Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православие и Библия

  Все выпуски  

Православие и Библия


Информационный Канал Subscribe.Ru

_________________________________________________________________________________________

Издательство прп. Максима Исповедника

"Ревнитель православного благочестия"

Православие и Библия

Выпуск № 6

Адрес электронной почты: zus@barnaul.ru

_________________________________________________________________________________________

Мир и благодать всем читателям нашей рассылки. Сегодня в номере:

1. Отклики и рассуждения на тему прошлого номера рассылки

2. Святитель Игнатий Брянчанинов о Евангелии

_________________________________________________________________________________________

 

1. ОТКЛИКИ И РАССУЖДЕНИЯ НА ТЕМУ ПРОШЛОГО НОМЕРА РАССЫЛКИ

В прошлом (пятом) номере выпуска нашей рассылки была предложена для обсуждения статья о методах борьбы с сектантами. Единственный отклик на эту тему предлагаем читателям.

"Спорить здесь не о чем! Вот о чем предупредил Иисус Христос:  Матф.18:7 "Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам".

А вот как перевел на человеческий язык сие преп. Ефрем Сирин: "Бог …дал человеку свободу. Кто хочет, чтобы вели его насильно, тот не достоин милости; и если наказывает его правда, то сам он вынуждает ее к сему своею порочностью. Вот, свободная воля подобна руке, которая может простереться ко всякому плоду, и как по собственному выбору могла прежде сорвать и взять себе плод смерти, так может сорвать и плод жизни".

Единственное, где можно оправдать насилие во имя ревности о Боге, так это сохранение в чистоте собственной Церкви: "Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня".

Вывод:

Соблазном Господь будет творить нас подобием Божиим и испытывать даже до того времени, когда на 42 месяца даст полную власть смущать нашу веру на земле Антихристу (Откр.13:5).

Мирянин В.".

Коль не получилось привлечь других к тому, чтобы они сделали мою работу, придется порассуждать самому.

История Церкви показывает нам два противоположных подхода к вопросу о противодействии еретикам в их деле отравления человеческих душ лжеучением. Все всегда были единодушны в том, что еретикам нужно противодействовать. Но вот взгляды о методах расходились. Если Златоуст в толковании на притчу о плевелах говорит о том, что еретиков убивать нельзя, оставив до сбора урожая, то, скажем, прп. Иосиф Волоцкий настаивает на том, что самых зловредных нужно сжечь.

В свое время, защищая право гонимых христиан веровать во Христа и не поклоняться языческим богам, Тертуллиан писал: "И общее право, и естественный закон требуют, чтобы каждый поклонялся богу, в которого он верит. Не подобает религии насиловать другую религию". Но прошли те времена, когда христиане были гонимы и убиваемы. Выросло новое поколение христиан, и уже Карфагенский собор в конце IV века просит светскую власть о том, чтобы языческие капища были уничтожены, идолы ниспровергнуты, совместные публичные трапезы язычников запрещены, просит также и о карательных мерах против донатистов-раскольников, тоже бывших христианами. Об отношениях разных религий, в частности христианской церкви к язычеству, звучат уже другие слова: "Придите на помощь этим несчастным, лучше спасти их помимо их, чем позволить им погибнуть…" (Фирмикус Матернус). Дела спешат за словами. В 341 г. запрещено "безумие жертвоприношений", в 353 г. осуждается всякий культ идолов и закрываются храмы, правда законы эти еще не исполняются, язычество еще реальная сила. Эдикт 380 года объявляет христианство обязательной верой. Это приводит в христианство массы народа, но и закладывает в него семена будущего разложения.

А вот интересный момент из жития святого Автонома (12 сентября): "Однажды местные жители, оставшиеся в неверии, совершали праздник одному из своих скверных идолов и, принося жертву бесам, ликовали в своем идольском храме; тогда христиане, которых в то время было уже много, собравшись, пришли к празднующим язычникам, ниспровергли их жертвенники и разбили всех идолов, храм же их разрушили до основания. Сим они показали неверным, что боги их ничтожны, ибо они не могут сопротивляться, когда их сокрушают, и не вопиют, если их разбивают".

Я ничуть не хочу осудить благочестивых христиан, которые разрушают идолов и храмы, или даже избивают злочестивых еретиков из самых святых и возвышенных побуждений. Только мы, христиане, должны быть готовы к тому, что когда придет время язычников, то нас будут бить не только за нашу любовь ко Христу и благочестивую жизнь, но и за те побои, которые мы в свое время нанесли этим злодеям для их спасения. Остается только порадоваться за то, что православная церковь участвовала в убиении еретиков эпизодически и не в столь колоссальных масштабах, как это делали католики, дошедшие, кстати, в своем богословии до того, что они называли это дело великим благом по отношению и к самим еретикам, ибо, по их словам, еретики эти, раскаявшись, очищались теми мучениями, которые им прописывала святая инквизиция.

Итак, перейдем к тому месту Евангелия, которое, как утверждает свт. Иоанн Златоуст, имеет ввиду вопрос убийства еретиков:

"Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою" Мф.13:24-30.

 

2. СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ О ЕВАНГЕЛИИ

 Почему-то не принято в повседневной жизни православных приходов заниматься непосредственным изучением Слова Божия. Если даже при храме есть воскресные школы, то, как правило, там занимаются то изучением Символа Веры, то разбором молитв, то пением, то еще чем-нибудь, и редко-редко чтением и разбором Евангелия, приложением его к повседневной жизни. И, что естественно для сектантов - знание и любовь к Евангелию, то крайне редко для "истинно верующих" - православных.

О чем беседуют сектантские пасторы встречаясь? - обсуждая любые вопросы, они, как правило, беседуют с раскрытой Библией в руках, постоянно к ней обращаясь.

О чем беседуют православные священники встречаясь? - как правило, о посещаемости храма, о доходе, об архиерейских налогах на приход, очень редко касаясь духовных вопросов. А то и за бутылочкой водочки ведется братское духовное общение.

Это дает повод одному дяденьке утверждать: "Соберите нескольких православных священников в неофициальной обстановке, попробуйте их усадить рядом, чтобы они почитали Слово Божие, поговорили о прочитанном, обсудили - не выйдет. А если у кого-то получится - это будет одним из самых счастливых дней моей жизни, с этого начнется возрождение православия в России".

Говорю о сем не для того, чтобы поерничать и укорить наших несчастных батюшек, но для того, чтобы нам стало ясно почему православные христиане обычно не знают и не любят Слово Божие - им об этом не говорят: что его нужно любить, что в него нужно вникать, что его нужно молитвенно изучать. В лучшем случает говорится о том, чтобы читали в день по главе, а уж до совместного разбора дело не доходит почти никогда. Потому и столь несобранны православные общины по городам и весям - убери священника с прихода, и православным вроде бы и заниматься вместе нечем, раз богослужения нет; в лучшем случае можно вместе акафист почитать (если есть официально назначенное молитвенное место), а чтобы вместе заниматься Священным Писанием - дак этому никто никогда и не учил.

Но учиться нужно, пришло время. Перед Церковью в России сейчас два пути: либо пытаться разбудить в людях любовь к Богу, любовь к Священному Писанию, самоотверженность, ненависть ко лжи и лицемерию, либо изо всех сил лезть в объятия светской власти, армии, МВД, чтобы сделать нашу религию обязательной и силой ограничить окаянных еретиков в их бурной деятельности. Заниматься последним много желающих и без нас, мы же попытаемся внести свою лепту в первое направление.

Для того, чтобы читатели убедились в том, что трепетное и прилежное отношение к постоянному чтению Евангелия есть не только измышления сектантствующих, приведем слова святителя Игнатия Брянчанинова о Евангелии.

"Изучи Евангелие, и возможешь жизнию твоею последовать Христу".

"Раскрывая для чтения книгу - святое Евангелие, вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы".

"Молись в сокрушении духа Господу, чтобы Он открыл тебе очи видеть чудеса, сокровенные в законе Его, который - Евангелие".

"При чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительно святую истину"

"Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия… читай его делами. Это - книга жизни, и надо читать ее жизнию"

"Читая о прокаженных, расслабленных, слепых, хромых, беснующихся, которых исцелил Господь, помышляй, что душа твоя, носящая многоразличные язвы греха, находящаяся в плену у демонов, подобна этим больным. Научайся из Евангелия вере, что Господь, исцеливший их, исцелит и тебя, если ты будешь прилежно умолять Его о исцелении твоем".

"Зрение грехов, зрение того падения, в котором находится весь род человеческий, есть особенный дар Божий. Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя книга Небесного Врача - Евангелие".

"Постарайся, чтобы Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу… тогда и деятельность твоя удобно соделается евангельскою".

"Для любящего душу свою, для того, кто не решается на самоотвержение, закрыто Евангелие: он читает букву; но слово жизни, как дух, остается для него под непроницаемою завесою".

"Точного и совершенного раскрытия Евангелия невозможно стяжать в себе собственными усилиями: это - дар Христов".

"Евангелие есть изображение свойств нового человека, который - Господь с небесе. Этот новый человек - Бог по естеству"

"Дух Святой, вселившись в истинного и верного служителя Своего, соделывает его и совершенным читателем и истинным исполнителем Евангелия"

"Писания отцов соединяются все в Евангелии; все клонятся к тому, чтобы научить нас точному исполнению заповеданий Господа нашего Иисуса Христа; всех их и источник и конец - святое Евангелие"

"Сначала более занимайся чтением святых отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие: тогда уже преимущественно читай Евангелие". - К этому нужно заметить, что свт. Игнатий говорит не о том, что сначала не нужно читать Евангелия, а читать святых отцов, но что, читая Евангелие, больше времени (поначалу) уделять их толкованиям и наставлениям, для того, чтобы правильно научиться понимать его, а потом уже большую часть времени уделять непосредственно чтению Евангелия.

"Научись читать Евангелие: от него услышишь истину, в нем увидишь истину. Истина откроет тебе падение твое и узы лжи, узы самообольщения, которыми невидимо связана душа всякого человека, не обновленного Святым Духом".

"Верный Слову Божию… действуя под руководством Евангелия против собственного самообольщения, укрощая страсти, этим уничтожая мало-помалу влияние на себя падших духов, он мало-помалу выходит из состояния прелести в область истины и свободы".

"После молитвенного правила, опять всеми силами заботясь о внимании, читай Новый Завет, преимущественно же Евангелие. При этом чтении тщательно замечай все завещания и заповедания Христа, чтобы по ним можно было направлять свою деятельность, видимую и невидимую".

"Надо покаяться, оставить греховную жизнь, чтобы сделаться способным приступить к Евангелию. Чтоб принять Евангелие, надо в него уверовать".

"Евангелие, как Откровение Бога, превысшего всякого постижения, недоступно для падшего разума человеческого. Необъятный разум Божий объемлется верою".

"Слушай Евангелие, говорящее тебе, и святых отцов, объясняющих Евангелие; слушай их внимательно, и, мало-помалу, вселится в тебя живая вера".

"Желающие приступить к Господу и присовокупиться к Нему всеблаженным совокуплением навеки, должны начать это святое дело с тщательнейшего изучения Слова Божия, должны начать с изучения Евангелия, в котором сокровен Христос".

"В человеке от жительства по Евангелию является как бы естественно заповеданное Евангелием покаяние".

"Что значит - последовать Христу? Значит: изучать Евангелие, иметь Евангелие единственным руководителем деятельности ума, деятельности сердца, деятельности тела".

"Святое Евангелие можно уподобить зеркалу. Каждый из нас, если захочет, увидит в нем состояние души своей и то всемогущее врачевание, которе предлагается всемогущим врачом, Богом".

"Евангелие лишает человека того, чем он владеет неправильно".

"Евангелие научает нас, что падением стяжали лжеименный разум, что разум падшего естества нашего, какого бы он ни был достоинства природного, как бы ни был изощрен ученостью мира, сохраняет достоинство, доставленное ему падением, пребывает лжеименным разумом".

"Евангелие - тот вертоград (виноградник), в котором может найти Христа Мария - верная душа, пребывающая в покаянии… за городом, – вне любви к миру".

"Изучая Евангелие, стараясь исполнять его веления делами, словами, помышлениями, ты будешь последовать завещанию Господа и нравственному преданию Православной Церкви".

"Главнейшим келейным занятием новоначального инока должно быть чтение и изучение Евангелия и всего Нового Завета".

"Как о своих помыслах, так и о помыслах ближнего, о его советах, советуйся с Евангелием".

"Евангельское учение есть единственный источник всех истинных, христианских, богоугодных добродетелей".

"Надо постоянно внимать себе, поверять свое поведение и душевное состояние по Евангелию".

"Только при посредстве покаяния можно принять Евангелие, усвоиться Евангелию".



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное