Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вайшнавские новости...

  Все выпуски  

Вайшнавские новости и не только... Холи


Информационный Канал Subscribe.Ru

[Text 521040 from CIS]

Интересная статья о празднике Холи в московском храме :0)

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=32122&cf=

01 апреля 2005, 17:21

РЕПОРТАЖ: Испепеление зла на Ленинградском проспекте. Кришнаиты вступают в
лето
----------------------------------------------------------------------------

"Холи означает ералаш милости просим тчк..." Начало электронной депеши
выглядело интригующе. В памяти тут же вспыхнули брызги ярких красок и
радужные облака цветной пудры, которой люди весело осыпали друг друга на
экранах индийских киномелодрам в 70-е. Неужто, теперь мазаться будут и
здесь, в студеной Москве?

Словом, я решил пойти туда и посмотреть. Тем более, что Холи - это, как
объяснялось в анонсе, проводы зимы и, естественно, встреча весны. Что и
говорить, самое время, синие московские метели порядком надоели. Интерес
подогревался, помимо прочего, и обратным адресом: "Храм Кришны на
Ленинградском проспекте". Ведь с тех пор, как год назад кришнаитов
экстрадировали с насиженного места у метро "Беговая", о них практически
никто не слышал, за исключением дежурных "наездов" недремлющей
антикультистской братии. Так что можно убить сразу двух зайцев. То есть,
даже трех - заодно и приоткрыть для себя завесу над тайной "красочной"
мистерии.

Чтобы добраться до нового храма кришнаитов, нужно сойти на станции метро
"Динамо", миновать темный лес и упереться в гранитный монумент
основоположнику современной аэродинамики академику Николаю Егоровичу
Жуковскому. Затем тремя короткими перебежками, пока горит зеленый, пересечь
Ленинградский прспект и обогнуть мрачноватую гостиницу "Аэростар". Вообще
архитектурной безвкусице, царящей в отрогах Ленинградки, можно только
удивляться. Настоящее раздолье для съемок какого-нибудь очередного
"Терминатора". За постоялым двором, где, похоже, никто не живет, раскинулась
довольно обширная автостоянка, по левую руку от которой стоят покосившиеся
лачуги-бытовки. В них теплятся признаки жизни. Бомжи разводят перед своими
хижинами костерок на старых покрышках и варят похлебку. На стоянке
припарковываются иномарки клиентов фешенебельного торгового центра "Старт".

Раньше плац был вдвое просторней, но теперь одну его половину как раз и
занимают кришнаиты. Там, за длинным забором из гофрированной жести и
притаился храм Кришны. Справа над ним зависает тяжелая скала баскетбольного
зала ЦСКА с кабиной на крыше для обозрения когда-то взлетавших отсюда ввысь
алюминиевых соколов. С тыла на бивуак кришнаитов с довольно большой
скоростью неумолимо надвигается армада жилых новостроек.

Резкий контраст с неживой природой возник уже на подступах к храму. Вблизи
"великой индусской стены" жизнь бьет ключом. Отовсюду сюда стекаются струйки
индийцев. Многие подъезжают на авто. Перед калиткой полным ходом идет
освящение новенького красного "Рено". Русский брахман в дхоти шафранного
цвета касается пальцами снега, для очищения, чем приводит в восторг индийцев
(на родине такого не увидишь!), и начинает повторять мантры, звоня в
колокольчик. Освятив салон, кузов и даже мотор, брахман получает
пожертвование и исчезает в храме. Чуть поодаль замечаю роскошный лимузин с
красными дипломатическими номерами.

Толкнув зарешеченную дверцу в заборе, наконец, попадаю внутрь лагеря
кришнаитов. Слева сторожевая будка - более спокойного места для охранника не
найти: как у Кришны за пазухой. Справа стоит двухэтажный барак. Его воздвиг
"Дон-Строй" взамен снесенного старого храма. В бараке разместились молельный
зал, кухонька, а на втором этаже - канцелярия. Дальше находится еще один
барак с магазинчиком и служебными помещениями.

Посреди асфальтовой лужайки слева от храмового барака заканчиваются
приготовления к празднику. Туда сгребли последний снег и сверху водрузили
странное пугало метра четыре высотой - укутанная в тряпки соломенная
"ведьма" зловеще скалится и протягивает к вам костлявые руки с когтями,
которым позавидовал бы сам Фредди Крюгер. Рядом возится кришнаит -
разукрашивает снег загадочными знаками.

"Так вот оно какое - Зло!", - как бы между прочим восклицаю я, пытаясь
разговорить художника-оформителя. "Да, это как раз и есть чучело демоницы
Холики, которое полагается символически спалить". Кришнаит очень занят и
потому немногословен. Пока чучело ожидает своего аутодафе, решаю заглянуть в
храм. Затылком ощущаю на себе взгляд ведьмы.

В глаза сразу бросается отсутствие благ цивилизации. Нет водопровода. Узнаю,
что коммуникацию обрубили месяца через два после переезда - тут не положено!
Поначалу были проблемы и с телефоном.Но это - ерунда по сравнению с
отсутствием воды. Позвонить можно и по мобильнику, как никак в XXI веке
живем. Но вот вода! Для кришнаита, как и для любого индуса, вода - не
роскошь, а средство личной и общественной жизни. Кришнаиты должны омываться
рано утром целиком. Кроме того, монахам нужно одежды стирать каждый день.
Особая чистота требуется тем, кто служит в алтаре. Воду приходится подвозить
со стороны.

"Из любопытства" заглядываю в местный биотуалет. В первый раз в жизни. Не
совсем понятно, почемуон так называется - никаких ассоциаций с
матерью-природой, вроде, не вызывает.

Отсутствие водопровода и канализации, а также тепла еженедельно высасывает
из казны храма свыше 20 тыс. рублей.

Наконец, вступаю в молельный зал. Уж сюда-то ведьме Холике входа нет! Зато
пульс жизни учащается резко. Конечно, "молельный зал" - это громко сказано.
Комнатка шириной где-то в десять и длиной шагов в двадцать явно тесна для
нескольких тысяч столичных кришнаитов. Руководство вынуждено просить их
воздерживаться от визитов в храм. Высота комнаты такова, что даже человек
среднего роста может без труда коснуться потолка. Баскетболист не
разогнется.

Прямо передо мной - алтарь с божествами св. Чайтаньи и св. Нитьянанды. Шри
Чайтанью кришнаиты почитают как самую милостивую аватару Кришны. Краем
глазом улавливаю слева еще чье-то присутствие. Поворачиваюсь и вижу сидячую
скультуру ачарьи (гуру) Свами Бхактиведанты. Кришнаиты почтительно называют
его Прабхупадой, подчеркивая этим его возвышенное положение слуги Бога.
Прабхупада считается в Индии выдающимся святым. Его именем названы улицы
крупных городов. Ровно тридцать лет назад он приехал в Америку, оставив
священный Вриндаван, чтобы исполнить волю своего гуру и раскрыть западным
людям тайну имени Кришны. В ту пору Прабхупаде исполнилось 70. Через год он
основал Международное общество сознания Кришны, которое стало самым заметным
проповедническим орденом вишнуизма, которому, между прочим, давно перевалило
за пять тысяч лет.

В 1971 г. Прабхупада побывал в Москве. А еще через десять лет зампред КГБ
Семен Цвигун уже объявил кришнаитов "врагами народа". Нашему обществу враги
нужны как хлеб. И выбор, первым делом, падает на все непонятное или новое.

Все входящие в храм делают Прабхупаде земной поклон, а некоторые даже
вытягиваются перед ним на полу в полный рост. В тесном зале наши кришнаиты и
индусы в ожидании ритуала освящения красок, которые затем окажутся на лицах
собравшихся, поют бхаджаны во славу Кришны. Присматриваюсь к гостям.
Преобладания какого-то определенного возраста нет - есть и молодежь, и
старики.

Подмечаю перемены в движении Сознания Кришны. Отличить кришнаита от обычного
человека теперь можно, пожалуй, лишь по умиротворенности, сдержанной речи и
ожерелью из деревянных бусинок на шее. Почти не видно бритых голов с
косичкой на темени. Прошла мода и на дхоти - большинство прихожан одеты в
привычные штаны, свитера и джинсу. Традиционные одежды - только на храмовых
служителях. Однако девушки, в противоположность мужской половине, отнюдь не
собираются отказывать себе в удовольствии щегольнуть элегантным сари. Тем
более, что двух одинаковых сари не бывает. Возможно, с потерей старого храма
на Хорошевке кришнаиты лишились части своего детства. Тогда они были
охвачены революционным духом, и им нечего было терять. Теперь уже
преследования КГБ, тюрьмы, психушки и лавина пасквилей в газетах позади.
Перейден и психологический барьер.

Впрочем, любому искреннему верующему свойственна гибкость. Кришнаиты ныне -
не революционеры. Они больше стараются быть полезными нашему разномастному
обществу.

Тем временем священнослужитель-пуджари насыпает на столике перед божеством
Чайтаньи горки пищевой пудры красного, рыжего, лимонного, сиреневого, синего
и зеленого цветов. Пуджари зовут Вишнурат Дас, а в миру - Виталий Манахов.
Одновременно он здесь исполняет еще и обязанности маханта, т.е. управляющего
храмом. Через плечо у него - священная брахманская нить. Существует расхожее
мнение о том, что индусом (а тем более брахманом) может быть только индиец.
Но, по мнению самих кришнаитов, это заблуждение. Оказывается, Чайтанья еще
500 лет назад выступал против подобной "национализации" религиозных чувств.

Народу становится все больше. Гардеробщик улыбается, но вешать пальто ему
уже некуда. В храм полагается входить без обуви, однако места нет и для
ботинок. Их гора прямо на полу растет.

Начинается пуджа. Брахман звонит в колокольчик, обмахивает божества опахалом
из хвоста яка, подносит Богу цветы и трубит в большую морскую раковину.
Затем он разжигает ритуальный огонь и рецитирует благоприятные ведические
гимны. Остальные вторят ему и после каждого рефрена "сва-ха" бросают в пламя
сезамовые зерна, чтобы очистить атмосферу и сжечь карму. После этого все
приступают к омыванию фигурки Чайтаньи водой с красками.

"Да, это, должно быть, серьезно, - думаю вслух. - Ералашем тут и не
пахнет"."А вы знаете, что такое Холи? - напрямик спрашивает меня невысокий
коренастый индиец со смеющимися оленьими глазами.

"А Вы - индус? - машинально отвечаю вопросом на вопрос. Кажется, мой тонкий
юмор оценен по достоинству. Индус широко улыбается и сообщает, что я угадал.
Оказывается, это не просто индус, а президент Ассоциации индийцев России г-н
Санджит Джха. Он терпеливо рассказывает на ломаном, но вполне понятном
русском языке историю Холи.

Оказывается за внешней шутливостью праздника скрываются глубокий философский
смысл. Начнем с того, что у Холи нет возраста. По одной из версий, его
отмечали еще с незапамятных ведических времен, когда он был посвящен богу
любви Камадеву. Ведь пробуждение природы сопровождается возбуждением чувств.
Нечто вроде нашего "дня св. Валентина", стало быть. Однако сам проказник
Камадев поплатился за свою игривость. Его испепелил Шива за то, что тот
однажды попытался прервать его медитацию на Кришну, пустив в него свою
цветочную стрелу любви.

Название же праздника связано с Холикой - с тем самым страшилищем, которое я
видел во дворе. Холика была сестрой могущественного демона Хираньякашипу.
Тот был столь дерзок, что бросил вызов Вседержителю. Но у демона был
маленький сын Прахлад, который свято верил в Бога. Однажды, разгневавшись на
набожность сына, злодей повелел Холике бросить Прахлада в огонь. Холика
взяла мальчика на руки и вошла в костер. Она обладала мистической
способностью противостоять стихии огня, но Кришна изнутри лишил ее этой
силы, наделив ею мальчика, который и спасся благодаря этому. Бесславный
конец колдуньи стал символом победы добра над злом. С тех пор, в ночь перед
полнолунием, когда наступает время Холи, люди вяжут снопы из сухих веток,
листьев и соломы. Чучела олицетворяют ведьму Холику и будут сожжены под
радостные возгласы публики.

А вот своим веселым настроением Холи обязан Кришне, напоминая о Его
развлечениях с девушками-пастушками. Причем самый бурный Холи - именно во
Вриндаване, священном городке в провинции Врадж, где Кришна явился в этот
мир за три с лишним тысячелетия до н.э. Вриндаван называют "городом пяти
тысяч храмов", хотя их там, на самом деле, куда больше. "Красочное сражение"
сопровождается в тех краях бесконечным грохотом петард и всевозможных
нелицензированных хлопушек, что заставляет местных жителей с опаской
поглядывать на соломенные крыши своих домиков - не занялся бы пожар!

В этот день божества Кришны издревле вывозили с процессией на слонах,
лошадях или просто на паланкине. За изображениями Кришны обычно тянутся
толпы танцующих и поющих. Причем песни на Холи, как писал один англичанин
еще лет сто назад, "необязательно деликатные". Поскольку юный Кришна
отличался озорством, в день Холи "полагается" шалить. Но по-индийски, в
меру. Кстати, англичане, в свою бытность колонизаторами, признавались, что
ликование индийцев, ликовавших под рокот барабанов и других музыкальных
инструментов, очень заразительно. Европейцы описывали Холи как "карнавал",
когда люди забывают о кастовых, религиозных и иных различиях.

Сам Санджит Дхадж родом из Митхилы. Это - родина жены легендарного
божекственного царя Рамы. Санджит - потомственный брахман. Его предки
служили при разных царях придворными священниками, а сам он по профессии
инженер. Сейчас Санджит занимается бизнесом. Он с семьей уже давно живет в
Москве, и много лет печется об индийской общине, устраивая им праздники,
вроде этого. Санджит лично знаком с Путиным и несколько раз встречался с ним
на светских раутах в ходе президентских визитов в Индию.

В Белокаменной у нас порядка 15 тыс. индийцев. Очень много индийских
студентов, и у них даже есть свой студенческий союз. Традиция приезжать на
учебу в Россию началась еще в 60-е гг. прошлого столетия. Многие молодые
индийцы выбирают наши вузы, даже не обращая внимания на плохие условия
проживания. Они знают, что их здесь научат как следует. Другая особенность
индусов в том, что они набожны. Раньше они по субботам всегда собирались на
Беговой, где пели, молились и угощались традиционными вегетарианскими
деликатесами. Теперь они приходят сюда.

Осторожно интересуюсь, почему в храме мало русских кришнаитов. Г-н Джха
объясняет, что большинство московских кришнаитов в эту весеннюю пору
странствуют по святым местам Индии. А другая часть последователей индуизма
уехала в город Железнодорожный отмечать другой праздник - Гаура-пурниму,
т.е. "явление Шри Чайтаньи".

 Нынешнее помещение страшно тесное, - сетует мой собеседник. - Ждем-не
дождемся, когда здесь появится, наконец, большой храм в классическом стиле.
Хотелось бы, чтобы к московской Олимпиаде уже все было готово - это
послужило бы "родными стенами" для индийских спортсменов. Индийцы ведь,
несмотря на наступление материализма, остаются религиозными. Это - наш
отличительный национальный признак".

 Вы уверены, что индийцам нужны эти Игры? - сомневаюсь я, представляя себе
сикха, ныряющего в чалме с трехметровой вышки. Правда, у них есть еще
шахматы и стрельба из лука. А еще я слышал, что великий индийский святой
Мадхва превосходно плавал и был непобедимым в борьбе.

 Почему нет? - наседает на мой скепсис Санджит, йогически читая мои мысли.
- Надо же где-то золото добывать!"

 А Нью-Йорк? Париж? La Tour Effel?

 "Дикий Запад", - парирует Санджит, удивленный моим непатриотизмом.

Наигранно улыбаюсь, давая понять, что пошутил.

Тем временем, праздник приближается к апогею. Санджит первым берет щепотку
освященной пудры и аккуратно мажет ею какого-то индийца. Очень скоро
дипломатия надоедает, и мазать начинают, невзирая на лица. Боже, удастся ли
отмыться от всего этого?! Увернувшись от надвигающегося на меня индийца с
накрашенной дланью, выскальзываю в коридор. Спрятавшись между пролетами
железной лестницы, ведущей на второй этаж барака, внимательно наблюдаю за
выскакивающими то и дело размалеванными индийцами. Наверное, так прятались
московские бояре в XVII веке. Ведь Холи тогда тоже праздновали и в
Астрахани, и в Москве, где были общины индусов-купцов, а если точней, то при
царе Алексее Михайловиче Тишайшем. Среди них было немало
вишнуитов-кришнаитов, о чем свидетельствуют заметки видного географа Петра
Палласа и зарисовки "видописца" Емельяна Корнеева. Вот только царей и бояр
тогда не раскрашивали. Обрызгать краской простолюдина означает выразить ему
свое дружеское расположение. Но от монархов лучше держаться на почтительном
расстоянии.

Выхожу на свежий воздух. Следом высыпают индийцы и наши кришнаиты. Наступает
время расквитаться с зимой. Гости толпятся перед чучелом Холики. Знакомый
художник-оформитель поджигает фейерверк. Санджит Джха раздает гостям длинные
бенгальские огни, а оформитель ищет зажигалку. Наконец, зажигалка
заимствована у девушки-фотокора из "Независимой".

Через несколько минут под ликующие крики и пение мантр Зло сгорает до
основанья. Публика постепенно расходится. Разукрашенные идут мыть лица и
стряхивать цветную пыль. Поток индийцев не стихает. Кажется, многие нарочно
пришли позже, дабы избежать раскрашивания.

Затем гости снова собираются в храмовой комнате. Раздают угощение.
Маскируясь под кришнаита, проникаю в ашрам, где живут монахи. Там уже
"накрыт" пол. Все сидят в кружок на подстилках, а посредине стоят
вместительные ведра с рисом, супом и тушеными овощами. Тут же огромный торт,
только что привезенный москвичам в подарок их единоверцами аж из Казани.
Невольно объедаюсь и, на всякий случай, заранее перевожу стрелки часов на
час вперед - чтобы не проспать. Потому что завтра должна наступить весна.

Владимир Яковлев,
для "ПроталаCredo.Ru"

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.news1108
Отписаться

В избранное