«Начальнику хора. Псалом Давида. Небеса проповедуют славу Божию, и о
делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает
знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле
проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище
солнцу, и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как
исполин, пробежать поприще: от края небес исход его, и шествие его до края их, и
ничто не укрыто от теплоты его. Закон Господа совершен, укрепляет душу;
откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят
сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает
вовек. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже
множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими, в
соблюдении их великая награда. Кто усмотрит погрешности свои? От тайных [моих]
очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда
я буду непорочен и чист от великого развращения. Да будут слова уст моих и
помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и
Избавитель мой!» (Пс. 18:1-15)
2 Небеса проповедуют славу Божью - иврит: а-шамаим месаприм
кевод Эль. Интересно, что в мидраше слово "лесапер" переводят от слова
"сапир". Получается такой перевод: небеса своим сиянием сообщают славу
Божью.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их - "три
голоса разносятся от края до края Вселенной, но их никто не слышит: голос
солнца, голос дождей, и голос души, оставляющей тело (Пиркей деРабби Элиэзер)."
(Из комментариев Меира Левинова к Псалмам http://machanaim.org/tanach/n1-thil/indn1_019.htm)
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова
их - апостол Павел писал: «Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по
всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.» (Рим.
10:18)
8
"Закон Господен совершенен” – все пострадало от разрушения Храма,
кроме Торы, она осталась совершенной (рабби Буним).
"Возвращает силы душе” – даже если душа отсечена от корня
своего, изучение Торы позволяет восстановить связь (Нефеш hаХаим). (Из
комментариев Меира Левинова к Псалмам http://machanaim.org/tanach/n1-thil/indn1_019.htm)
"Повеления Господни истинны” – и справедливы. Сложим страдания
праведника в этом мире с благом, которое он получает в мире грядущем, и сравним
с благами злодея, полученными в этом мире, с предстоящим ему в мире грядущем. Мы
убедимся, что приговоры Всевышнего абсолютно справедливы (Ибн
Эзра). (Там же)
11 - они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и
капель сота - суды Господни сравниваются с золотом, они лучше даже множества
самого чистого золота (иврит: паз), слаще меда и сотового меда (нофет
цуфим)
«Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото,
подобен чистому стеклу.» (Откр. 21:18)
«А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были
из одной жемчужины. Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло.» (Откр.
21:21)
12 и раб Твой охраняется ими- иврит: гам авдеха
низhар баhем. Слово "низhар" происходит от
слов: "зhирут" (осторожность) и "зоhар" (сияние). Таким
образом, можно перевести приведенные выше строки стиха 12 так: и раб Твой
воссиял от них.
Этот Псалом можно разделить на две части: в первой части рассказывается о
небесах и солнце, во второй - о Торе. "Вопрос о связи двух половин этого псалма
обсуждается (как уже говорилось) многими комментаторами, - читаем в комментариях
Зеева Дашевского. - Они дают такого рода объяснения. Раши говорит, что
солнце светит, и Тора тоже светит, и поэтому, когда говорится о свете, естествен
переход от света физического к свету духовному. На этом Раши не останавливается,
и приводит другое объяснение, которое говорит так, что солнце жжет, не
спрячешься от его зноя. И это образ будущего суда над грешниками, и мук
Преисподней, которые их ожидают. А Тора спасает от этих мук. Таким образом, Раши
предлагает нам два объяснения, в общем-то, противоположного свойства. По первому
объяснению первая половина и вторая половина параллельны, а по второму
объяснению они антипараллельны. То есть, если в первом варианте Тора похожа на
солнце, то во втором варианте Тора противоположна солнцу: от солнца нужно
беречься и Тора как раз помогает от этого спастись.
Радак (которого мы редко вспоминаем при изучении Псалмов в отличие от его
комментариев к ранним пророкам) дает некую линию, которая для нас представляется
слишком метафизической, он говорит так, что как небо и солнце свидетельствуют о
мудрости Всевышнего и Его славе, так и Тора и народ Израиля так же
свидетельствуют о Его величии, то есть - два свидетеля. Правда, Радак почему-то
стесняется сказать, что Тора свидетельствует о мудрости и славе Всевышнего, а
говорит, что она свидетельствует о Его "мудрости и прямоте". При этом, есть
такое высказывание мудрецов что слава - это ничто иное, как Тора, а Тора - это
ничто иное, как слава или достоинство. Во всяком случае, мы видим, что Радак,
хотя он комментирует по-другому, чем Раши, но он говорит, что здесь солнце
вместе с небом и Тора приведены подряд потому, что они - два свидетеля, которые
нам что-то сообщают о свойствах Творца. Радак тоже приводит второе объяснение и
говорит, что как солнце дает жизнь миру, дает жизнь телу, так Тора дает жизнь
душе." (Зеев Дашевский. Лекции по Псалмам http://machanaim.org/tanach/_d_psalms/ps19-20.htm)
Этот Псалом читается в начале утренней молитвы в Шаббат и в
праздники.
«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня
благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать
пленным освобождение и узникам открытие темницы,» (Ис. 61:1)
помазал - иврит: машах. От слова "машах" - машиах
(помазанник). Помазанниками были цари, священники, пророки. Йешуа - и
Царь, и Первосвященник, и Пророк. Он - Помазанник, Мессия, hа-Машиах.
«проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога
нашего, утешить всех сетующих,» (Ис. 61:2)
проповедывать лето Господне - шнат рацон л'Адонай.
Пятидесятый год - юбилейный год.
Юбилейный год (йовель)был большим благословением для Израиля:
объявлялась свобода на земле для всех жителей, не нужно было ни сеять, ни жать,
объявлялcя
возврат земельных наделов, освобождение
рабов...Йовель назван священным в Торе. Подробнее: http://messianicministry.info/iovel.htm
«возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся
украшение, вместо плача - елей радости, вместо унылого духа - славная одежда, и
назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его.» (Ис.
61:3)
Автор использует много разных источников. Кстати, издана
в Харькове в 1888г. Уникальная редкость. Спасибо служителям
Московской Духовной академии за возможность ознакомиться с
книгой.