Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православие и Библия

  Все выпуски  

Православие и Библия


Информационный Канал Subscribe.Ru

_________________________________________________________________________________________

Издательство прп. Максима Исповедника

"Ревнитель православного благочестия"

Православие и Библия

Выпуск № 7

Адрес электронной почты: zus@barnaul.ru

_________________________________________________________________________________________

Мир и благодать всем читателям нашей рассылки. Сегодня в номере:

1. Отклики наших читателей

2. Святые отцы о Священном Писании

3. Священное Писание, Православная Церковь и сектанты о иконопочитании

_________________________________________________________________________________________

 

1. ОТКЛИКИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

Здравствуйте, уважаемый Максим! (очевидно наш читатель принял имя прп. Максима Исповедника за имя ведущего рассылки - прим. ред.)

Совершенно случайно получил Вашу рассылку и, открыв, не смог остановится, не прочитав до конца. Огромное уважение вызывает искренняя вера, с которой написан текст рассылки, отсутствие фанатичного следования каким-то непонятно откуда взявшимся в обществе представлениям о том, как должен и как не должен говорить человек веры. Не мне судить о преимуществах и недостатках различных конфессий - я еще слишком молод как физически, так и как христианин. Но хотелось бы поделится с Вами, как человеком с первого слова внушающим доверие, своими мыслями о христианстве в целом.

 До этого лета я всем говорил о том, что я атеист и что в Бога могут верит только люди исключительно слабые и которые не могут найти в себе сил бороться с жизненными трудностями. Почему я так думал? Потому что с раннего детства видел, как в церквях люди, которые говорили, что следует возлюбить ближнего как себя самого, ненавидели друг друга; потому что часто видел как служители церквей в конфликтах, в которых нужно было показать пример благочестивого поведения, опускались до уровня, о котором и писать не хочется. И, как у не сильно разбирающегося в религии человека, сложилось мнение о всех верующих крайне негативное. Но по самой счастливой случайности, меня пригласили на курсы, которые давала группа миссионеров из Канады и США. Они меня просто удивили - образованные, культурные люди, люди, которые находят радость в жизни и к которым просто тянет. Это поразило меня! Я стал прислушиваться. И я понял, как глубоко я ошибался. Нам рассказывали о самых основных вопросах Библии и это давало множество поводов для рассуждений. Я покаялся и начал стараться жить так, как это завещал нам Бог - это, конечно, каждодневный труд и дается иногда не легко, но это действительно дает радость и сил. И моя жизнь полностью изменилась! Полностью!

 Но для меня оставался открытым вопрос о православии. Я думал, что у меня так и останется на всю жизнь мнение об этом направлении, как о не мам лучшем толковании Библии. Но благодаря переменам, которые произошли во мне, я познакомился с замечательной семьей, на примере которой я увидел, что такое настоящая любовь и что бывают семьи, в которых все друг друга любят. Но также интересно было то, что в них я увидел совсем другое, настоящее понимание православия. И вот теперь я прочитал Вас. Теперь я точно уверен, что ранее мне просто попадались неправильные его толкователи. Теперь понятно, что православие - это также очень глубокое направление, но его не многие правильно понимают (Ваши слова, как нельзя лучше: "О чем беседуют православные священники встречаясь?..." ). Бесконечно благодарен Вам за такую рассылку.

С уважением, Н.                                                               

 

2. СВЯТЫЕ ОТЦЫ О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ

"Брат спросил авву Антония, что делать мне, чтобы обрести милосердие у Бога? Старец святый сказал ему: "Что скажу тебе, то сохраняй тщательно: где бы ни был, имей Бога пред очами твоими; делай только то, на что имеешь свидетельство Писания…" (Антоний Великий). Примечание святителя Игнатия Брянчанинова: "Священное Писание издревле признавалось основным руководством для монашества. Только те советы и те наставления старцев принимались за правило жизни, которые были согласны со Священным Писанием". Примечание ведущего рассылки: стоит обратить внимание на эти слова и основательно поразмыслить над ними.

"Чтение Писания - великая защита от греха" (Епифаний Кипрский).

"Незнание Писания - великая стремнина и глубокая пропасть" (Епифаний Кипрский).

"Если возникнет между вами вопрос о значении какого-либо из изречений Писаний, то знающий значение этого изречения да объяснит его смиренно, по силе своей, не настаивая на своем мнении и да успокоит брата с любовью" (авва Исаия).

"Кто вдается в объяснение Писания, не стяжав предварительно духовной свободы, тот поработился страсти любопытства и сильному увлечению мысленным пленением" (авва Исаия).

"Кто понимает и исполняет слова Писания по своему разуму, настаивая упорно, что именно так должно понимать и исполнять их, -  тот не ведает славы и богатства Божиих. Напротив того, кто и понимая говорит: не знаю с точностью слова Божия, потому что я ограниченный человек, тот воздает славу Богу. В нем будет обитать слава Божия соответственно его преуспеянию и смиренномудрию" (авва Исаия).

"В Священном Писании изображен превысший всякого изображения Бог, чтобы мы познали Его насколько и как Он даровал нам познавать Его; в Священном Писании изложена всесвятая воля Бога, чтобы мы исполняли ее; в Священном Писании описан ветхий и новый человек, или погибающий и спасающийся, показаны - путь, ведущий ко спасению, и путь, ведущий к погибели. В Священном Писании увидишь, что должно встретить каждого человека после его смерти в вечности" (свт. Тихон Воронежский).

"Священное Писание - слово Божие. Оно говорит тебе, как говорит и всякому человеку. Оно дано тебе для получения вечного спасения: почему ищи спасения твоего в слове Божием - Священном Писании. Оставь любопытствовать, что делается в этом или другом месте; озаботься узнать, при помощи слова Божия, что делается в душе твоей, к какой ты идешь окончательной цели, к погибели или ко спасению, на каком пути ты находишься, на пути ли праведных или на пути нечестивых" (свт. Тихон Воронежский).

 

3. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ, ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И СЕКТАНТЫ О ИКОНОПОЧИТАНИИ

Темой для этой статьи послужила одна из протестантских интернет-рассылок. В ней авторы коснулись православного иконопочитания. Иконопочитание - тема очень интересная, но объемная, поэтому мы не будем делать полный ее разбор с точки зрения Библии. Но ограничимся кратким разбором обычных ошибок протестантов, осуждающих православное почитание икон.

Вот выдержка из этой рассылки:

"Почитание - уважительное, внимательное отношение к кому-либо: "Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего" (Лев.19:32). Поклонение - сугубо религиозное действие. Однако, в вопросе об иконах, между этими понятиями нет никакой разницы. Главным образом, потому что этой разницы не видят сами православные авторы:

Вот выдержки из достаточно авторитетного для православных источника:

Преподобный Иосиф Волоцкий "ПРОСВЕТИТЕЛЬ".

Слово седьмое, свидетельство святых книг о том, как и почему подобает христианам поклоняться Божественным иконам и почитать их...

"Так же и подобно тому следует писать и изображать пречистый и богочеловеческий образ Господа нашего Иисуса Христа, поклоняться ему и целовать его...

Поэтому следует нам почитать Его образ, писанный на иконе, и поклоняться образу, как Ему Самому, а не кому-то другому.

Икону же Ее следует почитать и поклоняться ей, как Самой Богородице, а не кому-то иному".

Можно привести не один пример такого рода. Тем более, православное Предание для этого достаточно обширно. Как вы видите, практика поклонения иконам далеко выходит за рамки уважительного отношения.

Дорогая сестра Светлана, мы с уважением относимся к вашим убеждениям. Если сам Господь не принуждает людей следовать Своему учению, а позволяет им самим определить свою позицию, то мы, тем более, не должны что-то навязывать вам .

Но я думаю, вы согласитесь с тем, что высшим авторитетом для каждого верного последователя Христа является Библия - слово Божие. А в Библии нет даже намека на то, что мы должны поклоняться священным изображениям. Наоборот такая практика неоднократно осуждается:

"Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину..." (Втор.4:15-16)

Конечно, можно утверждать, что использование священных изображений пойдет на пользу верующему. Но пытаясь разрешить то, что Господь запрещает, люди совершают пагубный грех - повреждают Слово Божие, добавляя к нему собственное видение. А Бог этого позволить не может: "...не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую" (Втор.4:2). Еще раз вспомним здесь вторую заповедь !

Как правило, поврежденное слово Божие заметно даже непосвященным в вопросы библеистики: оно неубедительно. Оно не может зажечь человека изнутри, изменить его жизнь, наполнить его существование особым смыслом. Иными словами - принести человеку счастье.

Истинное учение Христово привлекательно, о чем и пишет Павел:

"Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе" (2Кор.2:17)".

Такое вот рассуждение. Логика этих сентенций весьма любопытна и заслуживает особого разговора. Суть же ее такова:

1. Поклонение и почитание в отношении икон - это одно и то же, оно идентично поклонению и почитанию идолов и запрещено второй заповедью.

2. Просто уважительное отношение это другое.

3. Библия ничего не говорит о том, что мы должны поклоняться священным изображениям.

4. Библия осуждает поклонение священным изображением.

5. Использование священных изображений запрещено Господом.

6. Разрешая его люди повреждают Слово Божие.

Не буду разбирать эти тезисы, тем более что их изобретатель не подтверждает их ссылками на Библию, а предложу другие, прямо оговоренные в Библии.

1. Священные изображения были сделаны во времена Ветхого Завета по прямому повелению Божию: "и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки… Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе" (Исх.25:18, 40); "И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне" (3Цар.6:29).

2. Поклонение истинному Богу может быть и перед рукотворными объектами: "Поклоняюсь пред святым храмом Твоим" (Пс.137:2); "войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем" (Пс.5:8).

3. Во времена Ветхого Завета Бога изобразить было невозможно и недопустимо, потому что Его никто не видел: "Бога не видел никто никогда…" (Иоан.1:18); "Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня" (Втор.4:15).

4. Во времена Нового Завета Бога можно было видеть и осязать: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Иоан.1:18); "О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни…" (1Иоан.1:1), а потому возможно было и изобразить.

Было ли изображение херувимов в Ветхом Завете священным? Безусловно - все имущество храма было священным.

Поклонялись ли этим изображениям? Нет, самим изображениям не поклонялись.

Есть ли в Новом Завете священные предметы? Есть - Писание (1Тим.3:15).

Допустимо ли уважительное отношение непосредственно к книге Священного Писания? И наоборот: допустимо ли неуважительное отношение к этой книге? - Мне известен случай, когда один протестантский пастор, показывая, что бумага ничего не значит, топтался ногами по Библии перед своими пасомыми, но подобные действия у меня вызывают сомнения в духовном и нравственном здоровье такого человека.

Если красками изображен Христос, мой Спаситель, самый дорогой для меня Человек и мой Бог, допустимо ли почтительное отношение к этому изображению? Предосудительно ли поцеловать изображение (фотографию) моей матери, и предосудительно ли стремление поцеловать изображение Христово? И наоборот: допустимо ли неуважительное отношение к подобным изображениям?

Значит ли вышесказанное, что те кто не имеет икон и не проявляет к ним знаков особого внимания поступают плохо? - Писание об этом не говорит ничего. Поэтому, утверждая, что все христиане обязаны иметь изображения Христа (иконы) и поклоняться им - это значит прибавлять к Слову Божию и навлекать на себя дурные последствия, повреждая Слово Божие. Но и наоборот: утверждать, что Слово Божие запрещает изображать Христа, истинного Бога, и почитать Его изображения - тоже значит повреждать Слово Божие, что и делает сектантский автор в цитируемой выше рассылке, с пафосом рассуждая о пагубности этого греха - повреждения Слова Божия и добавления собственного видения.

Между тем, иконоборчество в VIII в. возникло в церкви не на пустом месте: кроме желания объединения с мусульманами, была и другая причина - среди многих православных христиан имело место совершенно языческое отношение к иконам. Икону часто рассматривали не только как напоминание о Том, Кто на ней изображен, но как самостоятельный источник божественной силы, прикосновением, почитанием которого человек приобщается к этой силе. Дело доходило до того, что соскабливали краску с икон, мешали ее с водой и пили в целях исцеления и т.п. То есть кроме правильного, православного отношения к священным изображением имело место прямое идолопоклонство (да и сейчас оно встречается нередко и среди колдунов, использующих иконы, и среди мнимых православных, не знающих Слова Божия).

Как же учит православная церковь об иконопочитании? Цитата из прп. Иосифа Волоцкого очень неудачна, потому что, во-первых, допускает неоднозначный перевод со славянского, а во-вторых, не зная сути иконопочитания, легко можно истолковать ее неправильно.

Для протестантов сделаем отступление о Священном предании. Священное предание - это в первую очередь учение, принятое безусловно всей церковью во все времена христианства, хотя и сформулированное в разной форме в разные времена. В первую очередь это - постановления вселенских соборов и других, приравненных к ним по своему авторитету. Во вторую очередь -  это те вероучения святых отцов, которые согласно Священному Писанию и друг другу говорят о существе нашего спасения. В мелочах, несущественных деталях ошибочные мнения бывали и у тех, кого потом признали святыми. Такие мнения или просто не принимаются Церковью как не обоснованные, или даже прямо отвергаются как ошибочные.

Итак, вот что говорит догмат седьмого вселенского собора (действительно авторитетный источик Священного Предания) о иконопочитании: "[Иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей]… поскольку часто через изображение видимы бывают, постольку смотрящие на них подвигнуты бывают вспоминать и любить первообразных им, и чествовать их целованием и почтительным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, которое подобает единому божескому естеству, но почитанием по тому образу, как и изображение честного и животворящего креста, святого Евангелия… Ибо честь воздаваемая образу восходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, поклоняется существу изображенного на ней…". Как мы видим, речь не идет об обязанности иметь и поклоняться иконам, но о допустимости и естественности почитания их, как и почитании Евангелия.

Какой же вывод можно сделать из всего вышесказанного? Ради справедливости нужно заметить, что среди сектантов есть и такие, которые не считают иконы идолами, а почитание их - идолопоклонством и спокойно относятся к их существованию, и, по крайне мере в этом вопросе, не хулят Церковь Христову и не противопоставляют себя праведникам Божиим (святым отцам). С другой стороны среди номинально православных встречаются люди, почитающие иконы как идолы, как источник самостоятельной энергии, безотносительно к вере во Христа и нравственности молящегося. В отношении и тех и других хочется пожелать, чтобы одни познали истинного Бога - Иисуса Христа, а тем, которые "злословят то, чего не знают" (Иуд.1:10), -  чтобы понимали Писание Духом Святым, а не произвольным толкованием падшего человеческого разума, "зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою" (2Пет.1:20).

Господу нашему Иисусу Христу слава во веки. Аминь.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное