внимательно посмотрел и ничего не сказал. Кто-то произнес: «Спаси, Господи, матушку, что приготовила все». Старец поправил: «Это не она делала, а Господь. Это Господу так надо»...

Потом Старец долго молился, держа в руках воздух, которым через два года мы закрыли его благословенный лик. Бережно держал его в руках; трижды, по своему обыкновению, благословил и приложился, благоговейно облобызав, потом сказал: «Это пока не наденем. Это потом»...

Потом к воздуху прикладывались сотни христиан, приехавшие отдать духовному отцу последнее целование. Пусть для всех будет утешением, что освящен был воздух не только всечестным ликом Старца, но и еще при его земной жизни его святым благословением!

Знал тогда, и намного раньше, Старец о дне своего отшествия, потому всегда пел припев Акафиста Успению Божией Матери: «Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая».

В одном мужском монастыре, в 2000 году, с благословения Батюшки совершили постриг в мантию священника. Настоятель спросил, какое имя наречь при постриге. Старец как-то особенно ответил: «Пусть в постриге возьмет мое имя...» Помолчал и добавил: «В честь Святителя Николая». После успения Батюшки мы встретились с иеромонахом Николаем, и он спросил: «Вы помните день моего пострига? Это было 24 августа, два года назад, именно вдень перехода Старца в Вечность».

Нам всегда благословлял Успенский Пост, что бы ни было, проводить в его Святом Храме и келлии. Однажды некая монахиня упрекнула, почему на Успение мы не отправились помолиться в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, ведь там Царица Небесная пребывает. Смущенная духом, вопросила Батюшку, не согрешили ли мы, оставшись на Острове. Старец просветлел лицом, улыбнулся и тихо молвил: «А Матерь Божия нас никогда не оставляет. Она здесь! Что вы расстроились!»

Однажды, утешая и наставляя как правильно духовно жить, Старец принес из внутренней келлии толстую книгу в переплете, с большим тисненым Крестом. Он бережно развернул и дал прочесть письмо архимандрита Ионы, настоятеля Свято-Духова Виленского монастыря, предварив словами: «Это пишет мой огромный друг! Великий Старец! Мягкий молитвенник»: «Дорогой отец Николай! Взаимно приветствую и поздравляю Вас с праздником Воскресения Христова! Да благословит Господь Бог провести эти Святые дни благоразумно: в любви и страхе Божием!

Счастлив и блажен тот человек, кто всегда и везде пред глазами и в сердце видит и чувствует присутствие Божие, Ему повинуется, как дитя, умеет укрываться в Его Отчих объятиях. Вера того есть сокровище неотъемлемое целой его жизни.

Пусть вне нас бушует и ярится буря и волны житейского моря, но высшее благо хранится в безопасной гавани его сердца. Люди и обстоятельства могут лишать нас того, что в мире называется счастием и честию, но благо, что собственное сердце не зависимо от мира и судьбы».

Голос наставника Старца, мелодичный и кроткий, дошел до нас из прикровенного Горнего мира, изливая в дольний мир вечные, божественные истины. Батюшка Николай впитал в свое сердце основы пустынного жития средь бушующего в страстях житейского моря. Он был безмолвником.

Есть два вида безмолвия: первый — это молчание. Человек подвизается молча, не говоря и не соблазняя других, но оно недостаточно, ибо неизвестно, как порабощают тебя невидимые страсти, разъедая изнутри. «Второй вид безмолвия — это безмолвие внутреннее, — размышляет Старец Михаил (Питкевич), сомолитвенник Батюшки и его духовный друг. — Есть Старцы, которые говорят с утра до вечера, пребывая постоянно в безмолвии, ибо они ничего не говорят, что не было бы полезно другим и им самим. Вот это и есть безмолвие внутреннее... Это-то и есть истинный затвор и отшельничество сердца, где и есть Царство Божие»...

Таким даром внутреннего безмолвия обладал блаженный Старец Николай.

Душа его всегда пребывала в Небесном Иерусалиме. Иерусалим, в духовном смысле, означает Царство Небесное. «Восхождение в него, — пишет Преподобный Никон Оптинский, — есть земная жизнь каждого верующего человека, содевающего свое спасение. Умилительно это изложено в стихире Великого Страстного Понедельника. Грядый Господь к вольной страсти, апостолам глаголаше на пути: се, восходим во Иерусалим и предается Сын Человеческий якоже есть писано о Нем. Приидите убо и мы, очищенными смыслы шествуем Ему, и сраспнемся и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним, и услышим вопиюща Его: не к тому в земной Иерусалим, за еже страдати, но восхожду ко Отцу Моему и Богу вашему, и совозвышу вас в горний Иерусалим, в Царство Небесное».

Как-то авва Николай (15.10.99), рассматривая фотографию Старца Иосифа Почаевского с голубями, сказал: «Это мой друг, я его хорошо знал. Я бывал у него в Почаеве (с улыбкой повторяет: Чапаеве). Часто бывал. Они уже все Дома, в Царствии Небесном, а я еще здесь, на земле, в гостях; хотя голова у меня «совсем Домашняя».

Потому постоянно воспевал Иерусалим: «Сердцу милый, незабвенный, Иерусалим Святейший Град...»

Особо скажу, с Батюшкиного святого благословения, о «духовном маслице», которым он помазывал. Старец всегда называл его «благодатным, Иерусалимским»... Он не имел ввиду, что привезено оно из земного града — он определенно говорил о том, что помазывает из Горнего Мира: потому было так много исцелений от святого елеопомазывания благодатной рукой духоносного подвижника.

Старец также открыл нам, что благословенное помазывание укрепит и предохранит души от печати антихриста, ибо Благодать Божия запечатала чело, очеса, сердечные чувства, дела рук наших и движения стоп... Старец всегда повторял: «Стопы мои направи, по Словеси Твоему, да не обладает мною всякое беззаконие. Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню Заповеди Твоя».

Схимонахиня Николая

продолжение следует...

Воскресенье 

4. Святителя Андрея, архиепископа Критскаго, Иерусалимита (7!2). Преподобный Марфы, матери Симеона Дивногорца (554). Благовернаго великаго князя Андрея Боголюбскаго (1574). Преподобнаго Евфимия, Суздальскаго чудотворца (обретение мощей, 1507), Мучеников Феодота и Феодотни (108). Священномученика Феодора, епископа Киринейскаго (310). Иконы Божия Матери Галатския.

Понедельник 

5. Преподобнаго Афанасия Афонскаго (1000). Преподобнаго Сергия, игумена Радонежскаго (обретение мощей, 1422). Мучениц Анны и Кириллы (304). Преподобнаго Лампада Иринопольскаго (X). Иконы Божия Матери, именуемый "Экономисса".

Вторник 

6. Преподобнаго Сисоя Велякаго (429). Преподобнаго Сисоя, схимника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII). Праведныя девы Иулиании, княжны Ольшачския (обретение мощей в Киево-Печерстей Лавре, XVI). Мучеников Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирина, Валентина пресвитера, Астерия и иных многих в Риме (269). Мучеников Исавра диакона, Иннокентия, Филикса, Ермия, Василия, Перегрина, Руфа и Руфина (III). Мученика Коинта Фригийскаго (ок. 283). Мученицы Лукии девы и с нею мучеников Рикса, Антония, Лукиана, Исидора, Диона, Днодора, Кутония, Ароноса, Капика и Сатура (301).

Среда 

7. Преподобнаго Фомы, иже в Малеи (X). Преподобнаго Акакия, о немже повествуется в Лествице (VI). Преподобныя Евфросинии, в миру Евдокии, княгини Московския (1407). Мучеников Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Преподобномучеников Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Мученика Евангела (III-IV). Мученицы Кириакии (IV). Иконы Божия Матери Влахернския (принесена в Россию в 1654 году).

Четверг 

8. Явление иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии во граде Казани (1579). Святаго великомученика Прокопия. Праведнаго Прокопия, Христа ради юродиваго, Устюжскаго чудотворца (1303). Праведнаго Прокопия Устьянскаго (XVII). Знамение от иконы Божия Матери Благовещения, иже во граде Устюге (1290). Чтимые списки с иконы Божия Матери Казанския: в Москве (1612), Казани (1579) и в Ленинграде, Ярославская (1588), Вязниковская (1624), Нижнеломовская (1643), Тобольская (1661) Каплуновская (1689), Тамбовская (1695), Высочиновская (XVIII), Вышенская (1812).

Пятница 

9. Священномученика Панкратия, епископа Тавроменийскаго (I). Священномученика Кирилла, епископа Гортинскаго (III-IV). Преподобномучеников Патермуфия, Коприя и мученика Александра (IV). Преподобных Патермуфия, Коприя (IV). Святителя Феодора, епископа Едесскаго (IX). Икон Божия Матери: Кипрския в селе Стромыни (Московской области) и Колочския (1413).

Суббота 

10. Положение честныя ризы Господа нашего Иисуса Христа во граде Москве (1625). Святых 45 мучеников в Никополе Армянском: Леонтия, Маврикия, Даниила, Антония, Александра, Ианикита, Сисиния, Менеи, Вирилада и прочих (ок. 319). Преподобнаго Антония Киево-Печерскаго, начальника всех русских монахов (1073). Преподобнаго Силуана, схимника Печерскаго, в Дальних пещерах (Х1П-Х1У). Мученика Аполлония (III). Мучеников Вианора и Силуана (IV). Преподобных пустынников египетских, огнем и дымом уморенных (ок. 398). Иконы Божия Матери Коневския (1576). На угрени прокимен: Разделиша ризы Моя себе и о одежде Моей меташа жребий. Стих: Даша в снедь Мою желчь и в жажду Мою напоиша Мя оцта.

 

О Фонде История проектов Фонда Обсудить на православном форуме Архив рассылки
Ждем Ваши вопросы и предложения по адресу info@adamovka.ru
Фонд Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца

Москва, Россия
Russian France Deutch Italian English Netherlands Chinese



Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.orthodoxworld
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное