Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Пресс-служба Украинской Православной Церкви Обзор прессы


Информационный Канал Subscribe.Ru



СООБЩЕНИЕ ПРЕСС-СЛУЖБЫ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ



ПРОБЛЕМИ РЕСТИТУЦ╤╥ ПО-ПОЧА╥ВСЬКИ. Православне життя очима св╕тських ЗМ╤: 15
- 21 вересня 

БАРШАЙ Серг╕й

Проблеми реституц╕╖ по-Поча╖вськи. – Молодий монастир Донбасу. – Храм для наймолодших.


Враховуючи в╕дсутн╕сть якихось масштабних под╕й у житт╕ Церкви протягом даного
тижня, преса «обмежилася» публ╕кац╕ями здеб╕льшого п╕знавального характеру, а
саме – розпов╕дала про православн╕ святин╕. Хоча не т╕льки розпов╕дала, але й
п╕дн╕мала проблеми, що ╕снують нин╕ в деяких православних обителях. 
Тижневик “Зеркало недели” за 20.09.2003 р. у статт╕ К.Щотк╕но╖ “Святыня и ее
национальность” розпов╕да╓ про уже вс╕м набол╕лу проблему навколо статусу Поча╖всько╖
лаври. Загалом статтю можна б назвати ╕ незаангажованою, якби не к╕лька ╕рон╕чних
репл╕к на початку з приводу Указу Президента “Про нев╕дкладн╕ заходи щодо остаточного
подолання насл╕дк╕в тотал╕тарно╖ пол╕тики…”. “Дележка - самое интересное действо,
когда наблюдаешь за ней со стороны. Тем более что историческая вина - материя
тонкая. Не только потому, что платят за нее не те и не тем, хотя странно, что
христианские церкви, не признающие грехов родителей за детьми, так усиленно муссируют
эту идею”. А що ж журнал╕стка рекоменду╓ робити християнським церквам? Може ╖м
треба ╕з заворушенням споглядати, як плюндру╓ться в чужих руках ╖хн╓ ╕сторичне
майно, а тим б╕льше святин╕, в яких часто-густо знаходилась справжня “мерзость
запуст╕ння”? 
Дал╕ К.Щотк╕на, “глядя на процесс "повальной реституции", в╕дзнача╓ наступне:
“остается предположить только одно: время взрывать соборы сменилось временем
их возводить, время отнимать - временем раздавать. "Рука злодейская" подмарафетилась
под "руку дающую", а церковники, прекрасно понимая, с кем и с чем имеют дело,
чтобы не травмировать собственную психику и не смущать толпу, смакуют фразы об
"искуплении исторической вины" и стараются побыстрее (пока не передумали?) забрать
свое. Такая вот магия слова”. А чому тут “церковники” мали б “травмировать собственную
психику”, а тим б╕льше “смущать толпу”? Це в часи безбожних п’ятир╕чок або хрущовських
“в╕длиг” у в╕руючих ╕ псих╕ка травмувалася, ╕ “толпы” засмучувалися. Сьогодн╕
ж в╕руючим, зокрема через под╕бний Указ, травмуватися н╕ до чого. Потр╕бно лише,
щоб реал╕зац╕я його проходила грамотно ╕ чесно. 
«Решение Кабмина вызвало бурную реакцию. С ним не хотела соглашаться местная
власть, в функции которой и входит, собственно, передача сооружений в пользование
религиозным организациям. Оно возмутило местные органы, отвечающие за охрану
памятников, - что тоже вполне логично, так как осталось за скобками, кто именно
будет отвечать за сохранность архитектурного ансамбля лавры. Ведь понятно, что
монахи захотят так или иначе изменить территорию, подновить постройки - сделать
то, что необходимо им для нормальной монастырской жизни, но, вполне возможно,
эти новшества будут плохо согласовываться с представлениями об охране памятников».
Припущення з приводу того, що господарська д╕яльн╕сть поча╖вських монах╕в буде
«плохо согласовываться с представлениями об охране памятников» - ╓ чисто╖ води
провокац╕╓ю. Адже саме монахи (а н╕який не запов╕дник, якого до 2001 року не
╕снувало нав╕ть в уяв╕) протягом стол╕ть доглядали за ус╕ма монастирськими спорудами,
н╕чого при цьому не перебудуваваши ╕ не з╕псувавши. Поча╖вська лавра, яка, мил╕стю
Божою, не була закрита у страшний богоборчий пер╕од, мала незр╕внянно кращий
стан, ан╕ж “Ки╓во-Печерський державний запов╕дник” у Ки╓в╕, який до 1988 року
(коли його частину повернули Церкв╕) славився у першу чергу обдертими ст╕нами
храм╕в, захаращеною територ╕╓ю та розкиданими людськими к╕стками по печерах.
А неповторн╕ храми Поча╓ва завжди були вз╕рцем чистоти ╕ ошатност╕ саме завдяки
тому, що знаходилися п╕д доглядом монах╕в. 
Сама журнал╕стка теж п╕дтверджу╓, що “де-факто Почаевская лавра уже давно функционирует
как монастырь”. Зробимо невелике уточнення: дуже давно! Лавра закривалася т╕льки
на невеличкий пер╕од у 1914 роц╕ ╕ в╕дтод╕ (як ╕ до того) ╕снувала виключно як
монастир. 
Проте важко не погодитись з журнал╕сським анал╕зом розкольницько-ун╕атських “ф╕л╕пп╕к”:
“В протесте УПЦ КП, УАПЦ и УГКЦ, как и во всей истории с Почаевской лаврой, есть
несколько интересных моментов. Во-первых, что же возмутило инициативную группу
и архиереев (ма╓ться на уваз╕ представник╕в УАПЦ, УКП КП та УГКЦ. – С.Б.)? Именно
то, что решение Кабмина, с их точки зрения, является "официальным признанием
духовной иерархии РПЦ над лаврой, что противоречит цивилизационным ценностям
и выбору абсолютного большинства населения Украины". Распоряжение трактуется
как "унижение собственного национального достоинства, оскорбление духовных, государственных
и цивилизационных интересов", "святотатство" и в конце концов знамение выбора
Украины в пользу византийства вместо Европы. Ни много ни мало… 
Несколько настораживает, что в открытом письме инициативной группы довольно ясно
читается цель: не позволить "конкурентам" занять святые стены. В письме о том
говорится открыто: "Национальная святыня остается у государства до образования
Единой поместной православной церкви" (цитата из выступления В.Ющенко). И что
характерно: никто из иерархов, благословивших эти заявления, пока и не подумал
отказаться от какого-нибудь своего храмового помещения на том основании, что
оно тоже может считаться "национальной духовной святыней". Как-то так получилось,
что представители церкви завели речь о законодательном закреплении статуса "национальной
духовной святыни" только тогда, когда одна из святынь оказалась в "неугодных"
руках. 
Особо хочется сказать о риторике заявления и открытого письма. Оно довольно пафосное
и провозглашается как бы "от лица общества". Правда, остается непонятным, почему,
например, почтенные отцы решили, что большинству населения Украины не нравится
византинизм? Или что "широкая общественность восприняла решение Кабмина как унижение
своего национального достоинства"? То есть, что инициативная группа привлекает
к "словесной борьбе" популярную нынче околополитическую и окологлобализационную
лексику. Демонстрирует свои "внешнеполитические ориентиры", так сказать”. 
Тут же тижневик наводить думку арх╕╓пископа Терноп╕льського Серг╕я з приводу
даного питання: “Включить действующий монастырь в историко-архитектурный заповедник
было нелогично. Монастырь функционирует, живет жизнью Церкви. Люди идут туда
не по чьему-то призыву, рекомендации, а по велению сердца и получают благодать
Божью. Поэтому правительственное постановление от 29 мая 2001 года о создании
Кременецко-Почаевского заповедника нас просто удивило. Но пришло время, и справедливость
восторжествовала”. 
Патетична злива “прото╕╓рея УПЦ КП” Анатол╕я З╕нкевича нав╕ть не диву╓, а просто
шоку╓. “Сейчас лавру просто разворовывают. На ее территории отсутствует система
паспортного контроля. Под видом послушников здесь годами находятся граждане других
государств, насаждающие доктрину «Москва – третий Рим». А из-за отсутствия государственного
реестра религиозно-культурных памятников духовные сокровища лавры – мощи святых,
ценные религиозные книги – вывозятся в Россию. Их продают там за сотни тысяч
и миллионы долларов и таким позорным способом зарабатывают на духовной святыне
Украины!». Враховуючи под╕бну по╕нформован╕сть «прото╕╓рея», залиша╓ться припустити,
що в╕н, очевидно, певний час н╕с у лавр╕ послух ╕ паспортиста, ╕ дух╕вника, ╕
бухгалтера, ╕ скарбника. Правда, б╕дний, трохи наплутав з мощами. Справа в тому,
що в Поча╖вська обитель ма╓ всього т╕льки дво╓ мощей – преподобних ╤ова ╕ Амф╕лох╕я
(останн╕, до реч╕, з’явилися лише к╕лька рок╕в тому). Так що “вывозить в Россию
мощи святых” поча╖вцям, при в╕дсутност╕ велико╖ к╕лькост╕ останн╕х, було б якось
складнувато – далеко не розженешся, адже мощей т╕льки дво╓. А сьогодн╕ ╕ святий
╤ов, ╕ Амф╕лох╕й, почивають спок╕йно в Печерному храм╕, попри нап╕вскажен╕ викрики
“войовничих патр╕от╕в”. Сумно ╕ нав╕ть жаль ста╓ приб╕чник╕в КП, якщо ╖хн╕ “пастир╕”
(до реч╕, пан З╕нкевич у газет╕ титулу╓ться як “настоятель Свято-Троицкого духовного
центра в честь Данилы Галицкого”) можуть соб╕ дозволяти под╕бн╕ безглузд╕ фрази.


Монастир, про який розпов╕дають “Киевские ведомости за 18.09.2003 р. у статт╕
Д.Любченка “Свято-Касперовская обитель”, не ма╓ такого в╕ку, як Поча╖в, тому
й ╕стор╕я його набагато скромн╕ша. Проте для сво╖х в╕руючих в╕н ╓ улюбленим ╕
шанованим. “Этот монастырь, расположенный в Горняцком районе Макеевки, - одна
из четырех женских православных обителей, существующих в Донецкой области. 
В нынешнем году монастырю исполнилось шесть лет. Он был открыт в 1997-м на территории
бывшего медучреждения. Монахини унаследовали помещение столовой и пять корпусов,
находившихся в плачевном состоянии. Ныне в двух зданиях уже живут сестры, еще
одно ремонтируется (предполагается, что в нем будет гостиница для паломников),
а два корпуса ждут своей очереди. 
Дореволюционная помещица по фамилии Касперова владела иконой Божьей Матери, творившей
различные чудеса (исцеления и т. п.), которую подарила церкви. Ныне оригинал
чудотворной иконы хранится в Одессе, а копия находится в этом женском монастыре.

Отсюда и его название - Свято-Касперовский. Постоянно здесь обитают более четырех
десятков человек… 
Монастырю принадлежит расположенная неподалеку Свято-Одигитриевская церковь.
Она сейчас вся в строительных лесах, поскольку требует серьезной реставрации.
Снаружи здание церкви уже почти в полном порядке, а вот внутри еще предстоит
серьезная отделка. 
Средства женскому монастырю жертвуют и организации, и частные лица. В свое время
с выделением земли помог бывший мэр Макеевки Василий Джарты, ставший потом первым
заместителем губернатора области. Тяжелые работы, связанные с ремонтом, разгрузкой-погрузкой
стройматериалов, выполняют периодически приезжающие военные. Впрочем, в большей
степени монахини надеются все же на самих себя. Они, кстати, содержат небольшую
ферму с коровами, овцами, козами и курами”. 

Про один ╕з найнов╕ших л╕карняних храм╕в укра╖нсько╖ столиц╕ – храм Поча╖всько╖
╕кони Божо╖ Матер╕ при Охмадит╕ – розпов╕да╓ газета “Киевский регион” за 18-24.09.2003
р. (стаття В.Ковальського “Охматдет” опекает… Богородица”). Автор розпов╕да╓
про храм в╕д самого його заснування: “Вначале батюшке выделили небольшую комнату
в отделении онкогематологии (где лежат больные раком крови). Через некоторое
время предоставили довольно просторное, но очень запущенное помещение бывшей
столярной мастерской: его стены были обшарпаны, ободранный потолок местами обвален…
Но молитва и труд сделали свое дело: уже через месяц после генеральной уборки
и капремонта в обновленном здании отпраздновали Рождество Христово-2002 и отслужили
первую литургию”. 
Як пише журнал╕ст, “Сегодня больничный храм окреп настолько, что даже имеет свою
воскресную школу и собственный сайт в Интернете… За последние 1,5 года здесь
крестилось около 100 детей, а количество исцелившихся уже не поддается учету.
Об избавлении детей от тяжких недугов в храме узнают после того, как радостные
родители заказывают благодарственный молебен Пресвятой Богородице”. 




Благодарим вас за чтение новостей пресс-службы УПЦ
ВНИМАНИЕ! При использовании материалов просьба давать ссылку: "Пресс-служба УПЦ",
а при размещении в сети Интернет - гиперссылку на официальный сервер Украинской Православной Церкви "Православие в Украине": http://www.orthodox.org.ua

Пресс-служба Украинской Православной Церкви
01015, г. Киев, ул. Январского восстания, 25, тел/факс: (044) 255-11-68
Http: //www.orthodox.org.ua
E-mail: press@orthodox.org.ua





http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное