УРОКИ ПО КАББАЛЕ - ТАЙНОМУ ЕВРЕЙСКОМУ УЧЕНИЮ
Занятие 6: Души
Душа человека также состоит из десяти сфирот, в которых хохма, бина и даат -
сфера интеллекта, хесед, гвура, тиферет, нецах, од, йесод - сфера эмоций и малхут
- сфера действия. В соответствии с этим в душе есть пять ступеней нефеш (действие),
руах (эмоции), нeшaмa (мысль) - те части души, которые облекаются в тело. И
две верхние ступени души, которые не облекаются в тело, а окружают его сверху
- хая и йехида (эти ступени души соответствуют сфирам хохма и кетер).
Мир души неединообразен. У евреев душа делится на три: Б-жественная душа, животная
душа и рациональная душа. Б-жественная душа проявляется при изучении Торы и
исполнении заповедей. Когда действует Б-жественная душа, человек не ощущает
самого себя, а весь устремлен к Б-гу. Так следует соблюдать Тору и исполнять
ее веления. Если при этом человек стремится к самоудовлетворению, это не ведет
к познанию Б-га.
Животная душа проявляется во всем, что связано с естественной жизнью в этом
мире, в том числе и в познании природы, искусстве и всех высших формах деятельности
человека. Даже в своей интеллектуальной деятельности в сфере естественного человек
стремится познать ради самого себя - для своей пользы, для ощущения интеллектуального
удовольствии ради самоуважения и т.п. Таковы и все сферы иной деятельности его
со стороны животной души.
Рациональная душа проявляется в интеллектуальной деятельности. Она связана с
Б-жественной душой или с животной, смотря по тому, какая из них находится в
действии.
Б-жественная и животная души различаются по своей природе: в Б-жественной душе
основное - разум, чувства в ней не так сильны, а в животной душе основное -
чувства, они проявляются в ней сильнее, чем разум. Поэтому в сфере познания
естественного разум часто заслоняется чувством и приводит к неверным заключениям.
Б-жественная душа черпает свою жизненную силу из сферы Б-жественного называемой
Кдуша (Святость) Животная душа черпает жизненную силу от верхней ступени клип
(сил зла), называемой "клипат нога" и отличающейся от других клит тем, что в
ней есть также и немного добра, которое в зависимости от действий и мотивации
человека можно вознести к стороне Кдуша. В случае, когда действия человека обращены
к самоудовлетворению, жизненная сила его действия, связанная с клипат нога,
нисходит к сфере полного зла, но и оттуда она впоследствии может быть вознесена
к сфере Кдуша, если человек обращается к Б-гу.
Высшие ступени Б-жественной души, не облеченные в тело, обладают способностью
восприятия Б-жественного, недоступного тем ступеням души, которые связаны с
телом и проявляются в психике и деятельности человека. Так, например, известно,
что с неба постоянно посылаются возвещения, призывающие человека к тшуве (возвращению
к Б-гу). Спрашивается, к чему эти возвещения, если их никто не слышит? Ответ
на это: "Он не слышит, но душа его слышит". Сам человек не слышит этих призывов,
но высшие сферы его души, которые выше облечения в тело, слышат их. И в результате
у человека неизвестно откуда появляются мысли о покаянии и возвращении к Б-гу,
и если человек не предается совершенно и исключительно делам этого мира и животная
душа не заслоняет Б-жественную, он следует своему стремлению к Б-гу.
Б-жественная душа - частица Б-жественного, и высшая ступень души, йехида, это
- Б-жественная искра в человеке. Хотя душа и нечто сотворенное, ее первый Источник
коренится в Сущности Б-га (ацмут). Затем души нисходят к нижним мирам, и все
они вместе, а также их непосредственный источник - в сфире Малхут мираАцилут.
А корни сотворенных душ находятся в мире Ацилут и в мирах Брия, Йецира и Асия.
Душа человека может обладать разной природой, в зависимости от ее происхождения.
Так, души, источник которых в мире Ацилут, (например душа Moшe), способны в
высшей степени к постижению Б-жественного. Моше обладал такой способностью постижения,
что мог из написанного в Письменной Торе вывести все законы и установления,
открытые еврейскими мудрецами во все последующие поколения. Таким же образом
великие праведники, ученые каббалисты, познали тайны Торы, говорящие о сокровенных
верхних мирах, о сотворении миров, их строении, о различных Б-жественных категориях
и т.п.
Души, источник которых находится в мире Брия (мире мысли, как мы уже видели),
склонны к подлинному интеллектуальному познанию в сфере Б-жественного. Души,
источник которых в мире йецира (мире эмоциональной сферы), воспринимают все,
руководствуясь в основном чувством. И их познание окрашено чувством. Души‚ источник
которых в мире Асия (в мире действия), более склонны к действию а не к мысли.
Если, скажем, источник такой души находится в ступени Хохма мира Асия, то человек,
обладающий подобной душой, склонен к познанию естественного мира а не к познанию
Б-жественного.
Из сказанного как бы вытекает, что не все люди в одинаковой степени способны
достичь совершенства. Действительно, большинство людей не в состоянии достичь
ступени совершенного праведника, так как их души не происходят от достаточно
высокого уровня. Но всем доступно достичь ступени среднего человека, в котором
зло подает голос, но никогда не проявляется на деле - ни в мысли, ни в речи
и ни в действии. Даже если в мысли у негo появляется что-нибудь нежелательное
ок тут же отказывается от такой мысли.
Сказано: "Свеча Б-га душа человеческая" (Мишлей 20:27). Это не просто поэтическое
сравнение. В свече четыре части: масло, фитиль, белый огонь и черный огонь.
Свечи горели в Иерусалимском храме, и наши мудрецы задались вопросом: разве
Б-гу нужен свет? Поэтому нужно понять, что собой представляют четыре ступени
свечи и четыре соответственные ступени души. В горящей свече огонь охватывает
фитиль и сжигает его. Но сам по себе фитиль быстро сгорал бы и не давал бы хорошего
света, если бы не масло, соединяющее огонь с фитилем. Масло дает хороший белый
свет, а свет от фитиля - черный. Можно с легкостью обнаружить эти два вида света,
присмотревшись к горящей свече. То же происходит и при облечении души в тело.
Как огонь, охватывающий фитиль, душа облекается в тело и в животную душу, чтобы
очистить животную душу и включить ее в свет Б-жественной души - превратить зло
в добро подобно тому, как фитиль свечи сгорает в огне.
Б-жественная душа не нисходит в мир ради нее самой, она не нуждается в очищении.
Она облекается в тело для очищения всего телесного, всего, что находится в сфере
животной души. Но и сама животная душа, включенная в сферу Б-жественного, привносит
в нее свою горячую эмоциональность и помогает достичь любви к Б-гу. А в этой
любви две ступени, соответствующие двум видам огня свечи. Белый огонь, возникающий
под воздействием масла, т.е. изучения Торы и исполнения заповедей (масло соответствует
ступени хохмы, а Тора - мудрость Б-га), - любовь к Б-гу, возникающая под влиянием
свыше и даруемая человеку. А любовь, возникающая под влиянием размышления рациональной
души о величии Всевышнего, это черный огонь, близкий к фитилю и охватывающий
его.
Душа человека переселяется из тела в тело, из одного существования в другое,
пока она не исполнит все заповеди и душа не очистится совершенно. Большинство
душ нашего поколения прошли несколько существований. Если перед человеком в
его служении Всевышнему стоит задача, которую он, как ему кажется, не в силах
выполнить, он должен знать, что в нем может раскрыться добро его прежних существований,
и оно поможет ему в его служении.
Спрашивается: если добро нескольких существовании соединяется, то надо думать,
что и зло соединяется. Как же может человек в конце концов выполнить свое предназначение?
Ответ на это таков: добро вечно. Раз исполненное, оно существует и впредь. Но
зло не есть нечто существующее само по себе, оно лишь утаение добра. И если
человек раз получил наказание за свои поступки физически или духовно или если
он раз покаялся в них, то нужно предполагать, что последствия зла уже уничтожены,
так что в течение ряда существований зло уничтожается, а добро растет от одного
существования к другому. Это может быть незаметно во внешней стороне мира, но
во внутренней его стороне мир постоянно совершенствуется.
Может показаться нелогичным, что, говоря о душах, мы перешли к утверждению о
мире вообще. Но это вполне закономерно, так как добрые и дурные поступки человека
влияют не только на него самого, но и на ту часть мира, с которой он соприкасается,
- на людей и даже на физическую сторону мира. Человек призван совершенствовать
как себя, так и "свою часть мира". Поэтому в Торе даны заповеди, выражающиеся
в действиях с помощью разных физических предметов: четыре вида растений в заповеди
о лулаве, суки, построенная из дерева и веток, пергамент, на котором написаны
мезуза, тфилин и свиток Торы и т.п. Человек освящает мир, также и благословляя
Б-га при еде, причем разные виды пищи, представляющие собой весь мир (животные,
растения, минералы), связанные с "клипат нога", возвышаются к сфере Кдуша, сфере
Святости.
Да живет вечно наш господин, учитель и Ребе Король Мошиах!