С первого взгляда кажется неясным, имеет ли какое-либо отношение праздник Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (8 ноября) к
следующему двунадесятому празднику – Введению во храм Пресвятой Богородицы.
В службе на Введение во храм Пресвятой Богородицы можно заметить, что ангелы
принимают самое деятельное участие в празднуемом событии: «Ангели вхождение
Пречистыя зряще удивишася, како Дева вниде во Святая Святых». «Лик ангельский»
вместе с верующими радуется и «таинственно торжествует». Пренепорочная Отроковица во время жизни в храме питаема была рукою ангеловою: «Гавриил послан бысть пищу принося». И не только в этом, но и во всех праздниках церковных ангелы являются соучастниками торжества. В церковной службе празднику раскрывается религиозное значение в жизни человечества мира горнего – ангельского. Прежде всех прославляются архистратизи Михаил и Гавриил как «хранителие мира в Церкви и чиноначальницы
вышних сил», и обращается внимание на особое служение каждого из них.
Михаил «чинов невещественных первостоятель», «архистратиг силы Господни» –
противник диавола, который «не терпит света его видети». Архангел Михаил помогает
всем, борющимся со злобой диавола, «иже всегда с нами ходяй, и сохраняяй вся от всякаго диаволя обстояния» и «исполняя повеления Творца», постоянно пребывает в этом мире.
Архангел Гавриил прославляется как «тайновидец Божия воплощения», «юже от
века открывающий нам Божественную и великую истинно тайну». Архангел Гавриил
является поборником церковного мира и воссоединения Церквей: «Гавриил бо паки
ныне благовествует Церквей соединение», и к нему верующие обращаются с молитвою
«устави раздоры Церкве».
Невидимый ангельский мир сотворен Богом прежде видимого: «Положил еси тварей начало – существо бесплотное». Никто не знает их число. Их великое множество, «тьмы ангелов» (Откр. 5, 11). Ангелы суть духи «бесплотные» и «бессмертнии», «служителие Божественныя Славы» (кондак), «предстоят непрестанно Владычню Престолу» и приносят «непрестанное пение неприступному Божеству». Как верные и мудрые «служителие Божественныя» они постоянно
«совершают всесвятую волю Божию о нашем спасении непрестанно молящеся. Каждый из верующих имеет своего ангела-хранителя.
В икосе празднику приводятся слова Спасителя об отношении ангелов к человеческому роду: «Рекл еси, Человеколюбче, в Писаниих Твоих, множеству радоватися ангелов на небеси о человеце единем кающемся». Ангелы – служители Христу во время Его земной жизни. Они являлись «таинниками вочеловечения и честнаго востания (Христа)».
О связи ангельского мира с человеческим родом очень хорошо сказано в песни 9
канона праздника: «Тя (Христа) неизреченно соединившаго небесным земная Едину
Церковь совершивша ангелов и человеков непрестанно величаем». Ангельский мир соединен с земным, близок нам и составляет с человеческим родом Единую Церковь. Поэтому во всех больших церковных праздниках призываются к духовному торжеству и
радости не только род человеческий, но и все Небесные Силы – ангелы. «Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, ангели и человецы духовно да торжествуют», – поется в дни Рождества Христова; «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси», – так начинается светлая пасхальная заутреня.
Внесение в службу в честь ангельского собора стихиры на праздник Введения
«Днесь боговместимый храм Богородица в храм Господень приводится» напоминает о
скором приближении следующего двунадесятого праздника – Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября).