Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Евреи, христиане и Слово Бога

  Все выпуски  

Евреи, христиане и Слово Бога


У НОГ МЕССИИ

«у неё была сестра, именем Мирьям (Мария), которая села у ног Йешуа и слушала слово Его.» (Лук. 10:39)

В древнем Израиле учили: "... Пусть будет дом твой домом собрания мудрых, и пусть покрывает тебя пыль ног их, и пей с жадностью слова их." (Пиркей Авот, гл. 1, м. 4)

Рав Шауль говорил, что он учился у ног Гамлиэля (Гамалиила): «я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне.» (Деян. 22:3)

ПОСВЯЩЕНИЕ

«Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.» Рим. 12:1-2

Обратите внимание, как рав Шауль обращается к верующим: "Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим..." Он не пишет: вы должны, вы обязаны, а именно так: "... умоляю вас, братия, милосердием Божиим..."

Бог умоляет нас через апостола, как отец своих детей!

Есть параллель между словами Шауля и Эстер (Есфирь), когда она умоляла царя за свой народ:

«И продолжала Есфирь говорить пред царем и пала к ногам его, и плакала и умоляла его отвратить злобу Амана Вугеянина и замысел его, который он замыслил против Иудеев.» Есф. 8:3

О милосердии Божьем.

«Воспомяну милости Господни и славу Господню за все, что Господь даровал нам, и великую благость [Его] к дому Израилеву, какую оказал Он ему по милосердию Своему и по множеству щедрот Своих.» Ис. 63:7

«по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось.» Пл. Иер. 3:22

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения,» 2 Кор. 1:3

УЧЕНИЧЕСТВО

«и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.» (2 Тим. 2:2)

Мы видим, как по цепочке передавалось учение: от рава Шауля к Тимофею, от Тимофея - к верным людям, от них - другим...

В древнем Израиле учили: "... воспитывайте (букв.: ставьте на ноги) побольше учеников..." (Пиркей Авот, гл. 1, п. 1)

«Р. Цвейг обращал внимание на то, что слово на иврите, используемое здесь (в Пиркей Авот – прим. В.Н.) для «воспитывайте – «hаамиду», буквальный перевод которого – «поставить на ноги». Не только учить учеников тому, что вы хотите сказать, создавая копии самого себя… Необходимо поставить их на ноги… и создать их личные, уникальные, отношения с Торой. Это отличительные признаки еврейского воспитания.» (The Age of Wisdom by rabbi Dovid Rosenfeld http://www.torah.org/learning/pirkei-avos/chapter1-1c.html)

("R. Zweig noted further that the Hebrew word used here for "raise" is "ha'amidu" -- which literally means "cause to stand." Do not just teach students what you have to say, creating carbon copies of yourself (to use a rather dated expression). Cause them to stand on their own feet -- to question, to think for themselves, and to establish their own unique relationship with the Torah. These are the hallmarks of Jewish education." (The Age of Wisdom by rabbi Dovid Rosenfeld http://www.torah.org/learning/pirkei-avos/chapter1-1c.html))

МОЛИТВА МОИСЕЯ (ПС. 89) - ЕВАНГЕЛИЕ МОИСЕЯ

«Молитва Моисея, человека Божия. Господи! Ты нам прибежище в род и род. Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог. Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!" Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и [как] стража в ночи. Ты [как] наводнением уносишь их; они - [как] сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает; ибо мы исчезаем от гнева Твоего
и от ярости Твоей мы в смятении. Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего. Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук. Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим. Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего? Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое. Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши. Возвесели нас за дни, [в которые] Ты поражал нас, за лета, [в которые] мы видели бедствие. Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя; и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.» (Пс. 89:1-17)

В первых строках мы читаем о величии Творца, о том, что Он - наша защита, и о ничтожности и греховности человека перед Ним.

4 Ты возвращаешь человека в тление - в другом переводе: человека Ты сокрушаешь (Ты возвращаешь человека до сокрушения) (Слово "дака" можно перевести как "сокрушение", "страдание", "прах", "пыль" (http://www.mili.org.il/index.php?section=articles_zoom¶ms[cat_id]=PSALMY¶ms[parent_cat_id]=PSALMI&TAG=psalom90)

Всевышний возвращает человека до сокрушения, чтобы побудить его сделать тшуву (покаяние).

4 "Ты возвращаешь человека в прах" – распространенное чтение, безукоризненное с точки зрения языка: "Ты доводишь человека до отчаяния, и говоришь: Раскайтесь сыны человеческие", с пониманием – Ты, Всевышний ниспосылаешь страдания человеку для того, чтобы тот раскаялся (Руах Хаим)."

12 "Научи нас исчислить число лет наших, даруй мудрость нашим сердцам" – за краткостью лет нашей жизни мы умираем, так и не достигнув совершенства, для которого мы были созданы. А потому мы просим поведать нам сроки нашей жизни, чтобы не растратить ее на пустяки (Мальбим)." (Примечания М. Левинова к Теhилим http://machanaim.org/tanach/n4-thil/indn4_090.htm)

"... Моисей молит Бога научить "счислять дни" - дорожить днями жизни для приобретения благочестия и укрепления в мудром и достойном следовании Его заповедям." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)

17 в деле рук наших споспешествуй нам - досл.: дело рук наших утверди

"Утверди творение рук наших, дело рук наших утверди" – один раз во времена Моше, второй раз во времена Машиаха, – речь идет о Третьем Храме (Радак)." (Примечания М. Левинова к Теhилим http://machanaim.org/tanach/n4-thil/indn4_090.htm)

В этой молитве есть две главные темы: призыв к тшуве (покаянию) и хесед (милость) Всевышнего (стих 13 и далее). Молитва Моисея похожа на благовестие.

«и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.» (Мф. 3:2)

«Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Йешуа Мессию (Иисуса Христа), Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века. Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам;» (Деян. 3:19-22)

http://messianicministry.info

ПАЛАТА ТЕСАНЫХ КАМНЕЙ (ЛИШКАТ а-ГАЗИТ)

«Пилат, услышав это слово, вывел вон Йешуа (Иисуса) и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по - еврейски Гаввафа.» (Ин. 19:13)

Что нам известно об этом судилище?

"Гаввафа (возм., происходит от евр. габбахат, "лысина", или от арам. габбета, "возвышение", "высота"), каменный помост (греч. литостротон), находившийся рядом с преторией (резиденцией наместника) Пилата в Иерусалиме (Ин 19:9,13)." (Библейская энциклопедия Брокгауза http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_bible/918/%D0%93%D0%B0%D0%B2%D0%B2%D0%B0%D1%84%D0%B0)

Лишкат а-газит - это "один из шести залов Храма, построенный в виде большой базилики (Йома XXV). Назывался он "Л.Г.", так как выстроен был из обтесанных камней. В Л. Г. заседал Суд семидесяти одного, ежедневно от зари до сумерек. Там же заседал Великий Синедрион и судил когенов (решал, пригодны ли они для службы в Храме). Коген, признанный непригодным для богослужения из-за какого-либо физического порока, облачался в черные одежды и удалялся. Коген, в котором не находили порока, облачался в белые одежды и принимал
участие вместе с другими в Храмовой службе. Такому безупречному когену устраивали празднество и благословляли: "Благословен Всевышний, благословен Он, ибо не обнаружилось порока в потомстве Аарона; и благословен Он за то, что избрал Аарона и его потомство служить пред Господом в Доме Святыни Святынь" (конец трактата Мидот)." (Энциклопедия иудаизма http://www.judaicaru.org/encycl/encycl.html)

"В Мишне о Великом Синедрионе говорится как о собрании мудрецов, созывавшемся в Храме, в так называемой Палате тесаных камней, дважды в день (приблизительно в 7.30 утра и в 3.30 дня) и никогда не созываемом в ночное время, в субботу и праздники или в канун их. Это было собрание, «от которого закон исходил на весь Израиль» (Санх. 11:2; Тосеф., Санх. 7:1) и которое служило высшей инстанцией в вопросах Галахи; нарушившему его постановления ученому (закен мамре) выносился смертный приговор (Санх., там же). Были
очерчены пределы компетенции Синедриона: «Колено, лжепророк или первосвященник могут судиться только судом семидесяти одного; не могут посылать людей вести войну [которой можно избежать], кроме как по решению суда семидесяти одного; не могут ничего добавлять к городу [Иерусалиму] или дворам Храма, кроме как по решению суда семидесяти одного; не могут учреждать Синедрион для различных колен, кроме как по решению суда одного и семидесяти; не могут провозглашать ни одного города (ир ха-ниддахат; ср. Втор. 13:13–19),
кроме как по решению одного и семидесяти» (Санх. 1:5). Устанавливается, что испытание искупительной водой и обряд эгла ару фа (см. Искупление) могут совершаться только под надзором высшего бет-дина в Иерусалиме (Сота 9:1)." (Электронная еврейская энциклопедия http://www.eleven.co.il/article/13815)

"Большой Сангедрин заседал в помещении, которое называлось «лишкат-ха-газит», палата из тесаных камней. Это помещение находилось наполовину на территории, которая обладала святостью - собственно на территории Храма, на которой никому не было позволено сидеть. А другая половина была за пределами Храма, где уже можно было сидеть. Поэтому помещение было как раз на границе, а сидели они на той половине, где можно было сидеть. Потому что во дворе Храма, в «Азара», мог сидеть только один человек, а именно – царь
из потомков Давида." (Лекции З. Дашевского http://www.machanaim.org/ustntora/_da_nez/nez04-2a.htm)


"За сорок лет до разрушения Иерусалима Синедрион был изгнан (из Палаты Тёсаных Камней) и расположился на месте, где производилась торговля. (Шаббат 15а) (Джон Фишер, др. философии и богословия. КОММЕНТАРИИ РАВВИНОВ К МЕССИАНСКИМ ПРОРОЧЕСТВАМ http://www.tikvaisrael.com/art_rabtolk.html)

Из книги Йеhуды hа-Леви "Хазар"

"28. Сказал мудрец: Воистину, корень премудрости находится в ковчеге (завета), который можно уподобить сердцу, и там (в ковчеге) десять заповедей со (всем) вытекающим из них, и это есть Тора при (ковчеге), как сказано: "И помести его при ковчеге завета Господнего" (Речи 31, 26). И оттуда исходят две премудрости: премудрость Торы, носителями которой являются священнослужители, и премудрость пророчества, носителями которой являются пророки. Они служили советниками, которые предупреждали и предостерегали народ
и напоминали ему. И они - голова народа.

29. Сказал хазар: В таком случае вы теперь являете собой тело без головы и без сердца.

30. Сказал мудрец: Твои слова справедливы. Вернее сказать, даже не тело, а разбросанные кости, наподобие сухих костей, виденных (пророком) Йехезкелем. Но при всем том, царь хазарский, кости, сохранившие следы жизни и служившие некогда вместилищами для головы и сердца, для духа и души и разума, - они лучше изваянных из камня и известняка тел с головой и глазами и ушами и всеми членами, в которых никогда не пребывал дух жизни и впредь никогда не пребудет. Внешне напоминая очертания человеческие, они человеком
не являются." (Йеhуда hа-Леви. Хазар, ч. 2 http://www.machanaim.org/ustntora/e_antal/rihal.htm)

В избранное