Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вайшнавские новости...

  Все выпуски  

Вайшнавские новости и не только... Кому нужен этот договор?


Информационный Канал Subscribe.Ru

[Text 562690 from CIS]

19 октября, 2005

Александр Петров, НГ-религии

Кому нужен этот договор?

Митрополит Кирилл предложил законодательно закрепить в России существование
религиозных меньшинств

Второй по значимости человек в Русской Православной Церкви, председатель
Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) митрополит
Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) выступил с законодательной
инициативой. В интервью французскому журналу "Дипломатия" он заявил, что в
России было бы полезно закрепить на законодательном уровне особые отношения
государства с четырьмя основными религиями страны. Речь идет о православии,
исламе, буддизме и иудаизме. Прозвучавшее заявление вновь оживило дискуссию
о том, какой же должна быть модель церковно-государственных отношений в
России.

В качестве примера стран, модели государственно-церковных отношений которых
Россия могла бы позаимствовать, иерарх привел Грецию и Грузию. В этих
странах особое положение Православной Церкви закреплено конституциями.

Действительно, православие в Греции имеет статус государственной религии, а
священнослужители получают государственную зарплату. В Грузии православие
возведено в ранг государственной религии де-факто. В 2002 г. президент
страны и Католикос – Патриарх всея Грузии Илия II подписали "конституционное
соглашение", своего рода "конкордат", которое поставило Православную Церковь
в привилегированное положение по отношению к другим религиозным организациям
этой страны.

В интервью французскому журналу митрополит Кирилл особо отметил, что "нет
ничего плохого и угрожающего свободе людей иных вер, если государство
публично заявляет о своих особых отношениях с религиями большинства
населения своей страны". И в этом случае, по мнению главы ОВЦС, появятся
четкие и всем понятные правила церковно-государственных взаимоотношений,
которые лучше поддаются общественному контролю и позволяют государству и
религиозным общинам "сотрудничать в различных общественных сферах
пропорционально количеству верующих, принадлежащих к той или иной
традиционной религии".

Стремление митрополита Кирилла окончательно узаконить и так уже оговоренное
в преамбуле Закона "О свободе совести и о религиозных организациях"
неравенство по отношению к "нетрадиционным" для России конфессиям и религиям
вызвало негативную реакцию представителей религий, не упомянутых
митрополитом Кириллом (например, многочисленных протестантских деноминаций,
а также католиков и кришнаитов). "Если эта идея будет реализована на
законодательном уровне, это негативно отразится не только на протестантах,
но и на других конфессиях и религиях страны", так инициативу митрополита
Кирилла в интервью "НГР" прокомментировал председатель Российского
объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) епископ
Сергей Ряховский. "Это заявление прозвучало некорректно по отношению к тому
религиозному многообразию, которое существует в России. Конечно, можно
говорить о социальном партнерстве и об особых отношениях, но это не должно
противоречить Основному закону государства и нарушать уже сложившийся
баланс", – отметил епископ.

Впрочем, тот факт, что и мусульмане, иудеи и буддисты "прописаны" в
преамбуле закона как "традиционные" для России религии, не дает им повода
чувствовать к себе равное отношение со стороны властей предержащих. Один из
лидеров российского ислама муфтий Равиль Гайнутдин, в принципе признавая,
что сегодня ислам получил в России невиданные права, все равно считает, что
на деле реального равноправия нет. "В России 20 миллионов мусульман, и они
имеют право называть себя представителями Российского государства, коренными
жителями и требовать равноправного отношения к себе", – отметил муфтий
Гайнутдин в эфире радиостанции Би-би-си.

Выступление митрополита Кирилла вызывает целый ряд вопросов. Например,
возможна ли в России реализация грузинской и греческой моделей, где
"традиционных" религий в соответствии с законом о религиозных организациях
не одна, а целых четыре? Как известно, ни Греция, ни Грузия, будучи в
принципе едиными мононациональными и монорелигиозными государствами, не
имеют опыта длительного сосуществования различных наций и религий,
характерного для полиэтнической России.

