С самого начала Нагорной проповеди Иисус сосредотачивает внимание на внутреннем мире человека, на его сердце и мыслях. В этом главная идея раздела Матф. 5:21-48, в котором Господь подчёркивает Божественные требования для жизни в Его Царстве, данные в Ветхом Завете, в противоположность иудейским преданиям.
В отличие от внешней, суеверной и лицемерной праведности, типичной для книжников и фарисеев, праведность, требуемая Богом, исходит из сердца. Если её нет в сердце, то её нет нигде. Хотя во дни Христа эта истина была забыта или пренебрегалась большинством иудеев, о ней свидетельствует весь Ветхий Завет.
Соломон молился Богу: Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй; соделай и воздай каждому по путям его, как Ты усмотришь сердце его, ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих (3 Цар. 8:39). Незадолго до своей смерти Давид сказал Соломону: И ты, Соломон, сын мой, знай Бога отца твоего и служи Ему от всего сердца и от всей души, ибо Господь испытывает все сердца и знает все движения мыслей (1
Пар. 28:9).
Пророк Ананий напомнил царю Асе: Ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чьё сердце вполне предано Ему (2 Пар. 16:9).
А в книге Притчей сказано: Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души (Прит. 16:2).
Одна из главных истин Ветхого и Нового Завета заключается в том, что Бога в первую очередь заботит внутренний мир человека. Внешне хороший поступок в глазах Бога хорош лишь тогда, когда проистекает из добрых побуждений. Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его (Иер. 17:10).
В последней книге Библии Господь предупреждает Фиатирскую церковь: Я испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим (Откр. 2:23). Внешнее проявление праведности угодно Богу лишь в том случае, когда оно соответствует такому же внутреннему настрою. Ибо хотя я ничего не знаю за собой, говорит
Павел, но тем не оправдываюсь; судья же мне Господь. Поэтому не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога (1 Кор. 4:4-5).
Свои мнимые добрые дела гордые книжники и хвастливые фарисеи творили не по велению сердца, преданного Христу. Они не руководствовались побуждениями, характеризующими граждан Небесного Царства:нищетой духа, плачем о грехах, кротостью, жаждой праведности и т.д. (Матф. 5:3-12).
Поскольку Иисус знал, что Его слушатели, особенно самодовольные и уверенные в своей правоте религиозные вожди, не могли до конца уяснить смысла Его слов, Он посвятил значительную часть проповеди разоблачению ложных канонов и мотиваций законнической системы, заменившей собой Божье Слово.
Выражением Вы слышали, что сказано древним (или подобным ему выражением) Иисус предварял каждый из шести корректирующих примеров, приводимых в этой части проповеди (см. ст. 21, 27, 31, 33, 38, 43). Данное выражение относится к традиционному раввинскому учению, которое Иисус противопоставляет святому Слову Божьему. В каждом примере Иисус показывает превосходство Божьей праведности над праведностью книжников и фарисеев (см.
ст. 20). В них рассматриваются темы убийства, блуда, развода, клятвы, мести, любви к ближним. Однако все примеры основаны на одном принципе. Данный принцип, как утверждает Господь, необходимо применять во всех сферах жизни: праведность это состояние сердца.
Иисус не изменяет закона Моисеева, наставлений Псалмов, пророков или какой-либо иной части Писания. Суть сказанного Им изложена в 17-20 стихах:
(1) Его учение соответствует каждой истине и даже каждому слову Ветхого Завета,
(2) религиозные предания иудеев нет.
В шести иллюстрациях, содержащихся в ст. 21-48, Иисус сначала обращается к двум заповедям Десятисловия, затем к двум более общим принципам закона Моисеева и, наконец, к двум общим принципам милосердия и любви. Примеры об убийстве и супружеской измене относятся к сфере личной и общественной безопасности. Защита жизни это основа личного благополучия, а защита брака основа социального благополучия. Развод и клятва затрагивают
более обширную область общественных отношений, а милосердие и любовь самую широкую. Примеры начинаются с защиты жизни отдельного человека и заканчиваются любовью ко всем людям, включая врагов. Все эти примеры утверждают, что любая сфера нашей жизни должна быть отмечена и измерена идеальным мерилом Бога внутренней праведностью сердца.
Патрик Фэйрберн писал:
“Закон покоится на фундаменте благодати, который легко разглядеть во введении к Десяти заповедям. Вместе со строгими запретами и предписаниями Десятисловия даются обещания милости и благословения. Точно так же в Нагорной проповеди, хотя первенство признаётся за благодатью [как, например, в Заповедях блаженства],