Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Иешива" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Штаб Мошиаха
В нашем выпуске
Сегодня в выпуске: ДЛЯ ЧЕГО Б-Г СОЗДАЛ МИР? УРОКИ ПО КАББАЛЕ Занятие 7: Теория и практика Не потерять надежды ДЛЯ ЧЕГО Б-Г СОЗДАЛ МИР? "В начале сотворения Всесильным неба и земли..."1. 5761 год назад Всевышний создал мир, в котором мы живем. В мире этом есть много добра, но много и... не очень-то хорошего. Живут в нем хорошие люди, но и не очень хорошие тоже, водятся в нем домашние животные и хищные звери. В этом мире добро и зло перемешаны так, что почти невозможно провести между ними границу. С какой целью создал Всевышний этот "нижний" - в духовном смысле - мир? Есть "высшие" миры, в которых светит чудесная истина - "Б-г один"2, "Нет другого, кроме Него"3. Но Всевышний, да будет благословенно имя Его, создает именно этот темный мир, мир, в котором не светит эта истина, и, более того, - мир, в котором свет и тьма перемешаны, в котором свет называют тьмой, а тьму - светом, или, короче, - мир лжи. Зачем Всевышний создал этот нижний мир, ниже которого нет? На эти и многие другие вопросы дает ответ учение хасидизма4, основываясь на сказанном в мидраше5: "Когда Всевышний создавал мир, возжелал Он, чтобы было у Него жилище внизу, как есть у Него жилище вверху". Всевышний захотел создать этот нижний - в духовном плане, как уже упоминалось, - мир, с тем, чтобы именно в нем устроить Себе жилище (общее замечание - разумеется, слово "жилище" в отношении Творца Вселенной употребляется исключительно в качестве аллегории, чтобы разъяснить нам сложнейшие духовные понятия на нашем, человеческом языке, в понятных нам терминах; такими же аллегорическими понятиями являются выражения "глаза Б-га"6 или "рука Б-га"7 - само собойразумеется, что не имеются в виду те материальные глаза и руки, которые знакомы каждому из нас). В своем жилище человек ведет себя просто, "по-домашнему", не скрывая своей сущности, - в отличие от поведения на людях, где он старается выставить себя перед ними в определенном облике. У себя дома человек "чувствует себя как дома". Всевышний хочет именно здесь, в этом мире лжи, раскрыть Себя во всем Своем могуществе и милосердии. Он хочет, чтобы именно в этом мире засиял свет истины и чтобы ничто его не заслоняло. И Всевышний хочет еще одну вещь, и это самое главное: чтобы эту миссию - осветить этот мир светом истины - исполнил человек. Для этого Он создал человека, венец всего творения, и дал ему Тору и заповеди: сынам Израиля 613 заповедей, а прочим народам мира - 78. Исполняя эти заповеди, люди раскрывают в мире сущность Всевышнего. Но Всевышний не заставляет человека исполнять заповеди. Он хочет, чтобы человек сам пришел к пониманию истины и избрал правильный путь по своему свободному выбору. Сказано в Торе: "Смотри, предложил я тебе сегодня жизнь, и добро, и смерть, и зло... избери же жизнь"9. Всевышний дает человеку "свободу выбора", и благодаря этой свободе у человека есть возможность выбрать добро или, не дай Б-г, зло, и соответственно человек получает вознаграждение за свои добрые поступки. Примечания: 1. Брейшит, 1:1. 2. Дварим, 6:4. 3. Дварим, 4:35. 4. Учение хасидизма относится к скрытой части Торы и объясняет внутренний смысл каждой вещи. Учение хасидизма было раскрыто р. Исраэлем Баал-Шем-Товом (род. в 5458 г., 300 лет назад) и продолжателями его дела, руководителями движения Хабад. 5. Танхума, гл. Насо, 16. Мидраш - общее название книг и сборников рассказов наших мудрецов, касающихся Aлахи и Агады. Большая часть этих книг была составлена ок. 2000 лет назад мудрецами Мишны и Талмуда. 6. Теилим, 34:16. 7. Шмот, 9:3. 8. "Семь заповедей сынов Ноаха": не есть мясо, отделенное от еще живого животного, не осквернять имени Всевышнего, не заниматься грабежом, установить правосудие (организовать суды и т.д.), не заниматься идолопоклонством, не вступать в кровосмесительные связи, не убивать. 9. Дварим, 30:15-19. 10. Яд ахазака, 12:1. 11. Там же, 12:1. 12. Тания, ч. 1, гл. 36. Раби Шнеур-Залман - первый глава движения Хабад (род. в 5505 [1745] г.). Автор книги Тания - основной книги движения Хабад. УРОКИ ПО КАББАЛЕ - ТАЙНОМУ ЕВРЕЙСКОМУ УЧЕНИЮ Занятие 7: Теория и практика Мишна: "Если есть брак и нет греха (если мужчина может вступить с женщиной в брак по законам Торы, т.