Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вайшнавские новости...

  Все выпуски  

Вайшнавские новости и не только... Захожане


Информационный Канал Subscribe.Ru

[Text 526319 from CIS]

Николай Митрохин , Политический журнал

"Захожане"
Кто и как в стране посещает церкви

На постсоветском пространстве Русская православная церковь  крупнейшая
религиозная организация. По количеству приходов она доминирует не только в
России, но и в Белоруссии, Молдавии, на Украине. Однако точно оценить
количество ее прихожан невозможно.

Узким кругом

В собственном уставе РПЦ расплывчато именует своими прихожанами всех лиц
православного вероисповедания, проживающих на ее "канонической территории"
(в странах бывшего СССР, за исключением Армении и Грузии), а также
"добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах".
Статистика количества общин и другой православной инфраструктуры (о ее
достоверности я буду говорить ниже) никак и ни в каких официальных
документах не коррелируется с данными о количестве прихожан.

Подобная информация отсутствует даже во внутренних документах церкви.
Епархиальные отчеты нередко содержат довольно подробные данные о состоянии
храмов, но, например, выяснить по ним, на какое количество прихожан они
рассчитаны (не говоря уж о том, сколько в них ходит), невозможно. Чаще всего
не знают этого и служащие в храмах священники. При личных беседах их
приводят в замешательство вопросы о количестве людей, пришедших в храм на
Пасху (традиционный пик посещаемости) или даже на последнюю службу. Более
или менее точно они могут назвать количество причастившихся, но с учетом
того, что это, как правило, малая часть присутствующих, такие данные трудно
назвать репрезентативными.

С позиции юриста в России немногим более 100 тыс. прихожан РПЦ, входящих
примерно в 11 500 общин. Ведь единственным местом, где фиксируются данные на
конкретных верующих церкви, являются списки приходского совета  они
подаются в региональное подразделение Министерства юстиции РФ для
регистрации прихода (общины).

По существующему законодательству в состав учредителей религиозной
организации должно входить не менее 10 человек. Как правило, списки такой
численности и подаются в областные управления юстиции. Священникам и
работникам храма выгоднее заявить властям узкий круг соучредителей прихода,
чем фиксировать на бумаге имена всей активной части общины. Это помогает
избежать возможных неприятностей, если вдруг часть актива решит выйти из-под
контроля духовенства. Ведь соучредители общины реально входят в приходской
совет только на первом этапе. В дальнейшем они могут быть заменены, умереть
или перестать посещать этот храм. С точки зрения закона (как
государственного, так и церковного) главное, чтобы община была
зарегистрирована, а сохранит ли она прежний состав  не имеет значения.

Свечная память

Таким образом, если многие другие религиозные конфессии более или менее
твердо знают количество своих верующих в регионах России и странах СНГ (и
даже иной раз могут отчитаться поименными списками прихожан), то РПЦ
оперирует данными о доле населения, признающего себя православным.

Количество верующих РПЦ можно было бы подсчитать на основе социологических
методик, однако последние пять лет между религиоведами и социологами ведутся
споры о корректных методах подсчета. Положение осложняется тем, что на
постсоветском пространстве весьма низка религиозная культура. Точнее,
существует феномен "размытой" религиозности, когда люди, определяющие себя
как православные, не только годами не ходят в храм, но даже не крещены.

Это подтверждают результаты социологических опросов. Согласно одному из них
(проведенному фондом "Общественное мнение" в

2002 г. в 44 регионах России), 72% респондентов заявили, что никогда в жизни
не причащались. Лишь 12% опрошенных держали посты (из них половина  только
Великий пост) и лишь 1% соблюдал все пищевые ограничения, предусматриваемые
православной догматикой. Согласно другому опросу того же социологического
центра (апрель 2003 г.), 59% опрошенных заявили, что они являются
православными, однако только 85% из них считали Пасху важным событием. И
лишь 16% ответили, что на Пасху намерены сходить в церковь.

Другой, гораздо более оптимистичный для РПЦ опрос, проводившийся службой
РОМИР в течение всего 2003 г. (100 городских и сельских населенных пунктов),
показал аналогичный процент людей, систематически посещающих храмы, но
гораздо больший  по эпизодическим посещениям. Всего, таким образом, о своем
посещении православного храма в течение года заявило не более 40% населения
России.

В результате дискуссий экспертов и регулярных "замеров" населения различными
социологическими группами специалисты сошлись во мнении, что чуть более
половины населения России считают себя православными, однако лишь 2-4%
населения регулярно посещают храмы, исполняют необходимые обряды, читают
религиозную литературу и потому могут всерьез считаться прихожанами РПЦ. В
Церкви эту категорию людей называют воцерковленными верующими (далее я буду
именовать их воцерковленными).

Все категории верующих, не принадлежащих к духовенству и сообществу
воцерковленных и посещающих храм эпизодически, именуются на церковном сленге
захожанами. Чаще всего эти люди действительно посещают храм лишь для того,
чтобы поставить свечку перед одной-двумя "полезными" иконами и после этого
выйти  не проявив особого интереса к литургии. За свою жизнь из всех
церковных таинств они участвуют только в крещении и отпевании.

Естественный процесс

Эта практика много раз подвергалась критике внутри самой Церкви, но остается
неизменной. Опросы священников (проведенные как мною, так и моими коллегами)
показывают, что практически никто из присутствующих при крещении взрослых, в
том числе и его крестные родители, не знает элементарных молитв, даже
"Символа веры", и, более того, не умеет креститься и не делает этого в
храме.

Классическим в этом отношении примером стал культ новой (канонизирована в
1998 г.) московской святой Матроны, чьи мощи в 1997 г. были переданы
Покровскому женскому монастырю. "Сарафанное радио" (следуя мифологии,
выработанной монашествующими) настойчиво рекомендует посетить его всем
женщинам для благополучия в семейной жизни, вне зависимости от их отношения
к институту церкви. Монахини монастыря в интервью московской церковной
прессе утверждают: "Даже людям, совсем далеким от веры, Матрона помогает.
Она соединяет разделенные семьи, помогает найти работу, от наркомании лечит,
от онкологии, сейчас много людей пропадает  по молитвам к ней они
возвращаются <...> Все, кто хоть раз обращался к ней в трудную минуту жизни,
по опыту знают силу ее молитвенного заступления".

Наличие захожан и особенно тех из них, кто ищет в Церкви исцеления, но не
веры, объясняет разницу между результатами работы социологов и подсчетами
верующих, осуществляемыми МВД. По традиции, оставшейся с советских времен,
милиция в крупных городах ведет учет количества людей, посещающих службу в
пасхальную ночь. (Для верующего христианина посещение храма в это время
обязательно.) Так вот, в десятимиллионной Москве в

2000 г. в православные церкви пришло не более 120 тыс. человек (в 1992-1994
гг.  180 тыс.). А на Пасху 2003 г. в период с 8 часов вечера Великой
субботы до 6 часов утра пасхального воскресенья в храмы зашло всего 63 тыс.
человек.

Данные по другим регионам подтверждают ту же картину  на главный
православный праздник приходит (во всяком случае, по данным МВД и областных
администраций) от о, 5 до 2, 1 % населения. Несколько выше число людей,
приходящих на Пасху на кладбища (праздники Красная горка и Радоница)
поминать своих родственников, однако эта традиция не имеет никакого
отношения к учению церкви и рассматривается ею как "народный обычай".

Суммарные данные по стране подтверждают региональную статистику. В 2002 г.
МВД, опираясь на опыт предшествующих лет, предсказывало, что во всех
пасхальных мероприятиях (включая Страстную седмицу, Пасху, Красную горку и
Радоницу) примут участие примерно 15 млн человек, то есть чуть более 10%
населения страны. В 2004 г., согласно тому же источнику, на богослужениях в
храмах РПЦ присутствовало 4, 9 млн человек (3, 3% населения России), на
которых приходилось 10 млн посетителей кладбищ.

Еще в конце 2003 г. очевидную ситуацию вынужден был признать и патриарх
Алексий. В своем выступлении на епархиальном собрании г. Москвы он с горечью
сказал: "Храмы пустеют. И пустеют не только из-за того, что увеличивается
количество храмов. Это естественный процесс, он будет продолжаться".

А представитель Российской православной автономной церкви московский
протоиерей Михаил Ардов советует: "Я бы мог предложить социологам и
психологам интереснейшую тему для исследований. Надо провести опросы на
городских и сельских кладбищах в день Пасхи. Следует поинтересоваться у
людей: почему они приходят сюда именно в этот день? Отчего они тут едят и
пьют? Верят ли они в загробную жизнь? Результаты могут быть поразительными,
тут может выявиться нечто вроде новой бездуховной религии с грубыми
суевериями и примитивными обрядами".

25.04.2005



Источник: Политический журнал

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.news1108
Отписаться

В избранное