Богослужение субботнее. Субботнее богослужение святому малому, полиелейному и со всенощным бдением имеет общую особенность - служба по Минее святому преимуществует перед службой по Октоиху; Богородичны после тропарей воскресные недельного гласа, а на литургии изобразительные антифоны.
Богослужение субботнее. Субботнее богослужение святому малому, полиелейному и
со всенощным бдением имеет общую особенность – служба по Минее святому преимуществует перед службой по Октоиху; Богородичны после тропарей воскресные недельного гласа, а на литургии изобразительные антифоны.
Отличительные особенности чинопоследования субботних служб в основном следующие.
На вечерне в субботу стихиры на «Господи, воззвах» поются только святому из Минеи, а из Октоиха оставляются. Богородичен этих стихир поется воскресный: догматик великой вечерни недельного гласа, то есть гласа, который пели во всю седмицу, или первый Богородичен этого гласа. Стихиры стиховны из Октоиха: одна, первая, – стиховная, и две, вторая и третья, – мученичных, положенных на «Господи, воззвах». По «Отче наш» на «Слава» – тропарь святому, на «И
ныне» – Богородичен воскресный недельного гласа, а не на глас тропаря святому.
На утрене особенности субботнего богослужения следующие.
На «Бог Господь» после тропаря святому – Богородичен воскресный из Октоиха.
При этом может быть такая особенность: если в субботу случится святой, которому не положено всенощного бдения или полиелея (Типикон, глава 12), то Богородичен первый, воскресный, поется по гласу тропаря святому, а если в субботу случится святой со всенощным бдением или полиелеем (Типикон, глава 15), или великим славословием (Типикон, глава 2), то поется Богородичен первый настоящего гласа, то есть гласа, который пели в минувшее воскресенье. После кафизм – малая ектения и седальны мученичны из Октоиха.
Канон храму не поется лишь в том случае, если храм посвящен святому и в субботу случатся два святых, которым и положены каноны, или если случится святой, который имеет славословие, полиелей и бдение. В таком случае вместо канона храму поется канон Богородице. Если в субботу случится предпразднство или попразднство, то каноны Октоиха и канон храму не поются, а поются каноны празднику на 8 и святому на 4. Стихиры хвалитны поются лишь святому из Минеи, если есть, а хвалитны стихиры Октоиха в прославлении мучеников
поются вместо стихир на стиховне, числом три, а стиховна субботняя оставляется. Не поются и стихиры стиховны Октоиха (Типикон, глава 12).
На литургии в субботу бывают такие особенности: после псалмов изобразительных
102 и 145 на антифонах читаются тропари канона святому и за ними «Блаженны» Октоиха (Типикон, глава 12), а в другие седмичные дни сначала читаются «Блаженны» Октоиха текущего гласа на 4, потом тропари из третьей песни канона святому, также на 4. После входа с Евангелием поются тропари и кондаки по Уставу. Прокимен, Апостол, Евангелие, причастен бывают сначала святому, а потом дню седмицы, то есть субботе, но от Недели мытаря и фарисея до Недели Всех святых наоборот – прежде субботе,
а потом святому.
Малая вечерня перед всенощным бдением. Малая вечерня начинается сразу после
окончания 9-го часа возгласом священника «Благословен Бог наш», который произносится на солее перед закрытыми завесой царскими вратами. Чтец: «Аминь», «Приидите, поклонимся» (трижды); псалом 103, «Слава, и ныне»; «Аллилуиа» (трижды); «Господи, помилуй» (трижды); затем поется «Господи, воззвах», стихиры на 4, «Слава, и ныне», Богородичен или стихира празднику. Входа не бывает. Сразу же после Богородична «Свете тихий», прокимен
дня, «Сподоби, Господи», стихиры на стиховне, «Слава, и ныне», Богородичен или стихира праздника, «Ныне отпущаеши», Трисвятое, «Отче наш», «Яко Твое есть Царство», тропарь, «Слава, и ныне», Богородичен воскресный по гласу тропаря, ектения малая на солее «Помилуй нас, Боже», возглас «Яко милостив», «Слава Тебе, Христе Боже», «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови», отпуст
малый и «Великаго Господина и Отца нашего». Так заканчивается обычно малая вечерня перед всенощным бдением.
Однако на Происхождение (изнесение) честных древ Животворящаго Креста Господня (1 августа), а также на Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня (14 сентября) и в субботу пред 3-й Неделей Великого поста – Неделей Крестопоклонной – диакон после этого, стоя пред жертвенником, на котором во время 9-го часа полагается Честный Крест, произносит: «Благослови, владыко!» Священник возглашает: «Благословен Бог наш», хор в алтаре: «Аминь», Трисвятое, «Отче наш».
Священник: «Яко Твое есть Царство», хор – тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя», «Слава, и ныне», кондак «Вознесыйся на Крест». Во время пения тропаря и кондака священник переносит на голове Крест с жертвенника на престол и полагает его на месте Евангелия, а Евангелие поставляет в восточной части престола.
Устав о чинопоследовании малой вечерни находится в главе I Типикона, иногда в
киевском издании Служебника и в Октоихе.
Воскресное богослужение. Чинопоследования воскресных вечерни, полунощницы и
утрени, если не служится всенощное бдение, бывают следующие.
Накануне воскресенья отправляется 9-й час обычным порядком. По окончании его
священник облачается в фелонь, отверзает завесу царских врат, выходит из алтаря северной дверью и перед царскими вратами начинает вечерню возгласом: «Благословен
Бог наш». Чтец: «Аминь», «Приидите, поклонимся» (трижды); предначинательный псалом 103, во время которого священник читает светильничные молитвы, а после окончания его, если нет диакона, здесь же, на солее, произносит великую ектению. Затем поется «Блажен муж» и стихословится вся первая кафизма. После каждой из трех «Слава» – малые ектении с возгласами, а затем «Господи, воззвах» во глас Октоиха, стихиры на 10: воскресных 3, анатолиевых (восточных)
4 и рядовому святому 3. Если святому поется на 6, то стихир воскресных 3, восточных 3 и святому 4. Затем «Слава» – святому, если есть, «И ныне» – догматик рядового гласа. Если святому положено бдение или полиелей, то стихир воскресных поется 3, восточная 1 и святому 6. «Слава» – святому, «И ныне» – догматик текущего гласа.
Во время пения стихир совершается каждение алтаря, храма, ликов и народа. При
пении догматика отверзаются царские врата и совершается вход с кадилом. Поется
«Свете тихий» и воскресный прокимен «Господь воцарися» (четырежды). Затем закрываются царские врата и, если святой имеет полиелей, читаются паримии, произносится на солее ектения «Рцем вси» – «Сподоби, Господи, в вечер сей», затем просительная ектения «Исполним вечернюю молитву», стихиры стиховны воскресные, «Ныне отпущаеши», тропарь воскресный, «Слава, и ныне» – Богородичен гласа, если же есть тропарь святому, он полагается на
«Слава», а на «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы». При чтении «Ныне отпущаеши» открываются царские врата. После тропарей – «Премудрость», «Благослови», «Сый благословен», «Утверди, Боже», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Честнейшую Херувим», «Слава Тебе, Христе Боже», «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Затем в царских
вратах произносит священник полный отпyст «Воскресый из мертвых», а после него хор поет обычное многолетие «Великаго Господина и Отца нашего». Так заканчивается вечерня.
Воскресная полунощница совершается обычным порядком. После окончания ее облаченный в фелонь священник отверзает завесу царских врат и, кадя перед святым престолом, возглашает «Благословен Бог наш», и обычным порядком начинается утреня. Священник кадит алтарь, храм, лики и народ, а по окончании тропарей «Спаси, Господи, люди Твоя» произносит краткую ектению «Помилуй нас, Боже» и после слов хора «Именем Господним благослови, отче» возглашает: «Слава Святей».
Дальнейшее чинопоследование воскресной утрени без всенощного бдения бывает как и при всенощном бдении.
Всенощное бдение. Всенощное бдение совершается накануне воскресных дней и
праздников с бдением и состоит из вечерни, утрени и 1-го часа, а иногда из великого повечерия, утрени и 1-го часа.
По входе в алтарь священник облачается в епитрахиль и фелонь, а диакон с благословения священника – в стихарь с орарем. Диакон открывает святой престол, отверзает царские двери и берет свечу, а священник, поцеловав край престола, с молитвой «Кадило Тебе приносим» и осенением его крестным знамением берет кадило. Затем священник с диаконом молча совершают каждение престола: последовательно с западной, южной, восточной и северной сторон; горнее место, иконы, находящиеся в алтаре по правую и левую
стороны, жертвенник и икону над царскими вратами. Затем с кадилом в руках священник вторично становится перед святым престолом, а диакон выходит царскими вратами на солею и со свечой в руках возглашает: «Востаните, Господи, благослови». Священник, делая кадилом крест перед престолом, возгласом «Слава Святей» полагает начало всенощному бдению. Хор отвечает: «Аминь». Диакон, возвратившись в алтарь и встав у восточной стороны престола лицом к священнику или рядом с ним (где как принято),
поет вместе со священником «Приидите, поклонимся». Затем хор поет псалом 103, а священник с диаконом по обычаю совершают полное каждение храма и
предстоящих. По окончании каждения закрываются царские врата и священник по
Служебнику читает перед ними семь светильничных молитв. Затем северной дверью
диакон выходит на солею, где после поклона священнику произносит великую ектению,
а священник возвращается южной дверью в алтарь. Если диакона нет, ектению на солее произносит священник сам.
После великой ектении стихословится вся первая кафизма. В дни праздничные,
торжественные, а также в средние праздники с полиелеем и бдением и в праздники Богородичные, если все они не случаются в воскресенье, поется лишь антифон «Блажен муж». Так же и в великие праздники Господние, если они бывают в понедельник. После каждого антифона полагается малая ектения. Возгласы священника следующие: по первом антифоне «Яко Твоя держава», по втором – «Яко Благ и Человеколюбец», по третьем – «Яко Ты еси Бог наш». Но обычно поются стихи только
первого антифона и говорится одна ектения, а остальные два антифона опускаются. После стихословия первой кафизмы поются на «Господи, воззвах» стихи из псалмов (140, 141, 129 и 116), а затем поются стихиры, которые берутся из Октоиха или заменяющей его Триоди и из Минеи.
Стихиры в праздники с бдением и в двунадесятые поются большей частью на 8, а в воскресные дни на 10. На «Слава» поется стихира угоднику Божию, если есть, а на «И ныне» – стихира празднику или Богородичен. При пении догматика или последней стихиры открываются царские врата и совершается вход с кадилом. Придя на солею через северную дверь, диакон тихо говорит: «Господу помолимся», а священник читает молитву «Вечер и заутра и полудне». Диакон кадит пред иконами Спасителя
и Божией Матери и затем, взяв кадило в левую руку, обращается к священнику и, показывая правой рукой с орарем на царские врата, говорит: «Благослови, владыко, святый вход!» Говоря «Благословен вход святых Твоих», священник благословляет. Диакон кадит священнику и, став в святых вратах лицом к востоку, делает кадилом крест и одновременно возглашает: «Премудрость, прoсти». Поется «Свете тихий». Диакон входит в алтарь и кадит пред святым престолом. За ним входит иерей, целуя
на царских вратах небольшие иконы Спасителя и Богоматери и край престола, и вместе с диаконом, благословляя при этом свещеносца, идет на горнее место. С горнего места произносится прокимен, и по кончании его затворяются царские врата.
В праздничные дни читаются паримии, положенные по Уставу. Во время их чтения
священник сидит на горнем месте с правой стороны престола. Во время же чтения паримий в день Преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова (26 сентября), а также в день святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня), когда паримии берутся не из Ветхого Завета, а из Нового, по древнерусскому церковному обычаю, сидеть не полагается. При чтении паримий из Нового Завета царские врата остаются открытыми. По их прочтении или, если паримий нет, перед царскими вратами после прокимна
произносится сугубая ектения «Рцем вси». Затем читается «Сподоби, Господи», произносится просительная ектения «Исполним вечернюю молитву», и совершается лития. С пением специальных стихир, которые называются литийными, священнослужители в преднесении светильников, а диакон с кадилом выходят через царские врата в притвор храма. На литии в великие праздничные дни поются литийные стихиры празднику, а в дни воскресные стихиры храму, то есть святому или священному событию, в честь которых
он освящен. Во время пения стихир диакон кадит в храме и притворе иконы, певцов и молящихся. Затем, отдав кадило, диакон, а в случае его отсутствия священник, читает молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя», «Еще молимся о великом Господине», «Еще молимся о еже сохранитися граду сему». После первого прошения хор поет «Господи, помилуй» 40 раз, после второго – 50 раз и после
третьего – 3 раза. По произнесении прошения «Еще молимся о еже услышати», хор поет трижды «Господи, помилуй», а священник про себя поминает всех поименно, кого желает, живых и умерших, и затем читает молитву «Услыши ны, Боже». Хор: «Аминь»; священник: «Мир всем!»; диакон: «Главы наша Господеви приклоним»: верующие преклоняют головы. Священник громко читает молитву «Владыко Многомилостиве», по окончании которой духовенство из притвора
храма шествует на его середину против царских врат, где устанавливается стол, на котором на специальном подносе полагаются пять хлебов, пшеница, вино и елей. В это время хор поет стихиры на стиховне. Затем читается «Ныне отпущаеши», Трисвятое по «Отче наш», трижды поется тропарь – в воскресенье «Богородице, Дево, радуйся» и в праздничные дни – тропарь празднику. При пении тропаря диакон трижды кадит вокруг стола с указанными выше дарами, потом священника и снова стол,
теперь спереди. По окончании пения тропаря он возглашает: «Господу помолимся», хор: «Господи, помилуй». Священник в это время берет один хлеб, делает им над прочими хлебами знак креста и, не целуя его, полагает поверх прочих, а затем громко читает молитву «Господи, Иисусе Христе». При произнесении слов ее «Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей» он не благословляет их, но
лишь на них указывает. Хор: «Аминь», «Буди имя Господне» (трижды) и псалом 33 до
слов «не лишатся всякаго блага». Священник восходит на солею и с нее со словами
«Благословение Господне на вас» благословляет предстоящих. Чтец: «Аминь» и читает
шестопсалмие.
Лития на бдение в воскресные дни обычно не совершается, если нет святого или
праздника со всенощным бдением.
По окончании ее священник входит царскими вратами в алтарь, и они по прочтении чтецом слов «Слава в вышних Богу» закрываются. Хлебы, освященные на литии, уносятся диаконом в алтарь.
По прочтении трех первых псалмов священник выходит на солею и читает 12 утренних молитв. После шестопсалмия великая ектения, пение стиха «Бог Господь» (четырежды) и тропарей: в воскресенье воскресного, в праздник празднику. Тропарь поется дважды, «Слава» – святому дня, «И ныне» – Богородичен по гласу тропаря святому.
По окончании тропарей две кафизмы, после каждой из которых ектения и чтение
седальнов. Затем отверзаются царские врата и начинается каждение всей церкви при
пении стихов из псалмов 134 и 135 «Хвалите имя Господне».
По Уставу полиелей полагается в Вербное воскресенье, Неделю о Фоме и Пятидесятницу вместе с величанием, в три воскресенья перед Великим постом с пением псалма 136 и от 21 сентября до 20 декабря. Во все прочие воскресные дни от Сырной недели до Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, если не случится особый праздник, полиелей заменяется «непорочными» (Типикон, гл. 17). Обычно же полиелей поется в воскресные дни всего года. После него в эти дни поются тропари «Ангельский собор»
с припевом «Благословен еси, Господи».
В праздники Господние, Богородичные и святых во время пения полиелея или перед пением его из алтаря на середину храма выносится икона праздника или святого. Чаще всего она полагается на аналое перед началом богослужения. Перед ней совершается каждение с обхождением вокруг аналоя один раз.
По окончании пения полиелея духовенство перед праздничной иконой поет величание, затем хор или хоры поют положенное величание с избранными стихами из
псалмов. По обычаю, в это время совершается каждение алтаря и всего храма. Затем
хор поет «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (дважды). В третий раз припев и величание поют перед иконой священнослужители.
После тропарей в воскресные дни и величаний в дни праздничные произносится
малая ектения, оканчивающаяся возгласом «Яко благословися Имя Твое», и поются
ипакои? Октоиха рядового гласа и антифоны степенны – также во глас Октоиха. В
праздничные дни седален из Минеи, первый антифон степенный 4-го гласа «От юности
моея».
Затем прокимен воскресный или праздника. Священник произносит возглас «Яко
свят еси»; хор: «Аминь», священник или диакон: «Всякое дыхание», «И о сподобитися
нам». Священник читает воскресное или праздничное Евангелие. В дни праздничные за
всенощным бдением все молитвословия и чтение Евангелия от полиелея до канона совершаются перед иконой посреди церкви.
После Евангелия поется «Воскресение Христово видевше», читается псалом 50 и
поются стихи на «Слава» – «Молитвами апостолов» или такого-то святого, на «И ныне» – «Молитвами Богородицы», «Помилуй мя, Боже», «Воскрес Иисус от гроба», а в праздники – стихира из Минеи. В воскресные дни во время пения «Воскресение Христово видевше» диакон или священник в преднесении зажженной свечи выносит Святое Евангелие для поклонения ему народа.
Затем диакон или священник возглашает «Спаси, Боже, люди Твоя», хор: «Господи,
помилуй» (12 раз), священник: «Милостию и щедротами»; хор начинает петь канон. В
дни воскресные поется ирмос – начальная песнь канона, затем читаются тропари канонов воскресного, крестовоскресного, Богородичного и святому, случившемуся в этот день; а в заключение, по Уставу, полагается петь катавасию. После 3-й и 6-й песней канона – малая ектения, а после 8-й – «Честнейшую». В праздничные дни поется два канона: первый канон Богородичный, второй из Минеи, а катавасия по Уставу. После 3-й и 6-й песней, как и в дни воскресные, произносится малая ектения, а после
8-й в великие праздники вместо «Честнейшую» поются особые припевы, которые прилагаются ко всей 9-й песни. В праздники во время пения канона совершается елеопомазание молящихся. В воскресенье после 9-й песни поются стихи «Свят Господь Бог наш», читаются светильны и хвалитные псалмы и поются стихиры на «Хвалите». Две последние стихиры поются на «Слава» и на «И ныне». В воскресные дни, кроме Недели ваий и Пятидесятницы, на «И ныне» поется всегда одна и
та же стихира – «Преблагословена еси, Богородице Дево», а в праздничные – стихира по Уставу. При пении последней стихиры на «Хвалите» открываются царские врата, если они уже были закрыты по окончании целования верующими Евангелия или иконы, а по окончании ее священник возглашает
перед престолом: «Слава Тебе, показавшему нам свет» – и поется великое славословие и «Святый Боже». Затем в нечетные гласы Октоиха – 1-й, 3-й, 5-й и 7-й – поется воскресный тропарь «Днесь спасение миру бысть», а в четные – 2-й, 4-й, 6-й и 8-й – «Воскрес из гроба». Следуют сугубая и просительная ектении и великий отпyст в царских вратах с предшествующими молитвословиями. Пением «Великаго Господина и Отца нашего» утреню заканчивает
хор, царские врата и завеса закрываются. Священник и диакон в алтаре далее действуют как при служении повседневной утрени. На клиросе читается первый час, по окончании его в воскресенье поется «Взбранной Воеводе», а в великие праздники – кондак празднику и совершается малый отпyст.
В главе 2 Церковного устава есть определенные указания на соборное совершение
всенощного бдения: «Егда бывает (на бдении) полиелей» и «облачаются настоятель во
святилищи и вси священнослужители в фелони по обычаю». По пении величания «ектениа малая глаголется, и седальны поются, и входят вси священнослужители во святый алтарь, и изоблачаются священных одежд» «точию держай чреду иерей остается во облачении к прочитанию Евангелия» (и этот иерей до и после полиелея совершает бдение один). После седальнов полагается «чтение», но оно обычно опускается, и священнослужители входят в алтарь и разоблачаются по прочтении Евангелия и после помазания
самих себя елеем, причем Евангелие читает первенствующий, он и помазывает верующих елеем, если и не всех, то некоторых из предстоящего народа. Существует обычай, по которому лития также совершается соборне. При наличии двух и более пресвитеров и даже без диакона, если его не имеется, соборным служением может совершаться и Божественная литургия.
Настоятель при соборных богослужениях предстоятельствует пред прочими свя-
щенниками той же церкви, а иерей уступает место протоиерею. Священник, не имеющий набедренника, должен уступать место награжденному набедренником священнику. Так же в отношении и других наград. Учитывается и старшинство служения в священном сане. Когда соборне служат лица равной иерархической или служебной степени и ученого звания, первенствует ранее рукоположенный или получивший протоиерейство, камилавку и другие церковные награды, то есть старшинство предоставляется тому, кто имеет высшее отличие, а при равенстве
– раньше рукоположенному в сан священника или высшему по богословскому образованию. Протоиереи митрофорные, кроме преимущества чести при богослужениях с другими немитрофорными протоиереями, других привилегий не имеют, и богослужения при их участии совершаются по обычному порядку, как при соборных служениях иерейских.
Пастыри должны всячески избегать споров о месте у престола Господня, помня заповедь Спасителя «кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» (Лк. 22, 26). Священнослужители всегда должны помнить ответ Спасителя на просьбу матери сыновей Зеведеевых посадить одного из них по правую сторону Его, а другого – по левую в Царстве Его. «Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите... дать сесть у Меня по правую сторону и по левую не от Меня зависит, но кому уготовано
Отцем Моим» (Мф. 20, 22-23).