Как мы знаем из Писания, Сам Бог никогда не изменяется, но иногда изменяются Его требования. Библия недвусмысленно говорит, что жертвенная смерть Христа и Его преславное Воскресение положили конец иудейскому Закону с его обрядовыми заповедями, "упразднив... закон заповедей учением" (Еф. 2:15), "истребив учением бывшее о нас рукописание..." (Кол. 2:14). Значит, Господь положил конец Закону и с его заповедью о десятине. Что же пришло на смену десятине в Новозаветное время? Апостол Павел не определяет
конкретную сумму или часть дохода, которую должны собирать христиане на нужды Церкви, но предлагает: "В первый день недели пусть каждый... откладывает из своего заработка часть денег" (1 Кор. 16:2). Коринфяне должны были заранее обдумывать, сколько они смогут пожертвовать, и регулярно откладывать определенную сумму, чтобы, когда апостол Павел придет, не чувствовать принуждение давать, ведь в таком случае кто-то давал бы с неохотой или под воздействием лишь эмоций. Каждый христианин сам должен был
определить, сколько он даст, каждый должен был поступать так, "как он решил в своем сердце" (2 Кор. 9:5-7).
Чтобы "щедро пожать", коринфянам нужно было "щедро и сеять". Никогда не требовалось отдавать все до последнего. "Я не имею в виду, что... вам [было] тяжело", - заверял их Павел. Пожертвования "принимались с особой благосклонностью", смотря по тому, что у человека есть, а не по тому, чего у него нет" (2 Кор. 8:12-13; 9:6). В своем более позднем письме апостол предостерегал: "Если же кто не заботится о нуждах... своих домашних, то он отрекся от веры и хуже неверующего" (1 Тим. 5:8). Павел не поощрял
жертвовать в таких размерах, которые нарушали бы данный принцип.
Следует отметить, что апостол Павел проводил "сборы для святых", которые были в нужде. Нигде в Библии мы не читаем, чтобы Павел или другие апостолы собирали средства или десятины как плату за свое служение (Деян. 3:6). Хотя Павел всегда с признательностью принимал дары от собраний, он считал своим долгом "не обременять [братьев] большими затратами" (1 Фес. 2:9; Фил. 4:15-18).
Как видим, среди последователей Христа в первом веке практиковалось добровольное дарение, а не сбор десятины. Позже святой Иустин Мученик писал: "Богатые среди нас помогают бедным... И обеспеченные, по желанию, дают каждый сколько считает нужным" ("Первая апология", ок. 150 г.).
Тем не менее, десятина как форма обеспечения Церкви иногда встречалась в Православии. Так, святой равноапостольский князь Владимир на десятую часть своих доходов построил Десятинную церковь и содержал ее. На Руси собирали десятину, как и в древнем Израиле, натурой, на пользу храма и его служителей. Была даже должность "десятильник", а после Стоглавого собора - "десятский священник", в ведении которого был сбор десятины. Но в XVIII веке эти должности были упразднены.
С упразднением обрядового закона в Новозаветной Церкви десятина стала не обязательна, во времена апостолов не было десятины, а было общение имуществ и добровольные пожертвования. В Православной Церкви сейчас не существует обязательной для всех десятины, а исключительно добровольные пожертвования, хотя некоторые прихожане стараются жертвовать десятую часть своих доходов, ссылаясь на библейское правило. Это дело их личного благочестия. Сектанты часто критикуют православное духовенство за то, что оно берет
плату за совершение треб, но давайте, братья и сестры, подсчитаем, что более тяжело для карманов верующих: дать единоразовое пожертвование за Крещение, отпевание, венчание, освящение жилища - то, что зачастую бывает только один раз в жизни, - или ежемесячно платить 10% из своих и без того скудных доходов, не считая других сборов, кроме десятины? Не лишним будет напомнить, что для бедных членов православной общины требы могут совершаться бесплатно, а постоянно совершающиеся таинства Покаяния и Евхаристии
вообще бесплатны для всех.
Источник: десятина и Новый Завет http://vsemolitva.ru/c284.html