Но
в самой глубине этой радостной свежести тяжелым камушком таилось зерно
тревоги. Филант. Нужно понять смысл его появления - и чем скорее это
произойдет, тем лучше. Филант – редкий боец,
на создание такого Наставник – Мастер поединка – может потратить годы и
годы кропотливого труда. Сейчас таких Наставников нет – вернее, есть один
единственный, все тот же 90-летний мастер Кайри.
Сергей помнил Кайри. Когда-то, во времена
далекой молодости, на курсах в Школе Трансформации он обучался у него
искусству поединка. Это было тяжелое, жесткое, трудное обучение,
хотя в ходе обучения и не проводились соревнования – свободные бои.
В этом заключается диалектика обучения
боевому искусству – есть три метода определения достигнутого бойцом
мастерства, и каждый из них имеет свои недостатки и достоинства. Первый
путь – самый жестокий. Мастерство подтверждается в свободном поединке.
Боец, участвующий в поединке, свободен от правил и условностей, а также
от ответственности за нанесение увечий и даже за смерть противника.
Путь этот жесток и фатален – на этом пути выживает сильнейший, но зачем
Империи один супервоин? Империи нужны легионы сильных бойцов, она не может
позволить себе убийство бойца, обучение которого стоит немалых денег ее
Народу. Второй путь – путь спортивного
«окультуривания» боевого искусства. На этом пути вырастают
спортсмены, не умеющие проводить самые эффективные приемы, наносить
противнику максимально увечащие удары – такими их делают
правила-ограничения спортивного единоборства.
Третий Путь обучения – Путь, которым пошла система подготовки бойцов
Империи – отсутствие соревнований, отсутствие свободных поединков,
формирование в бойцах инстинктивных реакций и форм перемещения в частично
обусловленных схватках. Находясь в состоянии динамической медитации,
боец сначала медленно, потом все быстрее и быстрее – по мере формирования
автоматизма, по мере приобретения инстинкта – проводит ту или иную
последовательность движений, контролируя окончательную фазу своего удара –
не доводя удар до соприкосновения с жизненно-важными точками на теле
противника. В обусловленном спарринге удары не доводятся до своего
окончательного завершения, до идеальной формы – идеальная форма
отрабатывается на снарядах. В бою же сформированная на снарядах
идеальная форма, соединенная с наработанным в условных поединках навыком
взаимодействия с противником, подкрепляется стрессом реальной схватки, и в
ударах, бросках, заломах и удушениях выпадают, исчезают те миллиметры,
которые и отделяют условный учебный бой от реальной
схватки. Обучающиеся боевым искусствам
необходима оценка их мастерства – и такой оценкой является знак,
присваиваемый бойцу Наставником по мере его совершенствования. Кайри
присваивал знаки своим ученикам каждые полгода.
Сергей помнил, как все происходило – такие
минуты не забываются и подолгу хранятся в тайниках памяти. В
этот день ученики приносили присвоенные им ранее знаки, и в начале занятий
отдавали их Наставнику – все бойцы фактически становились на один уровень
мастерства, и только Наставник имел право решать, кто из них и чего
достоин. В конце занятия каждый из них
из рук Наставника получал знак – и совсем не обязательно этот знак
соответствовал следующей ступени мастерства в иерархии школы. Иногда
боец получал обратно знак, который отдавал Мастеру в начале занятий.
Бывало и так, что полученный им новый знак соответствовал более низкой
ступени, чем тот, который был присвоен ему полгода назад. Здесь-то и
проверялся бойцовский характер ученика – ведь побеждает не тот, кто не
падает, а тот, кто находит в себе силы встать после падения. Кроме того,
всегда остается вероятность того, что «понижение» - это проверка
характера, а вовсе не оценка труда и достижений бойца. Мастер поединка
воспитывает своих бойцов различными методами – он может годами не вручать
ученику следующего знака, воспитывая, закаляя его стойкость и мужество.
Внезапное вручения знака, соответствующего неожиданно высокой степени
мастерства, компенсирует ученику его самоотверженную работу над собой в
условиях беззаветного, беспросветного труда.
Сергей помнил, как завершилось его обучение боевым искусствам. Несколько
лет подряд он не получал из рук Учителя нового знака, и совсем не был
удивлен, когда на очередной сдаче по окончании занятия получил из рук
Наставника более низкий знак – по сравнению с тем, что он принес на
занятие. Удивило его другое – вручая знак, Мастер попросил его
задержаться. Состоявшийся тогда короткий
разговор Сергей будет помнить всю свою жизнь.
- Сережа, - произнес Кайри, взглянув на Сергея, - твое обучение боевым
искусствам сегодня закончилось. Обиды не было
– Сергей давно был готов к такому концу. Было удивление – он никогда не
видел Кайри вне зала, и никогда не предполагал, что у него может
быть такой мягкий и добрый взгляд. - Ты
знаешь, человек по мере своей жизни должен стремиться пройти свой Путь –
путь семи ступеней Золотой Лестницы, - продолжал Кайри. - Человек
должен стремиться выбраться, вылупиться из своей первичной ипостаси,
из состояния Торговца, в котором он приходит на этот свет. Человек – кем
бы он ни был, мужчиной или женщиной, должен стать Воином, и к концу
своей жизни подняться на ступень Жреца. Лучшим из нас предстоит со ступени
Жреца навечно шагнуть в Единого, соединиться с Гамаюном. Все это не раз ты
слышал от своих Наставников, на многих пройденных тобой курсах
Школы. Сейчас ты услышишь то, что вряд ли тебе скажет кто-нибудь
другой – но прежде ответь мне на такой вопрос: может ли стремление к
идеалу идущего по ступеням превратиться в барьер на его
Пути? Ответ был ясен – вопрос всегда содержит
в себе как минимум половину ответа. Правильным ответом было – да,
может. Но Сергей не знал почему, как? Они
поняли друг друга без слов. Кайри продолжил: -
Да, ты прав, конечно может, и сейчас я поясню, как. Дело в том, что
Идеальный Торговец никогда не станет Воином, Идеальный Воин – никогда не
станет Жрецом. А идеальный Жрец никогда не сольется с Гамаюном. Во всех
случаях стремление к идеалу приводит к невозможности дальнейшего
прогресса, продолжения Пути. Нужны ли тебе
еще какие-нибудь слова?
В этот момент Сергей почувствовал значение
фразы «пелена спала с его глаз». Наверняка нечто подобное испытывали
древние ученики в буддистских монастырях, когда они постигали (не находили
решение, а именно постигали) смысл коана, заданного им их Наставником.
Сергей поднялся, глубоко поклонился своему теперь уже бывшему Наставнику,
и вышел из тренировочной зоны Центра Боевой Подготовки.
Сделайте Вашему другу подарок -
подпишите его на рассылку!