е. брак их действителен) - ребенок считается тем или иным по мужчине. В каком случае? Если женщина дочь коэна, левита или простого еврея (коэн - потомок священнослужителей Храма; левит - потомок левитов, которые в Храме пели и играли на музыкальных инструментах и выполняли разные другие обязанности; простой еврей - не коэн и не левит) выходит замуж за коэна, левита или простого еврея. Если есть брак и есть грех (брак действителен, но им нельзя было жениться и если они поженились, они совершили грех. Так, коэну нельзя жениться на разведенной женщине и т.п.) , ребенок считается тем или иным в соответствие с тем из супругов, в ком есть недостаток. В каком случае? Если вдова выходит замуж за первосвященника, разведенная или не вышедшая замуж за брата умершего мужа - за простого коэна, или незаконнорожденная (родившаяся от замужней женщины, согрешившей с мужчиной, не состоявшим с ней в браке, или родившаяся в результате кровосмесительства независимо от того, была ли мать замужем) , или рожденная от рабов, работавших в Храме, выходит замуж за обыкновенного еврея; если простая еврейка выходит замуж за незаконнорожденного или за рожденного от рабов, работавших в Храме. И ребенок всякой женщины, не состоящей в браке с его отцом, но состоящей в браке с другим мужчиной, считается незаконнорожденным. В каком еще случае? Если мужчина имеет сношения с женщиной, принадлежащей к тем, с кем Тора запретила иметь сношения. Ребенок женщины, не состоящей в браке ни с его отцом и ни с кем другим, считается тем или иным (т.е. евреем или неевреем) в зависимости от того, кто его мать. В каком случае? Если он родился от нееврейки или рабыни (ребенок будет или неевреем, или рабом)" . Объяснение согласно Каббале и хасидизму (автор - рабби Леви Ицхак Шнеерсон, отец Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха): Приведенные в этой Мишне виды браков разделены на четыре группы: есть брак и нет греха, есть брак и есть грех, нет брака с отцом ребенка и есть брак с другим мужчиной и случаи, когда брак невозможен. Эти четыре категории соответствуют четырем мирам: Ацилут, Брия, Йецира, Асия. Первая категория - в мире Ацилут, там есть брак (называющийся "кидушин" освящение), ибо в мире Ацилут светит Аба, сфира хохма, называющийся "кадош" (святой). И нет там греха - в мире Ацилут совершенно нет зла. Ребенок считается по отцу, потому что в мире Ацилут светит Хохма, являющаяся мужской категорией. Во второй категории есть брак и есть грех. Эта категория - в мире Брия. В мире Брия светит сфира Бина, а она также, как и Хохма, называется святой (кдоша), поэтому в этой категории также есть брак (кидушин). Мир Брия почти целиком состоит из добра, и ангелы, называемые срафим и находящиеся в мире Брия, провозглашают: "Свят, свят, свят" значит, в категории, относящейся к миру Брия, есть брак (кидушин). Однако есть в ней и грех, ибо в мире Брия есть некоторое количество зла: от сфиры Бина рождается зло, так как в ней есть ограничения. В этой категории упомянуты пять видов женщин: вдова, разведенная, согрешившая, незаконнорожденная и потомок рабов, работавших в Храме, ибо сфира Бина, светящая в Храме, соответствует первой букве "эй" четыхбуквенного имени Б-га, а ее числовое значение равно 5. Ребенок считается тем, кем был тот из родителей‚ который обладал недостатком. А недостаток происходит от Бины, в которой впервые появляются свойство гвура (строгость). (На ступени сфиры Бина познание становится конкретным, со многими деталями, то есть в ней зарождаются ограничения - свойство Гвуры) Третья категория характеризуется тем, что отец ребенка не состоит в браке с его матерью, но она состоит в браке с другим, и их ребенок считается незаконнорожденным. Эта категория в мире Йецира. В мире Йецира - половина добра и половина зла. Поэтому со стороны половины зла в ней нет брака с отцом ребенка‚ а от половины добра - есть брак с кем-то другим. В этой категории все же есть брак, так как в мире Йецира светит Зеер анпин (шесть качеств или "мидот" мира Ацилут), а в Зеер анпин светит Йесод сфиры Хохма называющейся кодеш (всякая сфира также подразделяется на десять сфирот, и эти десять сфирот - также подразделяются и т.д.). Четвертая категория соответствует миру Асия. Мир Асия называется пустотой, суетой и вместилищем клипот, сил зла. Поэтому в четвертой категории нет брака ни с отцом ребенка и ни с кем-либо иным, В мире Асия светит сфира Малхут, являющаяся женской категорией, поэтому ребенок, родившийся от связи, относящейся к этой категории, определяется по матери. Не потерять надежды Моше прилетел в Эрец Исроэль из Ирана. Исполнилось ему тогда восемнадцать лет. Все дороги были открыты перед Моше – выбирай любую. Но, к великому удивлению родителей, родственников и друзей, он пошeл учиться в йешиву. Его тяга к учeбе оказалась настолько сильна, что за очень короткое время (меньше чем за год) он достиг небывалых успехов в области изучения Торы. Совершенно другими глазами смотрел Моше теперь на мир и, чувствуя, что накопленных знаний всe ещe не хватает, продолжал учиться. Прошло ещe несколько лет. Моше женился, но учeбу оставить не смог. Посоветовавшись с женой и распланировав скромный семейный бюджет на пару лет вперeд, он решил ещe какое-то время поучиться в колеле (йешиве для женатых мужчин)… У Моше был друг, с которым они учились вместе вот уже несколько лет. Звали его Яаков. Однажды, в один из июльских дней 1996-го года, когда Моше, сидя за большим, когда-то лакированным, деревянным столом, был полностью погружeн в учeбу, Яаков подошeл к нему, немного постоял рядом, а потом сел напротив. Моше поднял глаза от книги и испугался. Яаков был бледен и имел совершенно жалкий и потерянный вид. Моше отодвинул книгу в сторону и быстро сросил: "Что-то произошло?" Яаков кивнул и, глубоко вздохнув, стал расказывать, что сегодня утром жена отправилась в банк, чтобы положить на их счeт довольно приличную сумму денег (удалось, наконец-то, продать дом) и заодно заверить у нотариуса кое-какие документы. К удивлению Яакова, она довольно быстро вернулась домой, вся в слезах, долго не могла успокоиться, но, придя-таки в себя, сказала, что, когда пересаживалась с одного автобуса на другой и, проехав уже несколько остановок, вдруг обнаружила, что пакет, в котором лежали документы, исчез. И это было бы, как говориться, пол-беды, но в том пакете, вместе с документами, находился чек… Что делать, как быть, куда бежать – в полицию или на автобусную остановку – Яаков не знал абсолютно. Возможно, Моше что-то сумеет посоветовать, хотя, кажется, тут уже ничего не поможет. Слишком большой город, и слишком маленькие шансы, чтобы что-то найти. Тем более, чек… Моше немного подумал и посоветовал спросить у Любавичского Ребе Короля Мошиаха. Просто рассказать обо всeм, что случилось, и попросить благословения. Яаков быстро согласился и принялся писать письмо. Моше тем временем отправился за Игрот Кодеш (сборник писем Ребе). К своему великому изумлению, в помещении колеля он не нашeл ни одной книги! Яаков, услышав эту новость, совсем упал духом и сказал, что он так и знал, что ничего, значит, не поделаешь, как-нибудь проживeм, не в первый раз и т.д., и т.п. Он стал собираться домой, как вдруг в голову Моше пришла замечательная мысль. Он предложил вложить письмо в какую-нибудь другую книгу, написанную Ребе. В конце концов, бывали случаи, что люди получали ответы не только через Игрот Кодеш. Яаков неуверенно согласился, и Моше быстро, пока тот не передумал, снял с полки книгу. Это были комментарии и взгляды Ребе на алаху – еврейский закон – с точки зрения хасидизма. Яаков открыл еe, вложил письмо, закрыл, потом снова открыл и принялся читать. Моше, увидев, что лицо его друга из бледного превращается в красное, понял – ответ есть… Ребе обсуждал законы пропаж и находок. Он писал, что потерянная вещь не считается пропавшей, пока еe хозяин не потерял надежду еe найти… Моше провeл окончательно сбитого с толку Яакова до дома, по дороге уверяя, что чек обязательно найдeтся, надо только в это верить. В этот же вечер в доме Моше зазвонил телефон. Это был Яаков. Теряя от волнения слова, он рассказал, что жена, возвращаясь вчера вечером с работы, в автобусе, под сиденьем увидела очень знакомый пакет. Разумеется, когда она подняла его и заглянула внутрь, то обнаружила и документы, и чек – в целости, и сохранности… По теории вероятности такого просто не могло произойти. Слишком большой город, слишком маленькие шансы. Но ведь Ребе сказал, что надежду терять нельзя!
Да живет вечно наш господин, учитель и Ребе Король Мошиах!
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||