Приведенный иерархом пример представляется в некоторой степени анахроничным
потому, что на сегодняшний день страны Евросоюза (включая православную
Грецию) постепенно отказываются от принципа госрелигий. Да и сама Греция уже
неоднократно подвергалась критике со стороны Европарламента именно из-за
привилегированного статуса Православной Церкви, указанного в Конституции
страны. Отметим, что после разразившихся коррупционных скандалов, в которых
оказались замешаны высокопоставленные священнослужители Элладской Церкви,
большинство жителей Греческой Республики выступили за отделение Церкви от
государства.

Не совсем понятна и упомянутая в интервью "пропорциональность". Значит ли
это, что даже между традиционными религиями будет производиться
разграничение в правах в зависимости от числа верующих? К сожалению, сам
иерарх отказался комментировать "НГР" свое выступление для французских СМИ,
в то время как подобная ситуация должна будет закрепить существование в
стране не только национальных, но и религиозных меньшинств. После чего
говорить об их равенстве можно будет с большой натяжкой...

В самой Московской Патриархии у тех, кто выступает за "особые отношения" с
государством, есть как сторонники, так и противники. Однако, по мнению
аналитиков, сейчас сильнее позиции именно тех, кто хотел бы еще большего
сближения Церкви с государством и собственно большой опеки с его стороны.

Ни для кого не секрет, что отношения государства и РПЦ уже де-факто давно
вышли за рамки правового поля светского государства и по идее только ждут
своей реализации в российском законодательстве. По мнению представителей
Московской Патриархии, "конституционное соглашение" о сотрудничестве между
Церковью и государством, ставящее РПЦ в привилегированное положение
относительно других религиозных организаций, могло бы быть формой,
определяющей специфику государственно-церковных отношений в России и
соответствующей современным реалиям.

Идея построения государственно-церковных отношений на договорных условиях
постепенно начинает доминировать в сознании российских политиков и церковных
иерархов. По мнению представителей РПЦ и некоторых политиков, лоббирующих ее
интересы, "американская модель", подразумевающая абсолютное равенство всех
конфессий и религий между собой перед лицом единого закона о свободе совести
(что мы наблюдаем в России), должна уступить "европейской" схеме, отдающей
предпочтение национальному вероисповеданию и тем самым ставящей "религию
большинства" в привилегированное положение.

Пользуясь благоприятной политической конъюнктурой и общей неспособностью
власти сформулировать внятную концепцию отношений государства и религиозных
организаций, Московская Патриархия пытается "протащить" свой собственный
законопроект. И очередное законодательное предложение митрополита Кирилла
свидетельствует о том, что инициатива в вопросе выстраивания отношений
власти к религиозным организациям перешла от государства к самим религиозным
организациям, и в данном случае к РПЦ.

Стремление главы внешнеполитического ведомства Московской Патриархии
поставить уже сложившиеся "особые отношения" государства и РПЦ на более
высокий – законодательный уровень вполне понятны. Ведь президентские выборы
уже не за горами. А кто сейчас может поручиться, что после 2008 года
политическая конъюнктура останется неизменной и Церковь сохранит свои
позиции?

К тому же на данный момент митрополит Кирилл с легкостью может найти
поддержку в Охотном Ряду, где имеется значительное число депутатов,
лоббирующих интересы РПЦ. Так, в прошлом году в Госдуме при активном участии
самого иерарха прошли парламентские слушания на тему "Совершенствование
законодательства о свободе совести и о религиозных организациях". Это
мероприятие, проходившее на высоком уровне, можно считать большой победой
РПЦ. Участники этих слушаний согласились, что закон о свободе совести от
1997 года отражает реалии середины 1990-х и что "на современном этапе от
государства и религиозных организаций требуются совместные шаги по
дальнейшему совершенствованию законодательства, регулирующего
государственно-церковные отношения".

Приуроченное к началу политического сезона выступление высокопоставленного
иерарха, которого многие считают возможным преемником Алексия II, может
означать лишь одно: РПЦ не согласна отказаться от своих амбиций стать
привилегированной религиозной организацией страны и вновь приступает к
политическому лоббированию своих интересов. И эта инициатива, ведущая к
ломке конституционного статус-кво, может быть расценена как своего рода
сигнал к началу активных "боевых" действий между сторонниками и противниками
принципа отделения Церкви от государства.



Источник: НГ-религии

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.news1108
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное